Научная статья на тему 'Организация работы с детьми группы «Педагогического риска» начальной ступени обучения'

Организация работы с детьми группы «Педагогического риска» начальной ступени обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харисова Альфия Муллыевна

В статье рассматривается проблема организации работы с детьми «группы риска» в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы с детьми группы «Педагогического риска» начальной ступени обучения»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

сковья» 2010; «Юные таланты Московии» - победители и призеры на протяжении 10 лет. Хоровой коллектив «Доминанта» - имеет звание «Образцовый коллектив». Результаты внедрения музыкально-эстетического образования дало возможность гимназии проводить мероприятия обучающего, развивающего и патриотического характера на высоком эстетическом уровне.

По независимым оценкам результатов деятельности гимназия занимает лидирующее положение среди образовательных учреждений города. Гимназия конкурентоспособна на рынке образовательных услуг. При выборе школы, родители первоклассников предпочитают гимназию, как лучшее образовательное учреждение города Краснознаменска.

На базе гимназии с 2008 года работает федеральная экспериментальная площадка «Сетевое взаимодействие педагогов-новаторов и экспериментаторов».

Основной задачей экспериментальной площадки является распространение эффективного опыта музыкально-эстетического образования через:

- сетевое общение: сайт гимназии www.gumnazia.ru,

- через публикации в научно-педагогических изданиях: «Муниципальное образование: Инновации и эксперимент», «Эксперимент и инновации в школе», «Инновационные проекты и программы в образовании», «Сборник методических материалов по проведению мероприятий музыкально-эстетического направления»,

- школьную газету «Гимназический вестник».

Гимназия № 1 - это не просто школа новейших технологий и знаний, это творческая мастерская, источник духовной силы, это лучший коллектив, добившийся высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения. С 1993 года гимназия № 1 экспериментирует и внедряет новые стандарты в обучении и воспитании.

J

Л

Харисова А. М.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

группы «педагогического риска» начальной ступени обучения

_________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации работы с детьми «группы риска» в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, развивающие задачи, образовательный результат.

Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярского» - адаптивная школа. Структура начальных классов представлена в виде гимназических, традиционных, компенсирующих, специальных (коррекционных)классов и предусматривает передвижение учащихся по горизонтали.

Вся деятельность школы направлена на реализацию личностно-ориентированной педагогики, на сохранение, укрепление здоровья, развитие способностей и самореализацию учащихся. Это возможно только при успешном, слаженном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса [4, 5, 7].

Особого внимания требуют к себе дети, испытывающие трудности в учении, «дети педагогического риска», «трудные дети» [1,2 3, 6].. Организация обучения в специальных (коррекционных) и компенсирующих классах предполагает усвоение детьми риска различных категорий базовых знаний на уровне государственных стандартов и помогает решить проблемы социализации таких детей. Для реализации принципа личностноориентированной педагогики на базе интегрированных знаний о ребенке мы используем модуль функциональ-

ного влияния субъектов коррекционно-развивающего обучения. Субъектами процесса являются родители, ребенок, учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель, логопед, учитель физического воспитания, детский коллектив, медсестра, сотрудники школы, администрация. Каждый субъект решает свои задачи, находясь в непрерывном взаимодействии с остальными.

Постоянными задачами педагогов являются:

- глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, характера отклонения в развитии и определение направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода;

- последовательная индивидуализация обучения;

- реализация личностного подхода, предусматривающая максимальное стимулирование развития каждого школьника и педагогизацию всех сфер личностно значимых для него воспитательных направлений;

- целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы.

Реализация задач коррекционно-развивающего обучения предполагает новый качественный уровень профессиональной подготовки и учителя, и воспитателя в группе продленного дня, социального педагога и,

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

в частности, включения в эту подготовку необходимых знаний по психогигиене и психотерапии.

Так, учитель решает образовательно-развивающие задачи на основе диагностики учебно-познавательных возможностей школьников. Планирование учебной работы строится на основе рационализации обучения, и на этой основе используются резервы, скрытые как в структурировании содержания учебного материала, так и в методике обучения.

Установлено, что характер и результат учебной деятельности ребенка непосредственно предопределяют его психическое самочувствие, что является в одним из важных факторов, влияющих на формирование его развития и здоровья. В практике нашей школы находят подтверждение теоретически объективные психолого-дидактические условия организации учебной деятельности учащихся компенсирующих и специальных (коррекционных) классов, позволяющие обеспечить его лечебный и коррекционный эффект. В их числе: построение содержания учебной работы с ориентацией на «зону ближайшего развития школьников», включение в процесс обучения различных форм фронтальной и дифференцированной помощи учащимся: оценка результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности.

Психологи установили, что овладение учащимися программным материалом зависит от личности учителя, от его манеры изложения. Искусство улыбки, интонации голоса, поощрение взглядом - все это слагаемое психогигиенического воздействия на ученика.

Основу педагогической психотерапии составляют педагогическая этика, гуманное отношение к ученику. Главное в коррекционной педагогике - гуманизация воспитания и обучения. Создать мажорное настроение, атмосферу раскрепощенности и творческого учения с удовольствием, с чувством защищенности и равенства, свободного выбора - все это не только основа гуманной педагогики, но и ядро психотерапевтического межличностного общения между субъектами коррекционно-развивающего обучения. Личностный подход к ребенку, глубокое понимание его индивидуальных особенностей развития, причин затруднений в учебе и отклонений поведения - основа эффективности коррекционных воздействий.

Происходит это потому, что методика коррекционного обучения подчинена пробуждению у слабого ученика уверенности в себе, стимулированию его познавательной активности, обеспечению его успешной деятельности. Эмоциональное благополучие, чувство защищенности, которое возникает и закрепляется у детей, становятся решающим условием душевного здоровья школьников, исключает появление тревожности, вторичных невротических отклонений, формирует активную жизненную позицию, адекватную самооценку школьников.

Воспитание и обучение учащихся коррекционных классов идет в сопровождении психолога. Психолог изучает психологические, индивидуальные особенности ребенка, направляет работу педагогов с помощью рекомендаций и консультаций. Ежегодная диагностика посещения уроков и занятий позволяют говорить о динамике в развитии, о путях коррекционной работы отдельно с каждым ребенком. Тренинговая работа пси-

холога с педагогическим коллективом (не реже одного раза в год) служит повышению психологической грамотности педагогов. Отработке приемов работы с детьми, имеющими трудности различного характера. Кроме этого, психолог школы проводит индивидуальную и групповую работу конкретно с детьми.

Социальный педагог взаимодействует с семьей и способствует социальной адаптации ребенка. В школе работает кружок для учащихся с девиантным поведением, где дети осваивают различные способы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретают социальную компетентность.

Во всех классах компенсирующего и специального (коррекционного) обучения открыты группы продленного дня, в которых воспитатель создает условия для нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, развития коммуникативных свойств личности. Отдельно планируется воспитательная работа с «трудными» детьми, с семьей. Конечно, уровень воспитанности в процентах проследить невозможно. Но необходимо отметить, что учащиеся нашей школы отличаются непосредственностью, открытостью, они доброжелательны, вежливы, достаточно внимательны к окружающим.

Развитию и самореализации личности ребенка способствует работа логопеда, учителя физкультуры, ритмики. Вместе с тем, они совместно со школьной медсестрой, педагогами и родителями помогают сохранить и укрепить здоровье. Деятельность медицинской сестры значительно шире и включает в себя большой блок профилактической, просветительской и практической оздоровительной работы как среди педагогов и учащихся, так и среди родителей. Она организует не только медикаментозную, но и немедикоментозную профилактику простудных заболеваний, контролирует соблюдение санитарных норм в учебно-воспитательном процессе. Благодаря этому частота заболеваний постепенно снижается.

Усилия всех специалистов концентрируются на личности ребенка с целью оказания ему необходимой помощи в адаптивном пространстве школы. Администрация координирует усилия субъектов по созданию условий социально-психологической адаптации через внутришкольный контроль, проведение совещаний, собраний, педсоветов, заседаний ПМПк.

Педагоги работают с трудностями детей и занимаются профилактикой возможных проблем. Вся работа с ребенком проводится в тесном контакте с родителями. Так постепенно все аспекты личности ребенка получают необходимый стимул для своего развития и самореализации. Три последних учебных года в школе нет дезадаптированных учащихся, до минимума снизился уровень невротизации. В результате эффективной коррекционно-развивающей работы в прошедшем учебном году выявилась группа успешно обучающихся школьников, не нуждающихся больше в обучении в компенсирующем классе. Из года в год растет уровень воспитанности учащихся, качество знаний. В прошедшем учебном году все 100% учащихся успешно перешли в следующий класс.

И как условно деление самой единой личности на составляющие, также и невозможно разделить участие всех взрослых в жизни ребенка. Только тесная взаимосвязь, работа в унисон всех педагогов школы

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

73

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

по принципам гуманного отношения к личности ребенка может привести и приводит к достижению образовательных целей, способствует успешному обучению, развитию способностей, самореализации и сохранению здоровья школьников.

Литература

1. Варламова Л. А. Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др.; под ред. А. Г. Асмолова. -2-изд.. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Пакалина Е. Н. Психолого-педагогическая компетентность педагогов, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся коррекционных групп в учреждениях

начального и среднего профессионального образования // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - № 4.

4. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболе-това и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.

6. Цуканова О. С. Юшина О. П. Система коррекционной работы в обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

7. http://standart.edu.ru

Е. В.Степанова

J Ч

МЕСТО ОБУЧЕНИЯ РОБОЭТИКЕ В СИСТЕМЕ

современного образования

_____Как научить детей взаимоотношениям «человек - робот»?__^

Аннотация. В статье показана необходимость обучения человека взаимоотношениям с роботами, необходимость включения вопросов робоэтики в содержание современного образования и возможные пути их решения.

Ключевые слова: робоэтика, формирование взаимоотношений «человек - автомат», новое содержание образования.

Проблема взаимоотношений людей и роботов в наши дни становится актуальной, так как в последние годы темпы развития робототехники существенно возросли и на очереди создание роботов, способных мыслить и самостоятельно принимать решения. Изменилось и человеческое отношение к ним. Теперь, в век развития высоких технологий, большую часть роботов составляют не только промышленные, но и другие помощники. Они облегчают работу по дому, выполняют ряд защитных функций, а некоторые даже завязывают дружбу, заставляя людей испытывать привязанность к ним. В связи с этим начали затрагиваться многие этические вопросы, но уже в свете новой отрасли развития робототехники - робоэтики. Эта тема уже давно волновала писателей-фантастов, но совсем недавно начала обсуждаться среди ученых различных областей.

Виртуальная реальность приходит на смену компьютерам и мобильной связи. Значительную часть времени человек уже проводит в виртуальной среде, работая, развлекаясь и общаясь. В дальнейшем мы будем постоянно получать информацию об окружающей среде, работе, социальных контактах и т. д. на носимые или вживлённые дисплеи. Границы между реальным и виртуальным мирами будут стираться - человек будет находиться в единой «информационной среде».

С момента своего появления полвека назад роботы прошли путь от примитивных механизмов до сложных,

эффективных устройств, во многом превзойдя по своим возможностям человека. В ближайшие десятилетия всё более совершенные роботы станут незаменимыми помощниками людей и смогут взять на себя обеспечение большей части потребностей цивилизации.

Сегодня робототехника развивается в нескольких направлениях. Самые трудяги - это роботы трудоемких и опасных профессий. Применение им нашлось практически во всех сферах человеческой деятельности. Роботы управляют самолётами и поездами, спускаются в жерла вулканов и на дно океана, помогают в строительстве космической станции, в сборке автомобилей и производстве микрочипов, охраняют здания, используются военными для разведки и разминирования, помогают спасателям искать людей под завалами. В настоящее время микро и минироботы уже легко путешествуют по труднодоступным местам, например, внутри авиационного двигателя, обследуя его и устраняя неисправности. А завтра такой «жучок» может спасти жизнь или поправить пошатнувшееся здоровье, доставив необходимое лекарство в самый дальний уголок организма по кровеносному сосуду.

В начале 2000-х роботы проникли в сферу домашнего хозяйства (что было предсказано футуристами в 60-е годы): газонокосилки, роботы пылесосы и мойщики пола. «Поумнели» и неподвижные машины: стиральные, посудомоечные и т. п. Домашние роботы быстро входят

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.