Научная статья на тему 'Опыт реализации музыкально-эстетического образования учащихся'

Опыт реализации музыкально-эстетического образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАВ ГИМНАЗИИ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ / МОНИТОРИНГ / ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырцева Татьяна Эдуардовна

Автор делится опытом организации музыкально-эстетического образования учащихся; обосновывает необходимость мониторинга процесса обучения и достигнутых результатов музыкально-эстетического образования, ее влияние на развитие творческих способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырцева Татьяна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации музыкально-эстетического образования учащихся»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Великая Отечественная Война 1941-45 гг. - восстановление военных событий проходивших на территориях поселений.

Летопись ШНИЭ - описание текущих событий, результатов, участников и их вклада в экспедицию, организации, будущих планов и решений. В прозе, в таблицах, диаграммах, стихах, картинках, отзывах.

Дополнительные направления экспедиции.

Кулинарные изыски - приготовление еды для участников на основе дореволюционных рецептов.

Спортивные игры - проведение кросса, стрельбы и игры в лапту.

Предполагаемые результаты экспедиции.

По окончанию экспедиции учащиеся должны научиться: подбирать и самостоятельно работать со спра-

вочной литературой; обобщать результаты; владеть методами исследования, как наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение, опрос и т. д.; различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.); методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.); методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа); эмпирические (наблюдаемые явления) и теоретические методы. Навыки работы в полевых условиях с актуальной информацией. По окончанию ШНИЭ участники готовят по своим направлениям исследовательские работы для дальнейшего участия в конференциях.

Т. Э. Сырцева

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ учащихся

Как можно развивать творческие способности учащихся через музыкально-эстетическое образование?

Аннотация. Автор делится опытом организации музыкально-эстетического образования учащихся; обосновывает необходимость мониторинга процесса обучения и достигнутых результатов музыкально-эстетического образования, ее влияние на развитие творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: Устав гимназии; музыкально-эстетическое образование учащихся; мониторинг; внутришкольный контроль; процесс обучения; результаты музыкально-эстетического образования; творческие способности обучающихся.

МОУ гимназия № 1 г. о. Краснознаменск - учреждение повышенного статуса, занимает прочное лидирующее положение среди общеобразовательных школ г. о. Краснознаменск. Статус гимназии был получен в 1993 г., подтверждался 4 раза, последний раз в 2011 г. Учебное заведение находится в состоянии стабильного развития. Систематически обновляется содержание образования, качество обучения стабильно высокое. Гимназия является инновационным учебным заведением, на ее базе действует федеральная экспериментальная площадка. Личностная ориентация учащихся гимназии обеспечивается содержанием и организацией образовательного процесса при поддержке психологической службы. В начальной школе изучается английский язык, информатика и предметы эстетического цикла. В основной - особая роль отводится предпрофильной и профильной подготовке, которая дает возможность выбора и реализации учащимися индивидуальной траектории своего развития. В старшей школе реализуются социально-экономическое и гуманитарное направления образования. Но уже более 17 лет одним из основных направлений дея-

тельности гимназии является музыкально-эстетическое образование.

В 1990 году администрация гимназии, исследовав мнение родителей о школе, пришла к выводу, что школа не является конкурентно способной на рынке образовательных услуг. Образование в гимназии не отвечает социальному заказу родителей: воспитание и обучение учащихся с прочным уровнем знаний, творчески активной личности, социально-адаптированной в обществе, применяющей знания, полученные в школе на практике.

Коллектив, работающий в гимназии на тот момент, обладал высоким потенциалом к развитию. Высшее педагогическое образование имели - 70% учителей, среднее специальное - 28% учителей, 2% имели высшее непедагогическое образование. Школа была полностью укомплектована кадрами. Было принято управленческое решение о создании школы-гимназии, и оформлены документы для проведения процедуры лицензирования и аккредитации. Изучив общественное мнение и социальный заказ родителей, администрация школы принимает решение о направлениях деятельности школы-гимназии: гуманитарное, естественно-математическое, музыкально-эстетическое направление и раннем

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

69

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

развитии обучающихся в начальной школе. В основу

музыкально-эстетического образования и учебно-воспитательного процесса в целом были заложены идеи демократического стиля общения, интеграции познавательной, творческой и трудовой деятельности, сотрудничество учителей, учащихся и родителей.

Был подготовлен Устав гимназии, на основании которого гимназия проводила свою образовательную деятельность. В соответствии с Уставом, гимназия имеет право самостоятельно определять структуру управления и распределять должностные обязанности, а так же устанавливать штатное расписание. В штатном расписании введены должности преподавателей специальных предметов и педагогов дополнительного образования: хореографа, хормейстера, концертмейстера. Введение в штатное расписание должности заместителя директора по научно-методической работе позволило проанализировать потребности школьного коллектива в научно-исследовательской и инновационной деятельности, обеспечить разработку программы развития гимназии, установить связь с научно-педагогическими и методическими службами области. На базе ПАПО и АПК и ППРО были организованы выездные курсы повышения квалификации в соответствии с потребностями педагогического коллектива гимназии. Разработаны локальные акты, регламентирующие работу научно-методического совета гимназии, Положение о работе Совета гимназии, Положение о научном обществе учащихся, Положение о формировании гимназических классов, в том числе и музыкально-хоровых классов.

Закупка материально-технических средств была осуществлена за счет финансирования из местного бюджета Администрации г. о. Краснознаменск. Гимназия получила музыкальные инструменты для индивидуальных занятий и для занятий оркестра. Отремонтированы и оформлены специальные помещения для занятий с детьми: кабинеты для занятий в хоровом классе, сольфеджио, вокалом, на духовых инструментах и фортепиано. Была закуплена звукозаписывающая техника, микрофоны, синтезаторы.

В начале и в конце учебного года в рамках внутришкольного контроля проводится мониторинг процесса обучения и достигнутых результатов музыкально-эстетического образования. Психолого-педагогическое сопровождение проводилось в течении всего процесса обучения: выявлялись обучающиеся, обладающие склонностью к музыкально-эстетической деятельности, проводилось их прослушивание, определялись педагоги и инструменты, на которых будут заниматься дети. Создавалось индивидуальное программно-методическое обеспечение музыкально-эстетического образования. За основу музыкально-эстетического образования взята программа детской музыкальной школы, состоящая из следующих компонентов: индивидуальное обучение -инструмент, вокал и групповые занятия - хоровой класс, сольфеджио и оркестр. Занятия ритмикой и хореографией проводятся по рабочей программе «Ритмика», созданной на базе программы «Ритмическая пластика» под редакцией А. И. Бурениной. Для наибольшего качества проведения занятий класс делится на 2 подгруппы. Занятия изобразительного искусства в начальной школе проводятся по программе Б. М. Неменского и включают в себя изобразительное искусство и художественный

труд, что дает положительный результат в развитии творческих способностей обучающихся.

В старшем звене, наряду с занятиями музыкой и хореографией, учащиеся изучают образовательную область «Искусство», состоящую из мировой художественной культуры и программы «Искусство» под редакцией Сергеевой Г. П. и Кашенковой И. Э.

В целом реализация программы по музыкальноэстетическому образованию учащихся можно представить в виде таблицы, в которой прослеживается преемственность программ и их учебно-методическое сопровождение. А так же количество часов, отводимых по учебному плану на каждый предмет. Предметы изучаются на базовом и дополнительном уровне. По каждому предмету созданы рабочие программы на основе программ, утвержденных Министерством образования РФ.

Введение дополнительных предметов художественно-эстетического цикла в учебный план гимназии способствует всестороннему духовному и физическому развитию детей, формирует эстетический вкус, информационную основу выбора профессии, осознанное поведение и культуру, осмысление своих поступков, культуру времяпровождения и общения в коллективе.

При решении проблемы музыкально-эстетического образования гимназия столкнулась с проблемой финансирования. Если до 2009 года финансирование осуществлялось за счет субвенции, то после 2009 года финансирование осуществляется за счет местного бюджета, и мы вынуждены были ввести платные дополнительные услуги (вводится локальный акт о дополнительных платных услугах в гимназии) Родители оплачиваются занятия по индивидуальному инструменту, частично занятия по хореографии Хоровой класс, оркестр и сольфеджио, изобразительное искусство и художественный труд, занятия по предметам и элективные курсы в образовательной области «Искусство» финансируются из областного и муниципального бюджетов.

При реализации музыкально-эстетического образования в гимназии мы достигли определенных результатов: на основе музыкально-эстетического образования сложились традиции, которые являются важной частью воспитания гимназистов. Это Пушкинские балы, Посвящения в музыканты, музыкально-литературные салоны, инструментальные концерты, вечера авторской песни, и др. Все мероприятия открыты для широкой общественности и являются культурным событием в жизни города. Сочетание внеурочной и урочной деятельности позволили повысить уровень обученности учащихся не только по предметам музыкально-эстетического, но и гуманитарного циклов.

Проводя мониторинг поступаемости выпускников гимназии в ВУЗы, мы увидели положительную динамику при поступлении в ВУЗы гуманитарного и музыкально-эстетического направления, в том числе и в МГУ, институт им. Гнесина, Гуманитарные университеты. Музыкально-эстетическое направление позволило нам участвовать и занимать призовые места в Международных конкурсах: «Одаренные дети» - Гран-При, Дельфийские игры - 1 место, Новая волна - 2 место; в конкурсах Всероссийского уровня: «Элита Российского образования-2011» - золотая медаль; программах и конкурсах областного уровня: «Лучшая школа Подмо-

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Класс Статус программы Программа (название, автор) Учебник (название, автор) Кол-во часов

Начальная школа

1-4 классы Базовый уровень «Музыка. Начальные классы», Е. Д. Критская и др. «Музыка», 1 класс, Е. Д. Критская и др. 1 час

«Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменский «Искусство вокруг нас» Б. М. Неменский 2-3 класс 2 часа

1-4 классы Дополнительные (учебные предметы, факультативные, элективные курсы, предметные кружки) «Ритмическая пластика», рабочая программа учителя гимназии Исуповой Н. Р на основе программы А. И. Бурениной 1 час

«Сольфеджио для музыкально-хоровых классов», рабочая программа педагога гимназии Васильевой Л. В. на основе программы Баева Н. Д., Зе-бряк Т А. «Сольфеджио» для 1-2 классов ДМШ, Баева Н. Д., Зебряк Т. А. 1 час

«Хоровой класс», рабочая программа педагогов гимназии Васильевой Л. В., Лысенко Ю. А. на основе программы Т Н. Овчинниковой 2 часа

«Волшебная флейта», рабочая программа педагога гимназии Стеганцева А.С. 2 часа

«Фортепиано», рабочая программа педагога гимназии Кирьян С. Ю. на основе программы Т Н. Овчинниковой 2 часа

Основная школа

5-7 классы Базовый уровень «Музыка», 5-7 классы, Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Изобразительное искусство и художественный труд», Б. М. Неменский «Музыка», 5 класс, Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская»Искусство в жизни человека», 6 класс, Неменская Л. А. 1 час

5-8 классы Дополнительные (учебные предметы, факультативные, элективные курсы, предметные кружки) «Духовой оркестр», рабочая программа преподавателя гимназии Яроша И. Н. на основе программы К. Я. Серостанова 2 часа

«Сольфеджио для музыкально-хоровых классов», рабочая программа педагога гимназии Васильевой Л. В. на основе программы Баева. Д., Зебряк Т. А. «Сольфеджио» для 4 классов ДМШ, Баева Н. Д., Зебряк Т. А. 1 час

«Хоровой класс», рабочая программа педагогов гимназии Васильевой Л. В., Лысенко Ю. А. на основе программы «Музыка. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», Т Н. Овчинникова 2 часа

«Ритмическая пластика», рабочая программа учителя гимназии Исуповой Н. Р на основе программы А. И. Бурениной 1 час

МХК, рабочая программа учителя гимназии Шмелевой О. Б. на основе программы Л. А. Рапацкой «МХК Россия» Рапац-кая Л. А. 1 час

8-9 классы Базовый уровень «Искусство», Сергеева Г. П., Кашенкова И. Э. «Искусство. 8-9», Сергеева Г П., Кашенкова И. Э. 2 часа

Старшая школа

1 0 -11 классы Дополнительные (учебные предметы, факультативные, элективные курсы, предметные кружки) «Мировая художественная культура», Рапац-кая Л. А. «МХК. Западная Европа и Древний восток», Зарецкая Д. Н., Смирнова В. В. 1 час

«Духовой оркестр», рабочая программа преподавателя гимназии Яроша И. Н. на основе программы К. Я. Серостанова 2 часа

«Хоровой класс», рабочая программа педагогов гимназии Васильевой Л. В., Лысенко Ю. А. на основе программы «Музыка» Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», Т. Н. Овчинникова 2 часа

«Ритмическая пластика», рабочая программа учителя гимназии Исуповой Н. Р 1 час

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

71

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

сковья» 2010; «Юные таланты Московии» - победители и призеры на протяжении 10 лет. Хоровой коллектив «Доминанта» - имеет звание «Образцовый коллектив». Результаты внедрения музыкально-эстетического образования дало возможность гимназии проводить мероприятия обучающего, развивающего и патриотического характера на высоком эстетическом уровне.

По независимым оценкам результатов деятельности гимназия занимает лидирующее положение среди образовательных учреждений города. Гимназия конкурентоспособна на рынке образовательных услуг. При выборе школы, родители первоклассников предпочитают гимназию, как лучшее образовательное учреждение города Краснознаменска.

На базе гимназии с 2008 года работает федеральная экспериментальная площадка «Сетевое взаимодействие педагогов-новаторов и экспериментаторов».

Основной задачей экспериментальной площадки является распространение эффективного опыта музыкально-эстетического образования через:

- сетевое общение: сайт гимназии www.gumnazia.ru,

- через публикации в научно-педагогических изданиях: «Муниципальное образование: Инновации и эксперимент», «Эксперимент и инновации в школе», «Инновационные проекты и программы в образовании», «Сборник методических материалов по проведению мероприятий музыкально-эстетического направления»,

- школьную газету «Гимназический вестник».

Гимназия № 1 - это не просто школа новейших технологий и знаний, это творческая мастерская, источник духовной силы, это лучший коллектив, добившийся высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения. С 1993 года гимназия № 1 экспериментирует и внедряет новые стандарты в обучении и воспитании.

J

Л

Харисова А. М.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

группы «педагогического риска» начальной ступени обучения

_________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации работы с детьми «группы риска» в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, развивающие задачи, образовательный результат.

Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярского» - адаптивная школа. Структура начальных классов представлена в виде гимназических, традиционных, компенсирующих, специальных (коррекционных)классов и предусматривает передвижение учащихся по горизонтали.

Вся деятельность школы направлена на реализацию личностно-ориентированной педагогики, на сохранение, укрепление здоровья, развитие способностей и самореализацию учащихся. Это возможно только при успешном, слаженном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса [4, 5, 7].

Особого внимания требуют к себе дети, испытывающие трудности в учении, «дети педагогического риска», «трудные дети» [1,2 3, 6].. Организация обучения в специальных (коррекционных) и компенсирующих классах предполагает усвоение детьми риска различных категорий базовых знаний на уровне государственных стандартов и помогает решить проблемы социализации таких детей. Для реализации принципа личностноориентированной педагогики на базе интегрированных знаний о ребенке мы используем модуль функциональ-

ного влияния субъектов коррекционно-развивающего обучения. Субъектами процесса являются родители, ребенок, учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель, логопед, учитель физического воспитания, детский коллектив, медсестра, сотрудники школы, администрация. Каждый субъект решает свои задачи, находясь в непрерывном взаимодействии с остальными.

Постоянными задачами педагогов являются:

- глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, характера отклонения в развитии и определение направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода;

- последовательная индивидуализация обучения;

- реализация личностного подхода, предусматривающая максимальное стимулирование развития каждого школьника и педагогизацию всех сфер личностно значимых для него воспитательных направлений;

- целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы.

Реализация задач коррекционно-развивающего обучения предполагает новый качественный уровень профессиональной подготовки и учителя, и воспитателя в группе продленного дня, социального педагога и,

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.