Научная статья на тему 'Место обучения робоэтике в системе современного образования'

Место обучения робоэтике в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОЭТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ЧЕЛОВЕК АВТОМАТ» / НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Елена Владимировна

В статье показана необходимость обучения человека взаимоотношениям с роботами, необходимость включения вопросов робоэтики в содержание современного образования и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место обучения робоэтике в системе современного образования»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

по принципам гуманного отношения к личности ребенка может привести и приводит к достижению образовательных целей, способствует успешному обучению, развитию способностей, самореализации и сохранению здоровья школьников.

Литература

1. Варламова Л. А. Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др.; под ред. А. Г. Асмолова. -2-изд.. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Пакалина Е. Н. Психолого-педагогическая компетентность педагогов, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся коррекционных групп в учреждениях

начального и среднего профессионального образования // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - № 4.

4. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболе-това и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.

6. Цуканова О. С. Юшина О. П. Система коррекционной работы в обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

7. http://standart.edu.ru

Е. В.Степанова

J Ч

МЕСТО ОБУЧЕНИЯ РОБОЭТИКЕ В СИСТЕМЕ

современного образования

_____Как научить детей взаимоотношениям «человек - робот»?__^

Аннотация. В статье показана необходимость обучения человека взаимоотношениям с роботами, необходимость включения вопросов робоэтики в содержание современного образования и возможные пути их решения.

Ключевые слова: робоэтика, формирование взаимоотношений «человек - автомат», новое содержание образования.

Проблема взаимоотношений людей и роботов в наши дни становится актуальной, так как в последние годы темпы развития робототехники существенно возросли и на очереди создание роботов, способных мыслить и самостоятельно принимать решения. Изменилось и человеческое отношение к ним. Теперь, в век развития высоких технологий, большую часть роботов составляют не только промышленные, но и другие помощники. Они облегчают работу по дому, выполняют ряд защитных функций, а некоторые даже завязывают дружбу, заставляя людей испытывать привязанность к ним. В связи с этим начали затрагиваться многие этические вопросы, но уже в свете новой отрасли развития робототехники - робоэтики. Эта тема уже давно волновала писателей-фантастов, но совсем недавно начала обсуждаться среди ученых различных областей.

Виртуальная реальность приходит на смену компьютерам и мобильной связи. Значительную часть времени человек уже проводит в виртуальной среде, работая, развлекаясь и общаясь. В дальнейшем мы будем постоянно получать информацию об окружающей среде, работе, социальных контактах и т. д. на носимые или вживлённые дисплеи. Границы между реальным и виртуальным мирами будут стираться - человек будет находиться в единой «информационной среде».

С момента своего появления полвека назад роботы прошли путь от примитивных механизмов до сложных,

эффективных устройств, во многом превзойдя по своим возможностям человека. В ближайшие десятилетия всё более совершенные роботы станут незаменимыми помощниками людей и смогут взять на себя обеспечение большей части потребностей цивилизации.

Сегодня робототехника развивается в нескольких направлениях. Самые трудяги - это роботы трудоемких и опасных профессий. Применение им нашлось практически во всех сферах человеческой деятельности. Роботы управляют самолётами и поездами, спускаются в жерла вулканов и на дно океана, помогают в строительстве космической станции, в сборке автомобилей и производстве микрочипов, охраняют здания, используются военными для разведки и разминирования, помогают спасателям искать людей под завалами. В настоящее время микро и минироботы уже легко путешествуют по труднодоступным местам, например, внутри авиационного двигателя, обследуя его и устраняя неисправности. А завтра такой «жучок» может спасти жизнь или поправить пошатнувшееся здоровье, доставив необходимое лекарство в самый дальний уголок организма по кровеносному сосуду.

В начале 2000-х роботы проникли в сферу домашнего хозяйства (что было предсказано футуристами в 60-е годы): газонокосилки, роботы пылесосы и мойщики пола. «Поумнели» и неподвижные машины: стиральные, посудомоечные и т. п. Домашние роботы быстро входят

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

в нашу жизнь. Скоро (примерно к 2015-2020 году) в среднем «умном» доме будет несколько интеллектуальных предметов бытовой техники и несколько автономных роботов. И, наконец, венец робототехники -антропоморфные роботы, снабженные искусственным интеллектом, гуманоиды, почти люди. Скоро они смогут заменить нянь и домашних хозяек, экскурсоводов и стюардесс. Прорыв в робототехнике ожидается уже в ближайшие годы, он тесно связан с развитием нанотехнологий. Нет такой области, в которой человек не попытался создать себе автоматического помощника.

Таким образом, уже сейчас возникает прогностическая проблема, которую можно сформулировать как противоречие между постоянным расширением сферы действия роботов в жизни человека, их непрерывной модернизацией, в том числе и по антропоморфному принципу (т. е. человекоподобию), и отсутствие каких-либо реальных проектов морально-психологической, воспитательной и образовательной подготовки человека к этому вторжению. Если не учесть данного обстоятельства, то это может привести к необратимой зависимости человека от машины (робота), которая может быть выражена в различных, порой неожиданных формах.

С появлением новых объектов воздействия на человека (таких, какими являются роботы) возникают вопросы о том, как это новое будет вписываться в уже сложившуюся картину жизни, в том числе и в систему моральных принципов человеческого общества. Обладают ли интеллектуальные роботы сознанием? Они думают? Они испытывают эмоции, любовь, боль? Может ли робот представлять опасность для человечества? Не попытаются ли роботы взять над людьми верх, когда поймут, что мы слабее? Возможно ли, что наши жизни будут зависеть от них? Будут ли выполняться законы робототехники, сформулированные Айзеком Азимовым:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен подчиняться командам человека, если эти команды не противоречат первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит первому и второму закону.

В связи с этим начали затрагиваться вопросы этики, но уже в свете новой отрасли развития робототехники - робоэтики. Эта тема давно волновала писателей-фантастов, но сегодня она начала обсуждаться среди ученых различных областей.

Вопросы робоэтики очень актуальны в настоящее время, ведь признаки порабощения человека автоматами можно при желании заметить уже сейчас. Количество разнообразных гаджетов и технических устройств вокруг нас растет с каждым днем.

Наличие этих устройств позволяет человеку без проблем получить любую справочную информацию, найти подсказку решения возникшей проблемы, общаться с кем угодно по «всемирной паутине», произвести элементарные расчеты, легко управлять транспортными средствами (от автомобиля до самолета). Однако такая информационная поддержка неизбежно приводит к тому, что человек не может научиться (или теряет навыки) элементарному общению с себе подобными, осуществлять элементарные интеллектуальные действия

(расчеты, правописание, ориентирование на местности, определение времени суток, самостоятельное управление, без автоматики, транспортными средствами и т. д.), и поэтому становиться беспомощным в элементарных ситуациях. Зависимость человека от автомата даже может быть угрозой для жизни человека.

Возникает важный этический вопрос: а сможем ли мы гарантировать, что роботы будут послушны нам, таким разным и не всегда несущим в мир светлые помыслы? Есть ли уверенность в том, что логика таких машин будет нам всегда понятна? Сможем ли мы найти с ними общий язык? Что будет, если этого не случится? И главное - нужно ли это вообще? Наверное, задаваться этими вопросами следует уже сейчас, когда ученые всерьез ставят перед собой подобные технические задачи.

Ниже приводятся выдержки из сочинений и проектных работ старшеклассников, их ответы на вопросы о роботах, об их роли и влиянии на жизнь отдельных людей и жизнь человечества:

«... Роботы нужны как явление совершенствования жизни, нашего материального мира, его развития. Несомненна их необходимость и важность. Главный вопрос - этика их применения в обществе. (Напрашивается мысль про террористов!) Но человечество имеет много технологических достижений и опыт жизни с их применением. Кажется, что, например, достижения в освоении космоса показывают положительность гуманного подхода. А милитаристские космические устремления не выдерживают проверки жизнью. Про подобие андроидов человеку трудно говорить: мысль, душа, сознание, идея - это смоделировать, наверное, можно, но в реальной жизни это вечно и неповторимо. Главное, не всем людям эти категории и сейчас нужны, эти люди готовы сейчас быть роботами - говорят, так проще и легче. Лучшей части человечества роботы нужны и будут правильно применены».

«... Вообще, все идет к сближению и далее - к постепенному сращиванию человека и машины, стиранию границ между био- и техно. Хотя не исключен и иной вариант, широко представленный в научной фантастике: резкая оппозиция вплоть до войны. Ведь, по Бодрийару, робот - в первую очередь раб, а это напрямую связано с идеей бунта. Полезное использование технологических достижений неизменно оборачивается паразитированием на них аморализма, жестокости и другого зла, и тут все дело в масштабах этого паразитирования. Они (масштабы) могут оказаться роковыми для человечества».

«... Я думаю, роботы и люди будут дополнять друг друга. И мир станет более разнообразным и интересным. А если роботы станут разумными, то к расам людей добавится еще одна - и слава Богу.»

«... Я без сомнения положительно отношусь к возможности высочайших технических достижений в области робототехники - высокой человекоподобности, автономности и интеллекта. Каждая из этих сфер уже демонстрирует соответствующие успехи, а впереди последует синтез на основе бионики, генетики, кибернетики, нанотехнологий и мало ли еще чего! Вопрос - зачем? Ответ, как не странно, перед нами и заключается он в вечном стремлении человека к удовольствиям. Именно это его и отличает от животного мира. Желания «вечной» молодости, ничем не ограниченной сексуальной игры с миром, страх болезней и старости ведут человека к модификации окружающей природы. Безусловно, это грозит разнообразными осложнениями как для природы, так и для homo sapiens».

«... Современные экологические беды, массовые эпидемии и психические нарушения в среде подавляющего большинства населения развитых стран являются следствием развития цивилизации. Я склонен считать, что развитие робототех-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

75

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ники ничем таким особенным не грозит человеческой природе. В свое время и автомобиль, и кинематограф, и космические полёты, и персональные компьютеры, и интернет считали исчадием ада и прогнозировали апокалипсис. Жизнь показывает, что ничего такого не происходит. Я считаю, что человек содержит апокалипсис в себе и ничего извне ему не грозит более, чем то, что грозит ему изнутри. Это известно во всех древних и мудрых культурах как Востока, так и Запада. Отсюда вывод, что высокоразвитые роботы помогут человеку во многом, а во многом и создадут многочисленные проблемы. Впрочем, как и все остальное».

«... Можно сказать, что когда робот-партнёр, робот-друг, робот-коллега станут не дороже персонального компьютера, тогда многое изменится в жизни в лучшую сторону. И эти изменения привнесут не больше бед в человеческий обиход, чем те же мобильные телефоны и компьютеры. Человек выбирает лучшее, а если его нет, то употребляет суррогат или становится разрушителем мира. Кому нужны новые разрушения?»

«... Надеюсь, андроиды никогда не войдут в нашу жизнь. Вообще-то роботы уже давненько участвуют в нашей жизни, просто они похожи на себя. Кажется, идея придать им человеческий облик пока привлекала только фантастов и рекламистов, т. е. популяризаторов научных идей. Наверное, человек становится очень одинок, если ему нужен человекоподобный робот. Это проблема, скорее, для психологов.»

Начинающиеся сегодня исследования робопсихологии чрезвычайно важны, учитывая будущее развитие роботов и то, какую роль им предстоит сыграть в нашей жизни. Ведь везде, где обсуждается эта тема, не обходится и без мрачных прогнозов. Элизер Юдковский, сооснователь Института искусственного разума в Пало-Альто, говорит о своих опасениях: «Больше всего я боюсь, что однажды гениальный ученый создаст разумный, но беспринципный автомат». Подобный сюжет неоднократно реализовывался на киноэкране, стоит однако отметить, что в жизни на помощь жертвам технического прогресса не придет добрый андроид с лицом Арнольда Шварценеггера.

Следовательно, в изменяющееся сейчас содержание образования необходимо включать и вопросы робоэтики, необходимо учить детей моральным нормам, необходимым при общении и других взаимодействиях людей и роботов. Вместе с тем, моральные принципы сложно сформулировать в виде четких законов и заложить их в программу робота, так как они неоднозначны, могут различаться для конкретных социальных групп.

На данном этапе вопросов о путях развития взаимоотношений «человек-робот» намного больше, чем возможных ответов или конкретных решений. Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы осветить эти вопросы, указать на возможные угрозы от развития интеллектуальных систем, рассмотреть пути дальнейшего развития роботов, которые были бы ориентированы на создание машин, безопасных в социальном взаимодействии с людьми.

Важнейшими отличиями современной эпохи, затрагивающими все сферы жизни человека, в том числе, образование являются:

• динамичность,

• глобализация,

• экспоненциальный рост информации,

• стремительное развитие технологий и вытеснение человека автоматами из производственной деятельности.

Эти отличия предъявляют новые требования к содержанию и структуре современного образования.

В новой эпохе нельзя однажды научиться (как говорят: получить образование), чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой. Образование становится постоянной частью любой деятельности человека. Новая эпоха требует высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету, резко осложняя возможности самореализации.

А значит, на первый план выходят основные интеллектуальные навыки, наличие которых требует от человека новая эпоха:

• системность, целостность мышления,

• диалектичность, умение работать с противоречиями,

• открытость мировоззрения, осознание модельно-сти представлений.

Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остается. Но она дополняется новой функцией - обучению изменению культуры, прогнозированию системных последствий целенаправленных или нецеленаправленных, но неизбежных изменений. Прогнозированию с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий.

В системе современного образования вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в условиях ее недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию из разных областей целостно и формулировать в противоречиях.

Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни - необходимость системы образования динамичного мира, в котором все более важное значение приобретают взаимоотношения «человек - робот».

Для эффективного формирования взаимоотношений «человек - робот» в процессе урочной и внеурочной деятельности мы используем следующие методики и приемы:

В 5-х - 6-х классах в рамках технологии проводится обучение детей работе с Лего-конструктором, беседы, посвященные изучению истории возникновения роботов, их разновидностей, назначения. Ребята учатся сборке механических моделей и моделей с электроприводом.

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В 7-х - 8-х классах на уроках технологии и информатики используются комплекты «Лего Дакта», которые позволяют постигать взаимосвязь между различными областями знаний. Интересные и несложные в сборке модели «Лего Дакта» дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости. Из разных деталей конструктора школьники строят уменьшенные аналоги различных механических устройств и живых организмов.

Получив базовые знания, дети начинают осваивать более сложные программы конструирования. Одной из них является система «Роболаб». Благодаря «Ро-болабу» дети получают возможность составлять различные программы управления для своих изобретений. Чтобы передать сделанным моделям нужную информацию, их нужно подключить к компьютеру. В дальнейшем модели могут функционировать самостоятельно.

Все школьные наборы «Лего Дакта» предназначены для групповой работы. Таким образом, дети одновременно приобретают и навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи.

Конструируя и добиваясь того, чтобы изготовленное собственными руками работало, испытывая полученные конструкции, школьники получают великолепную возможность учиться на собственном опыте.

Задания разной трудности дети осваивают поэтапно. Принцип обучения «шаг за шагом» является ключевым для «Лего Дакта». Идея заключается в том, чтобы обеспечить каждому ученику возможность работать в собственном темпе, дать ему достаточное время для приобретения необходимых знаний и навыков. Только после этого ребенок приступает к следующему этапу обучения, на котором задания еще более интересные. Знания, получаемые таким образом, стимулируют учеников продолжать двигаться по пути открытий и исследований.

В процессе сборки управляемых моделей, обсуждаются вопросы «робоэтики», такие как «Что может и что не должен делать робот?», «Нужно ли относиться к роботу как к живому существу?», «Как робот должен быть запрограммирован, чтобы уважать персональное пространство человека?». Параллельно исследуется человеческое восприятие роботов, к примеру, «как должны выглядеть машины?», «Как робот может изучить новые навыки, подражая человеку?». Без таких исследований мы будем строить роботов, которые не могут уважать индивидуальность человека.

В 8-х - 10-х классах учащимся по желанию предлагается выполнение проектных и исследовательских ра-

бот «Роботы, так похожие на людей», «Машины в мире людей, люди в мире машин». Организуется просмотр и обсуждение фильмов «Искусственный разум», «Двухсотлетний человек», «Отроки во Вселенной».

Подводя итоги бы отметить, что Робототехника обнаруживает огромные перспективы своего развития в ближайшем будущем. В последние годы стремительные темпы ее роста выражаются во все большем проникновении роботов различного назначения в нашу повседневную жизнь.

Ученые стремятся, как можно сильнее приблизить искусственный интеллект к естественному, то есть создать разумных роботов. Наличие разума подразумевает свободную волю. А как раз ее у роботов быть не должно. Роботы, изначально задумывавшиеся как устройство для облегчения работы человека, должны такими и оставаться - машинами без чувств и сознания.

Способы решения этих проблем должны разрабатываться уже сегодня. Следует поставить контроль над исследованиями в сфере искусственного интеллекта. Понимая возможные угрозы от ничем не ограниченных экспериментов в области ИИ, можно будет предотвратить многие ошибки в будущем.

Необходимо изменять структуру, формы и содержание образования Но содержание образования не должно быть направлено только в одну сторону - интеллект, который при отсутствии у человека духовности и нравственности способен сформироваться в злой интеллект (злоумие). Недаром великий русский философ А. И. Ильин писал:

«Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».

Литература

1. Азимов. А. Я, робот. Все о роботах и робототехнике / А. Азимов. - М.: Эксмо, 2005.

2. Гин А. Содержание образования динамичного мир. -http://www/trizway. com

3. Иванова Т.В. Жить - значит участвовать в диалоге / Т.В. Иванова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2. - С.42-47

4. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. - М.; АСТ, 2007

5. Криницкий Н.А. Роботы / Н.А. Криницкий // Что нового в науке и технике? - 2007. - №8

6. Полторацкая Н.Л. Идеи научного наследия И.А. Ильина в профессиональной подготовке будущего учителя / Н.Л. Полторацкая //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №3. - С. 72-80.

7. Тимофеев А.В. Роботы и искусственный интеллект / А.В. Тимофеев. - М.: Наука, 2001.

8. Юдковский Э. Искусственный интеллект как позитивный и негативный фактор глобального риска / Юдковский Э. -http://www.roboty.ru

9. Эндрю А. Искусственный интеллект / А. Эндрю. - М.: Мир, 2005

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.