ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ШКОЛ
Образовательные технологии, профессиональное самоопределение, робототехника, аксиология, педагогическое проектирование, проблемное обучение, поисковая деятельность, ценностное отношение.
В статье «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» международной конференции «Модернизация экономики и глобализация» авторы обращают внимание на то, что школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна, в то же время школа не обучает полезным умениям (в том числе полезным компетенциям, поиску и оценке информации) и слабо воздействует на формирование ценностной базы школьников.
Современное образование недостаточно обеспечено аксиологическим содержанием и адекватными психолого-педагогическими технологиями, слабо связано с реальными жизненными ситуациями. Одно из важнейших направлений модернизации школьного образования в настоящее время связано с формированием личности, способной решать смысложизненные проблемы на основе глобальных ценностей. Возрастает актуальность поиска путей, направленных на формирование способности молодого человека конструировать свой внутренний мир, на осмысление и переживание им своего опыта, взаимоотношений с миром вещей и людей, то есть на развитие «духовных составляющих» личности [Гессен, 1995].
Многое в ценностном мире молодых людей обусловлено современной социально-экономической ситуацией. Вместе с тем школьное образование обладает достаточно большим гуманистическим потенциалом, позволяющим повысить его влияние на формирование духовного мира молодого человека. Одним из существенных направлений в этой сфере должно стать формирование ценностного отношения старшеклассников к процессу обучения. Ориентация на социальный результат образования, отражающая его функционально-ролевую направленность, должна быть дополнена формированием ценностного отношения к процессу обучения. Это позволит рассматривать школьную жизнь как важный этап самореализации личности, становления ученика как субъекта собственной жизни.
Но необходимо отметить, что процесс модернизации школьного образования длительный и далеко не однозначный: жесткая система стандартов и нормативных ограничений не всегда приводит к желаемым результатам. Авторы полагают, что формировать ценностное отношение учащихся к процессу обучения частично возможно во время проведения различного рода неформальных образовательных мероприятий, осуществляемых в рамках дополнительного образования, таких как краткосрочные интенсивные школы, которые вот уже несколько лет организуются преподавателями и студентами филиалов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ) и Сибирского федерального университета (СФУ) в г. Железногорске (Красноярский край).
Во время таких школ учащиеся и студенты пытаются решать реальные научные и экономические проблемы, возникающие в современном мире и обществе. Участие в практических проектах помогает школьникам и студентам по-новому оценить свой жизненный и образовательный опыт, способствует их предпрофес-сиональному и профессиональному самоопределению, самореализации в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах. Чтобы не быть голословными, приведем пример одной из таких школ, проводимой под общей темой «Робототехника».
«Человек — венец Вселенной, самое совершенное существо в мире, продолжающее развиваться само и изменять все, что находится рядом» — это девиз, которого придерживаются организаторы краткосрочных интенсивных школ. Но в этот раз физические и интеллектуальные возможности человека были поставлены под сомнение. Причиной явилось то, что, несмотря на способность совершенствоваться и расширяться, возможности человека далеко не безграничны. Появляются механизмы, позволяющие значительно превзойти человека по многим показателям. Автоматические устройства заменяют человека при выполнении тяжелых физических работ, скоростных операций, они не устают и не зависят от настроения. В настоящее время существуют компьютеры с огромной памятью и множеством функций. Компьютеры обыгрывают человека в шахматы, ставят медицинские диагнозы, проводят операции. Появляются автоматы, внешне напоминающие человека, — роботы. Вот уже несколько десятилетий ученые занимаются вопросами искусственного интеллекта, а фантасты спорят сможет ли робот сравняться с человеком. Выдвигается гипотеза о том, что следующим этапом развития цивилизации будет общество совершенных человекоподобных роботов. Этим вопросам и был посвящен очередной модуль школы «Что сегодня современно знать?» [Денисенко, 2007].
Школа состоялась в оздоровительном лагере «Горный» под Железногорском с 5 по 10 января 2009 года. В ней приняли участие 58 школьников из городов Красноярска, Железногорска, а также Богучанского, Ужурского, Боготольского и Березовского районов. Инструкторами школьников были студенты и преподаватели филиалов СФУ и КГПУ в г. Железногорске.
Эта школа стала второй, целью которой было привлечение внимания школьников к инженерным специальностям (первая школа была по теме «Экологическая инженерия»). Половина участников проводимой школы были на предыдущей, поэтому знакомы с распорядком дня и структурой школы, что помогло им быстро включиться в работу.
Первый день был посвящен знакомству с правилами поведения в школе, комсоставом, инструкторами и членами экипажа, а также тематикой школы и ее основными мероприятиями. Затем школьникам была прочитана лекция о робототехнике: ее истории, развитии в России, проблемах и перспективах. Информация была интересной и познавательной как для школьников, так и для студентов. Разгорелась дискуссия между «физиками» и «лириками», в процессе которой выясняли, не противоречит ли технический прогресс искусству, поэзии, чувству прекрасного.
Но дело не ограничилось научно-популярной лекцией и спорами: по традиции, школьники, как и студенты, участвовали в разработке и реализации собственных проектов, где имели возможность проявить находчивость, выдумку, инициативу.
Сущность проектов соответствовала основной теме Школы, ее целям и задачам. Направления ее деятельности объявлялись заранее, так чтобы каждый приехавший мог заблаговременно выбрать себе дело по душе, хотя всегда есть возможность попробовать несколько вариантов (видов) деятельности и остановиться на особо понравившемся.
Школьников, заинтересовавшихся робототехникой, разбили на группы. Им рассказали о том, как с помощью компьютерных программ и деталей «Лего» можно сконструировать робота, выполняющего операции, заложенные в его программе. Работа началась, и каждый вечер на общешкольном сборе роботы, собранные группами школьников-робототехников, «соревновались» в выполнении заданий, которые выдавались утром руководителем данного научного направления (старший преподаватель филиала СФУ в г. Железногорске А.В. Поздняков). Как на спортивных соревнованиях, каждому роботу давалось три попытки. Если робот «нечисто» выполнил задание (робот должен был закатить цветной шарик в определенное место на разлинованном поле), его конструкторам давалось время внести изменения в программу, которую они в него заложили. Соревнование было зрелищным и волнительным как для их конструкторов, так и для болельщиков.
В школе работала уже ставшая традиционной секция видеожурналистики. Сейчас трудно себе представить значимое событие, которое обошлось бы без его участия в освещении происходящего. Тем более что в настоящее время в СФУ идет процесс становления своего телевидения. Именно в этой школе работало 11 студентов СФУ, которые со временем будут освещать все события вуза и его филиалов, выпускать сборники новостей, проводить всевозможные шоу и телеконференции. Студенты во главе с опытным тележурналистом Валентиной Вараксиной набрали группу школьников, заинтересовавшихся данным видом деятельности и обучали их профессиональным приемам компоновки и оформления новостей. Кроме того, данная группа освещала деятельность всей школы, проводила кастинги на роль телеведущих новостей ТВ-передачи «Молодежный феррум», по вечерам показывала «новости дня», а в один из дней школы провела ток-шоу на тему «Кто победит — робот или человек?». Причем ведущей ток-шоу выступила подготовленная руководителями группы тележурналистики школьница из г. Ужура.
В дискуссии на тему школы, кроме школьников, приняли участие кандидат психологических наук, доцент кафедры перспективных образовательных технологий филиала КГПУ в г. Железногорске Финогенова Ольга Николаевна [Фино-генова, Нургалеев, 2007] и старший преподаватель филиала СФУ Поздняков Андрей Владимирович. Помимо разговора о физических характеристиках роботов и человека, были затронуты нравственные вопросы и проблемы интеллекта. Мнения разделились. Кто-то считал, что будущее за всемогущим роботом, кто-то полагал, что миром правит любовь и только воля и власть человека делают робота таким, каков он есть. Спор попробовал разрешить доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности СибГТУ Нургалеев Владимир Султанович, который констатировал, что современное положение дел в робототехнике позволяет сказать, что робот превосходит человека по многим физическим показателям, но он не способен создать себе подобного без помощи человека, без определенной программы действий и материалов. Поэтому пока человеку нет необходимости бояться покорения роботами. Совершенствование и улучшение показателей современных робо-
тов, стремление разгадать тайну искусственного интеллекта — задачи, над которыми в настоящее время работают ученые всего мира.
Но пользоваться завоеваниями робототехники, подчеркнул психолог, нужно крайне осторожно. Мы становимся очень зависимыми от современных электронных устройств — мобильных телефонов, Интернета, телевизора и тому подобного. Это приводит к таким негативным явлениям, как чрезмерное увлечение виртуальным миром некоторыми молодыми людьми (уход от действительности), недостаток общения (упрощенная речь), отсутствие физических нагрузок и так далее. Поэтому адаптация человека к постоянно меняющемуся миру электроники и робототехники становится одной из основных проблем современного мира, решением которой в данной Школе занимались представители психологического научного направления — постоянные участники подобных образовательных мероприятий. По окончании работы данного направления школьники представили отчет в форме видеофильма, в котором попытались показать, в чем, на их взгляд, робот превосходит человека и в чем человек сильнее робота (какие качества человека невозможно смоделировать с помощью робототехники, «богатство уникальности» психологического мира личности, трудно поддающееся программированию). Но именно множество «индивидуальностей и уникальностей» и образует непростой, но такой красочный и многообразный мир.
Социокультурное пространство нашей Школы было обогащено присутствием делегации из Китайской Народной Республики, в которую входили пять студентов филологического факультета одного из китайских педагогических университетов и преподавательница русского языка в Китае Ин Цуй. Они с удовольствием участвовали во всех мероприятиях школы, как образовательных, так и культурно-развлекательных. Поскольку Школа проходила в первые дни Нового года, наши иностранные гости стали свидетелями традиционных в это время колядок. Во время прощального концерта гости из Китая пели песни на китайском языке и читали стихи своих классиков. На следующий день школьники, организаторы и гости прощались со школой. Не обошлось без слез. Обменивались телефонами, адресами, договаривались о новой встрече.
В целом реализация образовательной программы данной краткосрочной интенсивной школы позволила решить следующие задачи:
— участники узнали о том, «что сегодня современно знать» — о перспективном инженерном направлении — робототехнике — и вузе (ФСФУ в г. Железногорске), в котором внедряется образовательная технология «образовательные конструкторы»;
— оценили свои возможности в умении грамотно использовать знания, поняли, каких навыков и умений им не хватает;
— попробовали себя в практической деятельности (конструировали роботов, снимали и монтировали видеофильмы);
— приняли участие в дискуссиях на актуальные темы;
— познакомились с некоторыми элементами культуры Востока;
— получили эмоциональный заряд и новых друзей;
— студенты, участвующие в проведении школы, получили опыт педагогической и организаторской работы, который, надеемся, не пройдет даром как для инженеров (студентов филиала СФУ), так и для педагогов (студентов филиала КГПУ). Кроме того, проведенное образовательное мероприятие внесло свой вклад в
формирование ценностного отношения студентов и школьников к образованию,
поскольку были реализованы основы гуманистического подхода к проектированию и организации проектной деятельности. Вместе с тем для учащихся и студентов возрастает значение образования как «самоценности» посредством осмысления личностной значимости процесса обучения: если ценность социального результата обусловлена жизненной позицией участников, то значимость процесса обучения зависит от его направленности на их позитивную самореализацию, проявляющуюся в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах в определенном времени и пространстве («здесь и сейчас»). При этом позитивная самореализация учащегося выступает в качестве главного показателя его успешности в образовательной деятельности, зависящего от особенностей жизненного опыта, национальных и культурных традиций, социально-педагогической ситуации социума (в данном случае краткосрочной интенсивной школы).
Таким образом, анализ опыта проведенной работы позволил сделать следующие выводы.
1. Аксиологический компонент является одним из важнейших в современном образовании, задавая современный вектор развития образования. Под аксиологическим компонентом мы понимаем направленность образовательной технологии на формирование и развитие ценностной сферы учащихся: общие жизненные и ценностные ориентации учащихся, их отношение к учебному процессу в целом, конкретным предметам и т. п. Проведенная нами школа не только обогатила школьников новыми знаниями, умениями и навыками, но и изменила их ценностные ориентиры. Школьники приняли участие в создании собственных проектов, яснее поняли свои предпочтения в выборе будущих профессий, в результате чего некоторые из них смогли определить свои дальнейшие действия как в школьном образовательном процессе, так и вне его.
2. В результате описанной в статье интенсивной школы не только школьники, но и студенты меняют ценностное отношение к своему профессиональному обучению. Они начинают осознавать пробелы в образовании, понимать прикладной смысл изучаемых ими дисциплин и в соответствии с этим планируют свое обучение в будущем.
3. В описанной нами образовательной школе реализован ряд условий, способствующий формированию ценностного отношения школьников к обучению:
— выбор учащимися области деятельности, соответствующей их интересам и возможностям;
— разработка, реализация и защита проекта заявленнной тематики;
— участие в дискуссиях и презентациях, позволяющих школьникам и студентам выразить свое отношение к современным проблемам образования и получить профессиональную оценку своим действиям.
4. Проведенные школы показали, что некоторые технологии (проектная деятельность, недирективный выбор научной деятельности школьников и другие), применяемые в интенсивных школах, эффективно влияют на ценностное отношение школьников к обучению, другие (профориентационные лекции, например) оказывают слабое влияние на их ценностные ориентиры, проходят для школьников практически незамеченными. Проводя подобные школы и анкетируя ее участников, преподаватели и студенты анализируют их результаты и разрабатывают новые формы и методы образовательных мероприятий, которые лучше помогают сформировать ценностное отношение
школьников к обучению. Эта рефлексивная и проектная работа педагогов и студентов является содержанием факультативного курса педагогического вуза «Интенсивные образовательные школы». Студенческий факультатив является средством формирования ценностного отношения студентов к своему образованию. Посещая его и участвуя в подготовке и проведении интенсивных образовательных школ, студенты:
— ощущают себя субъектами педагогической деятельности, авторами своих образовательных программ;
— разрабатывают собственные образовательные технологии (или их элементы), на новом уровне усваивая содержание педагогических технологий;
— оформляют свое отношение к профессиональной педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
2. Денисенко Ф.Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе: монография. Красноярск: СибГТУ, 2007. 157 с.
3. Финогенова О.Н., Нургалеев B.C. Открытая личностная позиция как фактор одаренности личности: монография. Красноярск: СибГТУ, 2007 165 с.