Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к обучению посредством организации краткосрочных интенсивных школ'

Формирование ценностного отношения к обучению посредством организации краткосрочных интенсивных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РОБОТОТЕХНИКА / АКСИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ROBOTICS / AXIOLOGY / PEDAGOGICAL PLANNING / PROBLEM EDUCATION / RESEARCHING ACTIVITY / VALUE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко Фелицата Николаевна

В статье произведен анализ одной из современных образовательных технологий краткосрочной интенсивной школы на основании опыта конкретного педагогического прецедента проектной школы «Что сегодня современно знать». Автор обосновывает необходимость включения в краткосрочные образовательные проекты аксиологически-мировоззренческих компонентов как неразрывно связанных с проектной деятельностью учащихся и определяющих содержание и результаты образовательного процесса интенсивных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисенко Фелицата Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF VALUE ATTITUDE TO EDUCATION BY ORGANIZING SHORT-TERM INTENSIVE SCHOOLS

This article analyzes one of the modern educational technologies that is a shortterm intensive school, basing on the experience of the certain pedagogical precedent a planning school «What you need to know today». The author proves the necessity of using axiological-world outlook elements in short-term intensive schools that are closely connected with students' project activity and determining the content and results of educational process of intensive schools.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к обучению посредством организации краткосрочных интенсивных школ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ШКОЛ

Образовательные технологии, профессиональное самоопределение, робототехника, аксиология, педагогическое проектирование, проблемное обучение, поисковая деятельность, ценностное отношение.

В статье «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» международной конференции «Модернизация экономики и глобализация» авторы обращают внимание на то, что школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна, в то же время школа не обучает полезным умениям (в том числе полезным компетенциям, поиску и оценке информации) и слабо воздействует на формирование ценностной базы школьников.

Современное образование недостаточно обеспечено аксиологическим содержанием и адекватными психолого-педагогическими технологиями, слабо связано с реальными жизненными ситуациями. Одно из важнейших направлений модернизации школьного образования в настоящее время связано с формированием личности, способной решать смысложизненные проблемы на основе глобальных ценностей. Возрастает актуальность поиска путей, направленных на формирование способности молодого человека конструировать свой внутренний мир, на осмысление и переживание им своего опыта, взаимоотношений с миром вещей и людей, то есть на развитие «духовных составляющих» личности [Гессен, 1995].

Многое в ценностном мире молодых людей обусловлено современной социально-экономической ситуацией. Вместе с тем школьное образование обладает достаточно большим гуманистическим потенциалом, позволяющим повысить его влияние на формирование духовного мира молодого человека. Одним из существенных направлений в этой сфере должно стать формирование ценностного отношения старшеклассников к процессу обучения. Ориентация на социальный результат образования, отражающая его функционально-ролевую направленность, должна быть дополнена формированием ценностного отношения к процессу обучения. Это позволит рассматривать школьную жизнь как важный этап самореализации личности, становления ученика как субъекта собственной жизни.

Но необходимо отметить, что процесс модернизации школьного образования длительный и далеко не однозначный: жесткая система стандартов и нормативных ограничений не всегда приводит к желаемым результатам. Авторы полагают, что формировать ценностное отношение учащихся к процессу обучения частично возможно во время проведения различного рода неформальных образовательных мероприятий, осуществляемых в рамках дополнительного образования, таких как краткосрочные интенсивные школы, которые вот уже несколько лет организуются преподавателями и студентами филиалов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ) и Сибирского федерального университета (СФУ) в г. Железногорске (Красноярский край).

Во время таких школ учащиеся и студенты пытаются решать реальные научные и экономические проблемы, возникающие в современном мире и обществе. Участие в практических проектах помогает школьникам и студентам по-новому оценить свой жизненный и образовательный опыт, способствует их предпрофес-сиональному и профессиональному самоопределению, самореализации в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах. Чтобы не быть голословными, приведем пример одной из таких школ, проводимой под общей темой «Робототехника».

«Человек — венец Вселенной, самое совершенное существо в мире, продолжающее развиваться само и изменять все, что находится рядом» — это девиз, которого придерживаются организаторы краткосрочных интенсивных школ. Но в этот раз физические и интеллектуальные возможности человека были поставлены под сомнение. Причиной явилось то, что, несмотря на способность совершенствоваться и расширяться, возможности человека далеко не безграничны. Появляются механизмы, позволяющие значительно превзойти человека по многим показателям. Автоматические устройства заменяют человека при выполнении тяжелых физических работ, скоростных операций, они не устают и не зависят от настроения. В настоящее время существуют компьютеры с огромной памятью и множеством функций. Компьютеры обыгрывают человека в шахматы, ставят медицинские диагнозы, проводят операции. Появляются автоматы, внешне напоминающие человека, — роботы. Вот уже несколько десятилетий ученые занимаются вопросами искусственного интеллекта, а фантасты спорят сможет ли робот сравняться с человеком. Выдвигается гипотеза о том, что следующим этапом развития цивилизации будет общество совершенных человекоподобных роботов. Этим вопросам и был посвящен очередной модуль школы «Что сегодня современно знать?» [Денисенко, 2007].

Школа состоялась в оздоровительном лагере «Горный» под Железногорском с 5 по 10 января 2009 года. В ней приняли участие 58 школьников из городов Красноярска, Железногорска, а также Богучанского, Ужурского, Боготольского и Березовского районов. Инструкторами школьников были студенты и преподаватели филиалов СФУ и КГПУ в г. Железногорске.

Эта школа стала второй, целью которой было привлечение внимания школьников к инженерным специальностям (первая школа была по теме «Экологическая инженерия»). Половина участников проводимой школы были на предыдущей, поэтому знакомы с распорядком дня и структурой школы, что помогло им быстро включиться в работу.

Первый день был посвящен знакомству с правилами поведения в школе, комсоставом, инструкторами и членами экипажа, а также тематикой школы и ее основными мероприятиями. Затем школьникам была прочитана лекция о робототехнике: ее истории, развитии в России, проблемах и перспективах. Информация была интересной и познавательной как для школьников, так и для студентов. Разгорелась дискуссия между «физиками» и «лириками», в процессе которой выясняли, не противоречит ли технический прогресс искусству, поэзии, чувству прекрасного.

Но дело не ограничилось научно-популярной лекцией и спорами: по традиции, школьники, как и студенты, участвовали в разработке и реализации собственных проектов, где имели возможность проявить находчивость, выдумку, инициативу.

Сущность проектов соответствовала основной теме Школы, ее целям и задачам. Направления ее деятельности объявлялись заранее, так чтобы каждый приехавший мог заблаговременно выбрать себе дело по душе, хотя всегда есть возможность попробовать несколько вариантов (видов) деятельности и остановиться на особо понравившемся.

Школьников, заинтересовавшихся робототехникой, разбили на группы. Им рассказали о том, как с помощью компьютерных программ и деталей «Лего» можно сконструировать робота, выполняющего операции, заложенные в его программе. Работа началась, и каждый вечер на общешкольном сборе роботы, собранные группами школьников-робототехников, «соревновались» в выполнении заданий, которые выдавались утром руководителем данного научного направления (старший преподаватель филиала СФУ в г. Железногорске А.В. Поздняков). Как на спортивных соревнованиях, каждому роботу давалось три попытки. Если робот «нечисто» выполнил задание (робот должен был закатить цветной шарик в определенное место на разлинованном поле), его конструкторам давалось время внести изменения в программу, которую они в него заложили. Соревнование было зрелищным и волнительным как для их конструкторов, так и для болельщиков.

В школе работала уже ставшая традиционной секция видеожурналистики. Сейчас трудно себе представить значимое событие, которое обошлось бы без его участия в освещении происходящего. Тем более что в настоящее время в СФУ идет процесс становления своего телевидения. Именно в этой школе работало 11 студентов СФУ, которые со временем будут освещать все события вуза и его филиалов, выпускать сборники новостей, проводить всевозможные шоу и телеконференции. Студенты во главе с опытным тележурналистом Валентиной Вараксиной набрали группу школьников, заинтересовавшихся данным видом деятельности и обучали их профессиональным приемам компоновки и оформления новостей. Кроме того, данная группа освещала деятельность всей школы, проводила кастинги на роль телеведущих новостей ТВ-передачи «Молодежный феррум», по вечерам показывала «новости дня», а в один из дней школы провела ток-шоу на тему «Кто победит — робот или человек?». Причем ведущей ток-шоу выступила подготовленная руководителями группы тележурналистики школьница из г. Ужура.

В дискуссии на тему школы, кроме школьников, приняли участие кандидат психологических наук, доцент кафедры перспективных образовательных технологий филиала КГПУ в г. Железногорске Финогенова Ольга Николаевна [Фино-генова, Нургалеев, 2007] и старший преподаватель филиала СФУ Поздняков Андрей Владимирович. Помимо разговора о физических характеристиках роботов и человека, были затронуты нравственные вопросы и проблемы интеллекта. Мнения разделились. Кто-то считал, что будущее за всемогущим роботом, кто-то полагал, что миром правит любовь и только воля и власть человека делают робота таким, каков он есть. Спор попробовал разрешить доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности СибГТУ Нургалеев Владимир Султанович, который констатировал, что современное положение дел в робототехнике позволяет сказать, что робот превосходит человека по многим физическим показателям, но он не способен создать себе подобного без помощи человека, без определенной программы действий и материалов. Поэтому пока человеку нет необходимости бояться покорения роботами. Совершенствование и улучшение показателей современных робо-

тов, стремление разгадать тайну искусственного интеллекта — задачи, над которыми в настоящее время работают ученые всего мира.

Но пользоваться завоеваниями робототехники, подчеркнул психолог, нужно крайне осторожно. Мы становимся очень зависимыми от современных электронных устройств — мобильных телефонов, Интернета, телевизора и тому подобного. Это приводит к таким негативным явлениям, как чрезмерное увлечение виртуальным миром некоторыми молодыми людьми (уход от действительности), недостаток общения (упрощенная речь), отсутствие физических нагрузок и так далее. Поэтому адаптация человека к постоянно меняющемуся миру электроники и робототехники становится одной из основных проблем современного мира, решением которой в данной Школе занимались представители психологического научного направления — постоянные участники подобных образовательных мероприятий. По окончании работы данного направления школьники представили отчет в форме видеофильма, в котором попытались показать, в чем, на их взгляд, робот превосходит человека и в чем человек сильнее робота (какие качества человека невозможно смоделировать с помощью робототехники, «богатство уникальности» психологического мира личности, трудно поддающееся программированию). Но именно множество «индивидуальностей и уникальностей» и образует непростой, но такой красочный и многообразный мир.

Социокультурное пространство нашей Школы было обогащено присутствием делегации из Китайской Народной Республики, в которую входили пять студентов филологического факультета одного из китайских педагогических университетов и преподавательница русского языка в Китае Ин Цуй. Они с удовольствием участвовали во всех мероприятиях школы, как образовательных, так и культурно-развлекательных. Поскольку Школа проходила в первые дни Нового года, наши иностранные гости стали свидетелями традиционных в это время колядок. Во время прощального концерта гости из Китая пели песни на китайском языке и читали стихи своих классиков. На следующий день школьники, организаторы и гости прощались со школой. Не обошлось без слез. Обменивались телефонами, адресами, договаривались о новой встрече.

В целом реализация образовательной программы данной краткосрочной интенсивной школы позволила решить следующие задачи:

— участники узнали о том, «что сегодня современно знать» — о перспективном инженерном направлении — робототехнике — и вузе (ФСФУ в г. Железногорске), в котором внедряется образовательная технология «образовательные конструкторы»;

— оценили свои возможности в умении грамотно использовать знания, поняли, каких навыков и умений им не хватает;

— попробовали себя в практической деятельности (конструировали роботов, снимали и монтировали видеофильмы);

— приняли участие в дискуссиях на актуальные темы;

— познакомились с некоторыми элементами культуры Востока;

— получили эмоциональный заряд и новых друзей;

— студенты, участвующие в проведении школы, получили опыт педагогической и организаторской работы, который, надеемся, не пройдет даром как для инженеров (студентов филиала СФУ), так и для педагогов (студентов филиала КГПУ). Кроме того, проведенное образовательное мероприятие внесло свой вклад в

формирование ценностного отношения студентов и школьников к образованию,

поскольку были реализованы основы гуманистического подхода к проектированию и организации проектной деятельности. Вместе с тем для учащихся и студентов возрастает значение образования как «самоценности» посредством осмысления личностной значимости процесса обучения: если ценность социального результата обусловлена жизненной позицией участников, то значимость процесса обучения зависит от его направленности на их позитивную самореализацию, проявляющуюся в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах в определенном времени и пространстве («здесь и сейчас»). При этом позитивная самореализация учащегося выступает в качестве главного показателя его успешности в образовательной деятельности, зависящего от особенностей жизненного опыта, национальных и культурных традиций, социально-педагогической ситуации социума (в данном случае краткосрочной интенсивной школы).

Таким образом, анализ опыта проведенной работы позволил сделать следующие выводы.

1. Аксиологический компонент является одним из важнейших в современном образовании, задавая современный вектор развития образования. Под аксиологическим компонентом мы понимаем направленность образовательной технологии на формирование и развитие ценностной сферы учащихся: общие жизненные и ценностные ориентации учащихся, их отношение к учебному процессу в целом, конкретным предметам и т. п. Проведенная нами школа не только обогатила школьников новыми знаниями, умениями и навыками, но и изменила их ценностные ориентиры. Школьники приняли участие в создании собственных проектов, яснее поняли свои предпочтения в выборе будущих профессий, в результате чего некоторые из них смогли определить свои дальнейшие действия как в школьном образовательном процессе, так и вне его.

2. В результате описанной в статье интенсивной школы не только школьники, но и студенты меняют ценностное отношение к своему профессиональному обучению. Они начинают осознавать пробелы в образовании, понимать прикладной смысл изучаемых ими дисциплин и в соответствии с этим планируют свое обучение в будущем.

3. В описанной нами образовательной школе реализован ряд условий, способствующий формированию ценностного отношения школьников к обучению:

— выбор учащимися области деятельности, соответствующей их интересам и возможностям;

— разработка, реализация и защита проекта заявленнной тематики;

— участие в дискуссиях и презентациях, позволяющих школьникам и студентам выразить свое отношение к современным проблемам образования и получить профессиональную оценку своим действиям.

4. Проведенные школы показали, что некоторые технологии (проектная деятельность, недирективный выбор научной деятельности школьников и другие), применяемые в интенсивных школах, эффективно влияют на ценностное отношение школьников к обучению, другие (профориентационные лекции, например) оказывают слабое влияние на их ценностные ориентиры, проходят для школьников практически незамеченными. Проводя подобные школы и анкетируя ее участников, преподаватели и студенты анализируют их результаты и разрабатывают новые формы и методы образовательных мероприятий, которые лучше помогают сформировать ценностное отношение

школьников к обучению. Эта рефлексивная и проектная работа педагогов и студентов является содержанием факультативного курса педагогического вуза «Интенсивные образовательные школы». Студенческий факультатив является средством формирования ценностного отношения студентов к своему образованию. Посещая его и участвуя в подготовке и проведении интенсивных образовательных школ, студенты:

— ощущают себя субъектами педагогической деятельности, авторами своих образовательных программ;

— разрабатывают собственные образовательные технологии (или их элементы), на новом уровне усваивая содержание педагогических технологий;

— оформляют свое отношение к профессиональной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

2. Денисенко Ф.Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе: монография. Красноярск: СибГТУ, 2007. 157 с.

3. Финогенова О.Н., Нургалеев B.C. Открытая личностная позиция как фактор одаренности личности: монография. Красноярск: СибГТУ, 2007 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.