чинам появления новых значений слова относятся факторы социальных, политических, исторических, экономических, научнотехнических и т.д. изменений в жизни конкретной лингвокультурной общности.
Мобильно отражая изменения внешних социальных факторов, многозначность отражает и существенных тенденции языкового развития на современном этапе» [13, с. 15].
В «Толковом словаре русского языка начала XXI» века под редакцией Г.Н. Скляревской [14] зафиксированы следующие значения лексемы «библиотека»: «1. (информ.) электронная библиотека. *Электронная библиотека — собрание на сайте файлов с материалами, как правило, определенной тематики, доступных пользователям интернета. 2. (информ.) Специальным образом организованный файл, содержащий информацию, каждый элемент которой может быть извлечен по имени».
Следует отметить также и то, что с развитием информационных технологий слово «библиотека» стало употребляться в компьютерной лексике в значении «организованная совокупность программ» [15].
Компьютеризация коснулась и организации самих библиотек. Библиотековеды отмечают, что «сегодня библиотека — это не только место сохранения и приумножения культурного наследия, но еще и информационный центр, социальный институт» [16, с. 1]. Отражение этой тенденции в развитии роли библиотек мы видим в трактовке слова «библиотека» в Современном иллюстрированном энциклопедическом словаре 2009 года. Здесь «библиотека» - это уже не «книгохранилище», а «хранилище информации», в фонд которой могут входить не только бумажные, но и электронные формы хранения [17].
Таким образом, данные различных словарей дают представление не только о сложном семантическом устройстве слова, но и его динамике, отражающей особенности технологического и научного прогресса. Ввиду этого, при формировании содержания обучения культурно маркированной лексике иностранных студентов продвинутого этапа необходимо учитывать данные различных словарей русского языка, репрезентирующих диахронический аспект содержания слова.
Библиографический список
1. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8.
2. Лихачев, Д.С. Я вспоминаю. - М., 1991.
3. Васильева, Г.М. Лингвокультурологические аспекты русской неологии: автореф. дис. д-ра филол. наук. - СПб., 2001.
4. Этимологический словарь современного русского языка / сост. А.К. Шапошников. - М., 2010. - Т. 1.
5. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1985. - Т. 1.
6. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / АН СССР Ин-т рус.яз. - М.; Л., 1950. - Т. 1.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., 1978. - Т. 1.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1994.
9. Толковый словарь русского языка /под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1935. - Т. 1.
10. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М., 2000.
11. Тихонов, А.Н. Морфемно-орфографический словарь. - М., 2002.
12. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус.яз.; под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 2003.
13. Васильева, Г.М. Семантическое развитие слова как предмет учебной неографии // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. - Красноярск. - 2013. - № 1.2 (37).
14. Толковом словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под редакцией Г.Н. Скляревской. - М., 2006.
15. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1997.
16. Кузнецова, Т.Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурного моделирования // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 1.
17. Современный иллюстрированный энциклопедический словарь. - М., 2009.
Bibliography
1. Likhachev, D.S. Kuljtura kak celostnaya sreda // Novihyj mir. - 1994. - № 8.
2. Likhachev, D.S. Ya vspominayu. - M., 1991.
3. Vasiljeva, G.M. Lingvokuljturologicheskie aspektih russkoyj neologii: avtoref. dis. d-ra filol. nauk. - SPb., 2001.
4. Ehtimologicheskiyj slovarj sovremennogo russkogo yazihka / sost. A.K. Shaposhnikov. - M., 2010. - T. 1.
5. Slovarj russkogo yazihka: v 4 t. / pod red. A.P. Evgenjevoyj. - M., 1985. - T. 1.
6. Slovarj sovremennogo russkogo literaturnogo yazihka: v 17 t. / AN SSSR. In-t rus.yaz. - M.; L., 1950. - T. 1.
7. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka: v 4 t. - M., 1978. - T. 1.
8. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1994.
9. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka /pod red. D.N. Ushakova. - M., 1935. - T. 1.
10. Efremova, T.F. Novihyj slovarj russkogo yazihka. Tolkovo-slovoobrazovateljnihyj. - M., 2000.
11. Tikhonov, A.N. Morfemno-orfograficheskiyj slovarj. - M., 2002.
12. Russkiyj semanticheskiyj slovarj. Tolkovihyj slovarj, sistematizirovannihyj po klassam slov i znacheniyj / RAN. In-t rus.yaz.; pod obth. red. N.Yu. Shvedovoyj. - M., 2003.
13. Vasiljeva, G.M. Semanticheskoe razvitie slova kak predmet uchebnoyj neografii // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. Gumanitarnihe i obthestvennihe nauki. - Krasnoyarsk. - 2013. - № 1.2 (37).
14. Tolkovom slovarj russkogo yazihka nachala XXI veka. Aktualjnaya leksika / pod redakcieyj G.N. Sklyarevskoyj. - M., 2006.
15. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1997.
16. Kuznecova, T.Ya. Biblioteka v informacionnom obthestve: ontologicheskie osnovaniya sociokuljturnogo modelirovaniya // Nauchnihe i tekhnicheskie biblioteki. - 2011. - № 1.
17. Sovremennihyj illyustrirovannihyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 25.02.14
УДК 378.1
Savchenko R.E. SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVE WORK AS A FORM OF INCREASING OF SELFREALISATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A CHILDREN'S RECREATION CAMP. The article describes introduction of a principle of scientific and technical creative work and learning in an extracurricular educational space of a summer camp. The research states the raising of the intellectual self-realization of pupils in the class of robotics that stimulate their scientific and technical creativity.
Key words: intellectual self-realization, psychological and pedagogical problem, self-realization in creative work, robotics, personality.
Р.Е. Савченко, аспирант каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
В статье описано внедрение научно-технического творчества и учебной деятельности во внешкольном образовательном пространстве - летнем оздоровительном лагере. Рассмотрено повышение интеллектуальной самореализации учащихся при обучении на занятиях по научно-техническому творчеству - робототехнике.
Ключевые слова: интеллектуальная самореализация, психолого-педагогическая проблема, творческая самореализация, робототехника, личность.
Ведущей целью образования сегодня является развитие креативной, творчески мыслящей личности, способной решать нестандартные задачи и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Данная цель начинает реализовываться в общеобразовательной школе, где происходит формирование личности, которая в дальнейшем будет продолжать совершенствоваться. Следует отметить, что данная задача стоит не только перед конкретной школой, но и перед страной, что отражено в целях и задачах Федеральной программы инициатив.
Именно в старшем звене общеобразовательной школы необходимо уделять внимание реализации интеллектуальных задатков, в этом могут помочь педагоги, которые должны создать условия для самореализации учеников. Этого можно добиться не только на уроках, но и с помощью привлечения учеников к участию в дополнительных образовательных программах.
Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Под самореализацией гуманистическая психология, одним из основоположников которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация - это раскрытие собственных возможностей - и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни [1, с. 77]. А. Маслоу является автором иерархической модели потребности человека
- так называемой «пирамиды потребностей». Чем «выше» уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят «высшие потребности», которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием в определенный период жизни.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, изучая любимую дисциплину в школе), личность, никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы чрезмерным обобщением конструировать единую модель самореализации «вообще». Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) - богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека [2, с. 702].
Одной из важнейших проблем современной образовательной среды является то, что учащиеся не всегда могут полностью реализовывать себя в образовательной среде. Здесь главную задачу должен решить учитель (преподаватель), которому необходимо обеспечить условия для самореализации учащегося и, в первую очередь, - подобрать такую образовательную среду, где будет интересно работать учащемуся, и большую роль станет играть внеучебная работа как компонент современной системы дополнительного образования.
Интеллектуальная самореализация личности ребенка, таким образом, является важной и актуальной психолого-педаго-гической проблемой, поскольку развитие человека, его творческих способностей в современном обществе, характеризующем-
ся интенсивным информационным насыщением жизнедеятельности, постоянно детерминируется жесткими экономически обусловленными требованиями. В образовательном процессе школы данная детерминация проявляется в регламентации знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения в школе, при этом развитие творческих способностей и вопросы соответствующей самореализации личности в школе декларируются, но осуществляются в полном объеме, как правило, в специализированных образовательных учреждениях. Поэтому наибольшую роль в исследуемом нами процессе имеет именно внеурочная деятельность общеобразовательной школы, а именно факультативы как компоненты современной системы дополнительного образования.
Для повышения интереса школьников к работе в образовательной среде, в нашем исследовании активно использовался метод проектов, разберем теорию и посмотрим, что это такое и как его внедрять в образовательную деятельность, применительно к нашей образовательной технологии.
Метод проектов - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией и рефлексией результатов [4].
Для практического изучения выбранной проблемы интеллектуальной самореализации школьников и внедрения метода проектов в образовательную научно-техническую деятельность, была выбрана следующая техническая среда, которая сегодня развивается очень активно - образовательная робототехника, так как качественное образование может быть реализовано сегодня только при умелом использовании высокотехнологичного современного учебного оборудования. Необходимую материально-техническую базу может приобрести не каждое образовательное учреждение, однако современные информационные технологии позволяют организовать эффективную подготовку научно-технического погружения для учащихся в сочетании с традиционными методами обучения. Вся работа нашего исследования построена во взаимодействии с филиалом ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» в г. Железногорске (далее Железногорский филиал СФУ), который имеет необходимую полную материально-техническую базу.
На сегодняшний день достаточно успешно развивается направления связанные с техническим творчеством и в частности образовательной робототехникой. Существует большое количество конструкторов, из которых можно собирать различные модели для занятий с учащимися. Некоторые конструкторы позволяют только программировать модель, иные позволяют вносить изменения и развернуть школьнику весь свой творческий потенциал.
Поэтому были разработаны образовательные семинары на основе конструктора LEGO Mindstorms NXT. Разработанная нами учебная программа является широким погружением в образовательную среду - робототехнику с лекционными занятиями и объяснением нового материала по изучению основных механизмов конструктора LEGO, на основе которого студенты, в дальнейшем, собирают своего первого робота, и изучение азов среды программирования RoboLAB.
Педагогические семинары являются огромным полем для работы преподавателя со школьниками. Выбрав актуальную тему, преподаватель может выявить те способности учащегося, которые невозможно показать на других общих предметах. В выбранной нами образовательной среде - Робототехника, плавно сочетаются несколько предметов, в которых школьник может найти свой элемент интеллектуальной самореализации. Специально для этого был разработана учебная программа «Образовательная робототехника», которая состоит из следующих этапов:
1. Выбор проблемной среды исследования и его разработка, как научно-технического решения - проекта.
2. Составление плана работы над проектом и распределение обязанностей в рабочей группе.
3. Работа над проектом.
4. Рефлексия и презентация разработанного проекта.
Здесь школьник может проявить себя по всем направлениям творчества и в особенности в исследовательской и технической составляющим, в чем и состоит элемент интеллектуальной самореализации. Здесь преподавателю необходимо помочь проектной группе четко определить, кто из школьников способен заниматься той или иной составляющей семинара. После вводной лекции и объяснения нового материала по основам работы программная среда RoboBasic, преподаватель должен ввести элемент соревнования, необходимый для повышения интереса школьника к занятию. Это достигается путем одной проблемы, но достигается проектными группами с помощью разных технических решений.
Перед началом работы на краткосрочной выездной школе, со школьниками был проведен опрос для определения уровня исследуемой интеллектуальной самореализации на начало опытно-экспериментальной работы. В опросе использовалась методика диагностики мотивации к достижению успеха Т Элер-са, предназначенная для диагностики, выделенной Хекхаузе-ном, мотивационной направленности личности на достижение успеха. Для повышения качества результатов, также применялась методика оценки мотивации профессиональной деятельности К. Замира в модификации А.А. Реана. Методика применяется для диагностики мотивации профессионально-педагогической деятельности, в основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Результаты школьников (таблица 1) оказались достаточно низкими, в основном не только из-за возрастных характеристик, но и по причине неудовлетворительного состояния дел в организации внеурочной научно-практической и проектной деятельностях в общеобразовательном учреждении.
Рассмотрим более подробно наше исследование по внедрению научно-технического творчества во внеучебную деятельность школьников, которое мы связали напрямую с проектной деятельностью. В летний период школьники отдыхают от школы и не все-
гда имеют возможность творчески и интеллектуально самореализоваться в летних образовательных учреждениях. Однако в летних оздоровительных лагерях проводятся занятия по дополнительному образованию - кружки, включающие творческие занятия на выбор школьника. Учитывая эту особенность, работа образовательной программы, была организована в Детском оздоровительном лагере «Горный» (ДОЛ «Горный») около города Железногорск. На протяжении трех смен (июнь - июль 2013 года) ребята занимались в кружке «Образовательная робототехника», организованным Железногорским филиалом СФУ. Каждая смена состоит из 21-го дня, и нами была разработана учебная программа с тематическим планированием на 17 часов.
Разбившись по группам, школьники начинают разрабатывать поставленную проблему и план работы. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте [5].
Таким образом мы задали для учащихся определенную тему для проектирования собственного робота из Лего конструктора, которого им необходимо разработать за оставшиеся две недели. Каждая проектная команда состояла из 3-4 человек с выделенным руководителем группы. Совместно с учащимися мы выделили следующие этапы работы над проектами:
- предпроект (работа учащихся на семинаре не программированию в среде РоЬо1аЬ);
- этап планирования работы над проектом (учащиеся выделяют обязанности каждого участника, и составляю план работы над проектом);
- аналитический этап (здесь участники анализируют свою работу о ошибки, а также делятся опытом с остальными проектными командами);
- работа над проектом (непосредственное выполнение необходимых работ по планы, над проектом);
- этап обобщения (систематизация и структурирование полученных в ходе всего проекта данных, написание пояснительной записки к своему проекту - робототехнической системе, и создание презентации своего проекта, которая отражает его особенности и необходимые технические характеристики);
- презентация полученных результатов (защита участниками своего проекта перед жюри, которое состоит из работников Железногорского филиала СФУ и ДОЛ «Горный», а также перед всеми остальными проектными командами).
Для отбора наилучшей проектной команды нами были разработаны следующие критерии оценки:
- Осознанность в определении проблемы, в предоставляемой теме проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
Распределение школьников по уровню интеллектуальной самореализации на начало первого этапа опытно-экспериментальной работы
Таблица 1
Критерии самореализации Уровни готовности
Высокий Средний Низкий
N % N % N %
1 Когнитивный 3 10 9 30 18 60
2 Эмотивный S 26.6 12 40 10 33:4
3 Поведенческий (деятельностный) 5 16.6 15 50 10 33:4
4 Совокупный 5:3 17 J 12 40 12.1 42:3
Таблица 2
Распределение школьников, прошедших обучение на краткосрочной интенсивной школе, по уровню интеллектуальной самореализации
№ Критерии самореализации Уровни
п/п Высокий Средний Низкий
N % N % N %
1 Когнитивный 10 33 15 50 5 17
2 Эмотивно-аксиологический 11 37 16 53 3 10
3 Поведенческо- деятельностный 12 40 15 50 3 10
4 Совокупный 11 36.7 15.3 51 3.7 12.3
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
- Выполнение своей роли в проекте каждым участником;
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность;
- Качественность и правильность выполнения спроектированной робототехнической системы необходимых задач [6].
В итоге школьники, в течение всего времени работы кружка, разрабатывали свою робототехническую модель «Электронной корзины». Суть заключается в складывании некоторых предметов в корзину, которая ведет подсчет количества вещей в ней. Так как мы ввели метод проектов в нашей работе, следовательно, у школьников «Электронные корзины» получились несколько разные на вид и разного технического решения, но одинаково направленные на решение поставленных задач. В завершении работы кружка в ДОЛ «Горный», учащиеся представляли свои работы перед всем лагерем, где прошли оценку и лучшие проекты награждены дипломами.
Результаты опытно - экспериментальной работы по изменениям в выраженности личностных свойств и качеств участников приведены ниже. Они позволили определить направление коррекции, выявить условия, которые необходимо создать для отдельных детей. Анализируя некоторые данные, мы отметили, что
каждый ребенок по-своему включается в деятельность, что требуется учитывать его индивидуальные способности, а нередко и коррекцию его способов и интеллектуальной самореализации.
По когнитивному критерию произошло увеличение числа школьников, показавших высокий (33% против 27% на конец второго этапа работы) и средний (50% против 47%) уровни. Число школьников, показавших низкий уровень, уменьшилось до 17% (против 26%).
По эмотивно-аксиологическому критерию произошло увеличение числа школьников, показавших высокий уровень (37% против 33% на конец второго этапа работы), и увеличение числа школьников, показавших средний уровень исследуемой готовности, до 53% (против 50%). Количество школьников, показавших низкий уровень, уменьшился до 10% (против 17%).
По поведенческо-деятельностному критерию произошло увеличение числа школьников, показавших высокий (40% против 23% на конец второго этапа работы) уровень. Число школьников, показавших средний уровень, уменьшилось до 50% (против 53%). Количество школьников, показавших низкий уровень, уменьшилось до 10% (против 24%).
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение робототехнических систем может способствовать повышению самореализации учащихся. Данные технологии популярны и востребованы в обществе, однако требуют постоянного развития, поскольку современные педагогические технологии во взаимосвязи с техническим процессом повышают интерес у учащихся к учебе, повышая мотивацию к обучению и, в частности, интеллектуальную самореализацию.
Библиографический список
1. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
3. Павлова, М.Ю. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М., 2003.
4. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. -Ростов-на-Дону, 2005.
5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2000.
6. Джеймс, Ф.К. Джонатана Д. Рабочая книга соревнований по робототехнике NXT - М., 2007.
Bibliography
1. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 1999.
2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.
3. Pavlova, M.Yu. Metod proektov v tekhnologicheskom obrazovanii shkoljnikov. - M., 2003.
4. Dzhuzhuk, I.I. Metod proektov v kontekste lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Materialih k didakticheskomu issledovaniyu. - Rostov-na-Donu, 2005.
5. Eliseev, O.P. Praktikum po psikhologii lichnosti - SPb., 2000.
6. Dzheyjms, F.K. Dzhonatana D. Rabochaya kniga sorevnovaniyj po robototekhnike NXT. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 16.02.14
УДК 74: 378.9
Hamid Ajsm Tahir. THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION AMONG DESIGN STUDENTS. Creative thinking and its development with the students majoring in art design is viewed as a mechanism of perceiving the objective reality by a person from the standpoint of various sciences: philosophy, psychology, ethics, and pedagogy. The presented article deals with the specifics and prerequisites of creative perception as well as the means of transformation of the reality.
Key words: creative thinking, agglutination, analogy, exaggeration, type design practice.