ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОЛА ПРОЕКТОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
[НА ПРИМЕРЕ СЕМИНАРОВ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ)
Самореализация, мотивация, метод проектов, семинары, проектная деятельность, робототехника, творчество.
Рассмотрены проблемы самореализации учащихся на семинарах по робототехнике с применением метода проектов. Описано, как внедрялись семинары по на-учно-техническому творчеству в высших профессиональных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования г. Железногорска.
R.E. Savchenko
Problems of self-realization of pupils while using project-based
LEARNING IN SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY (ON EXAMPLE OF SEMINARS ON ROBOTICS)
Self-realization, motivation, project method, seminars, project activity, robotics, creativity.
The problems of self-realization of pupils at seminars on robotics applying project method are considered. The article describes the introduction of scientific and technical creativity seminars in higher vocational educational institutions and institutions of additional education in Zheleznogorsk.
Известно, что наиболее полно раскрыть свои возможности школьник может лишь в максимально комфортной и интересной для него деятельности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Под самореализацией гуманистическая психология, одним из основоположников которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация — это раскрытие собственных возможностей и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни [Маслоу, 1999, с. 77]. А. Маслоу является автором иерархической модели потребности человека — так называемой «пирамиды потребностей». Чем «выше» уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят «высшие потребности», которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием в определенный период жизни.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, изучая любимую дисциплину в школе), личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы чрезмерным обобщением конструировать единую модель самореализации «вообще». Конкретные формы, способы,
виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) — богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Одной из важнейших проблем современной образовательной среды является то, что учащиеся не всегда могут полностью реализовывать себя в образовательной среде. Здесь главную задачу должен решить учитель (преподаватель), которому необходимо обеспечить условия для самореализации учащегося, и в первую очередь подобрать такую образовательную среду, где будет интересно работать учащемуся и большую роль станет играть внеучебная работа как компонент современной системы дополнительного образования.
Творческая самореализация личности ребенка, таким образом, является важной и актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку развитие человека, его творческих способностей в современном обществе, характеризующемся интенсивным информационным насыщением жизнедеятельности, постоянно детерминируется жесткими экономическими требованиями. В образовательном процессе школы данная детерминация проявляется в регламентации знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения в школе, при этом развитие творческих способностей и вопросы соответствующей самореализации личности в школе декларируются, но не всегда осуществляются в полном объеме. Поэтому наибольшую роль в исследуемом нами процессе имеет именно внеурочная деятельность общеобразовательной школы, а именно факультативы как компоненты современной системы дополнительного образования [Павлова, 2003, с. 85].
Для практического изучения данной проблемы нами была выбрана техническая среда, которая сегодня развивается очень активно - образовательная робототехника как один из вызовов качественному образованию, которое может быть реализовано сегодня только при умелом использовании высокотехнологичного современного учебного оборудования. Необходимой материально-технической базой обладает не каждое образовательное учреждение, однако современные информационные технологии позволяют организовать эффективную подготовку на-учно-технического погружения для учащихся в сочетании с традиционными методами обучения.
Наше исследование было основано на работе кружка «Основы робототехники» в детском оздоровительном лагере «Горный» (ДОЛ «Горный» около г. Железногорска) и разбито на две основные части: семинарские занятия и создание собственного проекта учащихся. В летний период школьники отдыхают от школы и имеют возможность интеллектуально самореализоваться в летних образовательных учреждениях. На протяжении трех смен (июнь — июль 2012 года) ребята занимались в кружке «Образовательная робототехника», организованном филиалом ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» в г. Железногорске (далее -Железногорский филиал СФУ). Каждая смена состоит из 21-го дня, и нами была разработана учебная программа с тематическим планированием на 17 часов. Рассмотрим первую часть нашего исследования — образовательные семинары по робототехнике.
На сегодняшний день достаточно успешно развиваются направления дополнительного образования, связанные с техническим творчеством, и в частности обра-
зовательной робототехникой. Поэтому были разработаны образовательные семинары на основе конструктора LEGO и андроидных роботов Robonova-1. Первая часть семинара является двухдневным погружением в образовательную робототехнику с лекционными занятиями и объяснением нового материала по изучению основных механизмов конструктора LEGO, на основе которого школьники во второй части образовательных семинаров собирают своего первого робота, и изучению азов среды программирования RoboLAB [Каверс, 2002].
Педагогические семинары являются огромным полем для работы учителя со школьниками. Выбрав актуальную тему, учитель может выявить те способности учащегося, которые невозможно показать на других общих предметах. В настоящее время очень актуальна образовательная среда «Робототехника». В ней сочетаются несколько предметов, в которых школьник может найти свой элемент интеллектуальной самореализации. Специально для этого был разработан семинар по «Образовательной робототехнике», который состоит из следующих этапов.
1. Творческая составляющая - разработка танца робота.
2. Техническая составляющая — программирование робототехнической системы.
Суть семинара состоит в том, чтобы разработать и запрограммировать хореографический номер для корейского робота-анрдоида Robonova-1. Это человекоподобные роботы, 30 сантиметров высотой, имеющие достаточно степеней свободы рук и ног для создания сложных движений. Здесь школьник может проявить себя по всем направлениям семинара, и в особенности в технической составляющей, в чем и есть элемент интеллектуальной самореализации. Учителю необходимо четко определять, кто из школьников способен заниматься той или иной составляющей семинара. Правильно объяснив, как работает программная среда, учитель должен ввести элемент соревнования для повышения интереса школьников к семинару. Это достигается путем постановки разных задач для школьников, и каждый создает свою уникальную программу, которую затем оценивают учитель и жюри. Программная среда для роботов-андроидов имеет простую графическую оболочку, поэтому у школьников не должно возникнуть особых трудностей при создании своей программы танца робота-андроида.
Согласно педагогическим требованиям к семинару составлена учебная программа, где полностью отображается, как необходимо построить работу на занятии.
Итак, разберем составляющие семинара несколько подробнее. Первая - это разработка танца. Все мы знаем, что существует множество музыкальных и танцевальных направлений, здесь-то школьник и может выбрать себе наиболее понравившееся. Каждый школьник на данном этапе работы проявляет творческую самореализацию для создания своего танца и разработки отдельных движений. Также у школьников есть возможность разделиться на группы: кто-то из них будет разрабатывать движения, а кто-то изучать среду разработки. Вторая составляющая семинара — программирование движений.
Перед внедрением семинара в работу кружка «Образовательная робототехника» ДОЛ «Горный» для школьников данные семинары прошли апробацию на неделе инноватики, которая проводилась в Железногорском филиале СФУ для студентов первых курсов с целью их привлечения в проектную и научную деятельность. Среди студентов была набрана группа, которая на протяжении недели полностью погрузилась в азы программирования роботов-андроидов Robonova-1. Данная неделя прошла с 6 по 10 февраля 2012 года в рамках дисциплины «Основы инноватики» и предполагала включение студентов в активную деятельность над научно-техническими и творческими проектами.
Помимо обучения школьников программированию андроидных роботов, также им были даны базовые знания по работе в среде программирования КоЬоЬаЬ, которая используется в Лего-конструировании. Далее школьники создавали свои проекты, используя именно эту технологию. Апробируя разработанный нами семинар среди школьников, мы поняли, что он представляет собой интересный теоретический и практический материал для работы со школьниками в контексте дополнительного образования. Теперь рассмотрим вторую часть нашего исследования, которую мы назвали проектной составляющей. Для этого необходимо охарактеризовать метод проектов и особенности его внедрения в образовательную деятельность наших семинаров.
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом [Сергеев, 2005].
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [Павлова, 2003].
Метод проектов по дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней, метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата [Джужук, 2005].
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д.
Исходным этапом работы над проектом является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.
В том случае когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются педагогом, первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в определенную область исследова-
тельской деятельности, педагог тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы партнеров и единомышленников, ибо основной принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество [Рубинштейн, 2000, с. 720].
Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на вопросы: что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте.
Таким образом, мы задали для учащихся определенную тему для проектирования собственного робота из Лего-конструктора, которого им необходимо разработать за оставшиеся две недели. Каждая проектная команда состояла из 3—4 человек с выделенным руководителем группы.
Рассмотрев множество методик, которые позволяют определить оценку потребности учащегося (школьника либо студента) в достижениях (или «самореализации») — интеллектуальных, творческих — и успехах, мы остановились на двух методиках: «Шкала оценки потребности в достижении» и «Опросник для оценки потребности достижения успехов» [Психология личности, 2001].
Один опрос проводился в начале работы, когда школьники только приехали в лагерь. Второй — в конце, чтобы можно было оценить изменения в потребности достижения успехов. Для того чтобы исключить вероятность различий оценок методик, половину учащихся мы оценивали вначале по методике «Шкала оценки потребности в достижении», а в конце — по методике «Опросник для оценки потребности достижения успехов». Вторую половину учащихся опрашивали в обратной последовательности. Поэтому результаты исследования представлены нами на трех графиках — для первой группы, для второй и усредненный для всех учащихся.
1 смена 2 смена 3 смена
Рис. Из.тенение потребности в достижении учащихся.
Выбранные нами опросники предназначены для дифференцированной оценки двух связанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудачи. Определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их силе создают определенный тип личности и обусловливают разное поведение [Горностай, 2004, с. 88].
Мотивация достижения (успеха, удачи, самореализации) - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на человеческую жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение робототехнических систем может способствовать повышению самореализации учащихся. Данные технологии очень популярны и востребованы в обществе, однако требуют постоянного развития, поскольку современные педагогические технологии во взаимосвязи с техническим процессом повышают интерес у учащихся к учебе, тем самым повышая мотивацию к обучению, и в частности интеллектуальную самореализацию.
Библиографический список
1. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в Lab VIEW, 2010.
2. Горностай П.П. Измерение локуса ролевого конфликта // Психологическая диагностика, 2004. С. 88-95.
3. Джеймс Ф.К., Джонатана Д. Рабочая книга соревнований по робототехнике NXT, 2007.
4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: материалы к дидактическому исследованию. Ростов н/Д, 2005.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
6. Каверс С. LEGO Mindstorms: Последние модели, 2002.
7. Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2000. 292 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77-105.
9. Павлова М.Ю. Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И.А. Сасовой. М.: Вентана-Граф, 2003.
10. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. Киев: Рута, 2001. 320 с.
11. Рубинштейн C.JL Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.
13. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посохо-вой. М.: СПб., 2005.
14.Юревич Е.И. Основы робототехники. СПб.: БХВ-Петербург, 2007.