УДК 373.5
Е. А. Карташов, В. С. Нургалеев
КРАТКОСРОЧНАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ШКОЛА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Поддержка самообразовательных тенденций личности учащихся старших классов является важной психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития общества, поскольку старшеклассник достаточно сложный субъект жизнедеятельности, живущий на «границе» детства и взрослой жизни. Данная поддержка наиболее оптимально может осуществляться в системе дополнительного образования в различных формах организации каникулярного отдыха учащихся, в том числе в специально-организованных образовательных пространствах, важное место среди которых занимают краткосрочные интенсивные школы.
В определении содержания понятия школа, имеющей латинское происхождение ^Ло1а - место обучения), можно выделить несколько направлений. С точки зрения педагогики, школа - это учебно-воспитательное учреждение или учебно-воспитательное заведение для обучения, образования и воспитания детей, молодежи и взрослых [5]. С точки зрения социологии, школой называют социальный институт, подразумевающий универсалистскую и аффективно-нейтральную ориентацию основных институционализированных ролей учителя и ученика. С точки зрения философии - школой можно назвать направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и тому подобного [5].
Как показывают исследования В. В. Игнатовой [7], В. Г. Рындак [9], В. Д. Шадрикова [14; 15], В. А. Черкасова [13], Ф. Н. Денисенко [6] и других ученых [4; 2; 11], образовательный процесс в стационарных школах не позволяет личности обучающегося полностью развернуть тот или иной потенциал и реализовать свою одаренность в соответствующем виде деятельности. Кроме того, реформы в области образования обострили противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа современной школы. Между тем обучение в старшем звене общеобразовательной школы зачастую сводится к подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена, что несколько обедняет эмоциональную составляющую обучения. В этой связи и возникает вопрос об организации учебно-воспитательной работы со школьниками (в том числе учащимися старших классов) во внеурочное время в пространстве краткосрочных интенсивных школ.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В документе указано, что программы дополнительного образования должны осуществляется круглогодично. «В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях» [10].
Анализ педагогической литературы показывает, что понятие «краткосрочные интенсивные школы» не сформулировано однозначно, следовательно, необходим отбор тех существенных признаков, которые бы составили его дефиницию.
Согласно правилам формальной логики, видовое понятие включает в себя родовое, обогащенное (конкретизированное) видовыми признаками [8]. Следовательно, в контексте заявленной темы, основой понятия «краткосрочная интенсивная школа» будет выступать понятие «школа», главными существенными признаками которой являются «форма организации обучения» и «образовательное пространство». Видовыми признаками в данном случае выступают «крактосрочность» и «интенсивность», и, в конечном счете, направленность на учащихся старших классов.
Краткосрочность представляет собой количественную характеристику исследуемой школы, определяющую временной интервал, ограниченный, как правило, каникулярным периодом общеобразовательной школы.
Интенсивность - достаточно сложное понятие, поскольку, с одной стороны, оно отражает характеристику того или иного процесса как «напряженного, усиленного, дающего высокую производительность» [3, с. 453], с другой стороны, в экономике понятие «интенсивность» является противоположным по отношению к понятию «производительность», так первое означает количество операций труда, произведенных в единицу времени, а второе - количество готовой продукции, выпущенной в единицу времени. С нашей точки зрения, целью интенсификации учебного процесса в краткосрочной школе выступает как раз повышение производительности учебного деятельности учащихся старших классов.
Родовой признак «образовательное пространство» определяется исходя из эпитета «образовательный» по отношению к категории «пространство», под которым в справочной литературе понимается форма существования материи в виде «объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре...» [сл. 968].
Образование в узком смысле слова представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражда-
нином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), в широком смысле - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре [5].
Исходя из вышесказанного, под образовательным пространством мы понимем пространство организации учебно-воспитательного процесса, проявляющееся в особом взаиморасположении научных, культурных и бытовых структурных компонентов, с одной стороны, и участников (субъектов) образовательного процесса, с другой стороны.
В краткосрочной интенсивной школе для учащихся старших классов мы можем выделить следующие пространственные характеристики: учебная, культурная и спортивная программы, а также важный компонент - бытовые условия. Поскольку важную роль в трансформации образовательного пространства в образовательную среду играют взаимоотношения его участников (субъектов), мы считаем необходимым остановиться на них более подробно.
Ученые - сотрудники крупных промышленных предприятий в возрасте 40-60 лет, занимающиеся научной деятельностью, обладающие высоким уровнем осведомлённости и обширными знаниями, умеющие оценивать события и информацию в широком контексте.
Преподаватели - сотрудники вузов в возрасте 26-40 лет, когда, по мнению ученых, поведение человека становится менее импульсивным, появляется понимание причин своих поступков и поступков других людей, происходит становление социально зрелой личности.
Студенты - учащиеся высших учебных заведений 1-4 курсов в возрасте 17-22 г., когда происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизация характера и, что особенно важно, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и другое. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [12].
Юноши и девушки - старшеклассники раннего юного возраста 15-17 лет, когда мышление абстрактно-логического типа достигает уже достаточно высокого уровня развития и потребность в осознании смысла жизни позволяет интегрировать те или иные требования в различных сферах жизнедеятельности личности.
Между тем, субъектами краткосрочных интенсивных школ могут выступать и подростки - школьники старшего подросткового возраста 11-14 лет,
которые характеризуются выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеля-ционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью [2, с. 16].
К категории соседей мы отнесли обслуживающий персонал и других людей, находящихся на территории, где организуется краткосрочная интенсивная школа для учащихся старших классов.
Вместе с тем, наличие образовательного пространства является необходимым, но недостаточным условием становления эффективной образовательной системы летней краткосрочной интенсивной школы, так как необходим внутренний механизм взаимодействия участников (субъектов) образовательного пространств. В этой связи мы разработали модель краткосрочной интенсивной школы как образовательной среды для учащихся старших классов, представленную на рисунке.
Остановимся на характеристике модели.
На рисунке цифрой 1 обозначены каналы воздействия более старших субъектов пространства по отношению к более младшим, что характеризует прямую связь в данном процессе.
Цифрой 2 обозначены основные направления взаимодействия субъектов образовательного пространства, при которых наиболее насыщенной является функциональная связь между преподавателями и студентами, а также между студентами и старшеклассниками, тогда как взаимные отношения в коммуникативных системах ученые-студенты и преподавателями - старшеклассниками выражены недостаточно.
Цифрой 3 обозначен особый этап становления образовательного пространства - этап его перехода в образовательную среду, когда между всеми субъектами, включая соседей, идет активное взаимодействие для достижения различных учебно-воспитательных целей.
Таким образом, можно сформулировать понятие образовательной среды, как особого этапа функционирования образовательного пространства, характеризующего жизнедеятельность его участников (субъектов), находящихся в системе прямых или косвенных взаимоотношений между собой в определенных условиях. Образовательная среда прямо или косвенно влияет
на состояние, развитие отдельных участников учебно-воспитательного процесса и образовательного пространства в целом.
Краткосрочная интенсивная школа как образовательная среда для учащихся старших классов
Подводя итоги, мы можем сформулировать понятие краткосрочной интенсивной школы для учащихся старших классов как специально-орга-низуемой среды продуктивного взаимодействия субъектов (участников) в том или ином образовательном пространстве с целью достижения учебных, культурных и спортивных результатов в каникулярное время и обеспечения своевременного самоопределения старшеклассников.
Библиографический список
1. Ахметова, М. Н. Проективная деятельность в педагогике диалога: учебное пособие для студентов первого года обучения [Текст] / М. Н. Ахметова. - Забай-кал.гос. гум.-пед.ун-т. - Чита, 2006. - 159 с.
2. Березин, С. В. Технология формирования социальных навыков - методическое пособие для психологов и социальных педагогов [Текст] / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. - ИТУ. - Самара, 1999. - 198 с.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ...
3. Большой энциклопедический словарь. [Текст] - М. «Большая российская энциклопедия», 1998.
4. Владарчик, Р. А. Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы студентов [Текст]: монография / Р А. Владарчик, П. Г. Лубочников. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 180 с.
5. Глоссарий Федерального портала Российское Образование - www.edu.ru .
6. Денисенко, Ф. Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе: монография [Текст] / Ф. Н. Денисенко, В. С. Нургалеев. - Красноярск: СибГТУ, 2001- 72 с.
7. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография [Текст] / В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.
8. Кириллов, В. И. Логика [Текст]: учеб. для юридич. вузов и фак. ун-тов.-2е изд.., испр.и доп. / В. И. Кириллов, А. А. Старченко - М.: Высш. шк., 1987. -271 с.
9. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) [Текст]: монография/ В. Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.
10. Сборники нормативных документов. - М.: -Дрофа, 2007. - 443 с.
11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст] / Р. Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - С. 28-36, 41-47.
12. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
13. Черкасов, В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе [Текст] / В. А Черкасов. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета . - 1985. - 200 с.
14. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. - 320 с.
15. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М., 1982.
УДК 378, 01
О. К. Агавелян, Л. М. Лучшева
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ГОЛОСА ПЕДАГОГОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема изучения голоса в контексте общения стала предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований лишь в последнее десятилетие, хотя она не является совершенно новой для психологии. В отечественной науке эта проблема имеет большую историю. Большой вклад в развитие этого направления исследований внес классик отечес-