Научная статья на тему 'Краткосрочная интенсивная школа как образовательная среда для учащихся старших классов'

Краткосрочная интенсивная школа как образовательная среда для учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / КРАТКОСРОЧНОСТЬ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / УЧАЩИЙСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / КОГНИТИВНАЯ / ЭМОТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ) СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SCHOOL / SHORT-TERM PERIOD / INTENSITY / SENIOR SCHOOL CHILDREN / COGNITIVE / EMOTIVE AND AXIOLOGIC AND BEHAVIOR SPHERES OF PERSONALITY / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташов Евгений Александрович, Нургалеев Владимир Султанович

Рассматривается содержание и объем понятия «краткосрочная интенсивная школа» и приводится ее обоснование как образовательной среды для учащихся старших классов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташов Евгений Александрович, Нургалеев Владимир Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Short-term intensive school as an education space for senior school children

There is given the essence of the defi nition short-term intensive school and there is presented the proof of the defi nition as an educational space for senior school children

Текст научной работы на тему «Краткосрочная интенсивная школа как образовательная среда для учащихся старших классов»

УДК 373.5

Е. А. Карташов, В. С. Нургалеев

КРАТКОСРОЧНАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ШКОЛА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Поддержка самообразовательных тенденций личности учащихся старших классов является важной психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития общества, поскольку старшеклассник достаточно сложный субъект жизнедеятельности, живущий на «границе» детства и взрослой жизни. Данная поддержка наиболее оптимально может осуществляться в системе дополнительного образования в различных формах организации каникулярного отдыха учащихся, в том числе в специально-организованных образовательных пространствах, важное место среди которых занимают краткосрочные интенсивные школы.

В определении содержания понятия школа, имеющей латинское происхождение ^Ло1а - место обучения), можно выделить несколько направлений. С точки зрения педагогики, школа - это учебно-воспитательное учреждение или учебно-воспитательное заведение для обучения, образования и воспитания детей, молодежи и взрослых [5]. С точки зрения социологии, школой называют социальный институт, подразумевающий универсалистскую и аффективно-нейтральную ориентацию основных институционализированных ролей учителя и ученика. С точки зрения философии - школой можно назвать направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и тому подобного [5].

Как показывают исследования В. В. Игнатовой [7], В. Г. Рындак [9], В. Д. Шадрикова [14; 15], В. А. Черкасова [13], Ф. Н. Денисенко [6] и других ученых [4; 2; 11], образовательный процесс в стационарных школах не позволяет личности обучающегося полностью развернуть тот или иной потенциал и реализовать свою одаренность в соответствующем виде деятельности. Кроме того, реформы в области образования обострили противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа современной школы. Между тем обучение в старшем звене общеобразовательной школы зачастую сводится к подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена, что несколько обедняет эмоциональную составляющую обучения. В этой связи и возникает вопрос об организации учебно-воспитательной работы со школьниками (в том числе учащимися старших классов) во внеурочное время в пространстве краткосрочных интенсивных школ.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В документе указано, что программы дополнительного образования должны осуществляется круглогодично. «В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях» [10].

Анализ педагогической литературы показывает, что понятие «краткосрочные интенсивные школы» не сформулировано однозначно, следовательно, необходим отбор тех существенных признаков, которые бы составили его дефиницию.

Согласно правилам формальной логики, видовое понятие включает в себя родовое, обогащенное (конкретизированное) видовыми признаками [8]. Следовательно, в контексте заявленной темы, основой понятия «краткосрочная интенсивная школа» будет выступать понятие «школа», главными существенными признаками которой являются «форма организации обучения» и «образовательное пространство». Видовыми признаками в данном случае выступают «крактосрочность» и «интенсивность», и, в конечном счете, направленность на учащихся старших классов.

Краткосрочность представляет собой количественную характеристику исследуемой школы, определяющую временной интервал, ограниченный, как правило, каникулярным периодом общеобразовательной школы.

Интенсивность - достаточно сложное понятие, поскольку, с одной стороны, оно отражает характеристику того или иного процесса как «напряженного, усиленного, дающего высокую производительность» [3, с. 453], с другой стороны, в экономике понятие «интенсивность» является противоположным по отношению к понятию «производительность», так первое означает количество операций труда, произведенных в единицу времени, а второе - количество готовой продукции, выпущенной в единицу времени. С нашей точки зрения, целью интенсификации учебного процесса в краткосрочной школе выступает как раз повышение производительности учебного деятельности учащихся старших классов.

Родовой признак «образовательное пространство» определяется исходя из эпитета «образовательный» по отношению к категории «пространство», под которым в справочной литературе понимается форма существования материи в виде «объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре...» [сл. 968].

Образование в узком смысле слова представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражда-

нином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), в широком смысле - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре [5].

Исходя из вышесказанного, под образовательным пространством мы понимем пространство организации учебно-воспитательного процесса, проявляющееся в особом взаиморасположении научных, культурных и бытовых структурных компонентов, с одной стороны, и участников (субъектов) образовательного процесса, с другой стороны.

В краткосрочной интенсивной школе для учащихся старших классов мы можем выделить следующие пространственные характеристики: учебная, культурная и спортивная программы, а также важный компонент - бытовые условия. Поскольку важную роль в трансформации образовательного пространства в образовательную среду играют взаимоотношения его участников (субъектов), мы считаем необходимым остановиться на них более подробно.

Ученые - сотрудники крупных промышленных предприятий в возрасте 40-60 лет, занимающиеся научной деятельностью, обладающие высоким уровнем осведомлённости и обширными знаниями, умеющие оценивать события и информацию в широком контексте.

Преподаватели - сотрудники вузов в возрасте 26-40 лет, когда, по мнению ученых, поведение человека становится менее импульсивным, появляется понимание причин своих поступков и поступков других людей, происходит становление социально зрелой личности.

Студенты - учащиеся высших учебных заведений 1-4 курсов в возрасте 17-22 г., когда происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизация характера и, что особенно важно, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и другое. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [12].

Юноши и девушки - старшеклассники раннего юного возраста 15-17 лет, когда мышление абстрактно-логического типа достигает уже достаточно высокого уровня развития и потребность в осознании смысла жизни позволяет интегрировать те или иные требования в различных сферах жизнедеятельности личности.

Между тем, субъектами краткосрочных интенсивных школ могут выступать и подростки - школьники старшего подросткового возраста 11-14 лет,

которые характеризуются выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеля-ционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью [2, с. 16].

К категории соседей мы отнесли обслуживающий персонал и других людей, находящихся на территории, где организуется краткосрочная интенсивная школа для учащихся старших классов.

Вместе с тем, наличие образовательного пространства является необходимым, но недостаточным условием становления эффективной образовательной системы летней краткосрочной интенсивной школы, так как необходим внутренний механизм взаимодействия участников (субъектов) образовательного пространств. В этой связи мы разработали модель краткосрочной интенсивной школы как образовательной среды для учащихся старших классов, представленную на рисунке.

Остановимся на характеристике модели.

На рисунке цифрой 1 обозначены каналы воздействия более старших субъектов пространства по отношению к более младшим, что характеризует прямую связь в данном процессе.

Цифрой 2 обозначены основные направления взаимодействия субъектов образовательного пространства, при которых наиболее насыщенной является функциональная связь между преподавателями и студентами, а также между студентами и старшеклассниками, тогда как взаимные отношения в коммуникативных системах ученые-студенты и преподавателями - старшеклассниками выражены недостаточно.

Цифрой 3 обозначен особый этап становления образовательного пространства - этап его перехода в образовательную среду, когда между всеми субъектами, включая соседей, идет активное взаимодействие для достижения различных учебно-воспитательных целей.

Таким образом, можно сформулировать понятие образовательной среды, как особого этапа функционирования образовательного пространства, характеризующего жизнедеятельность его участников (субъектов), находящихся в системе прямых или косвенных взаимоотношений между собой в определенных условиях. Образовательная среда прямо или косвенно влияет

на состояние, развитие отдельных участников учебно-воспитательного процесса и образовательного пространства в целом.

Краткосрочная интенсивная школа как образовательная среда для учащихся старших классов

Подводя итоги, мы можем сформулировать понятие краткосрочной интенсивной школы для учащихся старших классов как специально-орга-низуемой среды продуктивного взаимодействия субъектов (участников) в том или ином образовательном пространстве с целью достижения учебных, культурных и спортивных результатов в каникулярное время и обеспечения своевременного самоопределения старшеклассников.

Библиографический список

1. Ахметова, М. Н. Проективная деятельность в педагогике диалога: учебное пособие для студентов первого года обучения [Текст] / М. Н. Ахметова. - Забай-кал.гос. гум.-пед.ун-т. - Чита, 2006. - 159 с.

2. Березин, С. В. Технология формирования социальных навыков - методическое пособие для психологов и социальных педагогов [Текст] / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. - ИТУ. - Самара, 1999. - 198 с.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ...

3. Большой энциклопедический словарь. [Текст] - М. «Большая российская энциклопедия», 1998.

4. Владарчик, Р. А. Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы студентов [Текст]: монография / Р А. Владарчик, П. Г. Лубочников. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 180 с.

5. Глоссарий Федерального портала Российское Образование - www.edu.ru .

6. Денисенко, Ф. Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе: монография [Текст] / Ф. Н. Денисенко, В. С. Нургалеев. - Красноярск: СибГТУ, 2001- 72 с.

7. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография [Текст] / В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

8. Кириллов, В. И. Логика [Текст]: учеб. для юридич. вузов и фак. ун-тов.-2е изд.., испр.и доп. / В. И. Кириллов, А. А. Старченко - М.: Высш. шк., 1987. -271 с.

9. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) [Текст]: монография/ В. Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.

10. Сборники нормативных документов. - М.: -Дрофа, 2007. - 443 с.

11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст] / Р. Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - С. 28-36, 41-47.

12. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.

13. Черкасов, В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе [Текст] / В. А Черкасов. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета . - 1985. - 200 с.

14. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. - 320 с.

15. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М., 1982.

УДК 378, 01

О. К. Агавелян, Л. М. Лучшева

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ГОЛОСА ПЕДАГОГОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема изучения голоса в контексте общения стала предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований лишь в последнее десятилетие, хотя она не является совершенно новой для психологии. В отечественной науке эта проблема имеет большую историю. Большой вклад в развитие этого направления исследований внес классик отечес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.