3. Большой энциклопедический словарь. [Текст] - М. «Большая российская энциклопедия», 1998.
4. Владарчик, Р. А. Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы студентов [Текст]: монография / Р А. Владарчик, П. Г. Лубочников. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 180 с.
5. Глоссарий Федерального портала Российское Образование - www.edu.ru .
6. Денисенко, Ф. Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе: монография [Текст] / Ф. Н. Денисенко, В. С. Нургалеев. - Красноярск: СибГТУ, 2001- 72 с.
7. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография [Текст] / В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.
8. Кириллов, В. И. Логика [Текст]: учеб. для юридич. вузов и фак. ун-тов.-2е изд.., испр.и доп. / В. И. Кириллов, А. А. Старченко - М.: Высш. шк., 1987. -271 с.
9. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) [Текст]: монография/ В. Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.
10. Сборники нормативных документов. - М.: -Дрофа, 2007. - 443 с.
11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст] / Р. Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - С. 28-36, 41-47.
12. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
13. Черкасов, В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе [Текст] / В. А Черкасов. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета . - 1985. - 200 с.
14. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. - 320 с.
15. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М., 1982.
УДК 378, 01
О. К. Агавелян, Л. М. Лучшева
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ГОЛОСА ПЕДАГОГОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема изучения голоса в контексте общения стала предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований лишь в последнее десятилетие, хотя она не является совершенно новой для психологии. В отечественной науке эта проблема имеет большую историю. Большой вклад в развитие этого направления исследований внес классик отечес-
твенной психологии В. М. Бехтерев. Линия исследований, заложенная Бехтеревым, нашла своё продолжение в работах его учеников В. Н. Мяси-щева и Б. Г. Ананьева [6].
При анализе общеметодических вопросов изучения общения Б. Г. Ананьев одним из первых указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию этого явления. Еще в 1935 г. в своей первой монографии «Психология педагогической оценки» он писал: «Общение - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения - языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь.. .вне-речевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию.» [6, с. 38-40].
В. Н. Мясищев, считал, что слово имеет индивидуальный, психологический, и физиологический контекст. В этой же связи он обращает внимание и на невербальный контекст терапевтического взаимодействия, связанный с принципиальным для психотерапии моментом обмена эмоциональными переживаниями врача и больного: «Психотерапию как процесс общения врача и больного нельзя понимать только как речевой процесс, - пишет В. Н. Мясищев в книге «Личность и неврозы (1960)». Содержательные, выразительные и действенные элементы психотерапии заключаются не только в речи, но и в мимике и пантомимике.» [там же, с. 32].
«Г. Олпортом (1961 г.) предпринята попытка установить корреляции между голосом и некоторыми чертами физического и психического облика человека [1, с. 370].
Значимой для нашего исследования представляется работа Г. С. Рамишвили (1979) [7]. Автор в своей монографии обращается к проблеме автоматического опознавания говорящего по голосу. На процесс опознавания, по мнению Г. С. Рамишвили, влияет качество и окраска голоса, зависящие в свою очередь от строения конкретного артикуляционного аппарата и его анатомических особенностей. С другой стороны, идентификация говорящего связана с речевой активностью человека. Разговорный голос связан с различными сторонами личности, темпераментом, эмоциями, духовными и речевыми навыками. Разговорный голос может служить надежным источником для идентификации личности.
«В современной психологии характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика и экстралингвистика изучаются, главным образом, паралингвистикой, которая рассматривает те свойства голоса, которые не входят в систему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений и замещают сферу несловесных коммуникаций» [1; 10].
Вместе с тем проведённый анализ позволяет констатировать недостатки в решении данной проблемы:
- недостаточно изучена проблема голоса в современной психологической науке;
- самостоятельных исследований посвященных голосу, а тем более педагогическому голосу практически нет;
- не выявлено четко место и роль голоса в процессе общения;
- голос не учитывается в системе невербальных средств общения;
- мало исследований, исследующих голос как фактор барьера в общении.
Значимой для нашего исследования представляется работа
В. Х. Манерова [3]. Автор обращается к проблеме взаимосвязи голоса и характерологических качеств личности.
Для нашей работы представляет интерес мнение В. П. Морозова, который утверждает, что хорошо различимы на слух те или иные эмоциональные состояния говорящих.
В нашем исследовании стояла задача экспериментально проверить степень и успешность идентификации эмоциональных состояний учащихся по их голосу педагогами в профессиональной деятельности.
В психологической практике имеется опыт [2; 3; 4; 5] диагностики, применяющийся при изучении свойств голоса, который состоит в том, что слушателей просят поделиться своими впечатлениями или выводами о звучащем голосе.
В ходе исследования приняли участие 150 педагогов: 50 учителя начальных классов, 50 педагоги-психологи, 50 воспитателей.
Обладая психологической реальностью, голосовые характеристики сами являются коррелятами человеческих характеров, чувств, индивидуальных и социальных межличностных отношений, разнообразных поведенческих реакций, причём соответствия эти настолько устойчивы, что образуют в сознании людей стереотипные представления. «Подобные стереотипы подлежат фиксации в толковых словарях или моделях коммуникации, а возможные отклонения от стереотипов, вызываемые лингвистическими или экстралингвистическими факторами, доставляют интересный материал для семантического, грамматического и прагматического анализа» [2, с. 223].
Г. Е. Крейдлин выделяет несколько семантических групп. В первую группу попадают слова, фиксирующие физические свойства звучащего голоса: а) высоту; б) громкость и силу; в) тембр и чёткость звучания; г) скорость производства звуков речи; д) различные голосовые вибрации и модуляции голоса.
Вторая группа - это слова со значением оценки качеств голоса человека: красивый, красочный, приятный, неприятный, яркий, ясный, сиплый, скрипучий, разный, разнообразный, доброжелательный, каркающий, однообразный.
Третью отдельную группу образуют атрибутивные сочетания, в которых атрибуты обозначают пол или возраст человека, либо определенный тип голоса.
Четвертый класс прилагательных, выражающих физические или психические состояния говорящего; к ним примыкают и обозначения речевого сопровождения неречевыми голосовыми звуками.
Пятый класс прилагательных со словом голос могут обозначать не только актуальные состояния говорящего, но и выражать различные отношения между говорящим и слушающим: пространственное положение человека по отношению к адресату или наблюдателю; степень родства или знакомства.
Слова следующего класса могут одновременно указывать и на чувства, и на принадлежность произносимой реплики к речевому акту: требовательный, гневливый, приказной, дружелюбный, повелевающий, сопереживающий, равнодушный, властный, сдержанный, ласковый, ласкающий, ласково, ласка, строгий.
Стереотипные или эталонные голоса: командный. Глаголы, описывающие разную степень громкости и силы звучания: кричать. Слова, относящиеся к голосу, его характеристикам: высокий темп, диапазон, интонация, инструмент, интонирование, мелодика голоса, модуляция, орудие, оружие, полётность, поставленный, ровный темп, разная интонация, различные голоса, совокупность звуков, составляющая беседы, составляющая общения, составляющая диалога, способ общения, средство общения, тембр, тембральная окраска, управлять голосом.
Для обнаружения семантических групп слов выражающих степень восприятия и понимания педагогом эмоциональных состояний учащихся через голос группам педагогов: воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и педагогам-психологам было предложено в качестве методического инструментария напасать сочинение на тему «Голос педагога». В данном случае за основу диагностических показателей проективного сочинения нами был положен метод контент-анализа, являющегося наиболее адекватным при изучении источника информации.
Анализ текстов сочинения позволил выделить эмпирический набор типов голосо-речевых характеристик являющихся коррелятами собственных эмоциональных состояний.
Если рассмотреть значение слов, то для учителей начальных классов и педагогов-психологов самое большое значение имею слова: громкий (44% и 40% соответственно), спокойный (40% и 24%). У воспитателей спокойный голос занимает лидирующую позицию (48%). Голос со словом «ласковый» у педагогов-психологов ассоциируется всего лишь в 8%, в тоже время как у воспитателей в 40% случаях, у учителей начальных классов в 32% случаях. Голос как «инструмент» занимает второе место по частоте встречаемости в ответах у педагогов-психологов, что составляет (36%). Так же вызывает интерес результат, полученный по частоте употребляемости педагогами-психологами слова «спокойный», по отношению к голосу, этот показатель отличается от двух других групп, хотя и входит в число наиболее употребляемых слов и составляет 24%, у учителей начальных классов 40% и воспитателей 48%. Частота употреблемяемости слова «требовательный голос» встречается у воспитателей в 18% случаях, в двух других группах этот показатель незначительный и составляет 4% и 8% соотвественно.
Слова, имеющие наибольшие показатели: крик, крикливый, интонация, инструмент, тембр требовательный, ласковый, ласкающий, ласково, ласка, строгий, раздражительный, раздражение, спокойный, эмоциональный, уверенный, добрый, приятный, разный, разнообразный, доброжелательность, мягкий, грубый, ровный, звонкий, резкий, резковатый, металлический, чёткий, громкий, тихий.
Частота употребления слов определяет такие показатели как громкость, физические или психические состояния говорящего, чувства, профессиональное применение голоса, его характеристику. Можно предположить, что громкость голоса это самая простая характеристика голоса, которую можно описать, распознать или диагностировать даже не специалисту. Спокойный, эмоциональный и ласковый - частота употребления этих слов на наш взгляд определяется желательным и социально ожидаемым стереотипом по отношению к педагогическому голосу.
Высокие результаты употребляемости слов «требовательный» и «строгий» - это связано с реальным отношением, которое педагоги всех категорий вкладывают в понятие голос педагога или педагогический голос.
Психолингвический анализ, проведённый по моделям, предложенным Г. Е. Крейдлинным ещё раз подтверждает, что профессиональная деятельность педагогов побольше части случаев накладывает определённые стереотипы в оценке распознавания голоса, которая в данном эксперименте несла на себе определённую модель коммуникации субъект-субъектных отношений. Вместе с тем эти же таблицы позволяют нам выявить некоторые отклонения от стереотипов, которые возникают в силу разных факторов, но имеют существенное значение для анализа деятельности педагогов и педагогов-психологов в зависимости от того, как он понимает роль голоса в профессиональной деятельности и степень подвижности и вариативности в зависимости от использования голоса как инструмента.
Чтобы подтвердить сказанное выше приведём словарь наиболее часто употребляемых педагогических характеристик голосовой функции табл. 1.
Во второй части исследования перед нами стояла задача выявления способности испытуемых определять эмоциональное состояние по голосу. Методика предназначена для определения степени развития эмоционального слуха и заключается в следующем: в записи мужской голос произнося одну фразу, имитирует радость, гнев, печаль, страх и нейтральное звучание. Испытуемым предъявляется запись в определенной последовательности четыре раза. После четвертого раза прослушивания педагоги должны определить её эмоциональный контекст.
Таблица 1
Словарь характеристик голосовой функции
Воспитатели ДОУ Учителя начальных классов Педагоги- психологи
I группа
громкий 18 22 20
ласковый, ласкающий, ласково, ласка 20 16 4
спокойный 24 20 12
тихий 15 19 10
эмоциональный 10 8 11
II группа
грубый 6 7 4
инструмент 6 9 18
монотонный 5 3 4
мягкий 7 6 7
раздражительный 6 2 3
строгий 7 9 6
тембр 3 0 12
требовательный 9 4 2
чёткий 7 6 4
III группа
доброжелательный 5 2 0
добрый 3 5 4
крик, крикливый 4 1 6
разный, разнообразный 4 3 5
ровный 3 5 1
уверенный 3 2 6
Но проведенный нами эксперимент, не позволяет с достаточной долей уверенности говорить о педагогическом процессе как некоем специфическом состоянии, которое позволяет определять эмоции по голосу. Наиболее распознаваемым эмоциональным контекстам явилась эмоция радости 86%. На втором месте эмоция печали 17%. На третьем месте по распознаванию -нейтральное звучание 15%. Менее адекватно распознаются эмоции страха и гнева.
Итак, необходимо отметить, что способность к адекватному распознаванию эмоционального состояния тесно связана с социально-психологической наблюдательностью, возрастными особенностями, спецификой работы того, кто воспринимает невербальную информацию. Это подтверждается мнением и результатами исследования А. Х. Пашиной [5] «.индивидуальные (а отсюда и межгрупповые) различия в точности опознавания вида эмоциональных переживаний человека по характеристикам невербального поведения, в том числе и по голосу человека, определяется «практикой общения», формирующей специфический субъективный опыт человека. .В общеобразовательной школе, .формированию и развитию эмоциональной сферы не уделяется должного внимания». Базовые эмоции являются информативным показателем эмоционального состояния говорящего. Педагогам легче
дифференцировать положительные эмоции, о чём свидетельствуют представленные результаты.
Распознавание интонационно выраженных эмоций представляет весьма трудную задачу. Это связано с неумением дифференцировать интонационный строй голоса (эмоциональную окраску), затрудняет общение на гностическом и индикативном уровнях, и, по нашему мнению, проявляется в низких показателях эмоционального слуха.
Для определения способности педагогов распознавать эмоциональное состояние по голосу после определенного экспериментального задания им была предложена анкета при помощи, которой мы попытались выявить уровень понимания эмоционального состояния учеников по их голосовым параметрам. Анкета включает в себя следующие вопросы: 1. По голосу ученика Вы можете определить какое у него настроение? 2. По каким невербальным знакам Вы можете определить настроение ученика, перечислите?
3. Какие параметры голоса ученика позволяют Вам понять степень его активности в учебном процессе, перечислите: (высокую степень, низкую степень).
4. Перечислите, какие параметры голоса отражают данные эмоции: (радость, страх, гнев, печаль отвращение, удивление).
Вопрос №1 «Можете ли вы по голосу ученика определить его настроение» результаты исследований показали, что 99% респондентов дали положительный ответ, 0,01% педагогов дали отрицательный результат.
Результаты анализа позволяют заключить: наибольшее количество педагогов предполагает, что смогут определить по голосу настроение ученика. В табл. 2 ясно видно на какие параметры обращают более всего внимание педагоги при определении эмоциональных состояний.
Таблица 2
Параметры голоса для определения эмоционального состояния ребенка
Виды невербальных знаков Воспитатели ДОУ Учителя начальных классов Педагоги-психологи
Мимика 54 80 82
Взгляд 48 70 —
Жесты 34 58 64
Поза 72
Громкий голос 70 74 62
Тихий голос 76 72 66
Результаты ответов на вопрос «По каким невербальным знакам Вы можете определить настроение ученика?». Весь комплекс невербальных знаков педагогами не был перечислен. Были получены следующие результаты: используются мимика, взгляд, жесты. Используются реже: поза, голос. Практически не используются: пантомимика, прикосновения, внешний вид и т. д.
Так для воспитателей самыми информативными являются: мимика -54%, взгляд - 48%, жесты - 34%. Такие же невербальные знаки были названы учителями начальных классов мимика - 80%, взгляд - 70%, и жесты - 58%.
Ответы педагогов-психологов несколько отличаются от предыдущих групп, так были получены следующие результаты: мимика - 82%, поза -72%, жесты - 64%.
На вопрос, «Какие параметры голоса позволяют Вам понять степень активности» были получены следующие ответы, данные респондентами. Высокую степень активности на уроке педагоги могут распознать по громкому и уверенному голосу ученика. Так, для воспитателей громкий голос составляет 70%, для учителей начальных классов громкий голос 74%, уверенный 70%, тот же параметр голоса - громкость и для педагогов-психоло-гов является показателем активности учащегося на уроке, что составляет 62%.
О низкой активности ученика на уроке свидетельствует тихий голос. Ответы респондентов распределились следующим образом: воспитатели -76%, учителя начальных классов - 72%, педагоги-психологи - 66%.
Четвёртый вопрос анкеты «Перечислите, какие параметры голоса отражают данные эмоции» позволил выявить следующие особенности: на вопрос, «какие параметры голоса отражают радость?» респонденты ответили громкость (43%), остальные ответы составили незначительный процент. Следующий вопрос, «какие параметры голоса отражают страх?» получил еще меньший процент ответов (32%), ответом педагогов был - тихий голос. Гнев у педагогов ассоциируется с громким голосом и криком, что составило также (по 32%). Печаль педагоги могут определить по тихому голосу ученика, что составило в среднем 56% ответов. Эмоция «отвращение» и «удивление» вызвало затруднение у педагогов, ответы в среднем получили очень маленькие результаты.
Распознавание голоса учащегося педагогом подвержен целому ряду стереотипов, которые имеют определенную полярность: уверенность всегда ассоциируется с громкостью, неуверенность с тихим голосом. Сама полярность, ведущая к стереотипии, очень часто не позволяет педагогу проникать в глубинные структуры личности учащегося. Нам близка точка зрения В. Х. Манерова, который отмечает, что уровень интенсивности звучания, как правило, хорошо различается на слух. Так автор утверждает, что «громкость - отчетливое, легко оцениваемое и легко регулируемое свойство голоса» [3, с. 60]. Кроме того, мы связываем это с тем, что громкий и тихий голос рассматривается педагогами в поведенческом плане и поэтому им гораздо легче их дифференцировать потому, что не требует специальных навыков и знаний.
К сожалению, многие педагоги, что является закономерным, очень плохо различают слабо дифференцированные проявления эмоций по голосу: печаль, гнев, отвращение либо выявляется в очень малом количестве, либо часто путают одно с другим.
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ...
Вместе с тем хотелось бы отметить, что при определении настроения ученика педагоги в основном используют такие яркие показатели как мимика, взгляд, жесты, безусловно, это диктуется процессом обучения, общим уровнем образованности. Кроме того, надо признать мимика, взгляд, жесты -очень информативны. Вместе с тем, такие невербальные знаки как пантомимика, оформление внешнего вида, система кинесики, поза и голос в недостаточной степени служат «определителями» эмоционального состояния учащегося в процессе субъект-субъектного взаимодействия.
Данные факты позволили установить низкий уровень актуализации знаний по голосу и практического его применения.
Библиографический список
1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст]: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. -Новосибирск : НИПКиПРО, 2004. - 412 с.
2. Крейдлин, Г. Е. Невербальная симиотика: Язык тела и естественный язык [Текст] / Г. Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
3. Манеров, В. Х. Психодиагностика личности по голосу и речи [Текст] / В. Х. Манеров. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 96 с.
4. Нэпп, М. Невербальное общение. полное руководство [Текст] / Марк Нэпп, Джудит Холл. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 512 с.
5. Пашина, А. Х. О структуре эмоционального слуха [Текст] / А. Х. Пашина // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 3. - С. 80-88.
6. Психологические исследования общения [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова,
А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. - М.: Изд-во «Наука», 1985. - 344 с.
7. Рамишвили, Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу [Текст] / Г. С. Рамишвили. - М.: Радио и связь, 1981. - 244 с. - Библиогр.: с. 58-207 - 2000 экз.
УДК 378.01:371
Н. Я. Сайгушев, Р. Р. Галимова, Н. Б. Чочова
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема формирования духовных ценностей личности учащихся является актуальной и может быть отнесена к категории вечных. Подходы к ее решению определяются особенностями деятельности современных учреждений образования. Аспект нашего исследования - особенности деятель-