Вместе с тем хотелось бы отметить, что при определении настроения ученика педагоги в основном используют такие яркие показатели как мимика, взгляд, жесты, безусловно, это диктуется процессом обучения, общим уровнем образованности. Кроме того, надо признать мимика, взгляд, жесты -очень информативны. Вместе с тем, такие невербальные знаки как пантомимика, оформление внешнего вида, система кинесики, поза и голос в недостаточной степени служат «определителями» эмоционального состояния учащегося в процессе субъект-субъектного взаимодействия.
Данные факты позволили установить низкий уровень актуализации знаний по голосу и практического его применения.
Библиографический список
1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст]: монография /
О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. -Новосибирск : НИПКиПРО, 2004. - 412 с.
2. Крейдлин, Г. Е. Невербальная симиотика: Язык тела и естественный язык [Текст] / Г. Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
3. Манеров, В. Х. Психодиагностика личности по голосу и речи [Текст] /
В. Х. Манеров. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 96 с.
4. Нэпп, М. Невербальное общение. полное руководство [Текст] / Марк Нэпп, Джудит Холл. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 512 с.
5. Пашина, А. Х. О структуре эмоционального слуха [Текст] / А. Х. Пашина // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 3. - С. 80-88.
6. Психологические исследования общения [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова,
А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. - М.: Изд-во «Наука», 1985. - 344 с.
7. Рамишвили, Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу [Текст] / Г. С. Рамишвили. - М.: Радио и связь, 1981. - 244 с. - Библиогр.: с. 58-207 - 2000 экз.
УДК 378.01:371
Н. Я. Сайгушев, Р. Р. Галимова, Н. Б. Чочова
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема формирования духовных ценностей личности учащихся является актуальной и может быть отнесена к категории вечных. Подходы к ее решению определяются особенностями деятельности современных учреждений образования. Аспект нашего исследования - особенности деятель-
ности учреждений дополнительного образования и особенности используемых при этом средств воспитания.
Одним из подходов к решению проблемы духовно-нравственного воспитания мы видим в активном использовании информационно-педагогических средств. В частности, средств массовой информации, которые сегодня имеют богатый арсенал учебно-познавательной и воспитательной информации.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», Положений Министерства образования о дополнительном образовании важная роль сегодня в формировании духовных ценностей учащихся отводится учреждениями дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет достаточно успешно развивать духовные ценности своих воспитанников. Как отмечают исследователи, исторически сложившаяся российская система учреждений дополнительного образования обладает значительным потенциалом разностороннего развития своих воспитанников (О. И. Грекова, М. Б. Коваль, Е. Н. Медынский и др.).
Исследование нашей темы мы проводим в рамках дополнительного образования, поэтому целесообразно рассмотреть понятие «дополнительное образование».
Дополнительное образование - составная часть государственной системы непрерывного образования. Вместе со школами учреждения дополнительного образования составляют разноуровневую и ценностную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны.
Исследованиями проблем, перспектив и принципов организации дополнительного образования занимались А. Г. Асмолов, А. У. Зеленко, Б. Д. Эльконин и др. Для современного этапа характерно активное осмысление учеными и педагогами практики педагогического потенциала дополнительного образования в связи с приданием статуса образовательных внешкольным учреждениям. Проблематике развития дополнительного образования посвящены работы Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, А. К. Бруднова, В. А. Горского, А. Я. Журкиной, М. Б. Коваль,
А. Б. Фоминой и др.
Потенциал дополнительного образования велик и проявляется следующим образом:
- в социальном плане - это усилие стартовых возможностей завтрашних выпускников на рынке труда и профессионального образования; это содействие определению их жизненных планов;
- в культурном плане - дополнительное образование дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством;
- в педагогическом плане - дополнительное образование выполняет две основные функции: создает широкий общекультурный, эмоционально зна-
чимый для ребенка фон усвоения основного образования; предметно ориентирует ребенка в базисных видах деятельности, учитывая при этом его склонности и интересы. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ей всегда «ситуацию успеха», в отличие от основного образования, где успех сопутствует далеко не каждому.
Иными словами, дополнительное образование выполняет определенную защитную функцию, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы, обогащая и расширяя культурный слой общеобразовательного учреждения. Дополнительное образование - это именно та область, где ребенок имеет возможность развивать свои желания и способности самостоятельно, приобретать новые познания, где ребенок имеет возможность самоопределиться, самореализоваться, приобрести способность саморазвития [7, с. 56].
Следуя логике исследования, основными понятиями нашей работы являются понятия «воспитание», «личность», «духовность», «ценности», «духовные ценности», «формирование духовных ценностей учащихся». Уточнение признаков указанных понятий нами было осуществлено с учетом особенностей деятельности учреждения дополнительного образования.
Системообразующим понятием при этом является понятие воспитания. Определяя понятие «воспитание» мы пришли к выводу, что во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.
Во-первых, воспитание - это процесс, т. е. динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в воспитанниках, с которыми взаимодействует воспитатель.
Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействия на воспитанника. Это означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного позитивного результата, который происходит в личности воспитанника.
В-третьих, гуманистическая направленность. Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Необходимо воздействие, которое воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в воспитаннике негативные, антигуманные черты.
В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.
Таким образом, в определении понятия «воспитание», мы согласимся с мнением А. В. Мудрика о том, что в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника [2, с. 167].
В современной педагогике все явственнее обозначается тенденция к исследованию духовности личности.
Согласно логике нашего исследования понятие «духовность» предполагает учет базовых понятий - «дух», «душа».
С. И. Ожеговым и Н. Ю. Шведовой дается такое определение: «Дух -сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия» [4, с. 183]. Душа есть божественный элемент в человеке, он свободен и вечен, является творческим началом, которое поднимает человека к абсолютным ценностям. «Душа» в большинстве случаев - это внутренний, психический мир человека, его сознание, выражающее исторически изменившиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека.
«Духовность» определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [4, с. 183].
Важными для нашего исследования являются понятия «ценность» и «ценностные ориентации». Ценность представляет собой то, что «значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни» [8]. А. В. Кирьякова ценностные ориентации личности определяет как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного от незначимого, несущественного [1].
Под «духовными ценностями» мы будем понимать ценности, убеждения, устойчивое и укоренелое отношение к окружающей действительности, сознательное действие и деятельность человека, стремящегося жить согласно высшим человеческим принципам Добра, Истины, Красоты, Мудрости, Любви.
В ходе педагогического исследования логически возникла необходимость рассмотреть аспект средств формирования духовности и духовных ценностей.
Большинство исследователей связывают проблему духовных ценностей с формами и содержанием информации, идущей от средств массовых коммуникаций. Искусство воспитания духовных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение отсеивать негативную информацию, при этом оставаться самим собой, ограждать свой внутренний мир от назойливого вмешательства, вольного или невольного насилия.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что современный учащийся, подросток живет и формируется в перенасыщенной информационной среде. Проблема состоит в том, чтобы отсеивать информацию, оградить внутренний мир учащегося от назойливого вмешательства средств массовой информации. Значит, задача состоит в использовании информационных средств в педагогических целях.
Для получения успешных результатов формирования духовных ценностей учащихся следует помнить обязательные элементы форм работы с уча-
щимися: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают учащиеся, участвуя в любом деле. Переживания - это эмоциональное восприятие учащимися информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это совместная друг с другом и педагогами деятельность, которая обогащает и развивает.
К информационным средствам, используемым в учреждениях дополнительного образования для формирования духовных ценностей учащихся, можно отнести средства массовой коммуникации (информации), компьютер и Интернет, рекламу и массовую культуру, молодежную субкультуру, процессы глобализации, информатизации, секуляризации. Иначе говоря, современный ребенок, подросток живет и формируется в перенасыщенной информационной среде, увы, часто агрессивной, дегуманизированной.
К средствам массовой коммуникации (СМК) относятся кино, театр, цирк и т. д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т. д. [5].
СМК имеют огромные возможности воздействия на учащихся, в результате которых предлагаемые средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции:
1. информационная - распространение сведений о текущих событиях, знаний об окружающей действительности (знания о мире, живой и неживой природе, о человеке и обществе, о науках, профессиях и т. д.);
2. воспитательная - передача образцов жизни, примеров поведения, пропаганду ценностей, отношение к миру, людям, к самому себе, приобщение к культуре и искусству, информация о морально-этических, правовых, идеологических и прочих нормах современного общества;
3. образовательная - сообщение учащимся знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, полученные из других источников, и ориентироваться в сложном потоке информации;
4. социально-управленческая - формирование социальных ориентаций, организация общественного сознания, мнения по поводу значимых событий, людей власти, ими социальной политики; регулирование отношений внутри общества; формирование потребительского спроса на те или иные товары и услуги с помощью рекламы;
5.рекреативная - определение досугового времени препровождения учащихся, как группового, так и индивидуального;
6. релаксационная (социально-регулирующая) - снятие и компенсация стрессов и фрустраций; отвлечение подростков от неприятностей, преодоление эмоциональной неудовлетворенности [6].
Важнейший результат использования СМК - развитие личности, активизация процессов саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоактуализации. Таким образом, мы логически переходим к понятию «информационно-педагогические средства».
Информационно-педагогические средства - это такие средства массовой информации, которые обладают потенциалом духовно-нравственного воспитания, с целью формирования у учащихся нравственно-духовных ценностей, мировоззрения.
Мы выделяем ряд особенностей реализации информационно-педагогических средств в процессе формирования духовных ценностей учащихся учреждений дополнительного образования. К ним относятся:
- сбалансированное освещение различных аспектов духовной сферы жизни общества на уроках в учреждениях дополнительного образования;
- сочетание высокого уровня разработки проблематики с убедительной и доходчивой формой подачи информации;
- пропаганда доступных для учащихся научных знаний, выдающихся произведений литературы и искусства;
- дискуссионный характер информационных средств;
- выработка способности избирательного, осмысленного отношения к потоку информации;
- вариативный подход к планированию учебных планов предметов общеэстетического развития.
В ходе исследования мы пришли к заключению, что для того чтобы эффективно решить проблемы воспитания духовных ценностей личности учащихся при помощи средств массовой информации в учреждениях дополнительного образования, необходимо выявить комплекс организационно-педагогических условий реализации позитивного потенциала информационно-педагогических средств в формировании духовных ценностей учащихся учреждений дополнительного образования [9; 10; 11; 12; 13; 14].
Библиографический список
1. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] /
A. В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с.
2. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - 320 с.
3. О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей [Текст] // Воспитание школьников - 2004. - № 9. - С. 2-3.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.
5. Пугачев, В. П. Политология [Текст]: справочник студента /
B. П. Пугачёв. - М., 1999 - 421 с.
6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологи [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
7. Серединцева, Е. В. О приоритетности дополнительного образования [Текст] / Е. В. Серединцева // Внешкольник. - 1997. - № 3. - с. 188.
8. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст] / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 2000. - № 3. - С. 17-22.