Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей средствами маркетинговой технологии'

Формирование конкурентоспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей средствами маркетинговой технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строилова А. С.

В статье обосновываются системообразующие теоретические и практические подходы к процессу формирования конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей, раскрывается сущность реализации маркетинговой технологии в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Строилова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей средствами маркетинговой технологии»

Строилова А.С.

Оренбургский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВОСПИТАННИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ

МАРКЕТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье обосновываются системообразующие теоретические и практические подходы к процессу формирования конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей, раскрывается сущность реализации маркетинговой технологии в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания общества и государства.

В современных психолого-педагогических исследованиях конкурентоспособная личность трактуется как личность активная, инициативная, обладающая ярко выраженной мотивационной сферой, способная к саморазвитию и самореализации, нацеленная на учебу и способная много и интенсивно трудиться.

Социально значимые качества личности лежат в основе ее социальной, гражданской и профессиональной позиции - это система интеллектуальных, волевых и эмоциональнооценочных отношений к миру, социальноэкономической, политической и профессиональной деятельности.

Антропологический подход в педагогике синтезирует и активно использует для решения своих задач достижения многих наук и искусств. Современный образованный человек -это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире [1].

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме формирования личности и ее развития выделяются три основных направ-

ления - биологическое, социологическое и биосоциальное. Биогенетический подход дает возможность изучить человека, углубляя представления о физиологических, био-лого-генетических механизмах и условиях эволюции человека с опорой на научные факты и экспериментальные данные.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее заложенные от природы отрицательные биологические черты.

Исследования отечественных психологов показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический продукт процесса социализации, который имеет свои особенности и закономерности. Без учета результатов их исследований представления об эволюции индивида в отрыве от социокультурных условий будут всякий раз неполными.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Понять человека, его личностное становление возможно только путем целостного постижения его мотивационной сферы, интеллектуальной, волевой, нравственной и других аспектов жизнедеятельности в их органическом единстве с учетом биологических возможностей и социокультурных условий среды.

Основным принципом педагогической деятельности становится личностно ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанника, его возможностей, особенностей, его идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное - создание гуманистической образовательно-воспитательной среды, условий, обеспечивающих это гармоническое развитие. В связи с этим актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно ориентированного взаимодействия педагога с воспитанником.

Именно в процессе социализации авторы данной статьи рассматривают истоки и предпосылки формирования конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Ребенок живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение [2].

В определенной степени становление человека является долгим социальным проектом, от успешности реализации которого зависит не только жизнь отдельных людей, но и процветание страны и человечества в целом. В связи с этим приоритетное значение приобретает духовно-нравственная основа становления, развития личности, позволяющая ей «устоять» в эпоху кризисов и переоценки ценностей, позволяющая вновь выстроить свое поведение с ориентацией на общественное и личное благо.

Российские ученые, исследовавшие проблему ориентации школьников на социально значимые ценности, обозначили структуру, условия и педагогический механизм ори-

ентации личности на такие ценности, как Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд, Отечество [3]. В самом общем виде процесс ориентации учащихся на общечеловеческие ценности может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит и приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Решение множества проблем образования, воспитания и жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве в контексте творческого саморазвития его конкурентоспособности требует интегративного подхода специалистов разных отраслей научного знания.

Поскольку конкуренция является главным инструментом и движущей силой развития общества, рассмотрим ее основные составляющие.

Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для удержания достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом [4].

В экономике конкуренция определяется как ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом [5].

Эволюция событий в условиях конкурентной борьбы не всегда подчиняется обычной логике, а чаще всего разворачивается таким образом, что предугадать ее результат не всегда представляется возможным. Успеха в здоровой конкурентной борьбе добивается личность, оптимально расставляющая приоритеты в своей деятельности [6]. В связи с этим В.И. Андреев выделяет ряд базовых принципов, среди которых:

- принцип выявления приоритетов в конкурентной борьбе (включает в себя поиск стратегии развития и преодоления барьеров, решение главной проблемы, стоящей перед

личностью в данный момент и которую необходимо решить во что бы то ни стало);

- принцип самоактуализации, самоус-ложнения задач и проблем (необходим как обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности);

- принцип свободы и оправданного риска (раскрывает ответственность личности в принятии своих решений);

- принцип отсроченной победы (содержит в себе необходимость максимально сохранить свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент).

Для формирования конкурентоспособной личности каждому педагогу необходимо, опираясь на базовые принципы, знать уровень умений и способностей каждого воспитанника, его приоритетные смыслы, ценности и цели, гибко и творчески, с учетом реально складывающейся ситуации, выстраивать взаимодействие в процессе сотворчества в совместной деятельности. Социальный заказ и социальная развивающая среда учреждения дополнительного образования детей определяют функции формирования конкурентоспособной личности [7].

Социальная функция направлена на удовлетворение следующих потребностей детей и родителей:

- в стремлении развить индивидуальные способности через предоставление широкого спектра направлений деятельности;

- в коммуникации путем накопления опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;

- в социализации с целью развития умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса.

Воспитательная функция реализуется совместно с образовательной в ходе становления критически мыслящего индивидуума, который может сознательно отвергать информацию, наносящую ему нравственный и психологический ущерб.

Функция регулирования конкурентоспособной личности реализуется с целью достижения воспитанником наибольших результатов путем постоянного овладения навыками саморазвития в таких направлениях, которые

наиболее актуальны в социуме в данный момент (информационные технологии, иностранные языки и т. д.).

Функция мотивации конкурентоспособной личности содержит в себе стремление воспитанника к успешному результату и достижению его с наименьшими затратами благодаря накопленным знаниям, умениям и навыкам, получению вознаграждения в виде признания его успешности, что стимулирует дальнейшее развитие.

Дополнительное образование изначально нацелено на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка, предоставляя ему право поиска своего «Я» в процессе творческой реализации.

В этом контексте возрастает актуальность использования маркетинговой технологии, направленной на поиск резервов для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей воспитанников и их родителей [8].

К компетенции маркетинговой подсистемы театра музыки и танца «Щелкунчик» областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко г. Оренбурга отнесены следующие функциональные направления: маркетинговые исследования всех форм и видов, изучение потребителей образовательных услуг; разработка и постоянное обновление стратегических и тактических планов; планирование и организация сбытовой политики в области образовательных услуг; организация РИ-акций по формированию и продвижению положительного имиджа театра музыки и танца «Щелкунчик».

Поскольку маркетинг способствует выявлению, формированию и эффективному удовлетворению потребностей целевых групп потребителей образовательных услуг, то учреждение дополнительного образования детей должно иметь о них исчерпывающую информацию для удовлетворения этих потребностей средствами маркетинговых исследований.

Изучение теории вопроса позволило нам сформулировать понятие маркетинговых исследований в учреждении дополнительного образования детей - это непрерывный процесс определения, сбора, анализа и обработки по-

лученной информации о потенциальных потребителях (воспитанниках и их родителях) с целью эффективного удовлетворения выявленных у них потребностей в получении дополнительных образовательных услуг.

Маркетинговые исследования, в свою очередь, используют информационные ресурсы для успешной их реализации в деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Система маркетинговой информации (СМИ) - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Система маркетинговой информации включает подсистему «Внешняя среда», подсистему «Внутренняя среда» и подсистему переработки информации.

Для формирования подсистемы «Внешняя среда» необходимо использовать внешние источники для получения конкретной информации. Учреждение дополнительного образования детей тесно взаимодействует с органами управления образованием различного уровня, что позволяет получать новейшую нормативно-правовую информацию из федеральных источников.

Информацию о своих конкурентах учреждение дополнительного образования детей может уточнить следующим образом: посещение педагогами научно-практических конференций, семинаров, «дней открытых дверей», специализированных выставок; анализ методических изданий, статей, отчетов; отслеживание новинок ассортимента образовательных услуг региона.

Педагоги дополнительного образования

- это «фирменный знак» учреждения дополнительного образования детей. Они находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, поступающих из социума, от родителей, педагогов других образовательных учреждений. Хорошо организо-

ванное учреждение дополнительного образования детей принимает дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней текущей маркетинговой информации.

Для изучения подсистемы «Внутренняя среда» необходимо использовать нормативно-правовые документы учреждения дополнительного образования детей (устав, приказы, положения о проводимых мероприятиях, долгосрочные и краткосрочные планы, образовательные программы педагогов), анализ потенциала педагогов дополнительного образования (уровень квалификации, результативность участия их воспитанников в конкурсах, стаж работы), материально-техническая база образовательного учреждения.

В результате учреждение дополнительного образования детей создает собственные базы данных по всем направлениям деятельности аналогичных учреждений своего региона и России с целью осуществления коммуникационной политики.

Выявленные посредством маркетингового исследования внешние и внутренние факторы являются основой для планирования маркетинговой стратегии успешного функционирования учреждения дополнительного образования детей. Формирование оптимальной стратегии и тактики действий должно осуществляться с учетом реально сложившихся и вероятных перспектив, комплекса условий и факторов окружающей среды, возможностей и потенциала учреждения дополнительного образования детей.

Маркетинговая стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели. Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями образовательного учреждения, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление учреждения дополнительного образования детей, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

Программа действий (оперативно-календарный план), иногда называемая просто программой, - детальная программа, в которой показано, что должно быть сделано, какие долгосрочные или краткосрочные решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга. Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на рынке образовательных услуг.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей выступает как мотиватор и стимулятор самопознания, саморазвития, самосовершенствования личности воспитанника учреждения дополнительного образования детей, расширяя спектр средств, методов, приемов продуктивного субъект-субъектного взаимодействия педагога, воспитанника, его родителей [9].

Тщательно спланированная маркетинговая технология позволяет потенциальным потребителям образовательных услуг лучше понять свои потребности, способы их удовлетворения, то есть маркетинг способствует информированности и избирательности детей и родителей в выборе образовательного маршрута, учитывая развитие социокультурного пространства региона.

Проведение исследования по выявлению уровня сформированности театра музыки и танца «Щелкунчик» потребовало определения критериев оценки конкурентоспособности. Структурообразующим фактором проектируемой проблемы формирования конкурентоспособных качеств личности воспитанника учреждения дополнительного образования детей исследования является концепция конкурентологии, предложенная В.И. Андреевым. В связи с выявленными тенденциями было предложено углубить теоретическую и практическую составляющие формирования модели конкурентоспособности воспитанника, изменив ее содержание и структуру с точки зрения внедрения маркетинговой технологии.

Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности воспитанника, нам удалось выделить 10 системообразующих и приори-

тетных критериев: сформированный характер бойца, способного к достижению цели; уверенность в собственных силах; подготовленность к дальнейшей жизни в условиях рыночной экономики; активная жизненная позиция; толерантность, способность к временным компромиссам; высокая работоспособность и организованность при наличии необходимых знаний, умений, навыков; стрессоустойчи-вость; стремление к творческому развитию и саморазвитию; коммуникабельность, умение сотрудничать; высокий уровень общей и информационной культуры.

Рассмотрим полученные данные в ходе изучения способностей и личностных качеств у воспитанников театра музыки и танца «Щелкунчик».

Уверенность в собственных силах наиболее развита у 47% респондентов, стремление к творческому развитию и саморазвитию как преобладающая интегральная характеристика выявлена у 37% воспитанников. Высокий уровень общей и информационной культуры выявлен у 35% респондентов, активная жизненная позиция сформирована у 25% воспитанников. Сформированный характер бойца, способного к достижению цели, имеется у 24% опрошенных, высокую работоспособность и организованность имеют 24% воспитанников. Коммуникабельность, умение сотрудничать сформированы у 19% воспитанников, толерантность, способность к временным компромиссам выявлена у 16% воспитанников, подготовленность к дальнейшей жизни имеют 14%, стрессоустойчивость наблюдается у 9% респондентов.

В ходе экспериментального исследования мы установили, что при формировании конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей наиболее оптимальным является построение образовательного процесса с учетом маркетинговой технологии. Совокупность внутренней готовности личности к саморазвитию, самоопределению в деятельности и общении способствует созданию благоприятной среды для самопознания, самооценки, самоопределения воспитанника учреждения дополнительного образования детей. Среда способствует накоплению опыта активного общения

и является пространством, на котором разворачивается процесс формирования конкурентоспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей.

Внедрение маркетинговой технологии в деятельность учреждения дополнительного образования детей обеспечивает баланс всех основных социально-педагогических

функций, приводит в соответствие иерархические уровни их реализации, служит основой объединения участников педагогического процесса для внедрения конкретных творческих проектов, составляющих программу развития социально-педагогической деятельности в рамках единой концепции.

Список использованной литературы:

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. - Т. 2. - М.: Изд-во АНП РСФСР, 1952.

2. Мудрик А.В. Воспитание в современной России как социальная проблема / А.В. Мудрик. - М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. -190 с.

4. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. — СПб.: Питер, 1998.

5. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг / Жан-Жак Ламбен. — СПб.: Наука, 1996.

6. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера / В.И. Андреев. - М., 1995.

7. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф.дисс. ... канд. пед. наук /В.А. Березина. - М., 1998.

8. Ганаева Е.А. Маркетинг дополнительного образования: Учеб.-метод. пособие / Е.А. Ганаева. - М.: МГОУ, 2005.

9. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа / А.И. Щетинская. - М.: Новая школа, 1997. - 48 с.

10. Проект Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.