Научная статья на тему 'Роль голоса в процессе идентификации черт личности подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием'

Роль голоса в процессе идентификации черт личности подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
907
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голос / идентификация / идентификация черт личности / восприятие / подростки с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием / voice / identification / identification of individual perception / teens with normative and impaired intellectual development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

Статья посвящена проблеме идентификации черт личности по голосу. Приводятся экспериментальные данные, сравнивающие успешность идентификации черт личности по голосу подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article devoted to the identification of the individual's voice. Provides experimental data comparing successful identification of the individual's voice with normative and impaired intellectual development.

Текст научной работы на тему «Роль голоса в процессе идентификации черт личности подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием»

УДК 376.42

Е. С. Дробышева, Л. М. Лучшева

РОЛЬ ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКАМИ С НОРМАТИВНЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Статья посвящена проблеме идентификации черт личности по голосу. Приводятся экспериментальные данные, сравнивающие успешность идентификации черт личности по голосу подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием.

Ключевые слова: голос, идентификация, идентификация черт личности, восприятие, подростки с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием.

В настоящее время существенно возрос интерес общества к проблеме социальной перцепции. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. Это становится возможным, когда вступающие во взаимодействие субъекты могут оценить уровень взаимопонимания и сформировать представление о партнере по общению, оценить его как личность. В процессе общения, особенно общения в условиях образовательной практики, каждый из участников стремится воссоздать в сознании внутренний мир другого человека, понять его чувства, мотивы поведения, отношение к значимым субъектам [1]. При этом немаловажную роль в общении играет невербальная составляющая, которая проявляется в голосовых характеристиках.

В психологической науке исследования голоса в различных аспектах представлены в работах

О. К. Агавеляна, А. А. Бодалева, Н. В. Витта, В. И. Галунова, Г. Е. Крейдлина, В. Х. Манёрова, В. П. Морозова, М. Нэпп, А. Х. Пашиной, Г. С. Рамишвили, Дж. Холл и др.

Голос является одним из компонентов внешнего облика человека и оказывает влияние на впечатление, которое складывается у других. По мнению А. А. Бодалева, «голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, также как высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным и влияют на то впечатление, которое складывается о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума» [2, с. 45]. Этой же точки зрения придерживается В. П. Морозов, отмечая, что с помощью голосовых характеристик можно передать до девяти видов невербальной информации о человеке: эмоциональная информация дает представление об эмоциональном состоянии (радость, гнев, обида, страх, удивление, печаль) говорящего в данный момент; эстетическая информация имеет оценочной характер голоса и проявляется в таких определениях, как нравится - не нравится, нежный -грубый; индивидуально-личностная информация

позволяет узнавать знакомых по голосу; через биофизическую информацию определяются половые и возрастные различия людей; социально-групповая информация определяет национальность говорящего; психологическая информация включает личностные характеристики человека, которые проявляются в голосовых характеристиках; пространственная информация - это информация о пространственном расположении говорящего; медицинская информация включает в себя фониатрическую, логопедическую и информацию об общем физическом состоянии и отражает состояние здоровья говорящего [3]. На основании экспериментальных исследований В. Х. Манёров пришел к заключению о том, что в первые минуты общения по голосу говорящего можно определить следующие аспекты:

«а) возраст;

б) общую манеру держать себя (серьезность, чувство юмора, цинизм, тщеславие, саркастичность, принципиальность, самодовольство, фамильярность, уверенность в себе, застенчивость и т. д.);

в) интеллектуально-духовную зрелость (понятливость, интеллигентность, духовность и противоположные качества);

г) проявления темперамента;

д) образ мыслей, представления о ценностях» [4, с. 51].

Эти данные слушатель получает через голосовые характеристики, поэтому интерес к изучению голоса в последнее десятилетие возрос. «В современной психологии характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика и экстралингвистика изучаются главным образом паралингвистикой, которая рассматривает те свойства голоса, которые не входят в систему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений и замещают сферу несловесных коммуникаций» [5, с. 351].

Кроме изучения характеристик голоса актуальным представляются исследования проблемы идентификации по голосу черт личности. Наиболее распространенное применение идентификация по голосу получила в криминалистике, когда возникает необходимость по паралингвистическим характе-

ристикам голоса опознать конкретного человека; в лингвистике при выявлении корреляционных связей между речевыми характеристиками и личностными особенностями индивида; в таких отраслях психологии, как юридическая и инженерная психология. Данный процесс носит неосознаваемый характер, чаще он основан на жизненном опыте человека. На протяжении своего развития личность постоянно сталкивается с большим объемом невербальной информации, поступающей от окружающих людей, по которой происходит идентификация черт личности.

Для дальнейшего рассмотрения этого вопроса необходимо обратиться к семантическому значению определения «идентификация», которое в различных источниках интерпретируется согласно теоретическим позициям авторов.

Понятие «идентификация» в современной психологии имеет несколько значений, однако в рамках рассматриваемой работы интерес представляют лишь некоторые ее значения: «Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации, начиная с раннего детства, у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы... Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств. В инженерной и юридической психологии - распознавание, опознание каких-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков» [6, с. 122123].

Н. И. Шевандрин понятие «идентификация», которое в переводе с латинского языка Иепййсаге означает «отождествлять», рассматривает в двух значениях: опознание чего-либо, кого-либо, а также как уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо [7, с. 234].

М. И. Еникеев, представитель юридической психологии, рассматривает идентификацию как процесс и как метод. Идентификация как процесс, в котором устанавливается сходство между объектами или людьми по набору идентификационных характеристик. Поэтому в результате процесса идентификации может быть получен вывод, который свидетельствует о «наличии или об отсутствии» сходства между реальным и полученным образцом [8]. Как научный метод идентификация применяется для опознания кого-либо или чего-либо (предметы, местность, время, антропометрические, психические, эмоциональные характеристики личности, элементы поведения). Автор вводит понятие «идентификационный комплекс признаков», который объединяет в себе индивидуально-определенные, устойчивые признаки. Владение данным

комплексом способствует более точной и подробной идентификации предметов и людей.

В Большом психологическом словаре идентификация понимается как один из видов перцептивного действия, промежуточное звено между актом различения и опознанием, оно состоит в сравнении двух объектов или в сравнении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти [9]. Таким образом, еще раз подтверждается мысль о важности роли прошлого опыта в процессе опознания человека человеком.

По результатам проведенных исследований Т. П. Зинченко выделяет положительную и отрицательную идентификацию. По мнению исследователя, положительная идентификация - это набор сигналов, который имеет ряд совпадений с образцом по всем характеристикам, а отрицательной идентификация считается, если полученный набор сигналов хотя бы по одной характеристике не совпадает с образцом. На основе вышесказанного Т. П. Зинченко делает вывод о том, что отрицательная идентификация осуществляется быстрее, чем положительная, так как для ее установления требуется сопоставление по всем характеристикам [10].

Теоретический анализ литературы показал, что все дефиниции идентификации можно разделить на две группы. Идентификация как процесс, в котором человек уподобляется другому человеку, и в этом значении идентификация впервые была предложена в рамках психоанализа З. Фрейдом. И вторая группа, которая определяет идентификацию как процесс опознания или сличения модели и образца.

В восприятии другого человека по голосу идентификация играет роль механизма, посредством которого происходит опознание определенного набора индивидуальных характеристик личности, что способствует формированию «голосообраза», т. е. этот образ является сугубо субъективным и по некоторым характеристикам может не совпадать с объективным комплексом черт воспринимаемой личности.

Голос в понимании многих исследователей является инструментом, который человек, скорее всего, непроизвольно в обыденной жизни и произвольно в профессиональной деятельности использует как средство, отражающее его потребности в социальной среде.

Исследователь Г. С. Рамишвили отмечает, что на процесс опознавания говорящего влияет качество и окраска его голоса, зависящие от строения конкретного артикуляционного аппарата и его анатомических особенностей [11]. С другой стороны, идентификация говорящего связана с речевой активностью человека. Голос, который воспринимает собеседник, связан с различными сторонами лич-

ности, темпераментом, эмоциями, духовными и речевыми навыками, поэтому он является надежным источником для идентификации личности.

Л. М. Лучшева и Р. О. Агавелян выделили факторы, которые оказывают положительное влияние на идентификацию личности: социальная компетентность, развитый невербальный интеллект, развитый эмоциональный интеллект, эмоциональная подвижность, экстравертированность, общительность, осторожность, ранимость, проницательность, низкий уровень агрессивности, профессия, гендер, повышенная эмпатия, социально-перцептивные умения, наличие внутреннего локуса контроля, самоконтроль, общение в рамках одной культуры, образование, возраст, личный и индивидуальный опыт, культурное окружение, настроение наблюдателя, физическое и психическое состояние, индивидуально-личностные особенности, модальности, обсуждение возникающих эмоциональных состояний родителей со своими детьми, сен-зитивность и тревожность.

Факторы, которые отрицательно влияют на процесс идентификации: склонность к эмоциональным и психологическим нарушениям, склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость, пессимизм, высокий контроль над своими эмоциями, ограниченный опыт, субъективность к воспринимаемой информации, низкий уровень интерпретации, дети, которых в детстве били родители, хуже идентифицируют радость, воспитание в неэкспрессивной семье, алекситимия, эмоциональное выгорание, сосредоточенность на собственной личности, чувство собственного превосходства, чувство тревоги как фактор, снижающий объем общения, выгода от непонимания эмоций других людей [12].

В нашей работе идентификация рассматривается в значении распознавания, опознания черт личности по голосу.

Услышав голос, в сознании человека формируется образ другого - от его внешнего облика до индивидуально-психологических характеристик. Результаты исследований В. Х. Манёрова [4] доказывают, что по звучанию голоса другого возможно описать не только физическое состояние человека, но и определить психическое состояние человека на данный момент. Данной точки зрения придерживается В. П. Морозов, отмечая, что голос человека несет слушателю помимо слов широчайший ассортимент информации о разнообразных психофизических свойствах, состояниях и намерениях говорящего [3]. Но следует отметить, что существующие голосовые стереотипы восприятия человека накладывают значительный отпечаток на результативность восприятия людей с более правильной в лексическом и паралингвистическом отношении речью по сравнению с теми, чья речь не

совершенна. Эта закономерность восприятия основывается на множестве ассоциативных связей голоса человека с его внешней (физической) и внутренней (психологической) сущностью, поэтому психологический портрет, возникающий у слушателя по голосу говорящего человека, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет большое значение в формировании межличностных отношений. Особенности опознания через голосовые характеристики личности другого укладываются в рамки паралингвистической составляющей невербальной коммуникации, а степень опознания, идентификации голоса и личности является неотъемлемой частью социальных и адаптивных процессов не только взрослых, но в первую очередь подростков, а особенно подростков с нарушенным интеллектуальным развитием. В общественной жизни такие подростки сталкиваются с непониманием и неумением правильно взаимодействовать с другими людьми. С одной стороны, это связано с нарушениями, которые затронули их интеллектуальное развитие, а с другой - с тем, что школьное обучение не уделяет должного внимания умению воспринимать и понимать личность другого по его голосу. Как показывает настоящая действительность, существует необходимость обучать подростков умению идентифицировать личность по ее голосу в соответствии с той окружающей обстановкой, в которой они находятся.

Чтобы доказать данное предположение, было проведено экспериментальное исследование с целью выявить особенности идентификации черт личности другого по голосу подростками с нормативным и нарушенным интеллектуальным развитием. Опытно-экспериментальная работа включала несколько этапов.

На первом этапе с целью выявления субъектов, которые наиболее точно смогли проявить свои индивидуально-типологические особенности, осуществлялся отбор претендентов на запись голоса из числа преподавателей и студентов педагогических вузов. На следующем этапе выбранным субъектам предлагалась батарея методик, несущих в себе определенную нагрузку по структуре их личности -методики Г Ю. Айзенка EPQ, Р. Кеттелла, методика определения типа характера по К. Юнгу, личностный опросник ММР1 (адаптация Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова), личностный опросник Г. Шмишека. Полученные данные позволили составить психологические портреты и выбрать на их основе пять субъектов оценки индивидуальнотипологических особенностей личности по голосу:

1-й субъект оценки (мужчина) - экстраверт, сангвиник;

2-й субъект оценки (женщина) - интроверт, меланхолик;

3-й субъект оценки (мужчина) - экстраверт, холерик;

4-й субъект оценки (женщина) - экстраверт, холерик;

5-й субъект оценки (женщина) - экстраверт, сангвиник.

Субъектам оценки предлагалось без установки на манеру прочтения воспроизвести предлагаемый текст сказки «Колобок». Сказка была выбрана по критериям динамичности происходящих событий и известности. Это позволило сосредоточить внимание экспертов-аудиторов не на содержании, а на восприятии голоса и определении го-лосообраза говорящего.

Мы предположили, что голос несет в себе определенную нагрузку по чертам личности, а также является ведущим при объективной их идентификации.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 Шилов-ского гарнизона Новосибирской области и специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида № 1, 31, 107 г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 30 учащихся 8-9-х классов с нормативным интеллектуальным развитием, 40 учащихся 8-9-х классов с нарушенным интеллектуальным развитием.

Подростки с нарушенным интеллектуальным развитием и нормативным интеллектуальным развитием выступали в роли экспертов-аудиторов [3]. Испытуемым давалось задание прослушать сказку «Колобок». Перед нами стояла задача - определить связь между «многообразными индивидуально-психологическими особенностями людей и акустическими характеристиками их речи и голоса, например: общительность - замкнутость, экстраверсия - интроверсия, чувствительность - жесткость, принадлежность к художественному или мыслительному типу и т. п.» [13, с. 50].

Работа проводилась индивидуально, предлагался бланк методики личностного дифференциала Ч. Осгуда (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева) [14, с. 269], в котором представлен набор черт личности, формирующих три фактора: оценка, сила и активность. После прослушивания голосов субъектов оценки давалось задание: «Отметь в бланке черты, которые характерны для человека, голос которого ты сейчас слышал». Нас интересовал вопрос, действительно ли данные декодификации имеют значительный уровень совпадения между собой.

Был проведен дискриминантный анализ с использованием трех предсказывающих переменных (оценка, сила, активность), по которым подростки с нарушенным интеллектуальным развитием и

нормативным интеллектуальным развитием оценивали личностные особенности субъектов оценки. Также определялась способность предсказания личностных особенностей пяти субъектов оценки. Данный анализ применялся для обработки полученных результатов по каждой группе подростков. В выборке подростков с нормативным интеллектуальным развитием была получена модель из трех предсказывающих переменных, свидетельствующих о средней дискриминации (X = 0,8) с высокой статистической значимостью (р = 0,005). Фактически подростки при идентификации черт личности по голосу пяти субъектов оценки правильно дифференцируют услышанные голоса, но со средними значениями. Это может говорить о том, что даже при нормальном умственном развитии очень сложно провести качественную оценку личности с разделением на три составные - оценка, сила, активность, используя только голосовые данные.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: семнадцать подростков с нормативным интеллектуальным развитием достоверно определили пятого субъекта оценки, что составило 57 %. Четвертого субъекта оценки определили двенадцать подростков с нормативным интеллектуальным развитием, что составляет 40 %. Правильно определили первого субъекта оценки девять подростков с нормативным интеллектуальным развитием (30 %). Трудности в идентификации личности возникли при опознании второго и третьего субъекта оценки. Анализ полученных данных показал, что большинство подростков с нормативным интеллектуальным развитием не смогли точно отразить качества личности этих субъектов оценки. Это говорит о неудовлетворительной классификации параметров, особенно в отношении второго и третьего субъектов оценки, читающих текст. Фактически эти данные в основном совпадают с объективным психологическим исследованием пяти субъектов оценки. Сравнительная характеристика между объективным психологическим изучением личности по методикам Г. Ю. Айзенка, Р. Кеттелла, К. Юнга, ММР1 свидетельствует о некотором соответствии и совпадении характеристик личности субъектов оценки по их голосовым параметрам. Как мы уже отмечали выше, не всегда голос позволяет идентифицировать личность субъекта. Например, в нашем случае пятый говорящий является экстравертом сангвиником, и в 57 % случаях мы имеем положительное совпадение. Между тем первый говорящий (субъект оценки) является экстравертом сангвиником, но в его случае мы имеем 30 % совпадений. Хотя надо сказать, что и это совпадение значимо: данные фактически совпадают с исследованиями В. Х. Манё-

рова [6], т. е. для подростков с нормативным интеллектуальным развитием голосовые характеристики могут служить достаточно веским основанием для определения личности субъекта оценки.

Подростки с нормативным интеллектуальным развитием, как и с нарушенным интеллектуальным развитием, наиболее точно идентифицировали пятого субъекта оценки. Семнадцать подростков правильно дифференцировали пятого субъекта оценки, что составило 42,5 %, и второго субъекта оценки - 20 % (выбор семи подростков), который у двух групп испытуемых по процентным соотношениям расположился на пятом месте. На втором месте у подростков с нарушенным интеллектуальным развитием оказался третий субъект оценки. Его правильно идентифицировали четырнадцать подростков, что составляет 35 %. Четвертый субъект оценки в результате полученных данных занимает третье место - 32,5 % (выбор 13 подростков). Первый субъект оценки получил 22,5 % (выбор девяти подростков). Подростки с нарушенным интеллектуальным развитием не смогли идентифицировать личность первого и второго субъектов оценки по голосу.

Подростки с нарушенным интеллектуальным развитием из-за специфического поражения, затронувшего их интеллектуальную и эмоциональноволевую сферу, в процессе обучения и воспитания, конечно, могут накопить определенный багаж знаний и обрести какой-либо социальный опыт, но сама специфика психического развития таких подростков такова, что у них возникает узость, фрагментарность той социальной практики, которая создает и формирует определенный уровень общения. Это и влияет на адекватность идентификации черт личности по голосу подростками с на-

рушенным интеллектуальным развитием. Необходимо учитывать тот факт, что у этих подростков, адекватно идентифицирующих черты личности по голосу, могут возникнуть трудности при их вербализации из-за пониженной речевой активности и малого словарного запаса.

В. Х. Манёров утверждает, что идентификация личности по голосу - достаточно сложная процедура, и она не всегда может точно отражать личностные и иные характеристики человека [4]. На примере сводных данных можем сказать о том, что часть черт личности, направленности, индивиду-ально-типологичеких особенностей, типологические особенности характера в значительной мере имеют достаточные совпадения. Этот факт при правильной его интерпретации позволяет в психологических исследованиях, посвященных разработке новых походов к социальной адаптации подростков, имеющих проблемы в развитии, разработать тренинговые программы по восприятию, идентификации и интерпретации голоса другого, которые в значительной мере могут расширить социально-психологические горизонты детей в понимании людей и проявлении их поведения в процессе коммуникации, следовательно, активное использование параметров оценки, силы и активности при идентификации личности детьми с проблемами в развитии может внести серьезные коррективы для школьных психологических программ, направленных на коррекцию поведения в условиях сложного социума. Даже незначительное повышение уровня диагностики черт личности при восприятии и понимании паралингвистических характеристик может обогатить психическое развитие подростков с нарушенным интеллектуальным развитием.

Список литературы

1. Богданова Е. Л., Комаровская Л. В. К проблеме редукции функций общения в образовательной практике // Вестн. Томского гос. пед. унта (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 31-34.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. 200 с.

3. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Изд-во ИПРАН, 1998. 164 с.

4. Манёров В. Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 96 с.

5. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. 412 с.

6. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расшир., ис-прав. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 512 с.

7. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: учеб. для студ. вузов: в 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. Ч. 3. 336 с.

8. Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь. М., 1997. 448 с.

9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 2002. URL: http//www.koob.ru

10. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. 608 с. URL: http://www.pedlib.rU/Books/1/0185/1_0185-216.shtml

11. Рамишвили Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу. М.: Радио и связь, 1981. 244 с.

12. Агавелян О. К. Голос человека как психологический феномен: монография / под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. 305 с.

13. Морозов В. П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 48-63.

14. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пос. Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.

Дробышева Е. С., соискатель, методист.

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Красный проспект, 2, Новосибирск, Россия, 630007.

E-mail: [email protected]

Лучшева Л. М., ст. преподаватель.

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета.

Ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, 654041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.12.2010.

E. S. Drobysheva, L. M. Luchshseva

VOICE ROLE IN THE IDENTIFICATION OF THE INDIVIDUAL WITH LEGAL AND INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE DISTURBED

The article is devoted to the identification of the individual’s voice. It provides experimental data comparing successful identification of the individual’s voice with normative and impaired intellectual development.

Key words: voice, identification, identification of individual perception, teens with normative and impaired intellectual development.

Drobysheva E. S.

Novosibirsk Institute of Professional Development of Teachers.

Krasnyj prospect, 2, Novosibirsk, Russia, 630007.

E-mail: [email protected]

Luchsheva L. M.

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University.

Ul. Ciolkovskogo, 23, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, 654041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.