Научная статья на тему 'Голос и адаптация в социуме лиц с интеллектуальной недостаточностью'

Голос и адаптация в социуме лиц с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
661
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / SOCIAL PERCEPTION / ГОЛОС / VOICE / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / INTELLECTUAL INSUFFICIENCY / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ / EXTRALINGUISTIC SIGNS / ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ / PARALINGUISTIC SIGNS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агавелян Р. О., Агавелян О. К.

В статье представлен обзор по проблеме влияния голоса и его характеристик на процесс идентификации и эмоционального отношения лиц с интеллектуальной недостаточностью к собеседнику, что является значимым диагностическим критерием формирования социально-перцептивного соответствия личности. Отражены основные вопросы и структура девятнадцати компонентных голосовых кодов как инструмента общения людей с интеллектуальной недостаточностью. Описывается проблематика выявления социальной продуктивности в деятельности и общении в процессе отражения значимого другого. Характеризуются особенности и специфика формирования отношений в диаде. Характеризуются наиболее значимые составляющие голосового кода. Голос представлен как инструмент оценки личности и прогноза вероятностных ее проявлений в ситуации межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агавелян Р. О., Агавелян О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voice and Ad-aptation of Mentally Retarded in Society

The review on a problem of influence of a voice and its characteristics on process of identification and the emotional relation of persons with intellectual insufficiency to the interlocutor is presented in article that is significant diagnostic criterion of formation socially perceptual compliance of the personality. The main questions and structure of nineteen component voice codes as instrument of communication of people with intellectual insufficiency are reflected. The perspective of identification of social efficiency in activity and communication in the course of reflection of significant another is described. Features and specifics of formation of the relations in a dyad are characterized. The most significant components of a voice code are characterized. The voice is presented as the tool of assessment of the personality and the forecast of her probabilistic manifestations to situations of interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Голос и адаптация в социуме лиц с интеллектуальной недостаточностью»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.97+316.6

Агавелян Рубен Оганесович

Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Агавелян Оганес Карапетович

Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

ГОЛОС И АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлен обзор по проблеме влияния голоса и его характеристик на процесс идентификации и эмоционального отношения лиц с интеллектуальной недостаточностью к собеседнику, что является значимым диагностическим критерием формирования социально-перцептивного соответствия личности. Отражены основные вопросы и структура девятнадцати компонентных голосовых кодов как инструмента общения людей с интеллектуальной недостаточностью. Описывается проблематика выявления социальной продуктивности в деятельности и общении в процессе отражения значимого другого. Характеризуются особенности и специфика формирования отношений в диаде. Характеризуются наиболее значимые составляющие голосового кода. Голос представлен как инструмент оценки личности и прогноза вероятностных ее проявлений в ситуации межличностного общения.

Ключевые слова: социальная перцепция, голос, социальная адаптация, интеллектуальная недостаточность, интонация, экстралингвистические знаки, паралингвистические знаки, идентификация, эмпатия, толерантность, психологическая коррекция.

Введение. Для полноценного анализа структуры социального обустройства детей с интеллектуальной недостаточностью в социуме следует обратиться к голосу и его составным частям и проявлениям в общении, так как голос всегда инструмент общения и выполняет определенную системную функцию в коммуникативной деятельности. Во всех случаях и голосовые коды, и семантический дифференциал могут с достаточной достоверностью показать уровень социальной продвинутости и динамику развития детей с легкой умственной отсталостью в процессе их собственного отражения другого и перспективу развития и формирования отношений

в диаде. В нашем случае голосовой код и данные дифференциала являются одним из косвенных диагностических критериев успешности-неуспешности подростка с ОВЗ при общении с окружающими людьми в процессе деятельности и общения.

Голосовой код по Л. Гласс [6] складывается из 19 составляющих от слишком высокого до низкого и включает в себя еще множество вариаций, которые могут встречаться в процессе диадического общения.

Голос может показать отношение к окружающим, а во многих случаях его интонационная составляющая имеет диагностическое значение. При помощи голоса можно оценить не только саму лич-

ность, но и вероятные поступки умственно отсталых при взаимодействии с другими. Чаще всего при контактах по голосу можно догадаться о настроении. Это позволяет не только проводить диагностику поведения, но и построить определенную линию поведения. По интонации говорящего можно допустить положительное или отрицательное отношение между партнерами. К сожалению, данный социально-диагностический критерий мало доступен детям с умственной отсталостью даже легких степеней. Между тем, в настоящее время часть детей с легкой умственной отсталостью охвачена процессом инклюзивного воздействия, что делает очерченную проблему более актуальной.

Голос человека, а точнее его интонационная составляющая всегда достаточно тесно связана с эмоциональными проявлениями. Очень часто в диалоге трудно ориентироваться на совпадение эмоциональных выражений и интонационных составляющих. Чаще всего происходят определенные, формально очерченные наложения, затрудняющие социальную диагностику и взаимодиагностику в процессе общения.

Для детей с легкой умственной отсталостью социальная адаптация складывается из ряда составляющих и носит полифункциональный характер. Наиболее важными являются степень обученности, остаточные знания, уровень воспитанности и взаимоотношения в семье, уровень толерантности общества к детям с ОВЗ, экономика страны пребывания, толерантное или интолерантное отношения к старшим и к родителям и целый ряд других составляющих, в особенности уровень трудового обучения, направленности на трудовую деятельность и многое другое. Мы намеренно не включили в этот перечень коммуникативную составляющую, так как намерены рассмотреть ее как превалирующую процесса социальной адаптации.

Все феномены невербальной коммуни-

кации достаточно хорошо изучены в современной психологии и находят свое применение в практике социального воспитания детей с нормативным уровнем развития.

Если обратимся к детям с легкой умственной отсталостью, то убедимся, что даже положительное разрешение перечисленных составляющих социальной адаптации не всегда и не в полном объеме способствует их социальному устройству. Очень часто между детьми с легкой умственной отсталостью и их сверстниками, а также между ними и взрослыми возникает некий смысловой барьер, преодоление которого иногда становится задачей номер один для положительных социальных взаимодействий. Положительные социальные взаимодействия в настоящее время, когда активно развиваются отношения в сфере инклюзии, выходят на первый план.

Естественно, что отражение другого человека, понимание его основных характеристик через внешность, одежду, экстралингвистические и паралингвистические знаки активно влияют на формирование отношения. Оно всегда носит характер двойного субъект-субъектного воздействия. В этом взаимозависимом процессе ключевую роль играет не только восприятие голоса другого, но и собственные умения манипуляции по отношению к окружающим интонационными характеристиками собственного голоса, сюда же можно отнести и процесс идентификации личности по голосовым характеристикам.

На наш взгляд, именно слабые мани-пулятивные умения и несовершенная, не всегда адекватная идентификация личности другого, конечно, с учетом специфического развития познавательной деятельности, лежат в основе социальных неудач детей с легкой умственной отсталостью.

Исследования показали, что об отдельных чертах характера и о человеке в целом обычно судят по его голосу и речи. Задача олигофренопсихологии - выработать основные позиции для обучения комму-

никативным умениям для положительной адаптации в социуме. Эта задача имеет две стороны. Первая - научить детей с интеллектуальным нарушением адекватно ситуации воспринимать человека по голосу, речи в целом и интонации, а вторая задача -включаться в диалог за своими задачами воздействия через манипулирование интонационными составляющими собственного голоса на окружающих и достаточной идентификации личности другого по голосу. Решение этих глобальных задач под силу любому школьному коллективу, если придерживаться основной мысли о том, что в коммуникации всегда главенствующую роль играет диада. Следовательно, проведение тренингов, работа над связной, а в дальнейшем над выразительной речью, работа над актерским мастерством детей с патологией, увеличение внеклассных занятий по культуре голоса и речи, решение ситуативных задач, включая и формальную сторону при обращении, могут сдвинуть в положительную сторону манипулятив-ные навыки наших воспитанников.

Воспитанники наших школ должны знать, что у людей с дефектами речи всегда были трудности, связанные с негативным восприятием их другими людьми и обществом в целом. Они должны представлять влияние голоса человека на восприятие его внешности, знать, что манера речи человека в существенной степени влияет на то, как он выглядит и как его представляют другие люди.

Восприятие и понимание голоса - это подсознательный процесс. Люди реагируют на звук: он им нравится или не нравится, они реагируют положительно или отрицательно и это проявляется в интонациях и самой манере речи, обращенной к собеседнику. В процессе обучения умственно отсталые дети должны постепенно осознать, что по голосу можно достаточно уверенно определить настрой собеседника к продолжению общения.

В процессе внеклассного обучения

учащихся специальной школы в систему знаний о человеке и его голосе следует включать данные о связи голоса и ряда болезней, о связи голоса и личностных характеристик, строении артикуляционного аппарата, слуха, состояния (алкогольное состояние), особенности голоса в детстве и старости и особенности голоса при различных стрессовых состояниях.

При анализе собственного голоса и голоса собеседника, в восприятии другого человека по голосу идентификация играет роль механизма, посредством которого происходит опознание определенного набора индивидуальных характеристик личности, что способствует формированию «голосообраза» [7; 8], т. е. этот образ является сугубо субъективным и по некоторым характеристикам может не совпадать с объективным комплексом черт воспринимаемой личности. Процесс идентификации также как и процесс восприятия состоит из трех компонентов: поведенческий, эмоциональный и познавательный [7; 8].

Выделим факторы, которые определенным образом влияют на идентификацию личности. К ним можно отнести социальную компетентность, которая у детей с легкой умственной отсталостью недостаточно сформирована не только в силу их органического поражения, но и определенных, зауженных программных требований, хотя следует сказать и о том, что в современных ФГОС к этой проблеме уже подошли вплотную.

При анализе ошибок в общении всегда на первый план выдвигаются те качества личности или точнее ее эмоциональные составляющие, которые можно обозначить как эмоциональная подвижность, экстра- или интровертированность, общительность, степень ранимости и степень переживаний неудачи, уровень эмпатии, сензитивность и тревожность. Исходя из тезиса о слабости и нестабильности эмоциональных выражений у детей с легкой умственной отсталостью можем с уверен-

ностью сказать, что при работе с ними, при тренингах или постоянных контактах в системе обучения и воспитания голос педагога, его интонационные составляющие всегда должны носить положительную окраску, которая позволит задействовать именно те стороны бессознательного положительного, без которого тесные контакты с этими детьми маловероятны. Говоря о тесных контактах, имеем в виду высокое субъект-субъектное взаимодействие, лежащее в основе высокой мотивационной готовности к обучению.

Говоря о проблемах идентификации, следует остановиться на уровне социально-перцептивных умений у детей с ОВЗ. Проблема восприятия и понимания другого в работах О. К. Агавеляна и Р. О. Ага-веляна [1] получила новое направление именно благодаря тому, что голос стал рассматриваться как психологический феномен, лежащий в основе адекватного межличностного взаимодействия. Имея в виду новые данные, можем с уверенностью говорить о том, что все тренинговые ситуации следует составлять и проводить исходя из особенностей голоса и его интонационных составляющих.

Все составляющие массированного воздействия на детей с легкой умственной отсталостью в плане их социализации должны учитывать не только голос как связующее звено при преодолении диспропорций и дисбаланса между вербальными и невербальными составляющими в процессе контактов, но особенно те составляющие личности и поведения в целом, которые направлены на внешнюю среду, но составляют тот стержень поведения и эмоциональных проявлений личности, которые могут стать препятствием для многовекторного и полноценного общения.

Обращаясь к факторам успешной идентификации, не можем не отметить те многочисленные препятствия в поведении и личностной сфере детей с легкой умственной отсталостью, которые очень ча-

сто обусловлены их состоянием, но слабо нивелированы через недостаточный родительский контроль, общим интолерантным отношением к этим детям, недифференцированной диагностикой, приводящей к неполноценному инклюзивному воздействию. Учителю начальных классов даже при успешной работе с детьми с нормальным в целом поведением трудно корригировать такие особенности патологии, как склонность к депрессиям, эмоциональная неустойчивость и слабая глубина, субъективность восприятия, чувство тревоги и т. д.

При формировании тренингов для умственно отсталых по распознаванию состояния человека в диаде по голосу можно брать за основу голосовой код из 19 составляющих [6] или «Семантический дифференциал», который использовала Е. С. Дробышева в своем исследовании [7; 8]. По сути использование семантических составляющих при соотнесении голоса и личности позволяет через оценку разных интонационных параметров составить определенный голосообраз, который проецирует интонация как код данной личности.

Таким образом, можно утверждать, что именно интонационные структуры голоса требуют постоянного, непрерывного контроля, когда речь идет о субъект-субъектном взаимодействии. И обучение детей социально-перцептивным навыкам общения, следовательно, должно строиться на формировании понимания основных интонационных навыков в диадическом общении.

По данным Е. С. Дробышевой в современной психологической науке проблема идентификации черт личности по голосу является недостаточно разработанной и требует дальнейшего экспериментального изучения и теоретического осмысления. Автор считает, что успешность соотнесения голоса и черт личности субъектов оценки по личностным характеристикам не всегда имеет абсолютное совпадение, однако может служить корректором пове-

дения. Различия в успешности идентификации черт личности по семантическим и личностным характеристикам у подростков с умственной отсталостью легкой степени связаны с их общим уровнем социального и культурного развития, степенью снижения интеллекта, успешностью проекции голосовой характеристики на образ восприятия.

У подростков с умственной отсталостью легкой степени при идентификации черт личности другого по голосу семан-тико-психологическая составляющая «го-лосообраза» слабо структурирована и не дифференцирована.

Полученные экспериментальные данные позволяют определить направления коррекционно-развивающей работы с подростками с умственной отсталостью легкой степени по развитию умения идентификации черт личности другого по голосу, а также применять на простом уровне ма-нипулятивные голосовые воздействия на другого [7; 8].

Представляя основные характерные черты тренингов по развитию и формированию понимания другого человека по голосу, обращаем внимание на следующие параметры:

1) абсолютная доступность текстового материала;

2) постоянное графическое изображение мимических знаков эмоций как наглядный материал;

3) фотоизображение эмоций у людей разного возраста;

4) обыгрывание социальных ситуаций

(задач) с разной заданной интонационной составляющей;

5) абсолютная доступность интонационного материала, его восприятие и понимание;

6) обучение пониманию ведущей интонации при наложении шумов;

7) тренировка и перевод использования интонационных параметров из классной среды в естественную;

8) тренировки по распознаванию несоответствия между невербальной и вербальной составляющими;

9) чтение нейтральных текстов разными интонациями, распознавание эмоций и черт личности.

Это предварительные параметры специализированных тренингов для формирования общения детей с ОВЗ через восприятие и понимание другого по голосу.

Заключение. В результате научно-теоретического анализа описаны и обобщены ведущие составные элементы, характеризующие участие голоса как инструмента социализации личности умственно отсталых детей в ходе общения как важной стратегии межличностного взаимодействия. Приведены методические рекомендации по использованию голосовых тренингов как инструмента психологической коррекции понимания другого человека умственно отсталыми детьми. Составляющие голосового кода определены в качестве диагностических критериев, прогноза успешности межличностного взаимодействия и понимания человека детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Голос человека как психологический феномен: монография. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. - 305 с.

2. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Голос, речь и личность в специальной психологии: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 211 с.

3. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Современные исследования в коррек-ционной психологии и педагогике. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 169 с.

4. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекцион-ной педагогики: монография. - Новосибирск:

НИПКиПРО, 2004. - 412 с.

5. Агавелян Р. О., Войтюк Д. К. Готовность к деятельности психолога: рефлексивная активность личности: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 217 с.

6. Гласс Лилиан. Я читаю ваши мысли [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruHt me/books/ya-chitayu-vashi-mysli-read-104207-1. html (дата обращения: 10.11.2017).

7. Дробышева Е. С. Распознавание качеств личности по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 8 - С. 243-249.

8. Дробышева Е. С. Роль голоса в процессе идентификации черт личности подростками с нормативным и нарушенным интеллектуаль-

ным развитием // Мир науки, культуры и образования. - 2011. - № 1 (26). - С. 282-285.

9. Jane Edwardsa, Henry J. Jacksonb, Philippa E. Pattisonb. Erratum to "Emotion recognition via facial expression and affective prosody in schizophrenia: A methodological review" // Clinical Psychology Review. - 2002. - № 22. -P. 789-832.

10. Laszlo Toth, Ildiko Hoffmann, Gabor Gosztolya, Veronika Vincze, Greta Szatloczki, Zoltan Banreti, Magdolna Pakaski, Janos Kalman. A Speech Recognition-based Solution for the Automatic Detection of Mild Cognitive Impairment from Spontaneous Speech // Current Alzheimer Research. - 2018. - Vol. 15, Issue 2. -P. 130-138.

Поступила в редакцию 13.11.2017

Agavelyan Ruben Oganesovich

Dr. Sci. (Psychol.), Prof., Department of Special Education and Psychology of Institute for Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

Agavelyan Oganes Karapetovich

Dr. Sci. (Psychol.), Prof., Department of Special Education and Psychology of Institute for Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

VOICE AND ADAPTATION OF MENTALLY RETARDED IN SOCIETY

Abstract. The review on a problem of influence of a voice and its characteristics on process of identification and the emotional relation of persons with intellectual insufficiency to the interlocutor is presented in article that is significant diagnostic criterion of formation socially - perceptual compliance of the personality. The main questions and structure of nineteen component voice codes as instrument of communication of people with intellectual insufficiency are reflected. The perspective of identification of social efficiency in activity and communication in the course of reflection of significant another is described. Features and specifics of formation of the relations in a dyad are characterized. The most significant components of a voice code are characterized. The voice is presented as the tool of assessment of the personality and the forecast of her probabilistic manifestations to situations of interpersonal communication.

Keywords: social perception, voice, social adaptation, intellectual insufficiency, intonation, extralinguistic signs, paralinguistic signs, identification, empathy, tolerance, psychological correction.

References

1. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., 2010. Voice of the person as psychological phenomenon: monograph. Novosibirsk: NIPKiPRO Publ., 305 p. (In Russ.)

2. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., Ryumi-

na, T. V., 2013. Voice, the speech and the personality in special psychology the monograph. Novosibirsk: NGPU Publ., 211 p. (In Russ.)

3. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., Ryumi-na, T. V., 2013. Modern researches in correctional

psychology and pedagogics. Novosibirsk: NGPU Publ., 169 p. (In Russ.)

4. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., 2004. Modern theoretical and applied aspects of special psychology and correctional pedagogics: monograph. Novosibirsk: NIPKiPRO Publ., 412 p. (In Russ.)

5. Agavelyan, R. O., Voytyuk, D. K., 2013. Readiness for activity of the psychologist: reflexive activity of the personality: monograph. Novosibirsk: NGPU Publ., 217 p. (In Russ.)

6. Glass, Lillian. I read your mind. Available at: http://www.rulit.me/books/ya-chitayu-vashi-mys-li-read-104207-1.html (date accessed: 10.11.2017). (In Russ.)

7. Drobysheva, E. S., 2009. Recognition of qualities of the personality on a voice children with easy degree of intellectual backwardness. Siberian pedagogical journal, 8, pp. 243-249. (In Russ., ab-

stract in Eng.)

8. Drobysheva, E. S., 2011. A voice role in the course of identification of lines of the personality by teenagers with the standard and distort intellectual development. World of science, culture and education, 1 (26), pp. 282-285. (In Russ.)

9. Jane Edwardsa, Henry J. Jacksonb, Philippa E. Pattisonb, 2002. Erratum to "Emotion recognition via facial expression and affective prosody in schizophrenia: A methodological review''. Clinical Psychology Review, 22, pp. 789-832.

10. Laszlo Toth, Ildiko Hoffmann, Gabor Go-sztolya, Veronika Vincze, Greta Szatloczki, Zoltan Banreti, Magdolna Pakaski, Janos Kalman, 2018. A Speech Recognition-based Solution for the Automatic Detection of Mild Cognitive Impairment from Spontaneous Speech. Current Alzheimer Research, 15, 2, pp. 130-138.

Submitted 13.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.