Научная статья на тему 'Обучение учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида распознаванию интонационных характеристик голоса человека'

Обучение учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида распознаванию интонационных характеристик голоса человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / ИНТОНАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РАСПОЗНАВАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышева Елена Сергеевна, Агавелян Оганес Карапетович

В статье поднята проблема распознавания человека по интонационным характеристикам его голоса. Авторы предлагают основные направления и формы работы по распознаванию интонационных характеристик голоса человека с учащимися специальных (коррекци-онных) школ VIII вида. В процессе реализации предложенных направлений предусматривается возможность: формирования способности понимания и оценки учащимися черт личности; формирования умений воспринимать и описывать личность по голосу; развития способности анализировать голоса людей и соотносить их с определенными чертами личности; расширения знаний и опыта позитивного отношения к себе и другим людям; развития способности наиболее адекватно и полно познать себя и окружающих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышева Елена Сергеевна, Агавелян Оганес Карапетович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида распознаванию интонационных характеристик голоса человека»

КОРРЕКЦИОННАя ПЕДАГОГИКА

УДК 376.42

Дробышева Елена Сергеевна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-методического отдела инклюзивного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, inclusive-edu@mail.ru, Новосибирск

Агавелян Оганес Карапетович

Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, oganesagavelyan@yandex.ru, Новосибирск

обучение учащихся специальных (коррекционных)

ШКОЛ VIII ВИДА РАСПОЗНАВАНИЮ ИНТОНАЦИОННЫх

характеристик голоса человека

Аннотация. В статье поднята проблема распознавания человека по интонационным характеристикам его голоса. Авторы предлагают основные направления и формы работы по распознаванию интонационных характеристик голоса человека с учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида. В процессе реализации предложенных направлений предусматривается возможность: формирования способности понимания и оценки учащимися черт личности; формирования умений воспринимать и описывать личность по голосу; развития способности анализировать голоса людей и соотносить их с определенными чертами личности; расширения знаний и опыта позитивного отношения к себе и другим людям; развития способности наиболее адекватно и полно познать себя и окружающих людей.

Ключевые слова: голос, интонационные характеристики, распознавание, учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Drobysheva Elena Sergeevna

Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher of the Scientific-Methodic department of inclusive education at Novosibirsk Institute of Professional Development and Retraining of Educators, inclusive-edu@mail.ru, Novosibirsk

Agavelyan Oganes Karapetovich

Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Special Education and Psychology of the Institute of the childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, oganesagavelyan@yandex.ru, Novosibirsk

TO THE QUESTION OF TRAINING OF PUPILS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) VIII KIND schools TO RECOGNIZE INTONATIONAL CHARACTERISTICS OF THE VOICE OF THE PERSON

Abstract. The article is focused on the problem of recognition of a person according to intonational features of his voice. Authors offer the main directions and forms of work on recognition of intonational characteristics of a voice of the person by pupils from special (correctional) VIII kind schools . In the course of realization of the described directions occurs the opportunity of: formations of ability of understanding and assessment pupils of lines of the personality; formations of abilities to perceive and describe the personality on a voice; developments of ability to analyze voices of people and to correlate them to certain lines of the personality; expansions of knowledge and experience of the positive relation to and to other people; ability developments most adequately and fully to learn itself and surrounding people.

_коррекционная педагогика_

Keywords: voice, intonational characteristics, recognition, pupils of special (correctional) VIII kind schools.

Поиск наиболее эффективных путей включения в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, становится одной из актуальных проблем специальной педагогики. Следует отметить, что учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида во взаимодействии с другими людьми постоянно сталкиваются с необходимостью отражения информации о человеке, с процессами ориентации в ней, а также с опознанием и реагированием на неё. Важно отметить, что в процессе школьного обучения необходимо готовить учащихся к распознаванию интонационных характеристик голоса человека как условию преодоления трудностей в полифункциональном межличностном взаимодействии [1].

Теоретический анализ литературных источников позволил выявить несоответствия между потребностью общества и государства в реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием специально организованной работы с учащимися специальных (коррек-ционных) школ VIII вида, которая способствовала бы формированию правильного понимания и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности по интонационным характеристикам голоса человека;

необходимостью дальнейшего изучения особенностей распознавания черт личности у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида и недостаточной разработанностью методик, направленных на изучение данного феномена при нарушениях интеллекта; востребованностью развития у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида умений, способствующих не только соотношению голоса с конкретным человеком, но и определению соотношения между голосом и чертами личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических направлений с учетом специфических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся этих школ, что приводит к несовершенству межличностного познания и вследствие этого к нарушению их социализации.

Опираясь на теоретико-методологические позиции специальной педагогики, можно рекомендовать примерную схему направлений работы по оптимизации межличностного взаимодействия, которая будет способствовать успешной социализации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (Рисунок).

В процессе реализации предложенных направлений предусматривается возможность: формирования способности понимания и оценки учащимися черт личности; формирования умений воспринимать и описывать личность по голосу; развития способности анализировать голоса людей и соотносить их с определенными чертами личности; расширения знаний и опыта позитивного отношения к себе и другим людям; развития способности наиболее адекватно и полно познать себя и окружающих людей.

Основная цель представленных направлений заключается в преодолении той социальной изоляции, которая создается при недостаточно идентификационной работе в условиях межличностного взаимодействия. Мы исходим из той позиции, что при любом подходе в использовании различных принципов коррекции главным и слабо дифференцированным источником информации всегда является голос. Для достижения поставленной цели необходимо решить специфическую задачу обучения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида распознаванию интонационных характеристик голоса другого и уточнению через голос его личностных черт для правильного и оптимального регулирования собственного поведения в условиях урочного и внеурочного воздействия.

Реализация выделенных направлений возможна при чередовании различных форм работы, которые могут лечь в основу психологической составляющей социальной адаптации учащихся специальных (коррекци-онных) школ VIII вида: индивидуальных и групповых коррекционных занятий, элементов тренинга, прослушивания аудиозаписей, игр, бесед, индивидуальной психолого-педагогической коррекции. Выделенные формы работы призваны решить общие задачи

Рисунок - Направления и формы работы по распознаванию интонационных характеристик голоса человека

развития умений распознавать интонационные характеристики голоса. Существует необходимость в процессе школьного обучения организовать работу с учащимися, которая будет способствовать развитию у них адекватного и осознанного понимания окружающих людей, корректировке своего поведения, накоплению социального опыта и успешной адаптации в обществе.

Преемственность между занятиями осуществляется за счет повторяемости предыдущего материала, обсуждения и включения

уже усвоенных знаний и умений в упражнения и игры. 1В случае неовладения материалом необходимо изучить его в ходе индивидуальной работы.

Специфика психического развития учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида такова, что у них возникает узость, фрагментарность той социальной практики, которая создает и формирует определенный уровень общения. Это и влияет на успешность распознавания интонационных характеристик голоса человека этими детьми.

коррекционная педагогика

Учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида из-за специфического поражения, затронувшего их интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу, в процессе обучения и воспитания, конечно, могут накопить определенный багаж знаний и обрести социальный опыт.

При разработке направлений работы учитываются специфические особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся. Вместе с тем существует убеждение, что в процессе воспитания и обучения в специальной (кор-рекционной) школе следует использовать психологические методы воздействия, которые могут в значительной степени влиять на реконструкцию личности этих учащихся, формировать у них адекватные навыки межличностного общения, приемлемые в социальной среде. Главной задачей излагаемых направлений является формирование у них элементарных знаний, с помощью которых они не только сумеют соотносить голос с эмоциональным миром человека, но и услышать определенное соотношение между голосом и чертами личности.

Для проведения работы по распознаванию интонационных характеристик голоса человека учащимися специальных (коррек-ционных) школ VIII вида педагогам и педагогам-психологам необходимо учитывать следующие принципы.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Деятельностный принцип коррекции.

4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей подростков.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционном воздействии.

7. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

8. Принцип возрастания сложности.

9. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

10. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Для полноценного психического разви-

тия подростков с нарушением интеллекта особое значение имеет повышение психологической культуры, под которой понимается «забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям» [7, с. 5]. Психологическая культура включает в себя три основных блока: самопознание и самооценка; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Второй блок рассматриваемого направления - познание других людей.

Задачи: помочь учащимся услышать свой голос через аудиозапись; обратить внимание учащихся на своеобразие собственного голоса; дать послушать голоса одноклассников, предложить попробовать определить их черты личности.

Третий блок - умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Задачи: научить устанавливать соответствия между чертой личности и голосом, присущим данной черте; дать примеры положительной и отрицательной черт личности с голосовым подкреплением; дать примеры разных эмоциональных состояний, отраженных через голос в процессе общения.

Вторым важным направлением в деятельности педагогов и психологов по распознаванию интонационных характеристик голоса человека у учащихся является развитие перцептивных умений, в основе которых лежат обогащение и расширение опыта социального общения, развитие умения вслушиваться в речь другого, расширение семантического поля (словарная работа), повышение качества идентификации при переработке информации о чертах личности другого через голос, создание серии образов других с использованием различных тем-бральных, интонационных характеристик голоса, подведение учащихся к мысли о том, что любые эмоциональные проявления в межличностных отношениях отражаются непосредственно через голос, привлечение внимания учащихся к тем сторонам «голо-сообраза», которые позволяют идентифицировать данного человека в его ближайшем окружении.

По итогам проведенной работы можно провести заключительную беседу по проблеме «Голос в жизни человека», цель кото-

рой - обобщить полученные знания и умения учащихся о психологических возможностях голоса, закрепить умения идентифицировать черты личности по голосу; напомнить учащимся о богатстве черт личности и их выражении через голос; а в заключение можно предложить им высказаться.

В реализации проекта данных направлений при дальнейшем приобретении социального опыта учащиеся, по всей вероятности, сумеют избежать искаженных стереотипных образов, которые несут в себе неполноценную информацию о другом человеке [2].

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Дробышева Е. С. Распознавание качеств личности по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 8 -С. 243-249.

2. Дробышева Е. С. Идентификация черт личности другого по голосу подростками с нарушением интеллекта: диссерт. ... канд. психол.

наук. - Екатеринбург, 2012. - 188 с.

3. Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. М.: НПЦ «Коррекция», 1992. 164 с.

4. Намазбаева Ж. И. Эмоции и переживания умственно отсталых школьников // Совершенствование коррекционной работы с аномальными детьми. - Алма-Ата: Казахск. пед. ин-т им. Абая, 1989. - С. 62-66.

5. Нигаев А. Н. Состояние и перспективы подготовки педагогов для системы специального образования // Дети с ограниченными возможностями здоровья: изучение, образование и социально-педагогическая реабилитация. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. -С. 34-35.

6. Никитина М. И. Отношение педагогов де-фектологов к педагогическим инновациям в социальном образовании // Дети с ограниченными возможностями здоровья: изучение, образование и социально-педагогическая реабилитация. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та,1998. -С. 35-37.

7. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.