Научная статья на тему 'Связь психологических собенностей педагогов с резуьтативностью распознаваня эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса'

Связь психологических собенностей педагогов с резуьтативностью распознаваня эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ГОЛОСУ / ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ТРЕНИНГ / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / АЛЕКСИТИМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучшева Людмила Михайловна

В статье представлены результаты формирования способностей педагогов распознавать эмоции по паралингвистическим характеристикам голоса посредствам тренинга «Эффективное общение». Тренинг состоит из специально подобранных и разработанных упражнений, которые направлены на формирование способностей педагогов распознавать эмоции по паралингвистическим характеристикам голоса, коммуникативных навыков и умений, профилактику алекситимии и эмоционального выгорания. Кроме этого показана связь черт личности, эмоционального выгорания, алекситимии с качеством распознавания эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь психологических собенностей педагогов с резуьтативностью распознаваня эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 37.047

Лучшева Людмила Михайловна

Старший преподаватель кафедры психологии НФИКемГУ, [email protected], Кемерово

связь психологических собенностей педагогов

с резуьтативностью распознаваня эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса

Аннотация. В статье представлены результаты формирования способностей педагогов распознавать эмоции по паралингвистическим характеристикам голоса посредствам тренинга «Эффективное общение». Тренинг состоит из специально подобранных и разработанных упражнений, которые направлены на формирование способностей педагогов распознавать эмоции по паралингвистическим характеристикам голоса, коммуникативных навыков и умений, профилактику алекситимии и эмоционального выгорания. Кроме этого показана связь черт личности, эмоционального выгорания, алекситимии с качеством распознавания эмоций по па-ралингвистическим характеристикам голоса.

Ключевые слова: распознавание эмоций по голосу, формирование способностей, тренинг, черты личности, эмоциональное выгорание, алекситимия.

Luchsheva Lyudmila Mikhaelovna

Senior teacher of chair ofpsychology of NFIKEMGU, [email protected], Kemerovo

communication psychological sobennostya of teachers

with the rezutativnost raspoznavanya of emotions on paraligvistichesky to voice characteristics

Summary. Results of formation of abilities of teachers to distinguish emotions according to paralinguistic characteristics of a voice by means of training "Effective communication" are presented in article. Training consists of specially picked up and developed exercises which are directed on formation of abilities of teachers to distinguish emotions according to paralinguistic characteristics of a voice, communicative skills and abilities, prevention of an aleksitimiya and emotional burning out. Communication of lines of the personality, emotional burning out, aleksitimiya with quality of recognition of emotions according to paralinguistic characteristics of a voice is besides shown.

Keywords: recognition of emotions on a voice, formation of abilities, training, lines of the personality, emotional burning out, an aleksitimiya.

Характер совместного взаимодействия и взаимопонимания, которые складываются между педагогом и учащимся, результаты, к которым они приходят в совместной деятельности, существенно определяются тем, насколько качественно учитель распознает и интерпретирует поведение, облик и эмоциональные переживания ученика. Трансляция эмоциональных переживаний может осуществляться посредством вербальных (речь) и невербальных средств коммуникации (мимики, жестов, пантомимики, голоса и др.). Способность распознавать эмоциональные проявления учащихся особенно значима в педагогическом общении, поскольку педагог чаще реагирует на поведение ученика в

целом (пассивен - не интересно или скучно на уроке, говорит тихо, медленно - не подготовлен к уроку и т.п.), не понимая внутреннего состояния ребенка, т.е. не соотнося его поведение и эмоциональные переживания. Недостаток сформированных перцептивных способностей [4] приводит к тому, что в учебном процессе педагоги используют стереотипные, однообразные методы обучения. Так как эмоциональные переживания ученика не являются ориентирующими субъективными сигналами для педагога, которые важны для выстраивания отношений «учитель - метод - ученик», являющиеся с точки зрения М.К. Кабардова, основой индивидуализации и дифференциации обучения, в

котором учитываются психологические особенности учащихся [3, 4].

Исследование чувствительности педагогов к такого рода информации, личностной готовности к распознаванию эмоциональных переживаний учащихся, а также поиск способов оптимизации и организации специальной работы с педагогами, направленной на формирование перцептивных способностей распознавать эмоции по па-ралингвистическим характеристикам голоса является одной из наиболее актуальных задач в современной педагогической психологии [1, 2].

Подобную точку зрения можно встретить у А. А. Бодалева, который считает, что именно невербальные сигналы, по утверждению автора, позволяют установить контакт и эффективные взаимные отношения между педагогом и учащимся. Паралингвистические характеристики голоса в процессе развития человека становятся яркими и непосредственными индикаторами эмоциональных переживаний. Именно паралингвистические характеристики обеспечивают наибольшую эффективность коммуникации и ... всегда являются точным индикатором состояния говорящего ... в то время как словесное выражение скрывает его, нередко искажая действительность [1].

В то же время практика показывает, что способность и умение различать эмоции учащихся (и коллег) по паралингвистиче-ским характеристикам недостаточно акцентируются в педагогической деятельности. Данную задачу с успехом можно решить, средствами социально-психологического тренинга, который позволяет сформировать необходимые способности у педагогов [1, 7].

Сформировать способности к сложным видам деятельности, к которым можно отнести социально-перцептивные способности. В данном случае именно групповая форма работы будет предпочтительна так как педагоги относятся к социономическим профессиям в которых от качества общения зависит результат деятельности. В отечественной психологии принято считать, что социально-психологический тренинг оказывает влияние на «развитие личности в трех направлениях»: когнитивном, эмоциональном, конативном. Когнитивное развитие происходит за счет овладения информаци-

ей; эмоциональное - за счет личностно значимых переживаний; конативное - за счет осознания неэффективных способов поведения. Все указанные направления были взяты нами за основу разработки тренинга «Эффективное общение», направленного на формирование перцептивных способностей педагогов и черт личности, профилактику эмоционального выгорания и алекситимии. Тренинг рассчитан на 36 часов, который включает в себя лекционную часть (6 часов) и практическую (30 часов), где используются различные игры, упражнения, элементы арт-терапии и т.д. [5].

В исследовании приняли участие учителя начальных классов, педагоги-психологи и воспитатели в возрасте от 32 до 55 лет, со стажем работы - более десяти лет, образование - высшее.

В эмпирическом исследовании для выявления психологических особенностей респондентов были применены методики: многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, Торонтская алекситимиче-ская шкала. Результативность распознавания эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса определялась методикой «Диагностика способностей распознавания эмоциональных состояний по голосу» [5, 6].

Для выявления психологического портрета педагога распознавшего/не распознавшего эмоциональные переживания учащегося по голосу (прошедшего/не прошедшего обучение) был применен многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA). Гомогенность дисперсий оценивалась по критерию Ливена.

В качестве факторов выступили независимые переменные:

- переменная «обучение по программе «Эффективное общение», имеющая две градации: 1) наличие воздействия (экспериментальная группа); 2) отсутствие воздействия (контрольная группа).

- переменная «распознавание эмоций по голосу»: 0 - не распознавшие, 1 - распознавшие эмоцию.

В качестве независимых переменных выступили параметры, выражающие психологические особенности.

Результаты эмпирического значения критерия Фишера демонстрируют значимые

различия (р < 0,05) по алекситимии, уровню эмоционального выгорания и личностным чертам в группах, различающихся по успешности распознавания эмоций в контрольной группе (без воздействия) и экспериментальной группе (после воздействия).

Можно сделать вывод, что в целом более успешно осуществляют распознавание эмоций по голосу педагоги, обладающие следующими личностными особенностями: эмоциональной стабильностью (фактор С), смелостью (фактор Н), самоконтролем (фактор Q3), в то же время, педагоги, для которых характерны признаки эмоционального выгорания («Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Эмоциональный дефицит», «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «Эмоционально-нравственная дезориентация»), алекситимии, напряженности (фактор Q4), сдержанности (фактор F), менее успешны в распознавании эмоций по голосу (Таблица 1).

Можно сделать вывод, что педагоги, распознавшие эмоции по голосу, обладают

рядом личностных черт, таких как: А (+) фактор, являющийся показателем высокой степени общительности человека в группе, доброты, отзывчивости и естественности. В то же время чрезмерная мягкость, ранимость педагога - фактор I (+) - может приводить к формированию симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», которое может проявляться некоторой холодностью и формальностью в контактах.

Педагоги, не распознавшие эмоции в контрольной и экспериментальной группах, так же имеют сходные психологические особенности: «открытый, естественный, общительный А (+)», «ранимый, утонченный, зависимый». В эмоционально-волевой сфере отмечается возбуждение, склонность к раздражению - фактор Q4 (+). По-видимому, это является следствием формирующегося симптома «Переживание психотравмиру-ющих обстоятельств», то есть профессиональная деятельность здесь выступает как психотравмирующий фактор. В связи с этим педагог стремиться минимизировать

Таблица 1 - Схема психологических особенностей личности педагогов экспериментальной группы (методики опросник Торонтская алекситимическая шкала, 16 PF опросник Кеттелла,

методика В.В. Бойко)

Эмоции Распознавшие эмоции

Эмоциональное выгорание Личностные черты Алекси-тимия

Радость Тревога и депрессия (10,07) А (8,74), С (8), Н (7,88), I (9,46), Q3 (7,29) -

Печаль - С (8,26), Н (8,14), Q3 (7,33) -

Гнев Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (10,98) А (8,87), С (8,02), Н (8,10), I (9,50) -

Страх Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (11,42) А (8,78), С (8,01), Q3 (7,28) -

Нейтрально Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (11,42) А (9,00), С (8,01), Н (7,97), I (9,47), Q3 (7,30) -

Не распознавшие эмоции

Радость Переживание психотравмирующих обстоятельств (10), «Загнанность в клетку» (10), Тревога и депрессия (26), Эмоциональный дефицит (15) А (10), I (10), Q4 (8)

Печаль - - 19,67

Гнев Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (12,05) А (8,42), I (9,37) 18,63

Страх Эмоционально-нравственная дезориентация (12,67) А (8,33), F (3,00) -

Нейтрально Эмоционально-нравственная дезориентация (12,57) А (8,33), F (3,00), I (9,33) -

коммуникативные контакты с учащимися из-за сформированного симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование».

Полученные результаты позволяют утверждать, что педагоги, которые успешно распознали эмоции по паралингвистическим характеристикам голоса, отличаются следующими качествами: спокойные, уравновешенные, оптимистичные, умеют сочувствовать, сопереживать, контролировать свои эмоции. Данные результаты говорят о сформированной индивидуальной системе осознанного умения распознавать эмоции по голосу. Во всех других группах выявлены значительные проявления формирующегося синдрома эмоционального выгорания, кроме этого, ряд психологических особенностей, таких, например как ригидность, низкая способность контролировать свои эмоции, зависимость, пессимизм и т.д. не позволяют педагогам на достаточно точном уровне проводить дифференцировку эмоций по голосу.

Данные результаты свидетельствуют о том, результативность распознавания эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса связана с рядом психологических особенностей: чертами личности, эмоциональным выгоранием, алекситимией, кроме этого, имеет значение сформированность социально-перцептивные способностей.

Человек, который качественно распознает эмоции по голосу, более эффективно и продуктивно взаимодействует с другими людьми. Учащиеся не всегда могут и хотят объяснять педагогам свои переживания. Поэтому часто им приходится диагностом и от успешности педагога зависит установится контакт с ребенком, распознает эмоциональные переживания или нет.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что существует связь между психологическими особенностями личности, кроме этого тренинговая программа «Эффективное общение» способствует формированию способностей педагогов распознавать эмоции по голосу, профилактике эмоционального выгорания, алекситимии и некоторых черт личности.

Библиографический список

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200с.

2. Большунова Н. Я. Социокультурные смыслы образования: развитие субъектности и индивидуальности // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Ч.1. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - С. 169-184.

3. Кабардов М. К. Введение в профессию: практическая психология в системе образования. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 20 с.

4. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. - 1996. -№1. - С. 34-49.

5. Лучшева Л. М. Влияние эмоционального выгорания и алекситимии педагогов на успешность идентификации эмоциональных состояний по голосу // Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2011. -№ 1 - С. 267-275.

6. Лучшева Л. М., Большунова Н. Я. Психологические факторы, влияющие на успешность распознавания эмоций по голосу у педагогов // Голос и речь. - М., 2012. - № 1(6) - С. 105-110

7. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г. - 600 с. [Электронный ресурс] URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095 (дата обращения: 01.04.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.