КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
DOI: 10.15293/1813-4718.1901.14 УДК 376+376.36+37.0
Агавелян Оганес Карапетович
Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, профессор, директор Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], orcid 0000-0001-6494-8544, Новосибирск
Ткаченко Елена Сергеевна
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НМО инклюзивного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected], Новосибирск
Пецух Ольга Петровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, о^а.рвсик@.тай.ги, Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА
Аннотация. Статья посвящена проблемам взаимодействия педагогов с обучающимися с ОВЗ. В процессе взаимодействия большое значение имеет та интонационная составляющая, которая является ведущей при той или иной форме деятельности. В статье рассматриваются классификационные характеристики интонационных составляющих голоса. Структура интонации - это реальный ответ в субъект-субъектных отношениях. Исходя из этого любые расстройства голоса создают определенный дискомфорт во взаимном понимании между людьми. Всегда конструкции интонации говорят о доминирующих позициях при коммуникации. Диагностика интонаций голоса всегда связана с эмоциональной составляющей и может привести голосоречеобразующую функцию в определенное нормативное состояние. Это дает возможность детям с ОВЗ развиваться в условиях нормальной психофизиологии. Овладение диалоговым типом речевых стратегий может способствовать сохранению комфортности при межличностных контактах.
Ключевые слова: голос, интонационные характеристики, педагогические аспекты.
Постановка проблемы. В основных направлениях модернизации Российского образования говорится о том, что от уровня коммуникативной культуры человека зависит процесс развития личности.
Структура интонации - это адекватный отклик на те голосоречевые образования, которые присутствуют в субъект-субъектных отношениях. Это обусловливает
актуальность рассмотрения проблемы интонационных составляющих голоса в образовательном пространстве. В связи с этим кратко рассмотрим специфику интонаций голосообразования.
У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмиче-ской, ритмоинтонационной составляющих
ЗЛепап Pedagogical .Гош™! ♦ № 1 / 2019
115
речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьезные трудности при обучении в школе, создают проблемы социальной адаптации и ограничения в выборе профессии. Как показали наши исследования, нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями / нарушениями голосоречео-бразования.
Диагностика голосоречевой, в частности интонационной, функции в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных причин (отсутствие специалистов, приборов, знаний в этой области). Но она может обрести важное прикладное значение. Известно, что за темпоритмическую организацию речи отвечают определенные области коры головного мозга и другие мозговые структуры. Физиологические механизмы, с помощью которых голосовой аппарат воспроизводит речь, находят свое отражение в таких чисто психофизиологических следствиях, как изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, изменение тонуса мышечной мускулатуры и т. п. Эмоциональное состояние человека, которое выражается его голосом и ведущей интонацией, зависит от активности лимбической системы головного мозга. Между частями лимбической и голосоре-чевой систем существуют связи, которые обусловливают положительные и отрицательные эмоции при воспроизведении и восприятии голоса. Экспертная оценка голосоречеобразования позволяет быстро, неинвазивно и незаметно для пациента диагностировать его психофизиологическое и психоэмоциональное состояние. А превалирование какого-либо конструкта интонации всегда свидетельствует о ведущих позициях при коммуникативном процессе. Особенности голосоречеобразования от-
ражают функциональное состояние центральной нервной системы настолько объективно, что не могут быть подделаны или исправлены волевым усилием. Сведения о количественном и (или) качественном возрастании нарушений голосоречеобра-зования служат признаком появления изменений / нарушений в функционировании соматической и психоэмоциональной сферах. Особенно важно это при диагностике социального состояния.
Если своевременно диагностировать нарушения интонационного конструкта голоса, тесно переплетенного с эмоциональной составляющей, и учитывать специфику голосоречеобразования, то можно своевременно привести голосоречевую и интонационную функцию в норму и, следовательно, дать возможность ребенку развиваться в условиях нормальной психофизиологии и в коммуникативном комфорте. При формировании коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ интонация взаимодействия между субъектами имеет решающее значение, так как в зависимости от структуры интонации строится успешность или неуспешность взаимодействия.
Интонация в филологическом аспекте на материале русского языка изучается давно и успешно [4; 7].
В современном русском языке выделяются 7 основных интонационных конструкций:
- ИК1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту. Наташа поет. Для ИК1 характерно понижение тона на ударной части;
- ИК2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона;
- ИК3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части;
- ИК4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом /а/: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах;
- ИК5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона;
- ИК6, так же как и ИК5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части;
- ИК7 употребляется в предложениях со значением экспрессивного отрицания признака, действия, состояния: Какой он специалист!
С орфоэпических позиций это деление имеет значение для корректного овладения современным русским языком, учитывая, что интонация (от лат. Мопагв - «громко произносить») в широком смысле - это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).
Подход к классификации интонационных конструкций с позиции лингвистики, несомненно, важен. Упомянутые 7 конструктов интонации всегда присутствуют в работе любого учителя, поэтому требования к овладению родным языком, особенно к ее орфоэпической части, есть элемент профессии.
Однако в научном и практическом поле педагогики и, в частности, дефектологии [1; 3] интонационная составляющая голоса не может рассматриваться вне учета таких факторов, как:
1) связь с эмоциями;
2) уровень социального, интеллектуального и сенсорного развития;
3) социальная ситуация в процессе коммуникации;
4) вид и тип коммуникации (диалогический, монологический);
5) групповое или индивидуальное общение (коммуникация);
6) степень задействованности невербальных стимулов в интонировании;
7) половые различия;
8) возрастные спецификации;
9) профессиональные спецификации;
10) степень профессионального выгорания;
11) эмпатическая направленность личности;
12) степень овладения родным языком;
13) доминирующий канал восприятия информации (аудиал, визуал, кинестет).
Процесс коммуникативных действий всегда опирается на эмоциональную составляющую. Если исходить из основных, базовых эмоций человека, то интонация может быть веселой, грустной, печальной, тоскливой, со знаком депрессии, со знаком позитива. Одним словом, все, что впитала в себя эмоция, она калькирует на интонацию. И обучающиеся с ОВЗ достаточно четко воспринимают ту или иную эмоционально окрашенную интонацию и действуют или предпринимают ответные действия в русле этой эмоции [2]. Совершенно четко представляется, что настроение учителя или воспитателя с некоторой долей искажений или коррекций передается на обучающегося с ОВЗ, который, в силу инерции нервных процессов, всегда попадает под определенную эмоциональную установку.
Продвигаясь дальше по классификационным характеристикам, мы обращаем внимание на три очень важных составляющих интонации голоса. Это уровень социального, интеллектуального и сенсорного развития. Дети и родители с низким уровнем социального взаимодействия практически всегда, даже в условиях семьи, друг с другом взаимодействуют без опоры на все богатство языка. При низком уровне
социального развития значимое место занимают экстралингвистические невербальные знаки, и в этом случае дискуссии, спора или выяснения позиций не происходит, а значительным препятствием на пути социального развития является сенсорное недоразвитие. Недостаточное интеллектуальное развитие также создает преграды для распознавания тех или иных интонационных характеристик голоса.
В процессе взаимодействия любой субъект перманентно совершает входы и выходы в ту социальную ситуацию, которая диктуется в процессе определенной коммуникации. Сама социальная ситуация является тем рычагом, благодаря которому интонационная характеристика может резко измениться (стрессовая ситуация, ситуация экзамена, непонимания, неполной коммуникации и т. д.). В этом случае один из коммуникаторов, а конкретнее педагог или психолог, должен регулировать интонационную структуру подачи голоса с учетом социальной ситуации.
Зная особенности речевого развития обучающихся с ОВЗ, при выборе типа коммуникации (диалогическая или монологическая) педагоги должны учитывать, что интонационные структуры голоса реальнее проявляются при активном диалоге, а монологические структуры речи носят более смазанный в эмоциональном плане характер. В процессе работы с обучающимися с ОВЗ эта характеристика типов коммуникации должна учитываться в обязательном порядке, так как ребенок при монологическом изложении материала с помощью педагога должен задействовать определенные эмоции и придать своей голосовой интонации ту или иную окраску.
Само интонирование является фактически определенной манипулятивной техникой в процессе коммуникации. Следовательно, активное параллельное применение групповых или одиночных невербальных символов может способствовать более четкому и оптимальному понима-
нию интонационных составляющих голоса в этом случае.
Учет половых различий в классификации конструкций интонирования имеет значение лишь с позиции голосового тона и силы подачи голоса. Хотя половую принадлежность следует учитывать в период пубертата и после пубертата у мальчиков.
Голос, как и любая интонационная характеристика, формируется строго индивидуально. С возрастом спецификации интонирования могут изменяться только по тембральным окраскам. Сама основная интонация, ведущая эмоция и голос всегда остаются для конкретного индивида неизменными. Но встает вопрос профессиональных спецификаций с учетом стажа работы, психологического выгорания, влияния профессии, структуры личности и других составляющих, которые могут иметь значимое влияние на профессиональную спецификацию при голосовом интонировании [2; 6]. Замечено, что на пике профессионального выгорания голосовая интонация у многих педагогов становится эмоционально слабо выраженной, очень часто депрессивной, с некоторыми вполне заметными моментами перехода на истероподобное речевое поведение.
При анализе интонационной составляющей взаимодействия между субъектами значимое место занимает влияние эмпатии и лицевой экспрессии на процесс подачи голоса [8]. Если субъект владеет ситуацией, держит ее под контролем, психика его стабильна и позитивно направлена на обучающихся с ОВЗ, то всегда голосовая интонация носит ярко выраженный эм-патический характер. Эта точка зрения достаточно дискуссионна, так как проявление эмпатии носит всегда волнообразный характер, не всегда фиксируется, но практически всегда надолго запоминается детьми.
Если учитывать доминирующий тип восприятия информации, то можно с достаточной определенностью сказать о том,
что кинестетики и визуалы, справляясь с коммуникативными задачами, привносят в свою деятельность определенные знаки из невербальной семиотики, добавляют визуальные образы. Аудиалы в процессе коммуникативного взаимодействия вполне успешно решают задачи общения, стоящие перед каждым специальным педагогом, через речевую систему в процессе обучения и воспитания.
Вышеприведенные классификационные интонационные характеристики голоса и голосоречеобразования всегда отражаются в речевой деятельности любого человека на неосознаваемом уровне. Но навыки осознанного построения речевого высказывания с учетом понимания его интонационных характеристик, формируемые на голосовых и интонационных тренингах, необходимы для совершенствования профессиональной коррекционно-педагогиче-ской деятельности.
На дефектологическом факультете МПГУ студентам в качестве дисциплины по выбору, относящейся к модулю «Современные логотехнологии», предлагается дисциплина «Интонология в логопедии».
Цель освоения этой дисциплины - формирование профессионально значимых
представлений о компонентах интонации и интонационных конструкциях в речи лиц с речевыми нарушениями. Однако, на наш взгляд, изучение элементов и единиц интонации, подходов к семантической классификации интонем и классификации функциональных интонационных стилей, освоение выделенных в нашей статье классификационных интонационных характеристик голоса и речи будет иметь позитивное влияние и на становление профессиональной речи самих будущих учителей-логопедов и педагогов-дефектологов.
Интонация - неотъемлемая составляющая речевого поведения. О. С. Иссер, раскрывая в своей работе лингводидакти-ческие стратегии речевого планирования и контроля, отмечает, что основой для выработки навыков вариативного поведения является формирование представлений о речевой стратегии и тактике [5]. Для современного педагогического, особенно дефектологического сообщества чрезвычайно важным является овладение диалоговым типом речевых стратегий, тактиками естественного порядка смены ролей в диалогической речи, перераспределения и сохранения инициативы в диалоге.
Библиографический список
1. Агавелян О. К., АгавелянР. О., АгавелянМ. Г. Социальная олигофренопсихология: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - 118 с.
2. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Голос, речь и личность в специальной психологии: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 210 с.
3. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Голос человека как психологический феномен: монография. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. - 153 с.
4. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся со студентами. -
М.: Изд. МГУ, 1963. - 308 с.
5. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Изд. 5-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 288 с.
6. Ткаченко Е. С., Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Голос в межличностной коммуникации в норме и патологии: учебно-методическое пособие. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - 196 с.
7. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: учебное пособие для студентов и преподавателей-филологов, журналистов. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 515 с.
8. Izard С. The face of emotion. N.Y.: Appleton century - Crofts, 1971. - 468 р.
Поступила в редакцию 13.11.2018
Agavelyan Ogannes Karapetovich
Dr. Sci. (Psychol), Prof. of the Department of Correctional Pedagogy and Psychology, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Agavelyan Ruben Ogannesovich
Dr. Sci. (Psychol), Prof. of the Department of Correctional Pedagogy and Psychology, Institute of Childhood, NovosibirskStatePedagogicalUniversity, [email protected], ORCID0000-0001-6494-8544, Novosibirsk
Tkachenko Elena Sergeevna
Cand. Sci. (Psycholog.), Senior researcher of the NMO of Inclusive Education, Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers, [email protected], Novosibirsk
Pecuh Olga Petrovna
Cand. Sci. (Pedagog.), Assoc. Prof. of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers, [email protected], Novosibirsk
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF CLASSIFYING INTONATIONAL CHARACTERISTICS OF A VOICE
Abstract. The article is devoted to the problems of interaction of teachers with students with disabilities. In the process of interaction, the intonational component that is leading in one or another form of activity is of great importance. The article discusses the classification characteristics of the intonation components of the voice. The structure of intonation is a real answer in subject-subject relations. Based on this, any disorders of voice create a certain discomfort in the mutual understanding between people always intonation design can talk about dominant positions in communication. Diagnosis of voice intonation is always associated with the emotional component and can lead the voice-forming function to a certain normative state. It gives the chance to children with ovz to develop in the conditions of normal psychophysiology. Mastering the dialogue type of speech strategies can help to preserve comfort in interpersonal contacts. Keywords: voice, intonation characteristics, pedagogical aspects.
References
1. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., Agavelyan, M. G., 2018. Social oligophrenopedagogy: monograph. Novosibirsk: NSPU Publ., 118 p. (In Russ.)
2. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., Ryumina, T. V., 2013. Voice, speech and personality in special psychology: monograph. Novosibirsk: NSPU Publ., 210 p. (In Russ.)
3. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., 2010. Human voice as a psychological phenomenon: monograph. Novosibirsk: Ipkipro Publ., 153 p. (In Russ.)
4. Bryzgunova, E. A., 1963. Practical phonetics and intonation of the Russian language: a Manual For teachers involved with students. Moscow: MSU Publ., 308 p. (In Russ.)
5. Issers, O. S., 2008. Communicative strategies and tactics of Russian speech. Moscow: LKI Publ., 288 p. (In Russ.)
6. Tkachenko, E. S., Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., 2018. Voice in interpersonal communication in norm and pathology: educational and methodical manual. Novosibirsk: NSPU Publ., 196 p. (In Russ.)
7. Cheremisina-Enikolopova, N. B., 1999. Laws and rules of Russian intonation: textbook for students and teachers-philologists, journalists. Moscow: Flinta Publ. : Nauka Publ., 515 p. (In Russ.)
8. Izard, C., 1971. The face of emotion. New York: Appleton century - Crofts Publ., 468 p. (In Eng.)
Submitted 13.11.2018