Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / НАГЛЯДНО- ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошельченко Ангелина Сергеевна

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе специально организованного сенсорного воспитания, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошельченко Ангелина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF WORK ON SENSORY DEVELOPMENT OF CHILDREN OF JUNIOR PRESCHOOL AGE THROUGH EXAMINATION OF VISUAL AND DIDACTIC MATERIAL

The importance of sensory development in junior preschool age is difficult to overestimate. This age is most optimal for improvement of receptors, accumulation of notions about the world around us. Sensory development is the task of intellectual, aesthetic and physical education. Complete sensory development can occur only in the process of organised sensory education when the notions of form, colour, size and features of different objects and materials, peculiarities of their positioning in space and so on.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА»

УДК 37

DOI 10.21661/r-554010

Кошельченко А.С.

Организация работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством исследования наглядно-дидактического материала

Аннотация

i

Abstract

The importance of sensory development in junior preschool age is difficult to overestimate. This age is most optimal for improvement of receptors, accumulation of notions about the world around us. Sensory development is the task of intellectual, aesthetic and physical education. Complete sensory development can occur only in the process of organised sensory education when the notions of form, colour, size and features of different objects and materials, peculiarities of their positioning in space and so on.

I Keywords: junior preschoolers, sensory pattern, visual and didactic material.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе специально организованного сенсорного воспитания, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве и др.

I Ключевые слова: младшие дошкольники, сенсорные эталоны, наглядно-дидактический материал.

Koshelchenko A.S.

Organisation of Work on Sensory Development of Children of Junior Preschool Age Through Examination of Visual and Didactic Material

Мы начали организационную работу с разработки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие.

Формирующий этап длился шесть недель и проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, и систематизированных в своей последовательности.

Система дидактических игр для развития

На данном этапе эксперимента были разработаны и внедрены дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей у детей младшего школьного возраста, а именно на развитие восприятия цвета, формы, величины (табл. 1).

Календарный план проведения дидактических игр представлен в таблице 2.

Таблица 1

сорных эталонов младших дошкольников

Сфера сенсорного развития Комплекс дидактических игр

Развитие восприятия формы «Башенка», «Найди такой же листик», «Собери башенку», «Найди пару», «Укрась бабочку», «Спрячь мышку», «Почини одежду зайчатам», «Разложи фигурки по местам», «Заплатки»

Развитие умения различать, чередовать, группировать предметы по величине «Спрячь в ладошке», «Красавицы - Матрешки», «Мы фасолинки берем и в бутылочку кладем», «Кошка и котята», «Большие и маленькие мячики», «Золушка», «Кто, где живет?»

Развитие умения группировать предметы по цвету «Разноцветные фишки», «Ленточки красивые, красные да синие», «Найди такой же цветочек», «Светофор», «Найди такой же цвет», «Карнавал»

Pedagogy

Таблица 2

Календарный план проведения дидактических игр

Срок Тема Цель Содержание Приемы

Октябрь, 1 неделя

Вторник «Спрячь в ладошке» Развитие восприятия величины Знакомство с понятием величины. Обучение понятиям «большой», «маленький» Приемы. Сравнение и сопоставление. Методы. Наглядные (воспитатель берет кубики в руку и прячет его в ладони), словесные

Среда «Цветные капельки» Развитие восприятия цвета Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные. Метод. Сравнение и сопоставление. Приемы. Словесные, педагог объясняет, что нужно сделать: «Опусти капельки в тарелочки соответствующ его цвета». Средства. Тарелки основных цветов, капельки, вырезанные из цветного картона

Пятница «Красавицы -Матрешки» Закрепить знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания) Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, аленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд Методы. Практическое примеривание (наложение одной матрешки, меньшей размером, на другую, более крупную. Сопоставление (дети выбирают маленькую матрешку, побольше). Приемы. Песенка про веселых матрешек.Средства. 4-х местная матрешка (3 - раскрываются, 1 - нет)

Октябрь, 2 неделя

Понедельник «Башенка» Обучение цвету и форме Знакомить с формой кольца, учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое, маленькое, больше, меньше, такое, не такое Методы. Словесные (воспитатель акцентирует на словах «большой», «маленький», «больше», «меньше». Сопоставление (педагог показывает, как сопоставлять колечки по величине). Приемы: просьба произнести слова «большой, больше, маленький, меньше» Средства. Пирамидка из 5-ти колец

Среда «Разноцветные фишки» Обучение цвету Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные Приемы. Соотношение (учить детей соотносить фишки по цвету). Словесные (педагог просит детей повторить слова «цвет, такой, разные», просит детей: «Разложи те фишки в миски соответствующего цвета». Средства. Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий)

*

Пятница «Найденыш» Обучение величине Учит детей соотносить размеры «большой- маленький», понятиям «такой - не такой» Методы. Соотношение и сравнение. Словесные (объяснение детям задач, просьба повторить слова «большой, маленький». Прием - игровая ситуация. Воспитатель рассказывает детям о том, что детки животных путешествовал и по лесу и заблудились, помоги каждого вернуть своей маме. Средства. Парные фигурки животных (большие и маленькие): лиса и лисенок, зайчиха и зайчонок и т. д.

Октябрь, 3 неделя

Понедельник «Найди такой же цвет» Обучение цвету Дать ребенку фигурку определенного цвета, предложить пройти по группе и найти предметы такого же цвета Методы. Сопоставление. Выполнение поручений. Приемы. Показ с называнием. Педагог сначала сам прошел по группе, нашел одну фигурку, показал и назвал ее. Средства. Фигурки разных цветов

Среда «Золушка» Обучение величине Высыпать ребенку пуговицы разной величины и предложить рассортировать их на большие и маленькие Методы. Соотношение и сравнение. Прием. Показ образца и рассматривание рыбок в аквариуме. Средства. Рыбки из картона, отдельно вырезанные плавнички и хвостики

Пятница «Наведи порядок» Учит детей определять и запоминать геометрические формы Разобрать геометрические тела и называть их. В одну коробку складывать треугольники, в другую - кубы, в третью - шары Методы. Показ с называнием. Воспитатель начинает разбирать одно геометрическое тело и называет его. Словесный. Педагог просит детей повторить название геометрических форм. Средства. Набор геометрических тел

Октябрь, 4 неделя

Понедельник «Кто где живет?» Развивает представление о животном мире, понятия «большой- маленький» Ребенок должен помочь найти каждому животному свой домик Методы. Совместные действия воспитателя и ребенка. Педагог участвует в дидактической игре вместе с детьми. Прием. Чтение сказки «Заюшкина избушка», после чего педагог предлагает найти домик для зверей. Средства. Домики

Среда «Аквариумные рыбки» Развивает представление о величине и цвете В танце рыбки потеряли свои плавнички и хвостики. Ребенок должен подобрать рыбке плавничок соответствующего размера и цвета Методы. Соотношение и сравнение. Прием. Показ образца и рассматривание рыбок в аквариуме. Средства. Рыбки из картона, отдельно вырезанные плавнички и хвостики

Pedagogy

Пятница «Наведи порядок» Учит детей определять и запоминать геометрические формы Разобрать геометрические тела и называть их. В одну коробку складывать треугольники, в другую - кубы, в третью -шары Методы. Показ с называнием. Воспитатель начинает разбирать одно геометрическое тело и называет его. Словесный. Педагог просит детей повторить название геометрических форм. Средства. Набор геометрических тел

Октябрь, 5 неделя

Понедельник «Спрячь мышку» Обучение форме Подобрать крышечки той же формы, что и окошки домиков Методы. Сопоставление и сравнение. Прием. Участие педагога в игре вместе с детьми. Средства. Силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные

Среда «Почини одежду зайчатам» Обучение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их Дети подбирают заплатки для одежды зайчат, в соответствие с формой Методы. Сравнение и сопоставление. Словесный. Дети по просьбе педагога отвечают на вопросы: на что похожи дырочки на юбочках

Четверг «Знайка» Обучает детей форме Дети помогают Знайке определить, из чего можно построить воздушный шар Методы. Наглядные (иллюстрации с воздушными шарами). Словесные (объяснения). Показ с называнием

Ноябрь, 1 неделя

Вторник «Светофор» Обучение цвету Дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к горлышкам бутылок такого же цвета Методы. Показ с называнием. Прием. Чтение сказки про светофор

Среда «Разложи фигуры по местам!» Учит детей подбирать нужные формы разными методами. Раздать детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них Методы. Показ с называнием. Приемы. Совместная деятельность

Пятница «Веселая рыбалка» Закрепление знаний о цвете, развитие моторики. Дети должны поймать рыбки цвета своей удочки Методы. Показ с называнием. Педагог первый показывает, как нужно ловить рыбок и называет цвет рыбки. Прием. Песенка о веселой рыбалке

Дети с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения работы был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми.

Литература

1. Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Ар-темова. - М.: Наука, 2002. - 96 с.

2. Балашова Э.В. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредствам игр в юнгианской песочнице / Э.В. Балашова, Ю.М. Васина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.15. - С. 601-605.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.

4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1997. - 110 с.

References

1. Artemova, L. V. (2002). Mir v didakticheskikh igrakh doshkol'nikov: kn. dlia vospitatelei det. sada i roditelei., 96. M.: Nauka.

2. Balashova, E. V., & Vasina, Iu. M. (2016). Osobennosti formirovaniia sensornykh etalonov u mladshikh doshkol'nikov posredstvam igr v iungianskoi pesochnitse. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept", T.15, 601-605.

3. Venger, L. A., Venger, L. A., & Piliugina, E. G. (1998). Vospitanie sensornoi kul'tury rebenka ot rozhdeniia do 6 let: kn. Dlia vospitatelia detskogo sada., 144. Venger;; M.: Prosveshchenie.

4. Venger, L. A., Venger, L. A., Piliugina, E. G., & Maksimova, Z. N. (1997). Didakticheskie igry i uprazhneniia po sensornomu vospitaniiu doshkol'nikov: Posobie dlia vospitatelei detskogo sada., 110. Sysueva;; M.: Prosveshchenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.