Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
представления / сенсорные эталоны / дети старшего дошкольного возраста / проектная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Кирьянова Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности, а также представлен опыт педагогов практиков в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кондрашова Наталья Владимировна, Кирьянова Татьяна Николаевна, Мордовский государственный Педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск, Россия E-mail: kondnatalya@yandex.ru E-mail: kirjanova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности, а также представлен опыт педагогов практиков в этом направлении.

Ключевые слова: представления, сенсорные эталоны, дети старшего дошкольного возраста, проектная деятельность.

Успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей и сформированности у них представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это системы чувственных качеств предметов, выделенные в процессе общественно-исторического развития и, которые предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. Например, для детей старшего дошкольного возраста сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат ахроматические, хроматические и цвета спектра. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и пр. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.) [1-3, 5].

Эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста является проект и проектная деятельность. Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых,

I

SCIENCE TIME

I

исследовательских и практических задач по любому направлению содержания образования [9, с.39-40].

Исходные теоретические позиции технологии проектов следующие: образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребёнка, что повышает его мотивацию в образовании; в центре внимания находится воспитанник; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого воспитанника на свой уровень развития; комплексный подход в разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ребёнка; глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Темы проектов, реализуемых в дошкольном образовании, разно-образны, как и их объем. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материалу его анализа и т.д. В условиях детского сада можно делать 2-3 проекта за один учебный год [4, с.22-

На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики, и с целью формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 5-7 лет были разработаны и применены четыре проекта («Человек и время», «В мире форм». «Направо пойдешь - клад найдешь, налево пойдешь - улыбку найдешь!», «Игры с цветом») [1-4, 6-9]. Остановимся на каждом из них более подробно.

Монопредметный и практико-ориентированный проект «Человек и время» был среднесрочным и длился неделю. Цель проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Задачи проекта: развивать интерес к математике, представление о времени; развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность и творческую активность; расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов, воспитывать желание «беречь» время. В понедельник решались задачи - уточнить представления детей о частях суток и временах года, способствовать накоплению опыта при изучении времени, вызвать интерес к изучению времени; развивать внимание, память, воображение и ассоциативное мышление. Для этого проводились: занятие «В мире часов», использовались стихотворения о частях суток, дидактические игры «Где мое место?» или «Что раньше, что потом?», осуществлялось обсуждение конструкции «машину времени». Во вторник решались следующие задачи: расширить знания детей о многообразии часов и

28; 8, с. 110].

| SCIENCE TIME |

строении циферблата. В этот день организовывались: экскурсия в часовую мастерскую «Дело мастера боится», беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки, практикум «Делу время, потехе -час». В среду проводился калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени» и брейн-ринг с целью развивать представления о времени, закреплять знания о сутках, неделе и месяцах, поощрять желание играть в математические игры и т.д. В четверг организовывалась творческая мастерская «Создаем машину времени» и разучивание стихотворений о времени с целью научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях, закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами, развить творческую фантазию. В пятницу проводилась защита проекта в форме выступления на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг» и демонстрации «машины времени». При этом решались следующие задачи: обобщить знания детей о времени, совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Познавательно-творческий недельный проект «В мире форм» проводился с целью: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигурах. Задачи проекта: углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах; учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы; развивать умение различать модели близких по форме фигур; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую; воспитывать любознательность и интерес к фольклору.

С участниками проекта проводились: беседы («Геометрические фигуры вокруг нас»; «Геометрические фигуры»; «О предметах мебели»; «Основные геометрические фигуры»), работа над проблемными и частными вопросами («Какие формы предметов нас окружают?» «На какие геометрические фигуры похожи формы предметов?»; «Как можно из прямоугольника получить квадрат?»; «Сколько треугольников в одном ромбе»; «Какие геометрические фигуры бывают?»), разучивание стихотворений (А. Ю. Кожевникова «Учим формы предметов»; «Геометрические фигуры», «Треугольник»; «Квадрат»; «Круг»; «Овал»; «Конус»; «Куб»; «Цилиндр»; «Конус»; «Шар»), игровая деятельность (подвижные игры «В этом домике 6 этажей», «Сделай фигуру»; развивающие игры («Найди сходство и отличие», «Форма и количество», «Цвет и форма»), дидактические игры («Геометрическая фигура», «Посмотри вокруг», «Разложи фигуры по местам»); игры со счетными палочками («Сделай геометрические фигуры»), сюжтно-ролевые игры («Магазин», «В гости к геометрическим фигурам»); выставка детских поделок («Сказочная девочка», «Скорая помощь»), выставка детских рисунков («Сказочные домики», «Автобус»), работа с родителями (консультация для родителей о подборе стихотворений и загадок о геометрических фигурах для сборника),

| SCIENCE TIME |

рекомендации родителям «Поиграйте с детьми в дидактические игры «Найди предметы геометрической формы», «На что похоже?») и т. д. На заключительном этапе проекта организовывался конкурс стихов о геометрических фигурах, выставки детских поделок, детских рисунков и развлечение «Путешествие в город геометрических форм».

Проект «Направо пойдешь - клад найдешь, налево пойдешь - улыбку найдешь!» основывается на системе работы по развитию у дошкольников пространственных представлений Т. А. Мусейибовой [6]. Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления.

Во время первой недели реализации проекта осуществлялось: определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали, игры («Назови фигуры», «Обезьянки», «Путанница», «Доползи до игрушки»), игровая ситуация «Гном строит дом». На второй неделе с целью развития умений ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения, организовывались упражнения по ориентации в пространстве по представлению, игровая ситуация «Иван - крестьянский сын», игры «Дорожные знаки», «Путешествие жука», «Я робот!» Во время третьей недели с целью совершенствовать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения проводились: упражнения по нахождению левой и правой стороны, обозначении основных пространственных направлений, игровая деятельность («Угадай, что придумали взрослые?», «Закончи предложение», «Помоги пчёлке собрать урожай», «Найди клад», «Воробушки и автомобиль»), игровое упражнение «Перчатки» и пр. На протяжении четвертой недели с целью формирования умения создавать план в заданном масштабе пратиковались: упражнения на развитие глазомера, математическая игра «Мы учимся штриховать», игровая ситуация «Буратино», игры («Художник», «Замри», «Кукла Маша купила мебель», «Куда спрятался жучок!»). На протяжении пятой недели с целью формирования представлений о понятиях «плоскость» и «полуплоскость» организовывались: игровая ситуация «Путешествие», проблемная ситуация «Что такое плоскость?», игры («Найди и заполни клетку», «Путешествие по комнате», «Найди, где спрятано», дидактическая игра «Отгадай, кто где стоит», «Куда пойдешь, что найдешь?», «Я робот!», «Фигурное лото», «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)»). Во время шестой недели проводились: упражнение в ориентации на плоскости по координатам, игровая ситуация «Дорога к Изумрудному городу», игры («Я робот!», «Спрячем и найдем», «Найди клад»). Во время седьмой недели с целью развития пространственного воображения дошкольники выполняли постройку по рисунку, упражнение в ориентации на плоскости по координатам организовывались и играли в игры

I

SCIENCE TIME

I

(«Сколько пар ботинок?», («Раскрась разными штрихами домик», «Строительство бензозаправочной станции по рисунку», «В гости к другу».), участие в игровой ситуация «Спящая красавица» и графическом диктанте. На протяжении восьмой недели проводились игры («Автотрасса», «Замри», «Где Маша?»), игровые ситуации («Путешествие Людвички к Пряничному Королю», «Винни-Пух и его друзья») и т.д.

Исследовательско-творческий проект по цветоведению «Игры с цветом» организовывался с целью развития художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете. Задачи проекта: ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета, средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.), характеристиками цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом; эмоционально окрашенного восприятия цвета; содействовать развитию инициативы и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы включало 4 блока:

- 1 блок «Разноцветных красок хоровод» (познакомить дошкольников с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, способами получения дополнительных цветов путем смешивания красок; побуждать детей к экспериментированию с цветом; познакомить детей с цветовым кругом и пр.);

- 2 блок «Найдем каждому цвету друзей» (познакомить детей с понятием «ахроматические цвета»; побуждать детей к экспериментированию с цветом);

- 3 блок «Чудо краски» (познакомить с цветовым тоном, насыщенностью, светлотой и особенностями монохромной гаммы, познакомить детей с понятием «светлые тона»; учить детей получать нежные, светлые или неяркие оттенки путем смешивания цветов с белилами или разбавления водой; учить детей получать глубокие, глухие, мрачные тона путем добавления черной краски; побуждать детей к экспериментированию с цветом);

- 4 блок «Жители волшебной страны» (закрепление полученных знаний и умений), создание условий для применения полученных детьми знаний по работе с красками.

Содержание работы с детьми в рамках реализации проекта «Цветоведение» включает активное использование различных видов детской деятельности: подвижные игры («Светофор», «Найди свой домик», «Цветные автомобили», «К своим флажкам», «Веселый поезд», «Смена мест» и др.); дидактические игры («Цвета», «Чей узор», «Нарисуй теплую картину», «Волшебный круг», «Цвета и краски», «Радуга-дуга», «Разноцветные узоры», «Занимательная палитра», «Чем мы похожи», «Цветное панно», «Зажги свет в окошках», «Разноцветные коврики», «Художники волшебники», «Цветовое лото», «Цветочная поляна»,

| SCIENCE TIME |

«Тепло - холодно» и т. д.); словесные игры («Сочини сказку про цвета», «Слова и краски», «Письмо от Незнайки», «Что на земле голубого (зелёного, красного цвета и т.д.», «Настроение» и т. д.); физминутки («Разноцветные часы», «Вот под елочкой зеленой», «Белая краска зимы», «Голубая речка», «Все цвета радуги» и т. д.); цветные презентации («Белая энергия», «Путешествие к фее цветов», «Игра смешивание красок», «Сказки превращение» и т. д.); изобразительная деятельность; совместная деятельность детей и воспитателей (коллажи, коллективные работы, использование детских работ в оформлении группы и т. п.); организация самостоятельной детской деятельности; чтение произведений (М. Мацук «Сказки про краски» и «Разноцветное царство», И. Поляков «Сказка о красной краске», Н.Горяев «Жили-были на свете две сестрички», Т. Сергеева «Цветик-разноцветик»).

Таким образом, эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах у старших дошкольников является проектная деятельность. При этом важно, чтобы работа над проектом осуществлось поэтапно и включада следующие моменты: постановка педагогом цели, исходя из потребностей и интересов детей; вовленчение детей в решение проблемы; определение плана движения к цели; обсуждение плана с участниками проектной деятельности; сбор информации и подбор материалов; комплексное использование различных видов деятельности и форм организации детей в процессе реализации намеченного плана; презентация проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН, составление книги или альбома совместно с детьми); подведение итогов.

Литература:

1. Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 13. - С. 42-46.

2. Запорожец А.В. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве / А.В. Запорожец // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М.: Просвещение, 1965. - 436 с.

3. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 207 с.

4. Кондрашова Н.В. Научно-теоретические основы и особенности педагогического проектирования в области дошкольного образования / Н.В. Кондрашова // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 2 .- С. 22-28.

5. Кондрашова Н.В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В. Кондрашова // Перспективы науки. - 2014. - № 11.- С. 24-31.

6. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 3. - С. 36-41.

I

SCIENCE TIME

I

7. Нечаев М.П. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования / М.П. Нечаев, Г. А. Романова. - М.: УЦ «Перспектива», 2016. - 196 с.

8. Нищева Н.В. Разноцветные сказки / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург «Детство -Пресс», 2004. - 48 с.

9. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. - Спб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2012. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.