Научная статья на тему 'Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями через игровую деятельность'

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями через игровую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Л. В.

В статье раскрываются проблемы поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта по сенсорному воспитанию. Ставятся задачи по формированию системы сенсорных эталонов. Представлен авторский практический материал, игр и упражнений для умственного развития детей с глубоко выраженной интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями через игровую деятельность»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© Усачева Л.В.*

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово»,

г. Москва

В статье раскрываются проблемы поиска новых форм и методов кор-рекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта по сенсорному воспитанию. Ставятся задачи по формированию системы сенсорных эталонов. Представлен авторский практический материал, игр и упражнений для умственного развития детей с глубоко выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.

Под сенсорным развитием ребенка понимается формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: об их форме, цвете, положении в пространстве, а также вкусе, звучании. Сенсорное развитие детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и при-мериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины, а значит, эталонные представления не формируются своевременно. Работая с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, изучив их индивидуальные особенности, пришла к выводу, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько ребенок совершенно видит, осязает окружающее.

В работе по формированию системы сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР мы ставим следующие задачи:

* Воспитатель.

- Формирование представлений о геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- Развитие зрительного гнозиса, навыка идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина);

- Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.

Для решения этих задач в нашей группе создана специальная коррекци-онно-развивающая сенсорная среда, в которой широко представлен дидактический материал, в том числе и материал М. Монтессори. Для проведения работы по формированию системы сенсорных эталонов использую весь дидактический игровой материал. Дидактические игры позволяют развивать у детей координацию движений, тонкую моторику, умение упорядочивать предметы, знакомить с величинами, определять основные цвета и их оттенки, развивать тактильные ощущения, знакомится с геометрическими фигурами - что является необходимым условием в подготовке детей к обучению в школе. Игра - это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них - учеба, игра для них -труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Для формирования сенсорных способностей детей я подготовила несколько групп сенсорных пособий согласно современной классификации.

Пособие для развития зрения (сюда входят различения размеров, форм, цветов и их оттенков).

Пособие для развития осязания.

Пособие для развития слуха.

Пособие для развития чувства тяжести.

Пособие для развития чувства тепла.

Пособие для развития обаяния.

Пособие для развития вкуса.

Пособие для развития стериогнастического чувства (геометрические тела, сортировка, волшебный мешочек).

В своей работе я использую следующие методы воспитания

- свободная работа детей в подготовительной среде или ограничение прямого воздействия воспитателя, возможность продолжать деятельность до полного удовлетворения.

- наблюдение через повторный показ способа деятельности с пособием, в организации уборки материала

- показ способа рациональной деятельности с материалами способа контроля ошибок;

- тактичное предложение пособие с ориентацией на зону ближайшего развития и интерес детей;

- поддержание порядка рабочей атмосферы в «подготовительной» среде;

- отдельные упражнения со всей группой, проведение групповых упражнений;

Наблюдая за детьми, замечаю, что они постоянно с чем-то играют. Это обозначает, что они исследуют предметы с помощью рук. У детей с ЗПР отстает развитие движений пальцев рук, отмечается недостаточность сфор-мированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование координированных движений кистей пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий. Дети со слаборазвитой моторикой руки испытывают затруднения. Я разработала игры для развития тактильной памяти, осязания, игры-шнуровки, которые развивают сенсорномоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти.

При создании сенсорной базы для ознакомления детей с понятием «большой - маленький», для развития контроля и координации движения я использовала «Волшебную башню». Это шесть кубиков, длина одной стороны кубика постепенно уменьшается. С помощью этих кубиков ребенок строит башню - предлагаю найти самый большой кубик, следующий чуть - поменьше и так далее. Особый интерес - это точно поставить самый маленький кубик. Когда башня построена, мы осматривали ее со всех сторон, потом аккуратно разбирали ее, положив кубику в беспорядке и предлагала построить еще раз самостоятельно. Подводя итог, задавали вопрос: Где большой кубик? А где немного поменьше? Где маленький? Где чуть - чуть побольше?

Следующее дидактическое пособие - это «Лесенка-чудесенка». Она состоит из десяти пластин разной толщины. Ребенок разбрасывает эти пластины по ковру, а затем, иногда начиная с самой толстой пластины, иногда с самой тонкой - выкладывают их в правильной последовательности. Строя лестницу, дети развивается глазомер, знакомятся с понятием «толстый - тонкий».

«Красные карандаши» - это игра для формирования понятия «длинный -короткий». Ребенок сравнивает один карандаш с другим по порядку. Цель игры - разложить карандаши в правильном порядке. Для закрепления задаю вопросы: Где самая длинная штанга? Где чуть короче? Где самая короткая? Где чуть длиннее? Все эти три набора игр - «Волшебная башня», «Лесенка -чудесенка», «Красные карандаши» - подталкивают детей к тому, чтобы они двигали, трогали, перекладывали предметы, которые иногда трудно захватить целиком маленькой ручкой. В упражнениях с этими предметами у детей тренируются глазомер, так как они стараются видеть разницу между похожих предметов.

С целью развития у детей стереогностического восприятия и знакомства детей с геометрическими телами, использовала и такие игры, как « Найди свой домик», «На что похоже», «Что это» и другие.

Для развития слуха у детей применяла «Звенящие бутылочки». Всего шесть бутылочек. Две бутылочки с фасолью, две бутылочки с горохом и две бутылочки с рисом. Дети на слух с закрытыми глазами должны отгадать по слуху две одинаковые бутылочки. В результате этого упражнения у детей развивается слуховое восприятие, пробуждается акустическое внимание, идет подготовка к развитию музыкального слуха. Для развития вкусового восприятия у детей я использовала дидактическую игру«Волшебные конфетки». Это 8 конфеток, в них завернуты соль, сахар, лимонная кислота, перец. Дети должны отобрать по две конфетки с одинаковым вкусом. В этом упражнении учатся дети осторожно обращаться с солью, сахаром, специями для приготовления еды. Дети очень любят играть в «Чудесный ящик» с тепловыми дощечками. Это ящик с четырьмя разными материалами: дерево, металл, кусок ткани из меха и шелка. Дети на ощупь определяют «холодное -теплое» в результате развивается тепловые восприятия. Для развития обоняния у детей я использовала «Бумажные нюхалки». Эти бумажные пробники с различными запахами пряностей: гвоздика, ваниль, перец, чеснок и т.д. Дети должны положить бумажные пробники с одинаковым запахом в одну коробочку, с другим запахом во вторую коробочку и т.д. Происходило развития обоняния, дети учились различать запахи, находить пары одинаковых запахов - а это способствует развитию сенсорных способностей у детей. В зоне сенсорного развития дети получают те ощущения, которых так недостаточно в жизни. С помощью игр-материалов открываются неограниченные возможности для обучения детей, для пополнения знаний, для развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, совершенствования тактильного, слухового восприятия и осязания.

Большое значение для развития сенсорных способностей детей имели игры с водой. Вода - это удивительный, развивающий материал. Игровые упражнения «Водолей», «Ловись рыбка», «Волшебная губка», «Не пролей» развивают наблюдательность, внимание, аккуратность, глазомер и умение контролировать движение, осваивать свойства воды: текучая, прозрачная, приятная. Материалы, используемые для упражнения в повседневной практической жизни, отвечают детским потребностям по цвету, форме, величине, удобству и притягательности.

Таким образом, главное значение сенсорного воспитания состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Дети, обладающие сенсорной культурой, различают широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; мир постоянно предстает перед ними во всем богатстве и многообразии. Впечатления, полученные при активном взаимодействии с внешним миром, дают пищу разуму для выработки абстрактных понятий. Сенсорные игры и упражнения дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске, шуму и звучанию. Научившись различать и называть цвета и их оттенки, дети ищут

их в окружающей среде, исследую окраску растений, животных, предметов, одежды, домашнего обихода, книжных иллюстраций. Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей её полноте, помогает сосредоточить внимание детей на самых малозаметных деталях предметов и собрать материал для воображения.

Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В.А. Сухомлин-ский [4, с. 45].

Список литературы:

1. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ 2007.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1991. - 194 с.

3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб., 2005.

4. Максаков А.И. Учите, играя. - М., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.