144
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Варламов А.Е. Полная школа пения / ред. и комм. В.А. Багадурова. -М.: Музгиз, 1953.
3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка,
2000.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду: из опыта работы. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
6. Каменский В.В. О певческих навыках в 1 и 2 классах // Вопросы певческого воспитания школьников. - Л.: Учпедгиз, 1959. - 94 с.
7. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.
8. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: Изд. МГК, ИП РАН, 2008. - 2-е изд. - 592 с. - ил.; Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.; Л., 1965.
10. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учить детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-7 лет. - М.: Музыка, 1987.
11. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М., Просвещение, 1997.
12. Тарасова К.В., Рубан Т.Г., Нестеренко Т.В. «Гармония» - программа музыкального развития ребёнка-дошкольника. - М., 1997.
13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2т. - Т. 1. - М., 1985.
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
© Комарова И.В.*, Махина Л.Л.4
Центр развития ребёнка - детский сад № 23 «Вишенка», г. Краснодар
Статья раскрывает сенсорное воспитание детей раннего возраста, и имеющее место в педагогике как - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в психологии. Основное внимание авторы акцентируют на саморазвитии восприятия, как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями, в том числе терминов «перцептивное действие», «орудийные игры».
Ключевые слова перцептивное действие, орудийные игры.
Воспитатель.
Воспитатель.
Теория и методика дошкольного образования
145
В детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить его стороны. Он охватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное изображение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета, т.е. цвет еще не стал для ребенка важным признаком, характеризующим предмет. Развитие предметной деятельности в дошкольном возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложечку, которой он ест сам от большой, которой пользуется взрослый. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяется правильно. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки и т.д. ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. В дошкольном возрасте некоторые хорошо знакомые ребёнку предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов: треугольные объекты с крышей, красное - помидор. Ребенок переходит к зрительному состоянию свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, а потом по величине и лишь потом по цвету.
Перемещение в пространстве открывает для ребёнка новые способности, теперь он сам выбирает объект, на который направлено действие, внимание. В связи с овладением речью малыш учится реагировать, удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко, указывает на знакомые ребенку действия, предметы. Ребенок может выслушивать внимательно короткие рассказы, стишки, песенки, сказки. В младшем дошкольном возрасте быстро увеличивается количество предложений. В рамках детства продолжает развиваться понимание речи взрослых. Понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок уже понимает название предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. В действиях ребёнка наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии доста-
146
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
точно сложного представления, об умении действовать на основе сформированное™ образа. Развитие начальных форм воображения у ребенка младшего возраста связано с обобщенностью игровых действий прочно входят замещения (предметы-заместители).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности, освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами. Ребенок расширяет кругозор с помощью наглядно-действенного мышления, у ребенка появляются первые мыслительные операции сравнение, обобщение.
Особенности памяти в младшем возрасте:
- обогащение содержание представлений;
- возрастает объем и прочность сохранения материала;
- появляется новый процесс памяти (воспроизведение);
- бурное развитие получает словесная память.
Восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, освоенное ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается с младшего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы. Освоение эталонных значений качества проходит в три периода:
1. Длиться до начала третьего года жизни - это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, некоторые особенности формы, величины, расстояние и т.д.;
2. Длится в среднем до 5 лет;
3. 5 лет и старше.
Психология утверждает, что развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а дальше и со сложными видами деятельности.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созда-
Теория и методика дошкольного образования
147
нием новой теории восприятия в психологии (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейн и другие).
Саморазвитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающих сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние.
Выдающийся педагог Н.К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее» [1, с. 203-204].
При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа, синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое.
Основа умственного воспитания - сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребёнка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов. Психологи выделяют дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. В младшем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях.
Как доказали исследования Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Н.Б. Венгера,
Э.Г. Пилюгина, З. Богуславская, О. Дьяченко, дидактические игры развивают сенсорные способности детей. В основе познания ребёнком окружающей среды лежат процессы ощущения и восприятия. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с использованием наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка колокольчиками, с колпачками, с кольцами, кубиками, требующие непосредственно связано с восприятием - малыш мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Мышление, кото-
148
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
рое осуществляется в форме внешних ориентированных действий психологи называют наглядно-действенными. Уже в конце младенческого возраста ребенок начинает совершенствовать действия с двумя предметами - нанизывание, ставит один на другой, складывает и т.д.
В дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия - зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по образцу -гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или промерива-ние, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом - по цвету. Ребенок способен сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как «домик», а круглый -«мячик». Это означает, что у ребенка есть представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со свойствами предметов, ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. В период дошкольного возраста ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если выполняет, то только в наглядно - действенном плане. Необходимо проводить игры -занятия, что способствуют у детей дошкольного возраста развитию других психических процессов.
Усова А.П., отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы» [2, с. 33].
Необходимо детей приучать убирать вещи, игрушки, сопровождая все действия словами: «Давай уберем игрушки на место». Для того чтобы занятия приносили пользу, взрослые должны создавать условия для развития ребенка, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность. Педагог в ходе образовательной обращает внимание на величину материала (большой кирпичик, поменьше, еще меньше), помогает словесно («Вот взял большой кубик, правильно, а теперь нужно поискать поменьше. А где у нас самый маленький?»), показывает как из кубиков возводят ворота, складывают кровать или лесенку, по которой можно «пройтись» пальцами. Важно, чтобы педагог сформировал у детей действовать по образцу.
На втором году жизни ребенок уже способен узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Исходя из этого, рисунки можно исполь-
Теория и методика дошкольного образования
149
зовать на занятиях в ходе развивающих игр. На столе разложены картинки, разрезанные пополам. Показав целую картинку, воспитатель берет со стола ее половинку и просит подобрать к ней соответствующую часть. Если ребенок затрудняется, задание выполняется совместно с педагогом.
Действие со специальными игрушками-вкладышами их значимость: развивают восприятие и мышление. Одна из любимых детских игр - раскладывание предметов по разным емкостям. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой - побольше, в маленький - поменьше, возможно игра с вкладышами постройка башенки, второй вариант этой игры - используют специальные коробочки с прорезами или углублениями различной формы, окрашенные в цвет, соответствующий вкладываемой детали. Для каждого отверстия играющий подбирает нужную по форме (или размеру) «крышечку». Педагог показывает, как закрывается крышечкой окошко; обращает внимание: каждому подходит только одна определенная крышка: вместе с ребенком подбирает соответствующие формы и только после этого предоставляет возможность играть самостоятельно. Игра продолжается до тех пор, пока сохраняется интерес к ней.
Дети третьего года жизни могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже из большего числа кубиков и разной величины. Развивается не только наглядно - образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.
Игры и занятия с вкладышами предполагает индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает.
Когда ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, то начинается присвоение социального опыта их употребления. Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойства предметов, характерные именно для раннего периода детства. В работе с детьми раннего дошкольного возраста широко используется малые формы фольклора (пословицы, заклички, загадки), как средство сенсорного развития.
Список литературы:
1. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М., 1973.
2. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - 3-е издание. - М., 1972.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М., 1989.
4. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -Часть 2. - М., 1988.