4. Жайтапова А.А. Научно-методические обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат. - Алматы, 2004.
5. Галимжанова М.А.Информационно-коммуникационные технологии с системе повышения квалификации работников образования // Менеджмент в образовании. - Алматы, 2009. - № 4. - С. 158-162.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ © Соловьева О.Н.*
МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок», г. Нижневартовск
В данной статье рассматривается развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание -сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с. 7].
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
* Воспитатель.
- Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
- Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины [1, с. 10].
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых свойств образцов внешних предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фре-бель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 54].
Игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения. Игры - драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы, и активизирует речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношений [2, с. 23].
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла
Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала. Пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя [4, с. 20].
Развивающая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом [1, с. 12].
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. ЕЕ нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Общая цель этих игр - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.
Вначале дети отгадывают источник звука - голос своего ровесника или озвученную игрушку: «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», в игре «Встречайте гостей» разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события и настраивают детей на соответствующие игровые действия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки [2, с. 34].
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнятьзадание сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.
«Бегите ко мне» - в игре дети усваивают прием сравнения предметов по цвету. Сравнение флажков по цвету становится важным и значимым для детей потому, что от цвета флажка зависит поведение участника игры (бежать или остановиться).
«Разноцветные ленточки» - в этой игре дети учат различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие.
«Ищи свой дом» - дети учатся различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различие цветовых тонов производится только глазами, на расстоянии.
«Лети, голубок!» - игра учит детей ориентироваться в цветовых тонах по названию без опоры на наглядный образец.
«Цветовое лото» - эта игра является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра(голубой, розовый и др.) [3, с. 68].
Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Большинство детей еще не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему малыш рисует не конкретные предметы, а заполняет бумагу штрихами и каракулями. Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом. В играх преследуется важная цель - учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза. Без этого ребенок не научиться, ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни [4, с. 57].
Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Исключается участие зрения в этом процессе.
«Что нам привез мишутка» - выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, одной или двумя руками.
«Отгадай, что в мешочке» - в этой игре дети обучаются рациональным приемам осязательного обследования формы предмета, Игра развивает у детей также познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы [2, с. 48].
Игры на зрительное восприятие формы.В играх содержатся следующие условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов. В них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму: «Закрой окошко», «Где твой дом»: такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем («принеси» и «покажи», «чей коврик лучше?»). Большое значение для развития зрительного восприятия формы имеет использование слова («Геометрическое лото», «Кому дать»), в этих играх дети учатся правильно называть геометрические фигуры [2, с. 51].
Игры, развивающие восприятие качеств величины. В таких играх используются народные игрушки - пирамидки, матрешки, мисочки - вкладыши и другие деревянные игрушки. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно.
«Что делают матрешки?» привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком.
«Разберем и соберем», «Приходите на лужок» - дети осваивают прием различия величины путем накладывания, благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре.
«Раз, два, три - ищи!» - игра, которая учит ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Найти предмет по представлению о его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку в руки, но поиск осуществляется без него [2, с. 54].
Система игр способствует усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины.
Список литературы:
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: «Просвещение», 1988. - С. 7-12.
2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 1978. - С. 23-54.
3. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего возраста. - М.: «Просвещение», 1988. - С. 34-85.
4. Менджерицкая Д. Дидактические игры в детском саду. - М.: «Просвещение», 1985. - С. 112.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ © Танцура Т.А.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Возросшие требования, предъявляемые к студентам вузов - есть результат социального заказа, который нашел свое выражение в Г осудар-ственных образовательных стандартах. Недостаточная подготовленность выпускников вуза к иноязычной коммуникации в сфере профессиональной деятельности - есть отражение обострившихся методикопедагогических проблем преподавания иностранных языков.
Изменения экономической и социальной сфер явились причиной реформирования и модернизации всей области образования. Требования социального заказа изменились в связи с необходимостью в специалистах с высоким уровнем профессионально-личностного саморазвития, которые способны к продуктивной адаптации в этом мире.
Существенной основой этих изменений явилось внедрение государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных про-
* Старший преподаватель кафедры Английского языка для гуманитарных специальностей.