Научная статья на тему 'Когнитивное развитие детей'

Когнитивное развитие детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1528
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАМОЧКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кесслер Инга Владимировна

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов. Сенсорное воспитание это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания. Темой данной работы является «Сенсорное воспитание детей с помощью дидактических игр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивное развитие детей»

Когнитивное развитие детей

Кесслер Инга Владимировна

МБДОУ №29 "У Лукоморья"г.Саяногорск

Ключевые слова:

мамочка

ВВЕДЕНИЕ

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания. Темой данной работы является «Сенсорное воспитание детей с помощью дидактических игр».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над темой поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Работа по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры.

Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Согласно общепринятой классификации игр, все игры можно разделит на: 1) сюжетные игры; 2) дидактические игры и 3)

игры - драматизации.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

В теории и практике дошкольного воспитания дидактические игры разделяют на:

• игры с игрушками и предметами;

• настольно-печатные игры;

• словесные игры.

Согласно мнению А.Н. Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игрозанимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:

• Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать,

вставлять, нанизывать и т.д.).

• Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и

нахождения.

• Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей

своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

• Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.

• Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».

• Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).

Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Ожидаемые результаты:

- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

- положительная динамика в математическом развитии детей;

- совершенствование предметно-развивающей среды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе данной работы были решены все выше поставленные задачи.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Истоки развития элементарных сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, Кузнецова Е.В. Бондаренко А.К. Сорокина А.И. Удальцова Е.И. и др.

Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.

Список литературы:

Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. - С.424

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. - С. 315

Игры - занятия с малышами./ А.Н. Фролова, - К., Рад.школа, 2007. - С.368

Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. - С. 368

Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.