Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ИЗУЧАЮЩЕМ ВИДЕ ЧТЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ИЗУЧАЮЩЕМ ВИДЕ ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА / ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плисов Евгений Владимирович, Быкова Лилия Марсовна, Гаврикова Юлия Александровна

Эффективное овладение чтением как видом речевой деятельности относится к основным задачам при изучении иностранного языка. Чтение позволяет не только получать информацию из текстов, но и развивать словарный запас, улучшать грамматику, а также развивать навыки понимания и анализа текстов. Эффективное чтение текстов на иностранном языке помогает улучшить уровень владения языком, что необходимо для успешной иноязычной коммуникации. На занятиях по иностранному языку обычно проводятся специальные упражнения на чтение, которые помогают улучшить технику чтения и выработать эффективные стратегии чтения. Также преподаватели используют тексты различной жанрово-стилистической принадлежности, которые помогают обучающимся расширить кругозор и понимание культуры и традиций страны изучаемого языка. Перед обучающимися стоит задача не только восприятия текста и его обработки, в том числе извлечения из него необходимой информации, но и установления коммуникативных стратегий и тактик автора текста, его замысла, пропозиции, подтекста. Образные средства, используемые в современных публицистических текстах, являются важным инструментом кодирования и декодирования информации. В статье доказывается, что использование образных средств не только делает процесс изучения иностранного языка более интересным и увлекательным, но и является ключевым инструментом для формирования иноязычных коммуникативных навыков студентов. Стилистические средства помогают в освоении новых языковых конструкций, обогащают словарный запас и помогают выразить мысли и эмоции более точно и эффективно. Целью данной работы является выработка рекомендаций по организации работы над образными средствами при тренировке изучающего вида чтения иноязычного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плисов Евгений Владимирович, Быкова Лилия Марсовна, Гаврикова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK ON FIGURATIVE MEANS IN THE STUDY TYPE OF READING

Effective mastery of reading as a type of speech activity is related to the task of learning a foreign language. Reading allows not only to receive information from texts, but also to develop vocabulary, improve grammar, and develop skills in understanding and analyzing texts. Effective reading of texts in a foreign language contributes to an increase in the level of language proficiency, which is necessary for successful foreign language communication. In foreign language classes, there are usually special reading exercises that require high reading technique, reading comprehension, and development of a reading strategy. Also, teachers use texts of various genres and stylistic accessories, which cover a wide range of cultures and countries of the language being studied. Learning is faced with the task of not only detecting a text and processing it, including extracting information from it, but also highlighting communicative initiatives and tactics of the author of the text, its intention, propositions, subtext. The figurative means used in modern journalistic texts are important means of encoding and decoding information. The article proves that the use of figurative means not only makes the process of learning a foreign language more interesting and exciting, but is also useful for the formation of foreign language communication skills among students. Stylistic means cover the development of new language structures, enrich vocabulary and express thoughts and more emotions accurately and freely. The purpose of this work is to develop an emphasis on the organization of work on figurative means when training a student studying the type of reading a foreign language text.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ИЗУЧАЮЩЕМ ВИДЕ ЧТЕНИЯ»

как изображения, диаграммы или видео, может облегчить понимание абстрактных понятий и обогатить процесс обучения. Кроме того, включение тем, связанных с личным благополучием и здоровым образом жизни, может сделать упражнения более понятными и значимыми для обучающихся. Студенты могут исследовать и выражать свои собственные взгляды на то, как вести здоровый образ жизни, что также может повысить их межкультурную компетентность и понимание различных точек зрения. Использование образного языка может быть ценным инструментом для улучшения навыков немецкого языка и развития способностей критического мышления.

Выводы. Результаты исследования показали, что студенты из групп, которые тренировались с использованием комплекса упражнений, достигли более высоких результатов в понимании иноязычного текста, особенно в части распознавания образных средств. Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений является эффективным инструментом для тренировки изучающего вида чтения иноязычного текста и может быть использован при обучении иностранному языку. Чтение текстов на занятиях по иностранному языку помогает студентам развивать свои лексические навыки и навыки работы с грамматикой. Чтение текстов с различными грамматическими конструкциями и различными лексическими единицами с нарастающей сложностью помогает студентам усвоить их использование в правильном контексте. За счет разнообразия контента студенты могут выбирать темы, которые им интересны, что делает процесс изучения языка более увлекательным и мотивирующим. Кроме того, чтение текстов способствует расширению культурных знаний студентов, их знакомству с историей, традициями, мировыми событиями и культурными феноменами стран, где используется изучаемый язык. Это важно для формирования у студентов межкультурной компетенции, умения адаптироваться и вести коммуникацию в различных культурных контекстах. Таким образом, чтение текстов на занятиях по иностранному языку является важным элементом процесса обучения, который помогает студентам улучшить свои языковые навыки и развить умения работы с текстами и межкультурной коммуникации.

Литература:

1. Бугаева, И.В. Использование англоязычных текстов художественных рецензий при обучении чтению / И.В. Бугаева, Т.А. Перова, О.А. Чистоградова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. -С. 77-80

2. Каракозова, Е.Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / Е.Н. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 4.

3. Ларюшкин, С.А. Чтение текста на занятиях по иностранному языку: проблемы, подходы, дидактический потенциал / С.А. Ларюшкин, А.В. Ворохобов, Е.В. Плисов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. - С. 163-166

4. Плисов, Е.В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах / Е.В. Плисов, Е.В. Наумова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 283-285

5. Плисов, Е.В. Использование художественных рецензий при обучении чтению на занятиях по английскому языку / Е.В. Плисов, А.В. Ворохобов, С.А. Ларюшкин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-2. -С. 222-225

6. Arkhipova, M.V. The model of promoting professional and communicative foreign language competence of future engineers / M.V. Arkhipova, E.E. Belova, Y.A. Gavrikova, O.A. Mineeva // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -Т. 131. - Р. 521-529

Педагогика

УДК 378.2

доктор филологических наук, доцент Плисов Евгений Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Быкова Лилия Марсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Гаврикова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ИЗУЧАЮЩЕМ ВИДЕ ЧТЕНИЯ

Аннотация. Эффективное овладение чтением как видом речевой деятельности относится к основным задачам при изучении иностранного языка. Чтение позволяет не только получать информацию из текстов, но и развивать словарный запас, улучшать грамматику, а также развивать навыки понимания и анализа текстов. Эффективное чтение текстов на иностранном языке помогает улучшить уровень владения языком, что необходимо для успешной иноязычной коммуникации. На занятиях по иностранному языку обычно проводятся специальные упражнения на чтение, которые помогают улучшить технику чтения и выработать эффективные стратегии чтения. Также преподаватели используют тексты различной жанрово-стилистической принадлежности, которые помогают обучающимся расширить кругозор и понимание культуры и традиций страны изучаемого языка. Перед обучающимися стоит задача не только восприятия текста и его обработки, в том числе извлечения из него необходимой информации, но и установления коммуникативных стратегий и тактик автора текста, его замысла, пропозиции, подтекста. Образные средства, используемые в современных публицистических текстах, являются важным инструментом кодирования и декодирования информации. В статье доказывается, что использование образных средств не только делает процесс изучения иностранного языка более интересным и увлекательным, но и является ключевым инструментом для формирования иноязычных коммуникативных навыков студентов. Стилистические средства помогают в освоении новых языковых конструкций, обогащают словарный запас и помогают выразить мысли и эмоции более точно и эффективно. Целью данной работы является выработка рекомендаций по организации работы над образными средствами при тренировке изучающего вида чтения иноязычного текста.

Ключевые слова: чтение, обучение чтению, изучающее чтение, образные средства, этапы работы над текстом. Annotation. Effective mastery of reading as a type of speech activity is related to the task of learning a foreign language. Reading allows not only to receive information from texts, but also to develop vocabulary, improve grammar, and develop skills in understanding and analyzing texts. Effective reading of texts in a foreign language contributes to an increase in the level of language proficiency, which is necessary for successful foreign language communication. In foreign language classes, there are usually special

reading exercises that require high reading technique, reading comprehension, and development of a reading strategy. Also, teachers use texts of various genres and stylistic accessories, which cover a wide range of cultures and countries of the language being studied. Learning is faced with the task of not only detecting a text and processing it, including extracting information from it, but also highlighting communicative initiatives and tactics of the author of the text, its intention, propositions, subtext. The figurative means used in modern journalistic texts are important means of encoding and decoding information. The article proves that the use of figurative means not only makes the process of learning a foreign language more interesting and exciting, but is also useful for the formation of foreign language communication skills among students. Stylistic means cover the development of new language structures, enrich vocabulary and express thoughts and more emotions accurately and freely. The purpose of this work is to develop an emphasis on the organization of work on figurative means when training a student studying the type of reading a foreign language text.

Key words: reading, learning to read, studying reading, figurative means, stages of working on a text.

Введение. Обучение образным средствам на занятиях по иностранному языку является важной составляющей эффективного обучения. Ученые выделяют несколько приемов и методов, которые призваны помочь преподавателю достичь этой цели [3; 6]. Основным приемом является разъяснение метафор и переносных значений, метафорические и другие переносные значения могут быть сложными или недоступными для понимания, поэтому преподаватель должен помочь обучающимся их понять. Полезным в этом процессе будет изучение художественной литературы, преподаватель может использовать произведения известных авторов, чтобы помочь студентам понять, как использование образных средств может сделать речь на иностранном языке насыщенной и интересной. Организация дискуссионных групп может быть полезной для студентов в формировании иноязычных коммуникативных навыков, поскольку они позволяют обсудить тему и поработать с лексико-грамматическим материалом, в том числе образными средствами, используемыми в устной и письменной коммуникации. Решению этой задачи способствует использование картинок и изображений, которые могут визуально помочь обучающимся связать слова с конкретными визуальными феноменами, например, изображениями исторических достопримечательностей или фотографиями различных интересных мест, изображениями социокультурных особенностей стран изучаемого языка. Освоение образных средств возможно также при активном использовании песенного материала, который содержит яркие образные средства и метафоры. Преподаватель может использовать тексты песен для изучения важных лингвострановедческих реалий. Они позволяют лучше понимать и запоминать новый лексический и грамматический материал, а также повышают их мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Образные средства также могут использоваться для создания ситуаций, которые симулируют реальные коммуникативные ситуации. Это помогает студентам научиться говорить на иностранном языке более уверенно, развивая свои коммуникативные навыки. В целом, использование образных средств не только делает процесс изучения иностранного языка более интересным и увлекательным, но и является ключевым инструментом для формирования иноязычных коммуникативных навыков студентов [4; 5]. Стилистические средства помогают в освоении новых языковых конструкций, обогащают словарный запас и помогают выразить мысли и эмоции более точно. Метафоры, олицетворения, аллегории и другие образные средства могут быть использованы для создания выразительных приближенных аналогий и ассоциаций, которые являются важным инструментом при обучении иностранным языкам и могут помочь развить навыки коммуникации на нем на более высоком уровне.

Цели и задачи статьи. Чтение публицистических текстов помогает студентам развивать навыки устного и письменного высказывания на иностранном языке. Через анализ таких текстов они могут улучшить свой словарный запас, научиться правильно оформлять логически связанные предложения и использовать различные стилистические приемы. Кроме того, чтение публицистических материалов способствует развитию культуры мышления студентов [2; 7]. Они учатся вырабатывать свое собственное мнение по поводу того или иного вопроса, находить аргументы в пользу своей точки зрения и опровергать чужие аргументы. В результате этого процесса студенты становятся более уверенными в своих высказываниях и умеют аргументировать свою точку зрения. Наконец, чтение публицистических текстов на иностранном языке помогает студентам понимать культурные особенности страны, язык которой они изучают. Они могут узнать о политической, экономической и социальной ситуации в этой стране, а также о ее культуре и традициях. Это позволяет студентам глубже понимать языковую и культурную среду и повысить свой языковой уровень [1, С. 12]. Таким образом, чтение публицистических текстов на занятиях по иностранному языку является очень полезным и эффективным методом обучения. Оно помогает студентам развить различные языковые и коммуникативные навыки, а также расширить свои знания о современном мире и культуре страны изучаемого языка. Целью данной работы является выработка рекомендаций по организации работы над образными средствами при тренировке изучающего вида чтения иноязычного текста.

Изложение основного материала статьи. Для эффективной тренировки изучающего вида чтения иноязычного текста необходимо организовать работу над стилистическими средствами. Первоначально необходимо проводить несколько занятий по изучению терминологии и стилистических приемов языка. Здесь важно использовать различные материалы -видео, звуковые записи, статьи - чтобы студенты могли знакомиться с приемами не только в теории, но и на практике. Далее следует выбрать различные тексты, которые будут служить материалом для тренировки. Важно, чтобы тексты были разнообразными - принадлежали различным жанрам, стилям, использовали ключевые термины. Это поможет студентам лучше понимать, как стилистические приемы используются в разных контекстах. Когда текст выбран, студенты должны прочитать его, обращая внимание на стилистические приемы. Здесь важно, чтобы они не только выявили прием, но и объяснили, как он работает в тексте. Обучающиеся должны ответить на вопросы, связанные со стилистическими особенностями текста, например, почему автор использовал определенный прием, каков его функциональный потенциал, как это отразилось на общем впечатлении от текста. В целом, эффективная тренировка изучающего вида чтения иноязычного текста, связанная со стилистическими приемами, требует систематичности и разнообразия. Важно, чтобы студенты находили интересный материал, который будет продвигать их в понимании языка и культуры страны изучаемого языка. Тренировка изучающего вида чтения с использованием образных средств включает следующие этапы:

1. Предварительный этап включает вводное слово преподавателя, объясняющее цель и задачи работы над текстом, обозначение темы и содержания текста. Этот этап также может включать определение характера используемых в тексте образных средств и особенностей взаимодействия читателя с ними.

2. Ознакомительный этап предполагает чтение текста, студентам даются возможности для тщательного восприятия и понимания каждого предложения и понимания связей между ними. Затем студентам предлагается пересказать содержание текста, подчеркивая важные факты и детали.

3. Этап нахождения образных средств. Студентам предлагается вернуться к тексту и выделить в нем образные средства (метафоры, аллегории, символы, эпитеты, сравнения и т.д.). При этом следует обратить внимание на то, как эти средства активируют смысл текста, помогают описать явления и процессы, выразить авторский взгляд на события.

4. Этап анализа образных средств. Каждое образное средство подлежит анализу, который может проводиться в форме обсуждения, где студенты объясняют, какое значение стоит за данным образным средством, как оно влияет на общее восприятие текста.

5. Этап синтеза. На заключительном этапе тренировки студентам предлагается объединить изученные образные средства и создать собственный текст с использованием этих средств.

Такой подход к изучению иноязычного текста развивает способности студентов к анализу и синтезу информации, тренирует восприятие содержания иноязычного текста, улучшает навыки выразительной речи.

Организуемая работа над образными средствами предполагает выполнение заданий на трех этапах: подготовительном, основном и заключительном. Подготовительный этап включает в себя тест, состоящий из 10 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. На основном этапе осуществляется тренировка изучающего вида чтения через систему разработанных упражнений на материале современных публицистических текстов, посвященных здоровому образу жизни. Заключительный этап работы над образными средствами направлен на подведение итогов анализа их роли в обучении немецкому языку. Для этого студентам предлагается ответить на вопросы заключительного опроса. Проверка эффективности разработанной системы упражнений осуществлялась в рамках дисциплины «Практикум по культуре речевого общения (немецкий язык)». Целевую группу составили студенты 5 курса (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (немецкий)») лингвистического факультета Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Подготовительный этап. Цель подготовительного этапа состоит в актуализации образных средств, используемых в публицистическом стиле речи, работу с их дефинициями на немецком языке, а также конкретными примерами из современных публицистических текстов. Содержание подготовительного этапа можно представить c помощью следующего теста:

1. Was ist ein Tropus? Wählen Sie die passende Definition.

а) Wort, Wortgruppe, die das Gemeinte nicht direkt und sachlich durch das eigentliche Wort ausspricht; b) Wortverbindungen, die aus zwei oder mehr Wörtern bestehen, deren Bedeutung nicht als Summe der Bedeutungen der Einzelelemente beschreibbar ist; с) charakterisierendes, typisierendes Adjektiv; d) bildhafte Umschreibung, bildlicher Ausdruck.

2. Welche Tropen können Sie nennen?

a) Epitheton, Metapher, Periphrase, Subjekt, Objekt; b) Metonymie, Hyperbel, Satzgefüge, Metapher, Synekdoche; c) Epitheton, Hyperbel, Litotes, Metapher, Metonymie; d) Synekdoche, Satzreihe, Hyperbel, Epitheton, Vergleich.

3. Was ist Epitheton?

a) Hervorhebung durch Untertreibung und Abschwächung; b) Umschreibung eines Begriffs durch eine kennzeichnende Eigenschaft; c) als Attribut gebrauchtes Adjektiv oder Partizip; d) ein Stilmittel, das die Wirkung einer Aussage enorm verstärkt.

4. Was ist Periphrase?

a) ein Stilmittel, das die Wirkung einer Aussage enorm verstärkt; b) als Attribut gebrauchtes Adjektiv oder Partizip; c) Hervorhebung durch Untertreibung und Abschwächung; d) Umschreibung eines Begriffs durch eine kennzeichnende Eigenschaft.

5. Was ist Hyperbel?

a) Umschreibung eines Begriffs durch eine kennzeichnende Eigenschaft; b) als Attribut gebrauchtes Adjektiv oder Partizip; c) Hervorhebung durch Untertreibung und Abschwächung; d) ein Stilmittel, das die Wirkung einer Aussage enorm verstärkt.

6. Welcher Tropus wird im Beispiel verwendet: "Stille Gefahr".

a) Phraseologismus; b) Metonymie; c) Epitheton; d) Vergleich.

7. Wählen Sie die Variante, wo Hyperbel verwendet wird:

a) "ewig jung bleiben und lange leben: dieser Traum verbindet viele Menschen"; b) "ein Wechselspiel zwischen Kopf und Bauch"; c) "gefährliche Zeitbombe"; d) "wir sind keine Frustbeutel"

8. Welchen Tropus benutzt der Autor im Beispiel: "Bewegung ist Medizin".

a) Metapher; b) Hyperbel; c) Litotes; d) Metonymie.

9. Nennen Sie den Tropus im folgenden Beispiel: "Die Weltgesundheitsorganisation (WHO) empfiehlt, weniger Zucker zu essen".

a) Epitheton; b) Vergleich; c) Metapher; d) Metonymie.

10. Wählen Sie alle Varianten, wo Vergleich verwendet wird:

a) "verkaufen Sie das Glück in Flaschen"; b) "heute halten wir es generell wie die Römer: gemütliches Spazieren, legeres Schlendern..."; c) "Souffle für die Seele"; d) "... brauchen Freundschaften ständige Pflege, müssen reifen wie ein guter Wein".

Содержание представленного теста направлено на создание необходимых условий для перехода к основному этапу работы над образными средствами.

Основной этап. Этот этап работы связан с выполнением конкретных упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах изучающего вида чтения. Здесь важно отметить, что особенности функционирования образных средств позволяют выявить специфику организации работы над текстом при данном виде чтения. Разработанные упражнения подготовлены на материале текста «Tipps für einen gesunden Lebensstil: Wichtigkeit von Bewegung für die Gesundheit» (https://www.radfahren.de/gesundheit/tipps-fuer-gesunden-lebensstil-bewegung/).

Предтекстовый этап

1. Wählen Sie_ für jeden Tropus (Metapher, Metonymie, Phraseologismus) eine Definition:

- Wort oder Wortgruppe, die auf der Grundlage eines Vergleiches außerhalb ihres eigentlichen Bereichs in übertragener Bedeutung verwendet wird;

- feste Verbindung von zwei oder mehr Wörtern, deren Gesamtbedeutung sich nicht mehr aus den Bedeutungen der einzelnen Komponenten ergibt, sondern eine Übertragung erfahren hat;

- Ersetzung des eigentlichen Ausdrucks durch einen andern, der in naher sachlicher Beziehung zum ersten steht.

2. Achten Sie auf die Liste der Wörter, die im Text verwendet werden.

Wohlhabend - зажиточный, состоятельный; die Krankenkasse (-en) - страховая медицинская организация; der Werktag (e) - будничный день; die Zivilisationskrankheit (-en) - болезнь цивилизации; die Herz-Kreislauf-Erkrankung (-en) - заболевание сердечно-сосудистой системы; der Bluthochdruck - повышенное кровяное давление; der Leistungssportler (=) - спортсмен-профессионал; das Vollkornprodukt (-e) - продукт из цельного зерна.

3. Artikel zum Thema: "Tipps für einen gesunden Lebensstil: Wichtigkeit von Bewegung für die Gesundheit". Lesen Sie den Titel des Artikels. Was meinen Sie, wo die Schlüsselwörter sind? Arbeiten Sie in zwei Gruppen. Jede Gruppe muss ein Assoziogramm nach den Schlüsselwörtern vorbereiten.

Текстовый этап.

1. Lesen 1 - Antwort auf die Frage. Entsprechen Ihre Erwartungen dem Inhalt des Textes? (kurze Diskussion).

2. Lesen 2 - Arbeit an den Tropen im Text. Finden Sie die Tropen im ganzen Text und erfüllen Sie eine Tabelle.

Послетекстовый этап.

1. Welche Aspekte des gesunden Lebensstils nennt der Autor des Artikels? Welcher Aspekt ist am wichtigsten? Argumentieren Sie Ihre Meinung.

2. Der Autor des Artikels benutzt einige Metaphern, z.B. "Sitzen ist das neue Rauchen". Welche Aussagen im Text entsprechen der Antwort auf die Frage, warum Sitzen das neue Rauchen ist?

Важно также учитывать особенности текстов с точки зрения лексики, грамматики и стиля. В некоторых языках грамматические конструкции могут отличаться от родного языка студентов, что создает дополнительные трудности в понимании текста. Кроме того, важно обращать внимание на стилистические особенности текстов и на использование идиом, которые могут быть незнакомы студентам. Как и любой вид учебной деятельности, чтение текстов на занятиях по иностранному языку должно быть целенаправленным и основываться на конкретных задачах и целях обучения. При правильной организации этой деятельности она может стать важной составляющей процесса изучения языка, развития навыков анализа и критического мышления.

Выводы. Представленные упражнения направлены на активизацию работы обучающихся над образными средствами при тренировке изучающего чтения немецкоязычных публицистических текстов. Поэтапная организация работы предполагает привлечение внимания студентов к использованию основных типов образных средств в речи, актуализацию знаний о стилистическом потенциале образных средств (подготовительный этап), поиск образных средств в различных публицистических текстах, выявление наиболее выразительных образов, установление функционального потенциала и использование образных средств в собственной устной и письменной речи на немецком языке (основной этап), рефлексию своей работы над образными средствами (заключительный этап). Последовательно организованная работа над образными средствами позволяет обучающимся более точно и эффективно выражать свои мысли и чувства на иностранном языке, а также лучше понимать иностранную речь. В целом, развитие образности речи является важным компонентом успешного изучения иностранного языка и создания своей индивидуальной иноязычной речевой культуры.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

2. Каракозова, Е.Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / Е.Н. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 4.

3. Клюева, М.И. Современные подходы к обучению иностранным языкам / М.И. Клюева. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.

4. Ларюшкин, С.А. Чтение текста на занятиях по иностранному языку: проблемы, подходы, дидактический потенциал / С.А. Ларюшкин, А.В. Ворохобов, Е.В. Плисов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. - С. 163-166

5. Плисов, Е.В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах / Е.В. Плисов, Е.В. Наумова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 283-285

6. Плисов, Е.В. Использование художественных рецензий при обучении чтению на занятиях по английскому языку / Е.В. Плисов, А.В. Ворохобов, С.А. Ларюшкин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-2. -С. 222-225

7. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 2005. - 185 с.

Педагогика

УДК 378.2

доктор филологических наук, доцент Плисов Евгений Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор филологических наук, доцент Федоров Виталий Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» (г. Петропавловск-Камчатский);

магистрант Казаков Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ: ПРОВЕРКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. Данная статья представляет собой изучение эффективности применения комплекса упражнений на занятиях по иностранному (немецкому) языку в тренировке изучающего вида чтения на материале образных средств. Описаны методология обучения чтению и основные этапы работы над образными средствами. Произведено тестирование на подготовительном этапе, что позволило актуализировать знания студентов по теме «Образные средства». Проверка эффективности проводилась на материале современных немецкоязычных статей, посвященных здоровому образу жизни. В статье также предлагается использовать различные задания, в том числе на составление предложений или историй с применением образных выражений для развития креативности и изобретательности студентов в использовании иностранного языка. Обучение образным средствам способствует формированию необходимых компетенций для успешной профессиональной коммуникации на иностранном языке. Результаты итогового опроса свидетельствуют о том, что использование комплекса упражнений может быть эффективным методом для тренировки навыков понимания и анализа текстов на немецком языке. Однако, необходимо учитывать индивидуальный уровень знаний и навыков обучающихся для подбора материала и заданий оптимальной сложности. Чтение текстов на занятиях по иностранному языку - это важная составляющая процесса обучения, которая помогает студентам улучшить свой уровень языковых знаний и навыков. Чтение помогает развивать умения анализа, критического мышления и коммуникации на иностранных языках.

Ключевые слова: чтение иноязычного текста, методы обучения чтению, этапы формирования навыков чтения, образные средства, комплекс упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.