Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕНЗИЯ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бугаева Ирина Владимировна, Перова Татьяна Александровна, Чистоградова Ольга Александровна

Чтение публицистических текстов играет большую роль в усвоении иностранного языка, что объясняется их большим потенциалом для развития таких умений обучающихся, как анализ, обобщение информации, ее аргументация, критическое мышление и т.д. Будучи видом речевой деятельности чтение обладает эффективным потенциалом для развития личности обучающегося. В ходе чтения осуществляется знакомство с различным культурологическим, страноведческим или специальным содержанием. В методике обучения иностранным языкам исследователи выделяют конкретные виды чтения. Эти виды развиваются с помощью специальных упражнений. Методисты выделяют также несколько этапов при работе над чтением - предтекстовый, текстовый и послетекстовый. В статье текст описывается как важный источник формирования лексико-грамматических и фонетических навыков обучающихся. Он отражает особенности лексико-грамматической организации иностранного языка в целом, а также показывает специфику функционирования отдельных языковых единиц. Эффективность работы над аутентичным публицистическим текстом на занятиях по иностранному языку связана с учетом комплекса особенностей. Это зависит во многом от базовых особенностей соответствующего функционального стиля и от специфических особенностей конкретного жанра. Функционально-стилистическая специфика проявляется в отборе, комбинировании и частотном использовании стилистических, экспрессивных, оценочных элементов. Целью статьи является изучение оценочного потенциала современных художественных рецензий на английском языке из аутентичных изданий. В статье предложена разработанная авторами система упражнений для обучения изучающему виду чтения студентов вуза. Система упражнений учитывает композиционные особенности, жанровую специфику, функциональные возможности, лексико-грамматические и стилистические средства оформления художественных рецензий. В статье установлено, что в результате использования системы упражнений создаются условия для аргументированных ответов, мнений, дискуссий в рамках обсуждаемых вопросов, комплекс упражнений будет способствовать более эффективному обучению английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бугаева Ирина Владимировна, Перова Татьяна Александровна, Чистоградова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ENGLISH TEXTS OF ART REVIEWS WHEN TEACHING READING

Reading journalistic texts plays a big role in mastering a foreign language, which is explained by their great potential for the development of such skills of students as analysis, generalization of information, its argumentation, critical thinking, etc. As a type of speech activity, reading has an effective potential for the development of the student's personality. In the course of reading, acquaintance with various cultural, regional or special content is carried out. In the methodology of teaching foreign languages, researchers identify specific types of reading. These types are developed with the help of special exercises. Methodists also distinguish several stages when working on reading - pre-text, text and post-text. The article describes the text as an important source for the formation of students' lexico-grammatical and phonetic skills. It reflects the features of the lexical and grammatical organization of a foreign language as a whole, and also shows the specifics of the functioning of individual language units. The effectiveness of work on an authentic journalistic text in a foreign language class is associated with taking into account a complex of features. It depends largely on the basic features of the corresponding functional style and on the specific features of a particular genre. Functional and stylistic specificity is manifested in the selection, combination and frequent use of stylistic, expressive, evaluative elements. The purpose of the article is to study the evaluative potential of modern art reviews in English from authentic publications. The article proposes a system of exercises developed by the authors for teaching the studying type of reading to university students. The system of exercises takes into account compositional features, genre specifics, functionality, lexical, grammatical and stylistic means of designing art reviews. The article found that as a result of using a system of exercises, conditions are created for reasoned answers, opinions, discussions within the framework of the issues under discussion, a set of exercises will contribute to more effective teaching of the English language.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

- обусловленность единством и балансом внешней предметной деятельности (направленной на изменение предметов и явлений военно-профессиональной деятельности) с опорой на ценности и внутренней предметной деятельности (направленной на изменение себя как субъекта военно-профессиональной деятельности);

- ретрансляция накопленного опыта, ценностей, культуры через содержания образования и педагогических работников старшего поколения;

- возможность управления и коррекции образовательной траектории учащихся.

Как мы уже отмечали выше, что система имеет компонентный состав. В интересах достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных компонентов:

1. В рамках организации образовательной деятельности военного вуза:

- по содержательному компоненту (включение в образовательный процесс дисциплинами, наполненных ценностным содержанием (профессиональными ценностями офицерского корпуса);

- по организационному компоненту (организация обучения с учетом принципов аксиологического подхода к профессиональной подготовке; реализация в образовательном процессе организационных форм и методов профессиональной подготовки; реализация в образовательном процессе педагогических условий формирования ценностных ориентаций);

- по ресурсному компоненту (реализация программы по формированию ценностных ориентаций курсантов будет эффективнее если она будет осуществляться соответствующим, компетентным кадровым ресурсом (профессорско-преподавательский состав, командиры подразделений, управленческий состав военного института; если в образовательной среде военного вуза будут все необходимые для реализации образовательных программ материальные, методические и информационные ресурсы).

2. По педагогическому контролю профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений:

- по оценочному компоненту (процесс формирования ценностных ориентаций будет эффективным если будут сформулированы конкретные критерии и показатели оценки сформированности данного качества);

- по результативному компоненту (об эффективности работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов военных институтов возможно судить по уровню проявления у них ценностных ориентаций в профессиональной деятельности и профессиональном развитии, которые могут определятся оптимальный, допустимый, не допустимый).

Выводы. Сущностные, содержательные и структурные компоненты формирования ценностных ориентаций курсантов военных институтов, представленные в статье, обладают целостностью и способны отражать основные характеристики целенаправленно организуемого в военном вузе процесса формирования ценностных ориентаций курсантов.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Академия, Смысл. - 2007. - С. 528.

2. Битуева, А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций [Электронный ресурс] / А.В. Битуева // Кредо. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/184/52/ (дата обращения 16.04.2022).

3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия. - 1995. - С. 208.

4. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение. - 1979. - С. 176.

5. Разгонов, В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Разгонов Виталий Леонидович. - Омск, 2016. - С. 212.

6. Савич, И.И. Формирование ценностного отношения курсантов военно-учебных заведений к педагогической деятельности офицера : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Савич Игорь Иванович. - Екатеринбург, 2006. - С. 23.

7. Сальников, Д.Н. Педагогическая модель воспитания ценностного отношения к военной службе у студентов факультета военного обучения / Д.Н. Сальников. Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 9. - С. 156-159.

8. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л.: ЛГУ, 1960. - С. 152.

9. Тугаринов, В.П. Философия сознания / В.П. Тугаринов. - М.: Мысль, 1971. - С. 200.

10. Штаб, О.Н. Формирование профессионально-ценностных ориентаций курсантов юридического института МВД России: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. / Штаб Оксана Николаевна. - Барнаул, 2006. - 210 с.

Педагогика

УДК 378.2

доктор филологических наук, доцент Бугаева Ирина Владимировна

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (г. Москва); старший преподаватель Перова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Чистоградова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ЧТЕНИЮ

Аннотация. Чтение публицистических текстов играет большую роль в усвоении иностранного языка, что объясняется их большим потенциалом для развития таких умений обучающихся, как анализ, обобщение информации, ее аргументация, критическое мышление и т.д. Будучи видом речевой деятельности чтение обладает эффективным потенциалом для развития личности обучающегося. В ходе чтения осуществляется знакомство с различным культурологическим, страноведческим или специальным содержанием. В методике обучения иностранным языкам исследователи выделяют конкретные виды чтения. Эти виды развиваются с помощью специальных упражнений. Методисты выделяют также несколько этапов при работе над чтением - предтекстовый, текстовый и послетекстовый. В статье текст описывается как важный источник формирования лексико-грамматических и фонетических навыков обучающихся. Он отражает особенности лексико-грамматической организации иностранного языка в целом, а также показывает специфику функционирования отдельных языковых единиц. Эффективность работы над аутентичным публицистическим текстом на занятиях по иностранному языку связана с учетом комплекса особенностей. Это зависит во многом от базовых особенностей соответствующего функционального стиля и от специфических особенностей конкретного жанра. Функционально-стилистическая специфика проявляется в отборе,

комбинировании и частотном использовании стилистических, экспрессивных, оценочных элементов. Целью статьи является изучение оценочного потенциала современных художественных рецензий на английском языке из аутентичных изданий. В статье предложена разработанная авторами система упражнений для обучения изучающему виду чтения студентов вуза. Система упражнений учитывает композиционные особенности, жанровую специфику, функциональные возможности, лексико-грамматические и стилистические средства оформления художественных рецензий. В статье установлено, что в результате использования системы упражнений создаются условия для аргументированных ответов, мнений, дискуссий в рамках обсуждаемых вопросов, комплекс упражнений будет способствовать более эффективному обучению английскому языку.

Ключевые слова: иностранный язык, публицистический текст, художественная рецензия, виды чтения, изучающее чтение, оценка.

Annotation. Reading journalistic texts plays a big role in mastering a foreign language, which is explained by their great potential for the development of such skills of students as analysis, generalization of information, its argumentation, critical thinking, etc. As a type of speech activity, reading has an effective potential for the development of the student's personality. In the course of reading, acquaintance with various cultural, regional or special content is carried out. In the methodology of teaching foreign languages, researchers identify specific types of reading. These types are developed with the help of special exercises. Methodists also distinguish several stages when working on reading - pre-text, text and post-text. The article describes the text as an important source for the formation of students' lexico-grammatical and phonetic skills. It reflects the features of the lexical and grammatical organization of a foreign language as a whole, and also shows the specifics of the functioning of individual language units. The effectiveness of work on an authentic journalistic text in a foreign language class is associated with taking into account a complex of features. It depends largely on the basic features of the corresponding functional style and on the specific features of a particular genre. Functional and stylistic specificity is manifested in the selection, combination and frequent use of stylistic, expressive, evaluative elements. The purpose of the article is to study the evaluative potential of modern art reviews in English from authentic publications. The article proposes a system of exercises developed by the authors for teaching the studying type of reading to university students. The system of exercises takes into account compositional features, genre specifics, functionality, lexical, grammatical and stylistic means of designing art reviews. The article found that as a result of using a system of exercises, conditions are created for reasoned answers, opinions, discussions within the framework of the issues under discussion, a set of exercises will contribute to more effective teaching of the English language.

Key words: foreign language, nonfiction text, art review, types of reading, reading for detail, evaluation.

Введение. Чтение как один из видов речевой деятельности несет в себе большой потенциал для всестороннего развития личности обучающегося: происходит знакомство с различным культурологическим, страноведческим или специальным содержанием. В методике обучения иностранным языкам отечественные и зарубежные исследователи определяют конкретные виды чтения, развиваемые с помощью специальных упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах [3; 5; 6]. Прямую связь с процессом чтения на занятиях по иностранному языку имеет текст, представляющий собой важную дидактическую единицу. Одним из главных источников аутентичной информации становятся публицистические тексты, обладающие рядом других особенностей. К ним мы можем отнести, например, использование стилистических, экспрессивных и других элементов в содержании.

Потенциал текста исследуется не только с лингвистической точки зрения, но и методической: в процессе обучения иностранным языкам. Текст становится важным источником формирования лексико-грамматических и фонетических навыков обучающихся, отражает особенности лексико-грамматической организации иностранного языка, а также показывает специфику функционирования отдельных языковых единиц. Чтение публицистических текстов играет большую роль в усвоении иностранного языка, что объясняется их большим потенциалом для развития таких умений обучающихся, как анализ, обобщение информации, ее аргументация, критическое мышление и т.д. Организация эффективной работы над публицистическим текстом связана с учетом особенностей, определяемых соответствующим функциональным стилем: использованием стилистических, экспрессивных, оценочных элементов. Целью статьи является изучение оценочного потенциала современных художественных рецензий на английском языке из аутентичных изданий, а также разработка системы упражнений для обучения изучающему виду чтения.

Изложение основного материала статьи. Текст играет важную роль в процессе преподавания иностранного языка, обращение методистов к тексту объясняется тем, что он является образцом реального использования языковых единиц в речи, он отражает особенности лексико-грамматической организации иностранного языка, показывает специфику функционирования отдельных языковых единиц, становится важным источником формирования лексических, грамматических, фонетических и ритмико-интонационных навыков студентов при изучении иностранного языка. Отметим потенциал текста как дидактической единицы и выделим его особенности: отражение реалий иноязычной культуры; создание условий для говорения на иностранном языке и выражения собственного мнения; применение различных форм взаимодействия между студентами в ходе работы над ним; использование текста как источника аутентичных материалов; развитие мотивации студентов на занятиях в силу различной тематической направленности и т.д.

В процессе чтения иноязычного текста определяют также уровни его понимания. На первом уровне происходит распознание отдельных предметов и явлений, о которых сообщается в тексте. На втором и третьем уровнях характеризуются связи между данными предметами и явлениями посредством грамматики языка. Четвертый уровень предполагает понимание общего содержания текста, а пятый уровень будет отличаться от предыдущего достаточно полным и точным пониманием содержания представленного иноязычного текста. Шестой и седьмой уровни становятся возможными при восприятии художественного текста в момент проникновения в эмоционально-оценочный и побудительно-волевой планы текста [2, С. 136-139].

Традиционно выделяют три этапа работы при чтении иноязычного текста: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Охарактеризуем кратко каждый из них:

- на предтекстовом этапе осуществляется работа по снятию языковых, социокультурных трудностей, развивается языковая и контекстуальная догадка, происходит включение знаний из личностного опыта обучающихся в момент смыслового прогнозирования содержания текста;

- текстовый этап, в свою очередь, нацелен на решение конкретной коммуникативной задачи с достижением определенной степени понимания содержания текста;

- на послетекстовом этапе продолжается осмысление текста. Здесь речь может идти об извлечении, например, информации имплицитного характера, замысла автора или формировании собственного отношения к описываемой проблеме. Важно отметить, что каждый из обозначенных этапов реализуется через конкретные упражнения, обеспечивающие поэтапную эффективную работу над иноязычным текстом. Близкую характеристику рассматриваемых этапов мы также можем обнаружить и в современных зарубежных исследованиях, где разница между этапами выявляется

на уровне терминологических описаний: стратегии перед непосредственным чтением (служат для активизации предыдущих знаний и формулирования ожиданий от текста); стратегии при чтении (служат для понимания отдельных слов, предложений и абзацев, а также для распознавания центральных утверждений (подтем, макропредложений) текста); стратегии после прочтения (служат для понимания структуры текста / тематического развития темы, а также для (критического) осмысления или оценки текста [9, С. 16-17].

Рассмотрим также распространенные модели чтения иноязычного текста: «снизу-вверх», «сверху-вниз», «интерактивное чтение» [4, С. 166]. Главной особенностью первой модели становится процесс декодирования информации «снизу»: графемы - слова - предложения - сверхфразовые единства - понимание текста в целом. Вторая модель чтения предполагает нисходящий характер восприятия информации: общее представление о тексте - гипотезы по содержанию текста - подтверждение или опровержение гипотез. При этом интерактивная модель представляет собой синтез особенностей первого и второго подходов. Восприятие информации становится возможным благодаря способности читателя понимать значения слов в тексте, а также прогнозировать возможное его содержание, используя свой предшествующий опыт. В зарубежных исследованиях также предлагаются описания этапов каждого подхода. Работа над тем или иным иноязычным текстом может быть связана с включением определенного вида чтения, например, Е.Н. Соловова выделяет аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и др. виды чтения [8, С. 157].

Приведенный ниже дидактизированный аутентичный текст художественной рецензии может быть использован при обучении изучающему виду чтения в рамках дисциплины «Практика устной и письменной речи (английский язык)». Оптимальной представляется работа с приведенными дидактическими материалами в рамках следующих тем: «Электронные СМИ», «Пресса», когда у студентов развита способность к критическому мышлению [7]. Применение предлагаемых заданий способствует формированию у обучающихся языковой компетенции, а также в значительной мере социокультурной компетенции [3, С. 24]. Эти упражнения могут также эффективно использоваться при электронном дистанционном обучении [1, С. 62].

Разработанная система упражнений была создана на материале англоязычного текста рецензии «Radical Acts of Love by Janie Brown review - making sense of the end of life», опубликованной в британском издании «The Guardian», автором статьи является Том Ласан [10].

Radical Acts of Love by Janie Brown review - making sense of the end of life

I had never seen a dying woman dance before," Janie Brown writes in Radical Acts of Love - a book about her conversations and interactions with terminal cancer patients as an oncology nurse and counsellor. At a retreat - organised and led by Brown -where people with terminal cancer prepare themselves "to die with peace and acceptance", this woman dances: "her large belly full of cancer and her laboured breathing didn't seem to impede the ease and grace with which she swayed," Brown writes. This story is one of 20 featured in the book, each of which centres on a different person's unique experience of dying. Some of these people struggle with a fear of death, some are worried not for themselves but for the loved ones they will leave behind; others are consumed by regret, or rage, at what life has thrown at them, or the choices they have made. "Preparing for death is a radical act of love for ourselves, and for those close to us who live on after we're gone," Brown writes.

The subject of dying has been in the spotlight this year, most notably in Dear Life, the memoir by palliative care doctor Rachel Clarke and Death Is But a Dream by hospice doctor Christopher Kerr. As a counsellor, Brown's perspective is different. She tells of a woman unable as a child to attend her mother's funeral who recreates the event during one retreat; the other attendees mourn with her. "I have a hole in my soul," says Bella, another retreat attendee.

Rediger does not tell any stories about people who became ill, avoided stress, embraced love - and still died anyway.

Brown's writing can be elegant and powerful, though platitudes too often take the place of her own voice - even in a book that includes so many unique stories about death. And the experiences written about are sometimes made uniform and impersonal by an overtly spiritual tone. Yet in Radical Acts of Love people heal, make amends and discover new sides to themselves - in short, they become more alive - months, or even weeks, before death. The book reframes what it means to heal, which we usually associate with recovery and, therefore, the continuation of life. "We know how to die, just as we knew how to come into this world," Brown writes. "We also know how to heal, and to settle our lives as best we can, before we die.

1) Pre-reading assignments:

1. Read the title of the article. What is this text about? State the main theme. Submit your title and subtitle.

2. Read the key words below. What do you think the article will be about?

Key words: make amend, recover, discover new sides to themselves, continuation of life.

3. What word of the title can it be established that we are talking about the dying people? What other options can you suggest?

2) Reading assignments:

1. Read the text. Were your presuppositions regarding the content of the article correct? Why didn't your expectations come true? What linguistic means prevented this?

2. Is the topic expressed in the title of the text? Why do you think so? Prove your opinion. What other header options are possible?

3. Find in the text words / word combinations that author uses to characterize the author's style of writing the book, an individual assessment of the hero, events, objects.

4. List the topics of the problems raised in the text. Group them, highlight the main and secondary.

5. Try to understand the underlined and highlited words. Check in the dictionary. Explain the meaning of the highlighted language units. What do they bring to the text? What would the text be like without the highlighted words?

3) Post-reading assignments

1. Make a list of questions to the review. Express your opinion on what you've read. Provide additional information known to

you.

2. Find key words of the review, explain their meaning? Why do you think these words are key words?

3. Write down 5 words / phrases / figures of speech that you find the most interesting. Provide their definitions and use in the sentences of your own. Are they evaluative? Positive or negative?

4. Explain the main idea of the text in your own words. Use the evaluation tools chosen by the author to evaluate the characters and events.

5. Summarize information from the text in a scheme using key words and lexis from the review.

Выводы. Разработанная система упражнений способствует проникновению в смысл содержания текста рецензии через глубокий анализ. Условия для анализа создаются уже на предтекстовом этапе, где развивается мотив чтения через прогнозирование содержания. Безусловно, одной из задач, выполняемых на данном этапе, является снятие трудностей, связанных с использованием как новых лексических единиц, так и оценочных средств. Далее, условия развития изучающего вида чтения закрепляются на текстовом этапе при первом и вторичном прочтениях текста, где работа над образными средствами позволяет углубиться в передаваемый смысл. На данном этапе обучающийся может ответить на вопрос,

например, о намерениях автора в случае использования того или иного оценочного средства или самостоятельно осуществить интерпретацию всего текста. На послетекстовом этапе работа над содержанием рецензии продолжается. Здесь создаются условия для аргументированных ответов, мнений, дискуссий в рамках обсуждаемых вопросов. Все это позволяет утверждать, что разработанная система упражнений будет способствовать более эффективному обучению английскому языку.

Литература:

1. Гусева, Л.В. Вынужденная дигитализация языкового образования: проблемы освоения иностранного языка в электронной среде / Л.В. Гусева, Е.В. Плисов // Вестник Московского университета. - Сер. 20: Педагогическое образование. - 2020. - №4. - С. 61-70.

2. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

3. Клюева, М.И. Современные подходы к обучению иностранным языкам / М.И. Клюева. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.

4. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 253 с.

5. Плисов, Е.В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах / Е.В. Плисов, Е.В. Наумова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 283-285.

6. Плисов, Е.В. Использование художественных рецензий при обучении чтению на занятиях по английскому языку / А.В. Ворохобов, С.А. Ларюшкин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-2. - С. 222-225.

7. Серебровская, Н.Е. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н.Е. Серебровская, И.С. Кочергина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. -№3. - С. 12.

8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.

9. Initiative zur Lesekompetenzförderung in allen Fächern mit dem Schwerpunkt Lesestrategien / М. Leubner, Н. Clauß, С. Franke, М. Metscher. - Ludwigsfelde-Struveshof: Landesinstitut für Schule und Medien Berlin-Brandenburg (LISUM), 2010. - 41 S.

10. Lathan, T. Radical Acts of Love by Janie Brown review - making sense of the end of life / T. Lathan // The Guardian. -2020. - URL: https://www.theguardian.com/books/2020/mar/21/radical-acts-of-love-review-by-tom-lathan-review (дата обращения: 20.03.2022).

Педагогика

УДК 387.61

кандидат филологических наук Бунеева Елена Васильевна

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению места и роли литературно-педагогического наследия в современной системе гуманитарного образования в контексте русского мира. Литературное наследие предлагается трактовать в русле культурно-образовательной среды. Актуальность работы обусловлена глубинным кризисом гуманитарного образования в современном обществе, вызванным, в том числе забвением литературно-педагогического наследия на региональном и федеральном уровне, в системе школьного и вузовского образования. Цель статьи - обозначить пути выхода из сложившегося кризиса при опоре на русскую классическую литературу как педагогический источник. Для достижения данной цели использовались описательный и сравнительно-исторический методы. В качестве одного из путей выхода из сложившегося кризиса предлагается создать единую гуманитарную педагогическую парадигму учебных дисциплин гуманитарного профиля, в рамках которой обеспечить их взаимодействие в процессе образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях и организациях высшего профессионального образования. В работе дается определение литературно-педагогическому наследию, раскрывается понятие «классическая литература». Определяется роль русской классической литературы как основы самосохранения нации. В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Данным дисциплинам отводится роль мощнейшего средства консолидации многонационального российского народа, его исторической и генетической скрепе.

Ключевые слова: литературно-педагогическое наследие, классическая литература, культурно-образовательная среда, гуманитарное образование, русский язык.

Annotation. This study is devoted to the consideration of the place and role of literary and pedagogical heritage in the modern system of humanities education in the context of the Russian world. The literary heritage is proposed to be interpreted in line with the cultural and educational environment. The relevance of the work is due to the deep crisis of humanitarian education in modern society, caused, among other things, by the oblivion of literary and pedagogical heritage at the regional and federal levels, in the system of school and university education. The purpose of the article is to identify ways out of the current crisis by relying on Russian classical literature as a pedagogical source. Descriptive and comparative-historical methods were used to achieve this goal. As one of the ways out of the current crisis, it is proposed to create a unified humanitarian pedagogical paradigm of humanitarian disciplines, within which to ensure their interaction in the process of educational and educational activities in general education organizations and organizations of higher professional education. The paper defines the literary and pedagogical heritage, reveals the concept of "classical literature". It is proposed to perceive it as the basis for the self-preservation of the nation. The article discusses the current problems of teaching Russian language and literature at school and university. They are given the role of the most powerful means of consolidating the multinational Russian people, its historical and genetic bond.

Key words: literary and pedagogical heritage, classical literature, cultural environment, humanitarian education, Russian language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.