Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюева Марина Игоревна, Пронина Наталья Сергеевна, Скрипко Елена Сергеевна

В статье дается характеристика чтения как вида речевой деятельности. Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие, понимание и осмысление информации, содержащейся в тексте. Среди других видов чтение занимает ведущее место по распространённости, важности и доступности. В современной науке принят деятельностный подход в обучении иностранным языкам. Это означает обучение учащихся речевой деятельности на иностранном языке, которая имеет своё иерархическое строение: речевая деятельность - действия - операции. На этапе совершенствования навыков и умений чтения (средние и старшие классы) происходит обучение собственно чтению, или коммуникативному чтению. Оно ведётся на текстах разных функциональных стилей. Основная задача учителя при обучении чтению - научить учащихся чтению с пониманием, извлечением содержания из письменного текста, поскольку этого требуют современные условия жизни. В работе выявлены психолингвистические, дидактические и методические особенности организации учебного процесса по обучению учащихся просмотровому чтению. В настоящем исследовании рассматривается проблема оптимизации процесса обучения школьников среднего этапа обучения данному виду чтения. В статье обосновывается важность дифференцированного подхода при работе над каждым видом чтения, в частности - при обучении просмотровому чтению, т.к. читающий ставит перед собой разные цели. Авторы предлагают комплекс упражнений для работы на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. В статье приводится пример фрагмента урока по обучению поисковому чтению. Статья будет полезна учителям английского языка в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюева Марина Игоревна, Пронина Наталья Сергеевна, Скрипко Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEARNING TO VIEW READING IN ENGLISH LESSONS IN HIGH SCHOOL

The article describes reading as a type of speech activity. Reading is a receptive type of speech activity aimed at perception, understanding and comprehension of the information contained in the text. Among other types, reading occupies a leading place in terms of prevalence, importance and accessibility. In modern science, an activity-based approach to the study of foreign languages has been adopted. This means teaching students speech activity in a foreign language, which has its own hierarchical structure: speech activity - actions - operations. At the stage of improving reading skills and abilities (middle and high school) there is learning to actually read, or communicative reading. It is conducted on texts of different functional styles. The main task of a teacher in teaching reading is to teach students to read with understanding, extracting content from a written text, since modern living conditions require it. The work reveals the psycholinguistic, didactic and methodological features of the organization of the educational process for teaching students to read. In this study, the problem of optimizing the process of teaching secondary school students to this type of reading is considered. The article substantiates the importance of a differentiated approach when working on each type of reading, in particular, when teaching scan reading, because the reader sets different goals for himself. The authors offer a set of exercises for working at the pre-reading, reading and after-reading stages. The article provides an example of a fragment of a lesson on teaching search reading. The article will be useful for teachers of English in high school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 37.013.75

кандидат педагогических наук, доцент Клюева Марина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Пронина Наталья Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Скрипко Елена Сергеевна

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В

СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье дается характеристика чтения как вида речевой деятельности. Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие, понимание и осмысление информации, содержащейся в тексте. Среди других видов чтение занимает ведущее место по распространённости, важности и доступности. В современной науке принят деятельностный подход в обучении иностранным языкам. Это означает обучение учащихся речевой деятельности на иностранном языке, которая имеет своё иерархическое строение: речевая деятельность - действия - операции. На этапе совершенствования навыков и умений чтения (средние и старшие классы) происходит обучение собственно чтению, или коммуникативному чтению. Оно ведётся на текстах разных функциональных стилей. Основная задача учителя при обучении чтению - научить учащихся чтению с пониманием, извлечением содержания из письменного текста, поскольку этого требуют современные условия жизни. В работе выявлены психолингвистические, дидактические и методические особенности организации учебного процесса по обучению учащихся просмотровому чтению. В настоящем исследовании рассматривается проблема оптимизации процесса обучения школьников среднего этапа обучения данному виду чтения. В статье обосновывается важность дифференцированного подхода при работе над каждым видом чтения, в частности - при обучении просмотровому чтению, т.к. читающий ставит перед собой разные цели. Авторы предлагают комплекс упражнений для работы на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. В статье приводится пример фрагмента урока по обучению поисковому чтению. Статья будет полезна учителям английского языка в старших классах.

Ключевые слова: чтение, деятельностный подход, вид речевой деятельности, виды чтения, просмотровое чтение.

Annotation. The article describes reading as a type of speech activity. Reading is a receptive type of speech activity aimed at perception, understanding and comprehension of the information contained in the text. Among other types, reading occupies a leading place in terms of prevalence, importance and accessibility. In modern science, an activity-based approach to the study of foreign languages has been adopted. This means teaching students speech activity in a foreign language, which has its own hierarchical structure: speech activity - actions - operations. At the stage of improving reading skills and abilities (middle and high school) there is learning to actually read, or communicative reading. It is conducted on texts of different functional styles. The main task of a teacher in teaching reading is to teach students to read with understanding, extracting content from a written text, since modern living conditions require it. The work reveals the psycholinguistic, didactic and methodological features of the organization of the educational process for teaching students to read. In this study, the problem of optimizing the process of teaching secondary school students to this type of reading is considered. The article substantiates the importance of a differentiated approach when working on each type of reading, in particular, when teaching scan reading, because the reader sets different goals for himself. The authors offer a set of exercises for working at the pre-reading, reading and after-reading stages. The article provides an example of a fragment of a lesson on teaching search reading. The article will be useful for teachers of English in high school.

Key words: reading, activity-based approach, type of speech activity, types of reading, scan reading.

Введение. Чтение является опосредованной формой общения. В процессе чтения осуществляются:

- перцептивные действия (связанные с восприятием), включающие операции восприятия, узнавания, понимание языковых средств (фонетических, лексических, грамматических);

- мыслительные - операции: языковое и смысловое прогнозирование, декодирование, вычленение смысловых вех и т.п.;

- мнемические - связанные с работой памяти;

- моторные - проговаривание, осуществляемое во внутренней речи.

Перечисленные действия составляют процессуальную сторону чтения. Содержательную сторону составляет результат деятельности чтения - понимание прочитанного. Чтение как ВРД представляет собой единство двух сторон -процессуальной и содержательной.

Изложение основного материала статьи. Таким образом, «чтение - это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» [3]. Во время чтения глаз совершает скачкообразные поступательные движения по строке. Чтение осуществляется в момент остановки глаз - происходит сличение графических знаков с эталонами лингвистических знаков, хранящихся в памяти читающего [6].

Чтение выступает в качестве средства и цели обучения. Программа предусматривает следующие цели обучения чтению:

1. формирование умений читать аутентичные тексты различных функциональных стилей: художественных, публицистических, научно-популярных, прагматических;

2. умений читать аутентичные тексты с полным пониманием и с пониманием основного содержания;

3. уметь пользоваться справочной литературой при чтении (двуязычным словарём, лингвострановедческим словарём, грамматическим справочником) [5].

В Государственном Стандарте говорится, что школьники на среднем этапе обучения должны «научиться читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения) и с понимание основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной информации как интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение)» [8].

Текст одновременно служит объектом восприятия и является объектом смысловой обработки, являясь при этом продуктом говорения [2] и средством речевого взаимодействия на читающего [4].

В условиях школы используются разные виды текстов:

1. учебные (опорные) тексты, составленные авторами УМК, содержащие только знакомый лексико-грамматический материал;

2. тексты - модели, предназначенные для работы над устной темой, по аналогии с которыми учащиеся составляют монологические высказывания;

3. тексты разных функциональных стилей [5].

Тексты, предлагаемые для обучения просмотровому чтению, должны быть доступными, интересными для учеников, соответствовать возрастным и психологическим особенностям их возраста, необходимо учитывать содержание, информационную насыщенность, язык и объем текста [1], [9].

На этапе совершенствования навыков и умений чтения (средние и старшие классы) происходит обучение собственно чтению, или коммуникативному чтению.

При работе над каждым видом текста требуется дифференцированный подход, т.к. читающий ставит перед собой разные цели:

1. при чтении художественного текста - понятие сюжетной линии, поступков героев, их взаимоотношений, основных идей текста;

2. научно-популярного текста - найти интересные факты для расширения общего кругозора;

3. прагматические тексты - найти интересующую информацию, например: читая театральную программку, выбрать спектакль, поставленный интересующим вас режиссёром, или с участием интересующего вас актёра.

Работа по обучению просмотровому чтению проводится в классе под контролем учителя в 2-х режимах - без ограничения времени и с ограничением времени. Технология обучения разным видам чтения строится по следующей схеме.

I. Предтекстовый этап.

1. Учащимся дается речевая установка, коммуникативное задание.

2. Снятие трудностей. Чтобы обеспечить беспереводное понимание читаемого, учитель выписывает на доску трудные в фонетическом и смысловом отношении языковые единицы. Фонетические трудности могут представлять имена собственные, географические названия. Понимание смысла могут нарушать незнакомые, но необходимые для раскрытия содержания текста слова. Учитель либо сообщает их значения (слова даются на доске с переводом), либо учащиеся сами догадываются об их значениях по контексту.

II. Текстовый этап: чтение текста про себя с заданием. Наличие предваряющих заданий ускоряет чтение и направляет внимание читающего на содержание, сужает поле поиска необходимой информации.

III. Послетекстовый этап.

1. Поисковые задания условно-коммуникативного характера, которые помогают учителю выяснить степень понимания учащимися прочитанного текста. Например:

- Multiple choice;

- Put the sentences from the text in the correct order;

- исправьте предложения из текста, если они не верны;

- ответьте на проблемные вопросы по тексту - Think and explain why ...

Далее следуют упражнения на развитие устной речи на основе текста.

Нами был разработан комплекс упражнений, направленных на оптимизацию процесса обучении просмотровому чтению. Этот комплекс содержит разнообразные задания, разделенные на две группы - подготовительные упражнения и упражнения на извлечение информации из текста на уровне содержания и смысла.

Подготовительные упражнения. Предлагаемый комплекс упражнений включает упражнения, направленные на формирование механизма вероятностного прогнозирования, обучение вычленению различных категорий смысловой информации, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки. Данный комплекс использовался при работе с каждым аутентичным текстом и включал в себя упражнения, построенные на материале соответствующего текста.

1. Графемно-фонемные упражнения, целью которых является мгновенное узнавание графической формы слов и подготовка к чтению связных предложений, абзацев, текста.

2. Операционно-структурные. Цель - умение расчленять текст на смысловые отрывки, определять известное и новое, главное и второстепенное. Для этого необходимо:

- обучение правильному интонированию с точки зрения логического членения предложения;

- обучение формальным показателям для выражения нового: there is/there are; выделительные частицы alone, one, so, even; синтаксические обороты -It was Smith who ...

Упражнения на извлечение информации из текста на уровне содержания и смысла.

Мы предлагаем обучающимся следующие задания:

- Look through the article and guess what it is about.

- Read the title / subtitle, the first sentence of the text and guess the topic, place and time of events.

- Choose from these articles the articles on the topic ...

- Choose which articles you could use when preparing for a lesson on the topic ...

- Find out if there is an article about ... in this journal ...

Одним из важных моментов при работе над развитием навыков чтения является контроль понимания текста. Мы сочли целесообразным использовать тест как средство контроля понимания. Учащимся было предложено выбрать из числа контрольных предложений те, которые соответствуют содержанию текста. Мы использовали данный прием контроля понимания, так как он позволяет одновременно проверить всех учащихся, он экономичен и объективен.

Приведем пример фрагмента урока по обучению поисковому чтению.Учащимся было предложено прочитать текст "Robin Hood" (отобранная краткая история о Робин Гуде) [8].

Работа проводилась по следующему плану:

1. Предтекстовый этап.

ОЗУ. Do you remember who was Robin Hood? What was he famous for?

Look at the text, but don't read it yet. What type of text is it?

a) a newspaper article

b) a letter

c) a TV script

d) a biography

e) a short story

2. Текстовый этап.

Цель: поиск необходимой информации.

ОЗУ. Look through the text very quickly. Finish the sentences:

1) Robin Hood is...

2) He lived in ...

3) One day Robin Hood was...

4) The young man was.

5) So Little John married.

6) When the young man came.

7) She was going into.

ОЗУ. Put the sentences in the correct order to make a plan.

1. The priest refused to marry the girl to Allan-a-Dale.

2. The young man was sad and unhappy.

3. Robin Hood met a young man.

4. Little John married the young people.

5. Allan-a-Dale became Robin Hood's true servant.

6. They saw the girl in the church.

3. Послетекстовый этап.

Цель: выявление основных элементов содержания текста.

ОЗУ. Agree or disagree with the sentences.

1. Robin Hood is a legendary hero of England.

2. The young man answered that his name was Robin Hood.

3. Robin Hood lived in Greenwood with his merry men.

4. The young man was wearing a red coat and singing merrily.

- Give your opinion about his text.

Выводы. Обучение чтению будет более эффективным, если оно сочетается с рациональной системой контроля. Контроль выступает в качестве стимула учебной деятельности для ученика и как способ управления этой деятельностью для учителя. Основная задача учителя при обучении чтению - научить учащихся чтению с пониманием, извлечением содержания из письменного текста, поскольку этого требуют современные условия жизни [11].

Литература:

1. Банникова, Л.С. Методика обучения поисковому чтению (на материале преподавания английского языка на старшем этапе обучения в неязыковом вузе): Автореф. дис. канд пед. наук 13.00.02 / Банникова Людмила Степановна. -Ленинград, 1981. - 20 с.

2. Белова, Е.Е. Современный подход к обучению чтению на английском языке / Е.Е. Белова, Ю.А. Гаврикова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА. - 2018. - Вып. 59. - Ч. 3. - С. 80-83.

3. Клычникова, 3.И. К вопросу о взаимоотношении внимания и понимания при восприятии иноязычного текста / З.И. Клычникова // Иностр. языки в высшей школе. - 1968. - Вып. 4. - С. 34-38.

4. Перевощикова, Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.

6. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 4.

7. Шамов, А.Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в вузе / А.Н. Шамов, О.М. Ким // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1086. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-5 (дата обращения: 06.12.2021)

8. Aebersold, J.A. From reader to reading teacher: issues and strategies for second language classrooms. / J.A. Aebersold, Lee M. Field. - Cambridge University Press, Vol. 21. - Issue 3. - 1997. - 263 p.

9. Brown, D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy / D. Brown. - Pearson Education ESL, 2010. - 491 p.

10. Grellet, F. Developing reading skills: A practical guide to reading comprehension exercises / F. Grellet. - Cambridge University Press, 1999. - 150 p.

11. ФГОС ОО "Иностранный язык": сайт. - 2021. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Фролова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Перяшкина Арина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается применение современных форм и методов в профессиональном образовании. Цифровое общество ставит необходимые условия применения цифровых технологий во всех сферах деятельности, в том числе и образовании. Поиск и применение новых форм и средств позволит профессиональному образованию выйти на более качественный уровень, и обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых принимать вызовы цифровой эпохе.

Ключевые слова: формы и методы обучения, профессиональное образование, цифровизация общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.