Педагогика
УДК 378.2
доктор филологических наук, доцент Плисов Евгений Владимирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Наумова Елена Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ
КЛАССАХ
Аннотация. Целью представленной работы является выявление и анализ аксиологического потенциала современных англоязычных публицистических текстов и возможности их использования при обучении чтению в старших классах. В статье выявляется образовательный потенциал публицистических текстов, который способствует развитию логического и критического мышления, а также навыка поиска необходимой информации. Авторы предлагают использовать при обучении чтению комплекс упражнений, в котором сочетается когнитивная направленность процесса обучения английскому языку, понимание текста и его ориентация на формирование духовно-ценностной сферы личности обучающихся.
Ключевые слова: чтение, публицистический текст, изучающий вид чтения, аксиологический потенциал.
Annotation. The aim of the presented work is to identify and analyze the axiological potential of modern English-language journalistic texts and the possibility of their use in teaching reading in high school. The article reveals the educational potential of journalistic texts, which contributes to the development of logical and critical thinking, as well as the skill of finding the necessary information. The authors propose to use a set of exercises in teaching reading, which combines the cognitive orientation of the process of teaching English, understanding the text and its orientation towards the formation of the spiritual and value sphere of the personality of students.
Keywords: reading, nonfiction text, studying the type of reading, axiological potential.
Введение. В процессе изучения английского языка чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, занимающий одну из центральных позиций. Существуют разные виды чтения, однако если брать во внимание изучающее чтение, оно предусматривает максимальный уровень проникновения в информацию, представленную в тексте. Данный вид чтения характеризуется медленным протеканием с анализом прочитанного. Различные политические, социальные и культурные события способствуют появлению новой лексики, которая часто впервые встречается в публицистике. Интегрирование публицистических материалов в учебный процесс является необходимым компонентом, который обусловлен познавательной и воспитательной направленностью процесса обучения и способствует выработке навыка взаимодействия с аутентичными электронными ресурсами [1; 4]. Несмотря на то, что применение публицистических текстов обладает обучающим, познавательным и воспитательным характером, методистами не было предложено четкой теоретической базы по этому вопросу, и для того чтобы урок был грамотно организован, учитель должен разработать специальную систему упражнений.
Прочтение и анализ публицистических текстов способствует развитию логического и критического мышления, а также навыка поиска необходимой информации. Публицистические тексты являются качественным информационным ресурсом, где ученики могут получить информацию страноведческого характера, а также подробности развития социально-культурного и политико-экономического строя страны изучаемого языка [13, с. 5]. Основной целью данной статьи является выявление и анализ аксиологического потенциала современных англоязычных публицистических текстов при их использовании в учебном процессе. Анализ аксиологического потенциала позволяет органично сочетать когнитивную направленность процесса обучения английскому языку, понимание текста и его ориентацию на формирование духовно-ценностной сферы личности обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Аксиологический подход в современном образовании является основополагающим, что подтверждено и закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) ориентацией на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Осуществлению данного принципа может способствовать использование публицистических текстов, на основе которых ученики формируют ценностные ориентиры, а учитель может интенсифицировать процесс обучения [5; 6]. К задачам изучающего чтения можно отнести: формирование языковой догадки, детализированный анализ прочитанного текста в соответствии с логическими и языковыми данными представленными в тексте, а также формирование навыка преодоления трудностей в понимании иноязычного текста. С целью осуществления поставленных целей и задач тексты в процессе обучения изучающему чтению должны иметь высокую познавательную ценность и информативную значимость. Тексты, направленные на данный вид чтения, представляют наибольшую трудность для текущего этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом плане [3, с. 235]. Если учитель решил применить публицистические тексты на уроке иностранного языка, то он должен убедиться в том, что они соответствуют определенным критериям эффективности: 1) критерию учебной ценности изучаемых текстов; 2) критерию познавательной ценности изучаемых текстов; 3) критерию их воспитательной ценности; 4) критерию их развивающей ценности; 5) критерию нравственной ценности [8].
Необходимо понимать, что даже если текст отвечает всем требованиям и задания методически правильно разработаны, нельзя гарантировать, что обучение не доставит сложности для понимания и работы у учеников. Для того, чтобы ученикам было легче воспринимать материал, учитель должен убедиться в полном понимании учеников, что может быть обеспечено через выборочное чтение материала газеты с пересказом прочитанного. Помимо этого, учитель должен предусмотреть возникновение сложностей с незнакомыми лексико-грамматическими единицами и организовать работу для устранения недопониманий. В публицистических текстах можно встретить большое количество фразеологических единиц. Ученики могут не распознать фразеологизм и может возникнуть ситуация непонимания содержания текста [9]. Сложным моментом для учеников является также частое употребление герундиальных и причастных конструкций, а также устойчивых глагольных сочетаний. Для проработки таких лексических единиц, как аббревиатуры, топонимы, антропонимы и др., ученики не только должны пользоваться словарем, но и выполнять определенные упражнения, направленные на усвоение новых лексических единиц.
Авторы публицистических текстов в своих материалах не только излагают выбранную ими тему, но также стараются подобрать доказательства и аргументировать свою точку зрения. Все это делается с целью психологического влияния на
своего читателя. Для детей со слабо развитыми взглядами это также может оказаться сложностью, и учитель должен организовывать учебный процесс таким образом, чтобы ученик оставался объективным. На этом этапе у ученика должно развиваться критическое мышление [10]. Анализируя предоставленный материал, ученик должен формировать собственное мнение, не ориентируюсь на позицию автора как на правильную. Для этого необходимо создавать условия для того, чтобы обучающийся смог самостоятельно увидеть все достоинства и недостатки. Успешность этого процесса напрямую связана с формированием субъектности ученика как участника образовательного процесса [12]. Существенным средством оказания влияния на читателя является применение аксиологической лексики, так как она способна вызвать ассоциации и заставить противостоять мнению автора или наоборот согласиться с ним.
Работа с любым текстом состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. На предтекстовом этапе работа с аутентичными журналами или газетами начинается с ознакомления с обложкой и заголовком выбранной статьи. Целью данного задания является погружение ученика в тематику, где учащийся должен будет спрогнозировать тему, затронутую в статье, и угадать, к какой категории прессы относиться само издание. Задание может выполняться как индивидуально, так и в небольших группах. Статью также можно разделить на несколько частей, изменив при этом порядок их следования. Задачей учеников будет расположить события в правильном порядке. Наряду с приведенными заданиями, на предтекстовом этапе важным условием для подготовки к чтению является знакомство с новыми словами, которое направлено на то, чтобы снять возможные лексические трудности [11].
Задачей текстового этапа является осуществление контроля понимания учащимися текста. Вначале ученики читают материал все вместе, а после этого слушают, как читает один ученик, и следят по тексту. Самым популярным видом проверки понимания являются ответы на вопросы. На этом этапе многие методисты предлагают применять методику «5W», согласно которой учитель задает не общие вопросы подразумевающие краткий ответ, а вопросы, начинающиеся с what, who, where, when, why, вынуждающие ребенка отвечать подробно, раскрывая детали. Этот тип вопросов способствует построению фундамента для дальнейшей работы с текстом, так как ученики более подробно вникают в содержание материала. Работая с материалами из журналов и газет, выстраивать взаимодействие со словосочетаниями, а не с изолированными словами. Например, слово prime учащиеся выучивают в сочетаниях Prime Minister; power - в сочетаниях Great powers, state power.
Послетекстовый этап является заключительным и должен быть нацелен на развитие творческих навыков, учащихся базируясь при этом на содержание прочитанного. Одним из вариантов упражнений на этом этапе может быть задание, требующее от ученика выражения его точки зрения по поводу изученного, с использованием определенных речевых клише. Оно способствует активизации речемыслительной деятельности [2]. Развитию письменных навыков может поспособствовать написание сочинения объемом 200-220 слов. Прочитанную в тексте информацию можно применять для построения диалогического или монологического высказывания [7, с. 502-506].
В соответствии с приведенными выше критериями, был подобран публицистический текст и разработана система упражнений, нацеленная на развитие навыка изучающего чтения. Материалом для разработки комплекса послужила статья «The Guardian view on voting rights: don't import US-style suppression» из ежедневного леволиберального издания «The Guardian» [14]. В статье автор затрагивает события, посвященные политической тематике. Согласно представленной информации, в Великобритании хотят ввести требование, чтобы горожане предъявляли удостоверение личности с фотографией на избирательных участках во время голосования. Рассмотрение данной статьи на уроке английского языка может быть полезно, так как ознакомившись с ней ученики получат информацию о развитии политической жизни страны изучаемого языка, а также расширят познания о политическом строе Великобритании.
I. Pre-reading activities.
1. Look at the picture and the line after it. What events are discussed in the text?
2. Read the last paragraph of the text and say what content can precede this conclusion.
3. Underline the words and phrases in the text that can be identified as key words.
II. While-reading activities.
1. Translate the highlighted sentences into Russian using the dictionary.
2. Point out the main idea of the article.
3. Look at the words written below. Find them in the text and differentiate each to the column according to its mood.
Words: flaw, progress, attack, fraud, general, identification, hatred, precious.
Evaluation: positive / negative / neutral.
4. Find the following words and phrases in the text.
1) a noun which means "the belief in freedom and equality between people, or a system of government based on this belief, in which power is either held by elected representatives or directly by the people themselves" (paragraph 1);
2) a verb which means "to express your choice or opinion, especially by officially writing a mark on a paper or by raising your hand or speaking in a meeting" (paragraph 1);
3) an adjective which means "worrying, without hope" (paragraph 1);
4) a noun which means "any official card or document with your name and photograph or other information on it that you use to prove who you are" (paragraph 2);
5) a word combination which means "a place where people go to vote in an election" (paragraph 3);
6) a noun which means "an official document containing personal information and usually a photograph that allows a person to travel to foreign countries and to prove who they are" (paragraph 4);
7) a noun which means "a time when people vote in order to choose someone for a political or official job" (paragraph 5).
5. Choose the right word and tell what image does this word give to the event described in the text.
1) Democracy has many_, as Winston Churchill pointed out (flaws / advantages).
2) But_as current arrangements are, the right of all adults to vote in elections remains hugely important (imperfect /
perfect).
3) The requirement to show photo ID in polling stations looks very much like_on voting rights (an attack / a defense).
4) For Mr. Trump and his supporters,_claims of fraud are used to stoke racial hatred and paranoia (spurious / real).
5) To say that importing such measures to the UK is_as an understatement (provocative / pleasing).
6. What is the author's position in this article? Write down the words which he uses to emphasize his feelings concerning this problem.
III. Post-reading activities.
1. Make a plan of the text you have read.
2. Work in pairs and discuss the following question (6 min):
- Would you like to have a requirement of showing photo ID in polling stations or not? Why do you think so?
3. Make up a few questions to the text you have read.
4. Retell the text, using the plan and the new words which you have learned. Your story must contain 10 sentences.
Таким образом, предложенный комплекс упражнений позволяет сделать работу по формированию навыков изучающего чтения более результативной. Это проявляется в ее вкладе в развитие основных механизмов, формирующих навыки изучающего чтения, а именно - языковой и смысловой догадки, умения воспроизвести прочитанное в устной и письменной форме, а также в способности определения оценочного характера употребляемых автором лексических единиц.
Выводы. В результате изучения чтения и возможностей интегрирования публицистических текстов в процесс обучения было установлено, что чтение выступает как основа для формирования письменной и устной речи у ученика через ознакомление с новыми лексическими единицами и отработкой грамматического материала. Изучающий вид чтения требует полного погружения в представленную информацию и проработку деталей текста. Применение изучающего чтения способствует формированию языковой догадки, а также логическому соотношению фактов и отработке языкового материала. Для текстов должно быть характерно наличие высокой познавательной ценности и информативной значимости, так как выбранный текст является не только материалом для работы, а ресурсом, способным оказать влияние на мировоззрение учеников.
Вовлечение публицистических материалов в учебный процесс является необходимым компонентом, так как в них содержаться языковые средства характерные для носителей языка на сегодняшний день. Работа с текстом должна способствовать развитию критического мышления, где ученик должен формировать собственное мнение об описанной ситуации и не воспринимать чужую точку зрению как истинную. В результате был разработан комплекс упражнений, направленных на развитие как устной, так и письменной речи. Упражнения посвящены развитию различных умений, что препятствует формированию шаблонного вида мышления.
Литература:
1. Бойко М.В., Зимина М.В. Обучение студентов иностранному языку с использованием дистанционных средств обучения: условия, способы, трудности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. -С. 64-67.
2. Войнова А.В. Реализация концептуального и социокультурного подходов в системе лексически направленных упражнений // Глобальный научный потенциал. - 2013. - №10(31). - С. 9-12.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
4. Гусева Л.В., Плисов Е.В. Вынужденная дигитализация языкового образования: проблемы освоения иностранного языка в электронной среде // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2020. - №4. -С. 61-70.
5. Клюева М.И., Пронина Н.С. Интенсификация образовательного процесса на уроках иностранного языка в условиях ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. - С. 165-168.
6. Клюева М.И. Современные подходы к обучению иностранным языкам. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.
7. Маслыко Е.А. Настольная книга для преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 516 с.
8. Метелькова Л.А. Основные критерии отбора текстов для обучения студентов чтению на втором иностранном языке // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - №3(91). -С. 128-133.
9. Наумова Е.В., Плисов Е.В. Специфика функционирования фразеологических единиц в художественном тексте (на материале русского и немецкого языков) // Функциональные аспекты языка: традиции и перспективы. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2014. - С. 96-105.
10. Пронина Н.С., Зимина М.В. Психологические условия эффективности обучения старших школьников иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - С. 190-193.
11. Русина И.В., Куцовол Л.П., Евтушенко Г.И. Приемы работы с газетной лексикой на уроке немецкого языка как второго иностранного // Наука и школа. - 2018. - №5. - С. 133-137.
12. Серебровская Н.Е., Кочергина И.С. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 12.
13. Слободенюк Е.А., Плисов Е.В. Вербальная репрезентация образа политика в медиадискурсе: концептуальный анализ: монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - 184 с.
14. The Guardian view on voting rights: don't import US-style suppression // The Guardian. 09.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/mar/09/the-guardian-view-on-voting-rights-dont-import-us-style-suppression (дата обращения 16.08.2021).
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Пономарев Роман Евгеньевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются общие воспитательные проблемы педагогической подготовки, а также проблемы, возникающие вследствие цифровизации образования. Автор обращает особое внимание на вопрос о существующем и формируемом ценностном отношении к педагогической теории и практике, к педагогическому знанию, деятельности, коммуникации и мышлению, а значит и педагогической подготовке в целом. Утверждается, что в образовательном процессе, наряду с формированием собственной точки зрения, способов критического отношения к рассматриваемому содержанию, в деятельности образующегося должен появиться этап, устанавливающий для него разумные границы оценочных суждений и умозаключений. Анализируя изменения в области современного образования и педагогической подготовки, вызванные цифровизацией, автор приходит к выводу, что в настоящее время важно не превратить цифровую транстформацию в цифровое обеспечение воспроизводства воспитательных проблем, в том числе и в подготовке будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическая подготовка, цифровизация, проблемы воспитания.