Научная статья на тему 'Обучение чтению на уроках иностранного языка'

Обучение чтению на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3915
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ЧТЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ / ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Гузалия Дамировна

В данной статье речь пойдет про чтение, которое является важнейшим элементом в обучении иностранному языку. Будут рассмотрены виды чтения и этапы заданий, чтобы овладеть технологией чтения. Важно учитывать проверку понимания текста, которую можно осуществить с помощью тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение чтению на уроках иностранного языка»

4. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли [Текст] / К.А. Мартинсен; пер. с нем. В.Л. Михелис; ред., прим. и вступит. ст. Г.М. Когана. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

5. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К.А. Мартинсен [Пер. с нем. В.Л. Михелис; Предисл. и коммент. Л.И. Ройзман]. М.: Классика-ХХ1, 2003 (ПИК ВИНИТИ). 115 с.

6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Нейгауз [Послесл. Я.И. Мильштейна, с. 257-299]. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. 300 с.

7. Перельман Н.Е. В классе рояля: Короткие рассуждения. 2-е изд. Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. 64 с.

8. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961. 244 с.

9. Тимакин ЕМ. Воспитание пианиста: Метод. пособие / Е.М. Тимакин. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1989. 143 с.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Арасланова Г.Д.

Арасланова Гузалия Дамировна — учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 16, г. Ишимбай

Аннотация: в данной статье речь пойдет про чтение, которое является важнейшим элементом в обучении иностранному языку. Будут рассмотрены виды чтения и этапы заданий, чтобы овладеть технологией чтения. Важно учитывать проверку понимания текста, которую можно осуществить с помощью тестов. Ключевые слова: виды чтения, технология чтения, тесты.

Одним из важнейших элементов в обучении иностранному языку является обучение чтению. Чтение - это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.

С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

Различают следующие виды чтения:

- просмотровое;

- ознакомительное;

- изучающее;

- поисковое.

Просмотровое предполагает получение общего представления о читаемом материале. Целью просмотрового чтения является изучение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Учебные задания должны быть ориентированы в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное — чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без предварительной специальной установки на конкретное использование или воспроизведение полученной информации. Основная задача — извлечь из текста основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

50

Изучающее чтение предполагает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста.

Поисковое чтение — это чтение газет и литературы по специальности. Цель -быстрое нахождение в тексте (текстах) вполне определенных данных [1].

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий [2].

Предтекстовый этап. Чтобы снять трудности в понимании содержания текста, преподаватель сообщает сведения об авторе или произведении. Можно предложить упражнения, в которых формируется языковая догадка, навыки словообразования. Предтекстовые вопросы стимулируют интерес учащихся.

Текстовый этап. Задания должны нацеливать учащихся на общее понимание текста, но и на его интерпретацию, в зависимости от задачи. Обучаемые выполняют упражнения, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое.

Послетекстовый этап. Здесь осуществляется контроль понимания содержания и дается его интерпретация.

В средних и старших классах основная задача учителя — вооружить учащихся приемами работы при чтении про себя , так как оно дает возможность учащимся сосредоточиться на смысловой стороне текста.

Использование этих приемов позволяет формировать языковую компетенцию учащихся и способствует их интеллектуальному развитию. При этом развивается:

1) Логическое мышление (анализ структуры текста, средств связи);

2) Высокая концентрация внимания;

3) Способность к прогнозированию (включает в себя воображению, интуицию, способность к глубокому самоанализу);

4) Способность к оценке (это производная от критического мышления, оценка как собственных действий, так и действий и мыслей других людей);

5) Продуктивность — способность генерировать большое количество идей;

6) Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию).

Проверка понимания текста может осуществляться с помощью тестов. Нужно познакомить учащихся с форматом таких тестов и вооружить эффективными стратегиями их выполнения.

Рассмотрим основные виды таких тестов и способы их активизации познавательной деятельности учащихся при их выполнении [4].

l.Multiple Matching: Headings.

Проверяется способность выделять главное в тексте (заголовки или основная идея) на уровне параграфа. Развиваются способность к прогнозированию, продуктивность мышления.

Может быть предложено два типа заданий:

- Сопоставить заголовки с параграфами текста.

- Сопоставить предложения, выражающие главную мысль, с параграфами текста.

Заголовки или предложения напечатаны до основного текста для того, чтобы

учащиеся получили общее представление о главных идеях, прежде чем начать читать текст. Некоторым удобнее сначала предложить учащимся попробовать оба подхода и выбрать наиболее эффективный для них. Не нужно зацикливаться на первом сделанном выборе, так как могут возникнуть трудности с дальнейшими частями, лучше вернуться и пересмотреть, правильно ли был сделан выбор.

1. Read the text.

2. Read the headings.

3. Cross out the example heading.

4. Look for the key words or phrases in the text which are relevant to the headings. Underline them.

5. Decide on the extra heading.

6. Delete headings used.

7. Do not spend too much time on any one choice. Come back and check it later.

2. Multiple choice.

Это задание на полное понимание текста. Нужно внимательно прочитать текст и задания к нему, чтобы суметь отличать кажущиеся похожими ответы, причину и следствие. Развивается концентрация внимания, логического мышления, способность к оценке. Необходимо научить учащихся сопоставлять ответы с текстом, избегать word-spotting, используя парафраз. Главное — значение.

Вопросы даются в том же порядке, что и информация в тексте. Могут быть задания на значение отдельных слов или фраз в тексте, вопросы на определение темы всего текста, на определение отношения или мнения автора.

Учащиеся в парах выполняют тест по тексту, пользуясь инструкцией:

1. Read the questions first. What kind of text is it?

2. Skim-read the text.

3. Read over the questions and then scan the text to find where the answers can be found.

4. While reading the text , underline the parts which justify your answers.

5. Answer the questions.

6. Do not spend too much time on any one choice. Come back and check it later.

3. Gapped text.

Эти задания направлены на проверку понимания структуры текста и логики развития событий. Учащиеся должны вставить извлеченные из текста предложения или абзацы. Возможен только один правильный ответ. Развиваетс логическое мышление, способность к прогнозированию.

Нужно сначала прочитать весь текст с пропусками, чтобы понять, о чем он, понять структуру текста и как развивается действие. Важно обратить внимание на информацию как до пропуска, так и после него, а так же на их соответствие логике всего текста. Сначала нужно изучить пример, чтобы понять принцип.

Учащиеся должны знать стилистические средства, которые показывают, как могут быть связаны отдельные части текста: показатели времени, причины и следствия, контраста, повтора; уметь правильно употреблять местоимения, времена английского глагола. Важно избегать word-spotting.

Учащиеся в парах выполняют тест по тексту, пользуясь инструкцией:

1. Skim-read the text.

2. Decide on the structure. (Is it chronological, cause and effect, etc.?).

3. Read the example paragraph and the corresponding sentence, cross it out.

4. List the part of the text just before and after the first gap. What kind of inforamtion is missing?

5. Continue like this. Which sentence best fills the gap, refers to the same period of the time, events, etc.

6. Underline in the text words that relate to each other (e.g. both...and).

7. Make sure you mark each answer in the correct box.

4. Multiple Matching.

Такие задания проверяют способность выделить специальную информацию в ряде текстов. Развивают гибкость мышления. В некоторых заданиях можно делать несколько выборов. Важно проанализировать, почему определенная часть текста подходит именно к этому отрывку.

Учащиеся в парах выполняют тест по тексту, пользуясь инструкцией:

1. Skim-read the questions. What are they about?

2. Skim-read the text.

3. Scan the text. In each paragraph underline the answers to the following questions.

4. Underline the part of the text that referred to each question.

5. Answer all the questions even if you think you are guessing.

Работа с текстом очень важна также при обучении лексико-грамматической стороне речи (Use of English).

Подводя итоги статьи, хотелось сказать, что обучение чтению оказывает огромное влияние на изучение иностранного языка. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки. Рассмотренные нами виды и этапы чтения могут улучшить и облегчить обучение чтению у детей, а предложенные тесты смогут легко проверить прочитанную детьми информацию.

Список литературы

1. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Ин.яз. в школе.1997. № 1-2. С. 33-38.

2. Дроздова Т.Ю., Ларионова И.В. Английский для подготовки к экзаменам. Спб.: Антология, 2006.

3. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М. Просвещение, 1973.

4. First Certificate: First! Sophie Kingsley. Examination Practice 1 Express Publishing, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.