Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕНЗИЯ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плисов Евгений Владимирович, Ворохобов Александр Владимирович, Ларюшкин Сергей Александрович

Целью представленной работы является выявление и анализ аксиологического потенциала современных англоязычных художественных рецензий при их использовании в учебном процессе, в том числе при обучении чтению на занятиях по иностранному языку в вузе. В статье установлено, что лексический состав рецензий характеризуется большой образностью, наличием интенсификаторов, языковой свободой и вариативностью композиции, в этих текстах представлена актуальная страноведческая информация, детальная характеристика социально-культурного и политико-экономического развития страны изучаемого языка. Авторы предлагают использовать при обучении изучающему чтению комплекс упражнений, направленных на анализ оценочных стратегий качественной англоязычной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плисов Евгений Владимирович, Ворохобов Александр Владимирович, Ларюшкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ART REVIEWS IN TEACHING READING IN ENGLISH LANGUAGE CLASSES

The aim of the presented work is to identify and analyze the axiological potential of modern English art reviews when used in the educational process, including when teaching reading in foreign language classes at a university. The article establishes that the lexical composition of the reviews is characterized by great imagery, the presence of intensifiers, linguistic freedom and variability of composition, these texts present current regional information, a detailed characteristics of the social, cultural, political and economic development of the country of the target language. The authors suggest using a set of exercises aimed at analyzing evaluative strategies of high-quality press when teaching reading in English.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

получения методической помощи - наставничество, семинары, курсы, заседания методических объединений, консультации, Клубы молодых специалистов, форумы и так далее;

- возможность, в процессе внутрифирменного обучения, непосредственного общения с ведущими учеными сверхкрупного города, администрацией, старшими коллегами, установление сотрудничества, социального партнерства;

- набор в учебные группы коллег из всех районов, с их субрегиональными особенностями системы образования (например, в Санкт-Петербурге 18 районов, соответственно, 18 разных систем), что в процессе неформального и информального образования (в т.ч. с более опытными коллегами) дает обогащение опыта, творческий импульс, мотивацию профессионального роста;

- большие расстояния сверхкрупного города и, как следствие, смена обстановки, выезд из спального района в исторический центр;

- максимальное использование широкого спектра ресурсов сверхкрупного города, в том числе культурных: высокоразвитая инфраструктура (социальная, информационная, коммуникационная), профессиональное гостеприимство, основанное на современных методах социально-партнерского взаимодействия, приобщение молодого учителя к социокультурному образованию.

Результатом влияния системы ДППО сверхкрупного города на молодого учителя предполагается появление «трансфессионала» - педагога обладающего универсальным набором компетенций, мобильного, стрессоустойчивого, креативного, гармонично сочетающего педагогическую деятельность с процессом непрерывного образования и личностного развития.

Литература:

1. Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души / Л.А. Китаев-Смык // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск: издательство Омской академии МВД России, 2008. - №2 (33). -С. 41-50.

2. Лазарев М.А., Стукалова О.В., Темиров Т.В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки / М.А. Лазарев, О.В. Стукалова, Т.В. Темиров // Наука и школа. - М.: изд-во МШУ, 2018. - №2. - С. 62-68

3. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 // Официальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. - ULR: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/450 (дата доступа 07.05.2021)

4. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум: Учебное пособие / Г.С. Никифоров. - СПб: Речь, 2011. - 950 с.

5. Новиков Д.В. Формирование у будущего учителя готовности к профессиональной адаптации в условиях региональной системы образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Д.В. Новиков. - Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. - 149 ^

6. Шевелев А.Н. Петербургский учитель: вчера, сегодня завтра: монография / под ред. А.Н. Шевелева. - СПб: СПбАППО. - 2018. - 282 с.

7. Шингаев С.М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога / С.М. Шингаев // Человеческий фактор. Социальный психолог: журнал для психологов. - Ярославль: ООО МАПН. - 2018. - № 1. - С. 199-208.

Педагогика

УДК 378.2

доктор филологических наук, доцент Плисов Евгений Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор философских наук, доцент Ворохобов Александр Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Ларюшкин Сергей Александрович Нижегородская духовная семинария Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЦЕНЗИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Целью представленной работы является выявление и анализ аксиологического потенциала современных англоязычных художественных рецензий при их использовании в учебном процессе, в том числе при обучении чтению на занятиях по иностранному языку в вузе. В статье установлено, что лексический состав рецензий характеризуется большой образностью, наличием интенсификаторов, языковой свободой и вариативностью композиции, в этих текстах представлена актуальная страноведческая информация, детальная характеристика социально-культурного и политико-экономического развития страны изучаемого языка. Авторы предлагают использовать при обучении изучающему чтению комплекс упражнений, направленных на анализ оценочных стратегий качественной англоязычной прессы.

Ключевые слова: чтение, публицистический текст, художественная рецензия, изучающее чтение, аксиологический потенциал.

Annotation. The aim of the presented work is to identify and analyze the axiological potential of modern English art reviews when used in the educational process, including when teaching reading in foreign language classes at a university. The article establishes that the lexical composition of the reviews is characterized by great imagery, the presence of intensifiers, linguistic freedom and variability of composition, these texts present current regional information, a detailed characteristics of the social, cultural, political and economic development of the country of the target language. The authors suggest using a set of exercises aimed at analyzing evaluative strategies of high-quality press when teaching reading in English.

Keywords: reading, nonfiction text, art review, reading for detail, axiological potential.

Введение. При изучении иностранного языка в вузе чтение выступает как один из наиболее важных видов речевой деятельности. Данное умение формируется быстрее и легче, чем говорение, письмо и аудирование, и находит широкое

применение в учебной деятельности. Этапы и особенности обучения чтению активно анализировались учеными и учителями-практиками в исследовательских и опытно-практических публикациях [6; 7; 8]. Сегодня востребованным является привлечение актуальных публицистических материалов для активизации процесса обучения чтению, в том числе информационно-аналитических текстов (аналитических статей, обзоров, комментариев, рецензий), а также использование аутентичных электронных ресурсов [2; 4]. Данная позиция объясняется тем, что чтение связано с использованием иноязычных текстов, которые занимают важное место в лингводидактической практике и относятся к числу используемых средств обучения. Важно отметить, что организуемая работа над чтением иноязычного текста создает условия для знакомства студентов с различным культурологическим, страноведческим или специальным содержанием, что, в свою очередь, способствует расширению общего кругозора студентов, а также совершенствованию их иноязычной коммуникативной компетенции.

Первичные практические наблюдения демонстрируют, что особый интерес для использования в обучении английскому языку в вузе представляют информационно-аналитические тексты с ярко выраженной оценкой. Эксплицитный способ выражения оценки, а именно оценка посредством лексических единиц, включающих оценочность как компонент или имеющих сходное контекстуальное значение, активно используется в текстах рецензий. Важную роль играет индивидуальный подбор лексических средств, вызывающих ответные эмоциональные реакции и позволяющие манипулировать читательским мнением. Лексический состав рецензий характеризуется большой образностью и наличием интенсификаторов, языковой свободой и вариативностью композиции. В то же время в этих текстах представлена актуальная страноведческая информация, детальная характеристика социально-культурного и политико-экономического развития страны изучаемого языка [10, С. 5]. Основной целью данной статьи является выявление и анализ аксиологического потенциала современных англоязычных художественных рецензий при их использовании в учебном процессе, разработка упражнений для обучения изучающему виду чтения на основе текстов англоязычных художественных рецензий.

Изложение основного материала статьи. В процессе обучения иностранным языкам в системе высшего образования осуществляется целенаправленная работа над всеми видами речевой деятельности: аудированием, письмом, говорением, чтением. В условиях современного мира процесс чтения становится одним из важных способов получения новой информации, способность взаимодействовать с различными иноязычными текстами становится важным показателем, определяющим успешность профессиональной деятельности современного специалиста, начиная с формирования субъектности ученика как участника образовательного процесса [9]. Стоит отметить также, что и в условиях внеучебной деятельности современные студенты имеют доступ к чтению различных иноязычных текстов, например, используя для этого различные ресурсы сети Интернет или находясь в стране изучаемого языка.

По мнению А.И. Иванченко, чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, оно является сложным когнитивным процессом восприятия и переработки информации письменного текста [5, С. 187]. Очевидно, что цель чтения тесно связана с адекватной интерпретацией письменного текста и извлечением новой информации. Чтение выступает также как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков [3, С. 142].

Универсальной классификации видов чтения не существует, однако большинство исследователей выделяют в качестве основных просмотровое, поисковое и изучающее чтение. Просмотровое чтение ставит целью получить самое общее представление о тексте и предполагает просмотр разных по объему публикаций - статей, рецензий, рассказов. Просмотровое чтение основано на умениях прогнозировать содержание, опираясь на заголовки, отрывки и структуру текста. Поисковое чтение предполагает нахождение в тексте конкретной информации - дат, фактов, цифр, выводов и т.п. Этот вид чтения не требует полного прочтения текста, но предполагает, что скорость является важным критерием успешности. Изучающее чтение предполагает изучение текста с целью его полного понимания и восприятия как основной, так и второстепенной информации. Обучающиеся часто прибегают к повторному чтению, обращаются к словарю, письменно фиксирует факты и устойчивые выражения. Изучающее чтение подразумевает сформированность не только общих умений чтения, но и таких специфических, как выборочный анализ конкретных частей текста, точное понимание лексических единиц на уровне значения и смысла. Значимыми оказываются навыки определения смысловой информации, поиска информации по ключевым словам, интерпретации текста.

Еще в начале формирования научно обоснованных подходов к чтению И.Л. Бим высказывала мнение о том, что что текст выступает лишь некой потенцией при обучении чтению, но именно задания, преобразующие этот текст в упражнение, помогают учащимся овладеть его содержанием в полной мере, точно и глубоко [1, С. 117]. Задания нацеливают внимание читающего и предопределяют характер, то есть вид чтения.

Приведем формулировки заданий для обучения чтению, которые могут быть модифицированы и уточнены для конкретных условий обучения:

• Предположите содержание текста на основе заголовка / ключевых слов, иллюстраций.

• Выделите основную проблему текста. Выделите ключевые слова.

• Выявите лексику, относящуюся к определенной теме.

• Составьте план текста. Задайте вопросы к содержанию текста.

• Резюмируйте текст в нескольких предложениях.

Для того чтобы обучающийся вместе с преподавателем успешно достиг поставленных целей, преподавателю необходимо сформировать у изучающего язык правильное отношение к чтению как к виду речевой деятельности, имеющему свой способ получения новой информации. Успешное овладение технологией чтения возможно при выполнении грамотно подобранных и составленных предтекстовых и послетекстовых заданий. При выборе упражнений для каждого вида чтения должны учитываться возрастные и психологические особенности изучающих язык. Мы предлагаем рассмотреть предтекстовые и послетекстовые упражнения для изучающего вида чтения, так как работа с текстом рецензии подразумевает полное ее понимание. Данные упражнения разработаны для обучающихся старших курсов бакалавриата.

1) Pre-reading assignments.

• Read the title of the art review and answer the following questions. What is the subject of professional assessment by the author? What artwork (book, film, piece of music, exhibition)?

• Translate the title of the fiction review and tell me what keywords set the reader up for a positive or negative attitude towards the subject of the fiction review?

• What parts of the title contain meaningful and evaluative information? In the main headline? In the subheading?

• Make a list of keywords that you expect to find in the text of a fiction review.

2) Reading assignments.

• Read the text. Were your presuppositions regarding the content of the article correct? Find in the text words that author uses to characterize ...

• Is the topic expressed in the title of the text? Why do you think so? Prove your opinion. Determine which problem is discussed in the text based on one, two, or more read paragraphs?

• List the topics of the problems raised in the text / paragraph.

• Find the key words in the sentences.

• Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.

• Explain the formation of the words: ... etc.

• Combine words from table A with their meanings from table B.

3) Post-reading assignments.

• Make a list of questions to the review.

• Answer the following questions.

• Describe all the conflicts presented in the review. Explain the author's position in each case. Provide arguments.

• Express your opinion on what you've read. Provide additional information known to you.

• Divide the review into semantic parts and head them.

• Find key words of the review, explain their meaning? Why do you think these words are key words?

• Explain the main idea of the text in your own words.

• Read the text; relate its content to the title.

• Underline stylistic figures of speech. How are they formed?

• Which of them are metaphors, and which are comparisons. Are there cases where metaphor and comparison are combined? Explain your choice. What similarity is the transfer of meaning/comparison based on?

• Explain the meaning of metaphors and comparisons and their stylistic function. For what purpose did the author use them in the article? What images do they create the text? What thoughts and feelings of the author do they help to convey?

• Write down 5 words / phrases / figures of speech that you find the most interesting. Provide their definitions and use in the sentences of your own.

• Summarize information from the text in a scheme using key words and lexis from the article.

Разработанные нами упражнения помогут обучающимся овладеть изучающим чтением, полностью и детально понять текст. Кроме того, у обучающегося при выполнение данных заданий будут формироваться такие навыки, как находить и читать по ключевым словам, уметь интерпретировать текст, вычленять смысловую информацию и другие. При составлении заданий к тексту рецензий могут использоваться как все предложенные упражнения, так и отдельные упражнения в зависимости от целей обучения иностранному языку.

Применение разработанной системы упражнений на примере англоязычной художественной рецензии. Указанный ниже англоязычный текст может быть использован при обучении чтению студентов бакалавриата, которые изучают английский язык в качестве первого иностранного. Оптимальной представляется работа с приведенными дидактическими материалами в рамках темы «СМИ». Материал рекомендуется к использованию на старшем этапе обучения, когда у обучающихся уже в значительной мере сформированы грамматический навык и навык работы с текстом, широкая лексическая база.

Разработанная система упражнений была подготовлена на примере текста рецензии Адриана Хортона «Murder, madness and tigers: behind the year's wildest Netflix series», опубликованной в британском издании The Guardian [11].

I. Pre-reading assignments.

1. Read the title of the article. What is this text about? Where does the action take place? What do you know about the law of protection of Wild animals in USA?

2. Read the key words below. What do you think the article will be about?

Key words: wild animals, tiger, protection, big cats, murders, film-maker.

3. What word of the title can it be established that we are talking about the protection of big cats?

II. Reading assignments.

1. Read the text. Were your presuppositions regarding the content of the article correct?

2. Is the topic expressed in the title of the text? Why do you think so? Prove your opinion.

3. Find in the text words/ word combinations that author uses to characterize Joe Exotic and Carole Baskin.

4. What lexical items does the author use to underline/ create conflict character of the article? Find in the text.

5. List the topics of the problems raised in the text.

6. Try to understand the underlined and highlited words. Check in the dictionary.

III. Post-reading assignments.

a. Make a list of questions to the review.

b. Describe all the conflicts presented in the review. Explain the author's position in each case. Provide arguments.

c. Express your opinion on what you've read. Provide additional information known to you.

d. Find key words of the review, explain their meaning? Why do you think these words are key words?

e. Look through the metaphors and comparisons that you've found once again. What role do they play in forming and describing conflict situations in the article?

f. Write down 5 words / phrases / figures of speech that you find the most interesting. Provide their definitions and use in the sentences of your own.

g. Summarize information from the text in a scheme using key words and lexis from the article.

Представленные упражнения направлены на организацию активной работы студентов над оценочными и образными средствами в современных англоязычных текстах художественных рецензий с учетом тренировки изучающего вида чтения. Поэтапный характер работы способствует формированию представления о различных оценочных средствах в языке (подготовительный этап), особенностях их функционирования, а также самостоятельном использовании в речи (основной этап), подведение итогов анализа оценочных стратегий в обучении английскому языку (заключительный этап). Развиваемое умение работать с прямым и переносным значением слова, распознавать присутствие различных средств выразительности в языке и создавать с их помощью собственные точные образы, свидетельствует об образности речи и высоком уровне владения иностранным языком.

Выводы. В ходе исследования были рассмотрены общие характеристики обучения чтению на иностранном языке. Было установлено, что именно разработанные упражнения по чтению помогают обучающимся приобрести необходимые навыки и умения, а также позволяют им постичь содержание текста рецензий наиболее полно и глубоко. Это связано с тем, что изучающий вид чтения требует полного погружения в представленную информацию и проработку деталей текста. Для отбираемых текстов художественных рецензий должно быть характерно наличие высокой познавательной ценности и информативной значимости, так как выбранный текст является не только материалом для работы, а ресурсом, способным оказать влияние на мировоззрение обучающихся и развивать критическое мышление. Применение предлагаемых

дидактизированных материалов способствует формированию у обучающихся языковой компетенции, социокультурной компетенции, иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Рус. яз., 1977. - 288 с.

2. Бойко М.В., Зимина М.В. Обучение студентов иностранному языку с использованием дистанционных средств обучения: условия, способы, трудности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. -С. 64-67.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

4. Гусева Л.В., Плисов Е.В. Вынужденная дигитализация языкового образования: проблемы освоения иностранного языка в электронной среде // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2020. - №4. -С. 61-70.

5. Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2016. - 255 с.

6. Клюева М.И., Пронина Н.С. Интенсификация образовательного процесса на уроках иностранного языка в условиях ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. - С. 165-168.

7. Клюева М.И. Современные подходы к обучению иностранным языкам. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.

8. Плисов Е.В., Наумова Е.В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 283-285.

9. Серебровская Н.Е., Кочергина И.С. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Слободенюк Е.А., Плисов Е.В. Вербальная репрезентация образа политика в медиадискурсе: концептуальный анализ: монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - 184 с.

11. Horton A. Murder, madness and tigers: behind the year's wildest Netflix series // The Guardian. 20.03.2020 [Электронный

ресурс]. URL:_https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2020/mar/20/tiger-king-joe-exotic-netflix-series (дата обращения

20.10.2021).

Педагогика

УДК 37.034

кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Евстафьева Виктория Константиновна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается педагогическая значимость использования народных сказок для нравственного воспитания младших школьников в современной школе. Обосновывается влияние сказки на становление полноценно развитой личности ребенка.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личностные качества, народные сказки, младший школьник.

Annotation. The article examines the pedagogical significance of the use of folk tales for the moral education of younger schoolchildren in a modern school. The influence of the fairy tale on the formation of a fully developed personality of a child is substantiated.

Keywords: moral education, personal qualities, national fairy tale, younger schoolchildren.

Введение. На современном этапе своего развития общество претерпевает существенные изменения, которые, в значительной степени, влияют на представления о духовно-нравственной личности, происходит подмена понятий и смена идеалов. Возникла необходимость произвести сложный процесс пересмотра и переосмысления общественно-значимых ценностей. Старые ценности отбрасываются на второй план, а на смену им приходят новые, которые еще не до конца определены, вследствие чего, у молодого поколения складывается нечеткая картина нравственных ориентиров. Актуальность данной проблемы высока, поэтому современной школе необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию младшего школьника, но и нравственному воспитанию для расширения кругозора и формирования гармонично развитой личности. Образованию отводится главная и основополагающая роль в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников.

Важной задачей нравственного воспитания учащихся в школе, на данный момент, является то, как педагог связывает и в дальнейшем трансформирует социально обязательные требования современного общества в личностные ориентиры для каждого из учеников, где среди основных будут: достоинство, патриотизм, честность, ответственность, совесть. Определяя задачи над развитием нравственных качеств у младшего школьника учителю необходимо помнить о том, что перед ним находится личность, поэтому большое внимание следует уделить работе над формированием культуры речи и поведения ученика, развитию интеллекта, становлением общей культуры, а также социализацию самой личности в обществе.

Изложение основного материала статьи. Учителя современной начальной школы имеют разнообразные средства и большие возможности для формирования ценностных установок у младших школьников. Преимущество в этом процессе отдается народной педагогике и возрождению её истоков, активному включению в сферу воспитания нравственных идеалов младших школьников. Уникальность системы народной педагогической культуры состоит в её универсальности, т.е. она задействует все сферы развития личности от физической до морально-нравственной. Суть возвращения к народной педагогике заключается в том, что ее потенциал неисчерпаем, насчитывает разного рода методы и приемы, благодаря которым педагогу получается грамотно и четко выстроить работу над процессом нравственного воспитания с соблюдением всех психолого-педагогических особенностей развития младших школьников.

Русский педагог К.Д. Ушинский высоко расценивал роль сказки в формировании жизненно важных ориентиров, поэтому включил их свою образовательную систему. Он утверждал, что «первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики». Успех и интерес народных сказок среди детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.