Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ИННОВАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грабова И.Н.

В статье рассматривается вопрос организации деятельности методического объединения как инструмент повышения профессиональной компетентности учителя. В статье мы рекомендуем пересмотреть направления деятельности в работе методического объединения, таким образом, чтобы они смогли обеспечить реализацию инновационных процессов в образовательной политики и помочь педагогам повысить уровень своей профессиональной деятельности. Следовательно, особую актуальность имеет разработка новой модели управления и организации работы методического объединения, как условие повышения профессиональной компетентности учителя, через инновационным процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE METHODOLOGICAL ASSOCIATIONS AS A MANAGEMENT TOOL INCREASING THE COMPETENCE OF TEACHERS, USING INNOVATION

The article examines the issue of organizing the activity of a methodological association as a tool for improving the professional competence of a teacher. In the article, we recommend revising the directions of activity in the work of the methodological association, so that they can ensure the implementation of innovative processes in educational policy and help teachers improve the level of their professional activities. Consequently, the development of a new model of management and organization of the work of the methodological association, as a condition for increasing the professional competence of a teacher, through an innovative process, is of particular relevance.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ИННОВАЦИИ»

УДК 1

Грабова И.Н.

магистрант Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

(г. Тюмень, Россия)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ИННОВАЦИИ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации деятельности методического объединения как инструмент повышения профессиональной компетентности учителя.

В статье мы рекомендуем пересмотреть направления деятельности в работе методического объединения, таким образом, чтобы они смогли обеспечить реализацию инновационных процессов в образовательной политики и помочь педагогам повысить уровень своей профессиональной деятельности. Следовательно, особую актуальность имеет разработка новой модели управления и организации работы методического объединения, как условие повышения профессиональной компетентности учителя, через инновационным процесс.

Ключевые слова: методическая служба, методическое объединение, системный

подход.

Работа школьной методической службы связана с созданием поля для профессионального роста учителей, с укреплением коллектива через развитие профессиональных и межличностных контактов. На современном этапе развития системы образования в образовательных организациях востребован не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог, педагог-методист, педагог-

тьютор. Эти качества учителя могут развиваться в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, при условии, если педагог учится искатьсвое профессиональное лицо.

В связи с выше изложенным, методическая работа в МАОУ СОШ № 92 города Тюмени будет выстраиваться таким образом, чтобы каждый учитель мог видеть проблемы и перспективы развития своей школы, мог обеспечить необходимый качественный образовательный результат, мог стремиться к позитивной динамике его в будущем.

При организации методического сопровождения учителя в ОУ планируется активно использовать как традиционные организационные формы(педагогический совет, семинар, практикум,консультирование и др.), так и более современные, инновационные формы организации работы с педагогами.

Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являются интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом. Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, активность со стороны всех участников образовательного процесса

Планируется использовать интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом:

Таблица 1. Интерактивные организационные формы работы с

педагогическим коллективом

Традиционные Инновационные Новейшие

• тренинг, • деловые игры, • кружки качества,

• педагогическая • выставки, ярмарки • педагогические

гостиная, творческий педагогических идей, мастерские, единый

отчет, • банки идей, методический день,

• игры типа «КВН» и педагогические • коучинг-сессии,

«Что? мастер-классы, • квик-настройки

Где? Когда?», творческие часы,

• семинары и • портфолио, ИОМ,

практикумы, наставничество

• круглые столы,

педагогические ринги,

педагогические

ситуации,

• предметные недели,

открытые уроки

В целях эффективного методического сопровождения деятельности педагогов МАОУ СОШ № 92 города Тюмени в период 2020-2025 г.г. планируется разработать и внедрить модель методического сопровождения

деятельности учителя на дифференцированной основе.

Возникла необходимость в создании такой модели управления школьным методическим объединением общеобразовательной школы, которая бы позволила развить, выделенные нами проблемные компетенции, до оптимального уровня у каждого педагога и которая будет учитывать особенности конкретной школы.

В основу, разработанной нами модели управления (Рисунок 27) методическим объединением школы заложены следующие положения:

- системный подход;

- принципы: горизонтальной координации, гибкости и вариативности, непрерывности и преемственности;

- усиление роли учителей в управлении методическим объединением;

- модель основана на линейной функциональной структуре с матричными элементами, которая позволяет включать элементы создания, исследования, исследовательских групп в рамках МО, развивать

профессиональную компетентность учителя и отвечать потребностям личного развития и соответствовать возможностям школы;

- разнообразие инновационных форм работы методического объединения;

- стратегический менеджмент направлен на «зону более близкого развития» учителей, что поможет решить проблемы, возникшие в их профессиональной деятельности. При этом «зона более близкого профессионального развития» будет сугубо индивидуальной для каждого учителя;

- установление контактов и сетевое взаимодействие внутри и вне образовательного учреждения по развитию профессиональной компетентности

учителя.

Рис. 1. Модель управления методическим объединением общеобразовательной

школы

Разработка и внедрение модели управления методическим объединением включает систему мониторинга для отслеживания качества и эффективности управления МО как условие формирования профессиональных компетенций учителя. Это многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых количественными методами, которые максимально объективизируют качественные показатели успеваемости студентов, косвенно по отношению к каждому преподавателю, количественные показатели научно-методической деятельности 1111С, анкеты, опросы, другие формы диагностики удовлетворенности и трудностей.

Также отметим, что результативность инновационной работы достигается при наличии следующих условий:

• знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, в том числе и уровня профессионализма, мотивации, затруднений, возникших у каждого учителя;

• создание целостной системы работы с каждым учителем;

• стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому;

• включенность учителей в решение проблемы школы.

Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании данного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Белявская И.Б. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Белявская Ирина Борисовна - Йошкар-Ола, 2010.- 189 с.

Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - С. 28-31

Ерохин А. К., Глушенко Н. А. Инновации в образовании: прошлое и перспективы будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - С. 23-27 Ибатуллина Е.Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ибатуллина Елена Юрьевна- Астрахань, 2013. - 182 с.

Ксензова Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования: учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.

Grabova I.N.

undergraduate Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University (Tyumen, Russia)

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE METHODOLOGICAL ASSOCIATIONS AS A MANAGEMENT TOOL INCREASING THE COMPETENCE OF TEACHERS, USING INNOVATION

Abstract: the article examines the issue of organizing the activity of a methodological association as a tool for improving the professional competence of a teacher.

In the article, we recommend revising the directions of activity in the work of the methodological association, so that they can ensure the implementation of innovative processes in educational policy and help teachers improve the level of their professional activities. Consequently, the development of a new model of management and organization of the work of the methodological association, as a condition for increasing the professional competence of a teacher, through an innovative process, is of particular relevance.

Keywords: methodical service, methodical association, system approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.