УДК 1
Грабова И.Н.
магистрант Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
(г. Тюмень, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об организации деятельности методического объединения, как инструмента управления инновационным процессом в общеобразовательной школе.
В статье мы рекомендуем пересмотреть направления деятельности в работе методического объединения, таким образом, чтобы они смогли обеспечить реализацию инновационных процессов в образовательной политики и помочь педагогам повысить уровень своей профессиональной деятельности. Следовательно, особую актуальность имеет разработка новой модели управления и организации работы методического объединения, как условие повышения профессиональной компетентности учителя, через инновационным процесс.
Ключевые слова: методическая служба, методическое объединение, системный
подход.
Проблему развития и совершенствования профессиональной компетентности учителей исследовали многие педагоги и в том числе психологи. Однако, в научной литературе проблема развития профессиональной компетентности учителя в условиях методического объединения, как инновационный процесс в общеобразовательной школе, разработана недостаточно.
К числу наиболее важных проблем общеобразовательных школ можно отнести: ограниченные возможности повышения квалификации; различная степень подготовленности педагогических кадров, не достаточное количество молодых специалистов, где большую часть педагогических кадров составляют педагоги со стажем работы более двадцати лет, а их профессиональная подготовка не всегда отвечает современному пониманию педагогической компетентности, а тем более в полной мере не соответствует инновационному процессу или вовсе его не затрагивает.
Важно рассматривать организацию деятельности методического объединения как инструмент управления инновационным процессом в общеобразовательной школе.
На современном этапе развития образования в России и в связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты в методической работе общеобразовательной школы возникло понятие «методическая служба». Методическая служба, основной задачей которой является методическое обеспечение всего учебного процесса, взаимодействует, прежде всего, напрямую с педагогическим коллективом, другими специалистами школы и внешкольными структурными подразделениями. Взаимодействие в общеобразовательном учреждении обычно осуществляется с помощью методических объединений учителей.
Рассмотрим, тождественны ли понятия «методическая служба» и «методическое объединение».
По определению О.Г. Методическая служба Бутузова - это своеобразная система, направленная на повышение педагогического мастерства, повышение квалификации и развитие творческих способностей учителей [1].
По мнению Н.В. Уварова, понятие «методическая служба» трактуется как совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов педагогической практики
По мнению И.В. Жуковского методическая служба - это «массив структур, влияющих на конечные результаты деятельности» [Жуковский, 2000, с.101].
Наиболее полное определение, на наш взгляд, дал П.И. Третьяков, который в своей работе подчеркнул, что «методическую службу общеобразовательной школы можно рассматривать как совокупность различных видов деятельности, целью которой является развитие профессиональной компетентности учителя и, как следствие, повышения качества обучения» [Третьяков, 2001, с. 565-568].
Таким образом, педагогическая поддержка учителей в процессе их профессиональной деятельности и педагогическая поддержка - основная функция школьной методической службы. В этом смысле основной задачей методической службы в образовательном учреждении является создание единой системы методической работы в школе, повышение профессиональной компетентности учителя.
Это подтверждается в трудах М. Поташник, который пишет, что «для того, чтобы оказать реальную и эффективную помощь учителям в развитии профессиональных навыков, знаний, навыков и умений, а также свойств и качеств личности, необходимых современному учителю, в школе необходима тщательная методическая работа, которая необходима. школа методических услуг может предоставить» [Поташник, 1992, с. 11].
Таким образом, можно сделать вывод, что методическая служба с четко структурированной методической работой является основным фактором развития профессиональной компетентности учителей и педагогического коллектива.
Таким образом, методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, курирующим воспитательную работу по одному или нескольким учебным предметам, методическую, экспериментальную и внеучебную работу.
Методическое объединение может быть организовано, если в школе есть не менее трех учителей, преподающих один и тот же предмет или предмет по одному образовательному направлению (гуманитарному, естественно-математическому, физико-математическому, естественно-географическому и другим). Учителя смежных дисциплин также могут быть членами методического объединения. Количество МО и их количество определяется исходя из необходимости комплексного решения задач, поставленных перед образовательным учреждением, и утверждается приказом директора образовательного учреждения [30].
Проанализировав методические рекомендации для руководителей педагогических школьных методических кружков, в содержании методического кружка можно выделить:
- работа с нормативно-правовой документацией и литературой;
- составление РП по предметам, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов;
- создание методической копилки учителя, содержащей дидактический и раздаточный материала по предметам;
- наставничество молодых специалистов;
- ознакомление с новыми методами, принципами и формами проведения учебного занятия;
- разработка и утверждение авторских программ по элективным курсам;
- проведение творческих отчетов, по теме самообразования учителей, о работе на курсах повышения квалификации;
- взаимопосещение, с целью пополнения методической копилки учителя;
- распространение опыта педагогов, работающих в методическом объединении;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- развитие творческого потенциала учителей.
Согласно классификации, Т. Н. Макаровой методические объединения в современной школе могут формироваться по основным признакам, указанным на рисунке 1 [5]:
Предметные методические объединения
по предмету7 (МО учителей истории и обществознания, МО учителей иностранных языков, МО учителей математики, т.д.)
по циклу предметов (МО
учителей гуманитарного цикла. МО учителей естественно-математического цикла. МО учителей эстетического цикла и
т.д.)
по образовательной области (МО
учителей филологии. МО учителей социальных наук? МО учителей естествознания и т.д.)
По ступеням обучения
МО учителей начальной школы
МО учителей основной средней школы
МО учителей полной средней школы
Методико-управл енческо е
По направлениям деятельности
Классных руководителей Педагогов-психологов
Рис. 1. Классификация видов методических объединений по Т. Н. Макаровой
Согласно классификации Т. Н. Макаровой, представленной на рисунке 2, формы работы методического объединения могут классифицироваться по различным критериям [6]:
Коп л е ктивные По количеству участников Гр\-пповые
Индивидуальные
школьные (урочные, внеурочные, внеклассные)
внешкольные (самостоятельная работа, работа в других ОУ. вузах. По месту проведения НИИ и т.п.);
классические урочные (45 мин.) По продолжительности произвольной длительности;
традиционные По новизне инновационные
Рис. 2. Классификация форм работы методического объединения по Т. Н.
Макаровой
Э. В. Григорук выделяет следующие формы работы методического объединения (Рисунок 3) [5]:
Рис.3. Классификация форм работы методического объединения по Э. В. Григорук
На основании описанных выше управленческих подходов, включая методологическое объединение, можно сделать вывод, что управление любой системой, в данном случае методологическим объединением, может включать в себя несколько управленческих подходов.
Работа методического объединения в образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы были обеспечены связи и отношения между элементами и подсистемами. Только в этом случае, на наш взгляд, данная система будет функционировать и развиваться [6].
Работа МО будет по-настоящему эффективной, она окажет действенное влияние на качество образования и образования только тогда, когда его цели, задачи и содержание взаимосвязаны, а коллективные формы будут сопровождаться систематическими и самостоятельными занятиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Зайцева Т. В. Управление персоналом: Учебник [Текст] / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.
- М.: Форум: Инфра-М, 2016. - 336 с.
Минаева Н.В. К вопросу об особенностях проектирования профессионального развития педагогических работников [Текст] // Человек. Культура. Образование.
- 2018. - №2. - С.1-3
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
Салимьянова В.В. Профессиональное развитие педагогов в образовательной организации [Текст] / В.В. Салимьянова, О.А. Трофимова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С.234-236
Фоменко С.Л. О проблеме научно-методического обеспечения коллективной деятельности учителей в современных условиях развития системы образования [Текст] // Исследование систем менеджмента отраслевых организаций: теория и практика: сб. науч. ст. 8 межд. науч. практ. конф.: Урал. гос. пед. ун-т: под науч. и общ. ред. Л.Ю. Шемятихиной. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. -С.299
Шагарова Е.Д. Профессиональное развитие педагога в современных условиях [Текст] // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С.103-104
Grabova I.N.
undergraduate Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University (Tyumen, Russia)
THEORETICAL ASPECTS OF THE METHODOLOGICAL ASSOCIATIONS OF THE GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL
Abstract: the article discusses the issue of organizing the activities of a methodological association as a tool for managing the innovation process in a secondary school.
In the article, we recommend revising the directions of activity in the work of the methodological association, so that they can ensure the implementation of innovative processes in educational policy and help teachers improve the level of their professional activities. Consequently, the development of a new model of management and organization of the work of the methodological association, as a condition for increasing the teacher's professional competence, through the innovative process, is of particular relevance.
Keywords: methodical service, methodical association, system approach.