Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ УЧИТЕЛЕЙ'

МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульникова В.Е.

Актуальность исследования вызвана необходимостью совершенствования системы методической работы в современной общеобразовательной организации. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей. На первом этапе исследования были определены задачи деятельности методического объединения, выявлены показатели кадрового потенциалаучителей, проведен анализ методической работы педагогического коллектива. На втором этапе исследования была разработана и апробирована экспериментальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей. Авторами определены принципы, организационная структура, цели и ценностно-смысловое ядро организационной культуры, направления деятельности школьной методической службы. Охарактеризованы функции, подфункции и задачи руководителя методического объединения с учетом целостного управленческого цикла. Определена роль технологии наставничества в решении задач совершенствования учебно-методической компетенции учителей. Представленная экспериментальная модель показала свою эффективность, определяемую по результатам повторных диагностик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибульникова В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF VALUE-ORIENTED HEALTH-CREATING MANAGEMENT OF THE METHODICAL ASSOCIATION OF TEACHERS

The relevance of the study is caused due to the need to enhance the system of methodological work in a modern general education organization. The purpose of the study is to theoretically justify and experimentally test the model of value-oriented healthy-reducing management of the teachers’ methodological association. At the first stage of the study, the tasks of the methodological association were determined, indicators of the personnel potential of teachers were identified, and the methodological work of the pedagogical team was analyzed. At the second stage of the study, an experimental model of value-oriented health-reducing management of the methodological association of teachers was developed and tested. The authors defined the principles, organizational structure, goals and the value-meaning core of an organizational culture, the fields of activity of the school methodological service. The functions, sub-functions and tasks of the head of the methodological association are described taking into account a holistic management cycle. The role of mentoring technology in solving the problems of enhancing the teaching and methodological competence of teachers has been determined. The presented experimental model showed its effectiveness, determined by the results of repeated diagnoses.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ УЧИТЕЛЕЙ»

УДК 371.113.4

Модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей

Model of value-oriented health-creating management of the methodical Association of teachers

Цибульникова В.Е., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», vicki-77@yandex.ru

Tsibulnikova V., Moscow state pedagogical University, vicki-77@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.006

Ключевые слова: модель управления, методическое объединение учителей, управленческий цикл, наставничество, организационная структура.

Keywords: management model, methodological Association of teachers, management cycle, mentoring, organizational structure.

Аннотация. Актуальность исследования вызвана необходимостью совершенствования системы методической работы в современной общеобразовательной организации. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей. На первом этапе исследования были определены задачи деятельности методического объединения, выявлены показатели кадрового потенциала учителей, проведен анализ методической работы педагогического коллектива. На втором этапе исследования была разработана и апробирована экспериментальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей. Авторами определены принципы, организационная структура, цели и ценностно-смысловое ядро организационной культуры, направления деятельности школьной методической службы. Охарактеризованы функции, подфункции и задачи руководителя методического объединения с учетом целостного управленческого цикла. Определена роль технологии наставничества в решении задач совершенствования учебно-методической компетенции учителей. Представленная экспериментальная модель показала свою эффективность, определяемую по результатам повторных диагностик.

Abstract. The relevance of the study is caused due to the need to enhance the system of methodological work in a modern general education organization. The purpose of the study is to theoretically justify and experimentally test the model of value-oriented healthy-reducing management of the teachers' methodological association. At the first stage of the study, the tasks of the methodological association were determined, indicators of the personnel potential of teachers were identified, and the methodological work of the pedagogical team was analyzed. At the second stage of the study, an experimental model of value-oriented health-reducing management of the methodological association of teachers was developed and tested. The authors defined the principles, organizational structure, goals and the value-meaning core of an organizational culture, the fields of activity of the school methodological service. The functions, sub-functions and tasks of the head of the methodological association are described taking into account a holistic management cycle. The role of mentoring technology in solving the problems of enhancing the teaching and methodological competence of teachers has been determined. The presented experimental model showed its effectiveness, determined by the results of repeated diagnoses.

Введение. Приоритетными направлениями реализации управленческой стратегии в общеобразовательной организации выступает рост профессионализма и повышение педагогического мастерства учителей с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся. Указанной цели подчинено управление

предметными методическими объединениями как управляемой подсистемой.

С позиции О.Ю. Морозовой, рост качества подготовки учеников зависит от качества управления методической работой,

обеспечивающей необходимые условия для профессионального развития педагогов и

взращивания высококвалифицированных

специалистов [3].

В этой связи к основным направлениям деятельности руководителя методического объединения относят: организацию методической работы на разных уровнях общего образования по конкретной предметной области; разработку, рецензирование и подготовку учебно-методических, дидактических материалов и др. [4].

Руководитель методического объединения имеет право:

- присутствовать на уроках и давать рекомендации учителям;

- вносить предложения по распределению учебной нагрузки, по научно-методическому обеспечению образовательного процесса, по техническому оснащению кабинетов;

- принимать участие в подготовке и проведении педагогических советов [2].

Успешному решению задачи

профессионального развития учителей и адаптации молодых специалистов способствует применение технологии наставничества, направленной на передачу опыта, знаний и навыков (ведения документации, адаптации в новом коллективе, работы с обучающимися различных возрастных и социальных групп, прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, научно-методической работы и др.).

С позиции истории педагогики, становление управления методическим объединением учителей в целом [6] и развитие наставничества в частности, широко известны и применяются в образовательной практике [9].

Следует отметить, что педагоги недостаточно методически подготовлены, что вызывает необходимость их организационно-методической, научно-методической, информационной и консультативной поддержки, а также внедрения технологии наставничества в деятельность методического объединения учителей.

Учитывая потребности современной системы общего образования в

высококвалифицированных педагогических кадрах, эффективность внутришкольного управления методическим объединением учителей обеспечивается созданием

благоприятных условий для их творческого роста и профессионального развития.

Формирование ценности здоровья в ценностно-смысловом ядре организационной культуры общеобразовательной организации, создание здоровьесберегающей образовательной среды и забота о здоровье участников образовательного процесса являются

центральными стратегическими задачами внутришкольного управления.

Формирование ценностного отношения к здоровью, с позиции А.А. Хоптинской, выстраивается в соответствии с развитием ценностных ориентаций, осознанием ценности здоровья и физической культуры [5].

Методическое объединение учителей является ключевым звеном реализации здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса и управлению педагогическим коллективом в целом.

Материалы и методы исследования. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей.

Выборка исследования составила 26 учителей физической культуры ГБОУ «Школа № 2006» города Москвы и МБОУ Одинцовская гимназия № 4 Московской области.

На первом этапе исследования был проведен анализ учебно-методической работы учителей физической культуры, предполагающий учет: стажа; педагогической категории; наличия знаков отличия (в том числе - знаков отличия физкультурно-спортивного комплекса ГТО -«Готов к труду и обороне») и/или государственных наград; прохождение курсов повышения квалификации и/или

профессиональной переподготовки; повышение или понижение показателей в пределах отчетного учебного года.

При проведении анализа учебно-методической работы учителей необходима оценка документарного обеспечения

образовательного и воспитательного процессов, и, прежде всего, календарно-тематического планирования, поурочных учебно-методических разработок, классного журнала, отчетов за соответствующий учебно-календарный период, портфолио класса и каждого обучающегося, план и отчетные материалы по воспитательной работе и др.

При оценке работы методического объединения учителей помимо анализа объективных показателей целесообразно также применять самоанализ как метод сбора данных, выражающих субъективную оценку педагогами показателей результативности деятельности предметного методического объединения.

Анализ эффективности работы методического объединения учителей предполагает выявление соответствия достигнутых результатов работы с запланированными задачами за отчетный период.

Определено, что каждое методическое объединение учителей имеет свою специфику в зависимости от особенностей преподаваемой дисциплины и предметной области. Например, особенности деятельности методического объединения учителей физической культуры обусловлены следующей спецификой предметной области: дифференциация обучающихся в зависимости от их группы здоровья; планирование учебного процесса с учетом графика подготовки к соревнованиям и внеклассным спортивным мероприятиям; реализация мер по созданию

здоровьеформирующей и здоровьесберегающей образовательной среды школы, качество которой в наибольшей степени зависит от включенности в

Кадровый потенциал данного

общеобразовательного учреждения в части кадров физкультурно-спортивного цикла может быть оценен как высокий, но не предельный, так как только по критерию наличия высшего образования достигнуты максимальные показатели.

Самооценка учителями физической культуры эффективности деятельности методического объединения по направлениям деятельности и задачам на учебный год по 10-ти бальной шкале составила в среднем 7,4 балла.

Мы определяем, что цель учебно-методической работы общеобразовательной организации в целом состоит в обеспечении качества образовательного и воспитательного процессов.

Эффективность работы методического объединения учителей во многом зависит от применяемой модели управления. Предлагаемая нами экспериментальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления методическим объединением учителей как совокупность представлений о системе управления разработана для реализации оперативных и стратегических целей

данный процесс методического объединения учителей физической культуры.

На втором этапе исследования была разработана и апробирована экспериментальная модель ценностно-ориентированного

здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей физической культуры; определены функции и подфункции управления, реализуемые в деятельности руководителя методического объединения.

Результаты исследования. При анализе деятельности учебно-методического объединения необходим и учет кадрового потенциала учителей. Исходя из выборки и базы исследования, полученные результаты отражены в таблице 1.

методической работы школы. В ценностно-смысловое ядро организационной культуры методического объединения входят: ценность жизни и здоровья; ценность образования; ценность профессионального развития.

Данная модель управления базируется на ключевых принципах менеджмента

общеобразовательной организации: культуро- и природосообразности; уважения к субъектам образовательных отношений; единоначалия и коллегиальности; когерентности

(согласованности) и гармонизации действий; иерархичности (субординации) как порядке взаимодействия.

Экспериментальная модель имеет линейно-функциональную организационную структуру:

- административный уровень управления представлен руководителем методического объединения учителей;

- второй уровень представлен методистами-наставниками, осуществляющими свою деятельность на принципе коллегиальности в форме Совета наставников;

- оперативный уровень базируется на деятельности учителей и функционирует на принципе субординации, предполагающем

Таблица 1. - Показатели кадрового потенциала учителей физической культуры ГБОУ «Школа № 2006» г. Москвы и МБОУ Одинцовская гимназия № 4 Московской области за 2019-2020учебный год

№ п/п Критерий Показатели кадрового потенциала (%)

1. Наличие высшего образования 100%

2. Наличие государственных наград, знаков отличия и почетных званий 46,6%

3. Получение персональных грантов 13, 3%

4. Звание мастера спорта 20%

5. Повышение квалификации или профессиональная переподготовка 73,4%

6. Нет категории 13,3%

7. Первая категория 40%

8. Высшая категория 46,7%

обращение педагогов, прежде всего, к методистам-наставникам и, при необходимости, к руководителю методического объединения.

Деятельность руководителя методического объединения учителей физической культуры, в соответствии с управленческим циклом, включает

пять базовых функций внутришкольного управления (анализ, планирование, организация, регулирование и контроль), в соответствии с которыми реализуются подфункции управления?, см. таблицу 2.

Таблица 2. - Функции и подфункции управления методическим объединением учителей

№ п/п Функции управления Подфункции управления

1. Анализ - анализ состояния учебно-методической работы; - анализ и обобщение результатов экспериментальной работы учителей; - системный анализ урока при посещении образовательного процесса [7]; - анализ итогов учебного года

2. Планирование - составление на основе анализ учебного года плана работы методического объединения; - планирование участия учителей в освоении программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации педагогов по надлежащим направлениям, профессиональной переподготовке); - переподготовки и повышение квалификации педагогов; - согласование учебно-тематических планов учителей; - участие в аттестации учителей, расстановке педагогических кадров

3. Организация - консультативная практико-ориентированная помощь учителям: в определении содержания, форм, методов, средства обучения и образовательных технологий; в подготовке учебно-методических и информационных материалов; - организация и координирование работы учителей внутри методического объединения; - организация и разработка необходимой документации для проведения конкурсов, олимпиад, соревнований и др.; - организация работы по научно-методическому обеспеченью содержания общего образования - организация взаимодействия между учителями, классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями-предметниками

4. Регулирование - разработка предложений по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методической работы; - участие в деятельности школьного педагогического совета; - проведение инструктивно-методическое совещаний [1]; - регулирование двигательной активности педагогического коллектива средствами физической рекреации

5. Контроль - контроль исполнения педагогами учебных планов и программ по предметной области; - контроль исполнения мониторинга качества образования; - контроль объемов домашних заданий

Таким образом, спецификой

экспериментальной модели управления методическим объединением учителей в общеобразовательной организации является включение в организационную структуру наставников, координирующих и

контролирующих выполнение следующих ключевых задач методического объединения:

- повысить качество учебно-методического обеспечения урочной и внеурочной деятельности в контексте предметной области на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования (методист-наставник);

- улучшить показатели подготовки обучающихся, повысить успеваемость и посещаемость уроков;

- повысить качество практических результатов обучающихся (например, в предметной области «физическая культура» -через участие в соревнованиях различных уровней, получение юношеского спортивного разряда, работу в рамках реализации Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса «Готов к труду и обороне» (методист-наставник по повышению педагогической эффективности);

- привить интерес обучающихся к предмету и повысить их вовлеченность в систему дополнительного образования (методист-наставник по организации дополнительного образования);

- обеспечить процесс формирования, функционирования и развития в общеобразовательной организации здоровьесберегающей образовательной среды (методист-наставник по вопросам здоровья) [8];

- обеспечить условия для личностного и профессионального развития учителей через освоение ими программ дополнительного образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), получение педагогической категории, присвоение почетного педагогического звания, получение звания, участие в научно-практических конференциях, публикацию практико-ориентированных учебно-методических работ (методист-наставник по личностному и профессиональному развитию).

В рамках данной экспериментальной модели (на примере методического объединения учителей физической культуры) определены подзадачи методического объединения в зависимости от направлений работы школы по проведению: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; спортивной работы в классах; внеурочной работы; пропаганды здорового образа жизни участников образовательного процесса; работы с родителями, обучающимися и педагогическим коллективом в целях их просвещения в вопросах обеспечения личной гигиены и соматического здоровья, профилактике травматизма.

Заключение. Представленная

экспериментальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления методическим объединением

учителей способствует качественной реализации образовательных и воспитательных целей общеобразовательной организации,

профессиональному совершенствованию

педагогического коллектива школы, снижению чрезмерной методической нагрузки руководителя методического объединения, реализации равномерной распределенной ответственности между методистами-наставниками.

Результаты внедрения экспериментальной модели позволили оценить ее эффективность: показатели педагогической эффективности учителей физической культуры в сравнении с первым отчетным периодом повысились на 310% после внедрения модели; средняя суммарная оценка удовлетворенности учителей своей профессиональной деятельностью увеличилась на 0,68 балла (наиболее существенно повысился уровень оценки профессионального доверия в коллективе - с 6,8 баллов до 8,2); доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилась на 6 %; по итогам массовой сдачи нормативов ГТО; 52% членов методического объединения учителей получили соответствующие знаки отличия.

Определяя эффективность представленной модели управления, мы руководствовались и результатами показателей педагогической эффективности, определяемыми путем диагностики и оценки уровня физической подготовленности обучающихся до и после внедрения экспериментальной модели. Общий средний уровень физической подготовленности обучающихся 1-х классов вырос на 8%; 2-х классов - 6%; 3-х классов - на 9%; 4-х классов -на 8%; 5-х классов - на 8%; 6-х классов - на 6%; 7-х классов - на 8%; 8-х классов - на 6%; 9-х классов - на 9%; 10-х классов - на 7%; 11 -х классов - на 9%.

Литература:

1. Андруник А.П., Васенина Т.И. Методическое объединение как условие развития профессиональной компетентности педагогов / А.П. Андруник, Т.И. Васенина // Вестник Прикамского социального института. Философия и образование. - 2015. - № 4(72). - С. 3-13.

2. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе [Электронный ресурс] / Т.Н. Макарова, В.А. Макаров. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 160 с. -Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/big-files/Makarova.pdf/

3. Морозова О.Ю. Управление методической работой как фактор обеспечения качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательного процесса [Электронный ресурс] / О.Ю. Морозова. - Режим доступа: http://docplayer.ru/62826554-Upravlenie-metodicheskoy-rabotoy-kak-faktor-obespecheniya-kachestva-obrazovatelnogo-processa.html

4. Татаринова Л.П. Справочник руководителя методического объединения / Л.П. Татаринова. - М.: Учитель, 2015. - 18 с.

5. Хоптинская А.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов вуза к своему здоровью: личностно-деятельностный подход: сборник / А.А. Хоптинская // Этнопедагогика в контексте современной культуры / Материалы Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 338-343.

6. Цибульникова В.Е. История внутришкольного управления: монография / В.Е. Цибульникова. -Москва, 2011. - 225 с.

7. Цибульникова В.Е. Педагогический анализ урока в системе ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом / В.Е. Цибульникова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 3. - С. 33-35.

8. Шклярова О.А. О реализации здоровьесберегающего подхода в образовании в исследованиях научной школы управления

образовательными системами / О.А. Шклярова // Научные идеи Т.И. Шамовой в развитии современного образования / Материалы V научно-практической конференции. - М.: УЦ «Перспектива», 2016. - 196 с.

9. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире / Материалы VIII Международной научной конференции. - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 18-22.

References:

1. Andrunik A.P., Vasenina T.I. Methodical association as a condition for the development of teachers' professional competence / A.P. Andrunik, T.I. Vasenina // Messenger of the Prikamsky Social Institute. Philosophy and Education. - 2015. - № 4 (72). - S. 3-13.

2. Makarova T.N., Makarov V.A. Organization of the activity of the methodological association in school [Electronic resource] / T.N. Makarova, V.A. Makarov. -M.: Center "Pedagogical search", 2015. - 160 p. - Access mode: http://www.den-za-dnem.ru/big-files/Makarova.pdf/

3. Morozova O.Yu. Management of methodological work as a factor of ensuring the quality of the educational process [Electronic resource] / O.Yu. Morozova. - Access mode: http://docplayer.ru/62826554-Upravlenie-metodicheskoy-rabotoy-kak-faktor-obespecheniya-kachestva-obrazovatelnogo-processa.html

4. Tatarinova L.P. Reference-book of the head of the methodical association / L.P. Tatarinov. - M.: Uchitel, 2015. - 18 p.

5. Khoptinskaya A.A. Formation of university students' motivational-value attitude to their health: personal-activity approach: collection of articles / A.A. Khoptinskaya // Ethnopedagogy in the context of modern

culture / Materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2018. - S. 338-343.

6. Tsibulnikova V.E. History of intra-school management: monograph / V.E. Tsibulnikova. - Moscow, 2011. - 225 p.

7. Tsibulnikova V.E. Pedagogical analysis of the lesson in the system of value-oriented health-creating management of the pedagogical staff / V.E. Tsibulnikova // Theory and practice of physical culture. - 2018. - № 3. - P. 33-35.

8. Shklyarova O.A. On the implementation of a health-preserving approach in education in the research of the scientific school of educational systems management / O.A. Shklyarova // Scientific ideas of T.I. Shamova in the development of modern education / Materials of the V scientific-practical conference. - M.: UC "Perspective", 2016. - 196 p.

9. Shcherbakova T.N., Shcherbakova E.V. The historical aspect of mentoring as a form of professional adaptation of a young teacher / T.N. Shcherbakova, E.V. Shcherbakova // Theory and practice of education in the modern world / Materials of the VIII International Scientific Conference. - S-Pb.: Own publishing house, 2015. - S. 18-22.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Цибульникова Виктория Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: vicki-77@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.