Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПОТЕНЦИАЛ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатикова Анна Николаевна

Актуальность исследования вызвана необходимостью переосмысления роли физического воспитания обучающихся современного педагогического вуза как одного из ключевых направлений воспитательной работы в образовательной организации высшего образования. Цель. Выявить ресурсный потенциал условий реализации воспитательной работы физкультурно-спортивной направленности в современном педагогическом вузе, определить особенности внутренней позиции обучающихся в отношении здоровья. Процедура и методы. Системный анализ, обобщение, синтез, методика В. Е. Цибульниковой «Внутренняя позиция педагога в отношении здоровья», авторское анкетирование. Результаты. Физической культурой во внеучебное время занимаются 67% студентов, соблюдают принципы правильного питания 22%, читают специализированную литературу 5%; в наибольшей степени на физическое воспитание студентов в рамках воспитательной работы вуза влияет дисциплина «Физическая культура» (41%), во вторую очередь содержание различных дисциплин здоровьесозидающей направленности (40%); сознательно-ответственную внутреннюю позицию в отношении здоровья имеют 89% студентов, пассивно-попустительскую позицию 6%, гиперактивную 4%, игнорирующую 1% обучающихся соответственно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатикова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORIENTATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The relevance of the article is caused by the need to rethink the role of physical education of students at a modern pedagogical university as one of the key areas of educational work in the higher education organization. Aim. To identify the resource potential of the conditions for the implementation of educational work of physical culture and sports orientation in a modern pedagogical university, to determine the features of the internal position of students in relation to health. Methodology. System analysis, generalization, synthesis, method of V. E. Tsibulnikova "Internal position of the teacher in relation to health", author's questionnaire. Results: 67% of students are engaged in physical education outside school hours, 22% observe the principles of proper nutrition, 5% read specialized literature; the discipline "Physical culture" has the greatest influence (41%) on physical education of students within the educational work of the university, the content of various disciplines of health-creating orientation (40%) is the second important; 89% of students have a consciously responsible internal position in relation to health, 6% are passive-permissive, 4% are hyperactive, and 1% of students are ignoring.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.18

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-2-64-73

потенциал условий реализации системы воспитательной работы физкультурно-спортивной направленности в педагогическом вузе

Богатикова А. Н.

Российский государственный гуманитарный университет 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью переосмысления роли физического воспитания обучающихся современного педагогического вуза как одного из ключевых направлений воспитательной работы в образовательной организации высшего образования. Цель. Выявить ресурсный потенциал условий реализации воспитательной работы физкуль-турно-спортивной направленности в современном педагогическом вузе, определить особенности внутренней позиции обучающихся в отношении здоровья.

Процедура и методы. Системный анализ, обобщение, синтез, методика В. Е. Цибульниковой «Внутренняя позиция педагога в отношении здоровья», авторское анкетирование. Результаты. Физической культурой во внеучебное время занимаются 67% студентов, соблюдают принципы правильного питания 22%, читают специализированную литературу 5%; в наибольшей степени на физическое воспитание студентов в рамках воспитательной работы вуза влияет дисциплина «Физическая культура» (41%), во вторую очередь содержание различных дисциплин здоровьесозидающей направленности (40%); сознательно-ответственную внутреннюю позицию в отношении здоровья имеют 89% студентов, пассивно-попустительскую позицию 6%, гиперактивную 4%, игнорирующую 1% обучающихся соответственно.

Ключевые слова: воспитательная работа, воспитывающая среда, физическое воспитание, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, внутренняя позиция в отношении здоровья

the potential of the conditions for the implementation of the system of educational work of physical culture and sports orientation in a pedagogical university

Bogatikova A. N.

Russian State University for the Humanities 6 Miusskaya Square, Moscow, 125993, Russian Federation

Abstract

The relevance of the article is caused by the need to rethink the role of physical education of students at a modern pedagogical university as one of the key areas of educational work in the higher education organization.

Aim. To identify the resource potential of the conditions for the implementation of educational work of physical culture and sports orientation in a modern pedagogical university, to determine the fea© CC BY Богатикова А. Н., 2021.

tures of the internal position of students in relation to health.

Methodology. System analysis, generalization, synthesis, method of V. E. Tsibulnikova "Internal position of the teacher in relation to health", author's questionnaire.

Results: 67% of students are engaged in physical education outside school hours, 22% observe the principles of proper nutrition, 5% read specialized literature; the discipline "Physical culture" has the greatest influence (41%) on physical education of students within the educational work of the university, the content of various disciplines of health-creating orientation (40%) is the second important; 89% of students have a consciously responsible internal position in relation to health, 6% are passive-permissive, 4% are hyperactive, and 1% of students are ignoring.

Keywords: educational work, educational environment, physical education, extracurricular activities, student self-government, internal position in relation to health

Введение

В связи с внесением в 2020 г. поправок, касающихся воспитания, в Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» вопросы организации и модернизации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования стали как никогда актуальными. Система воспитательной работы, построенная в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО), основной целью перед собой ставит создание условий для достижения всестороннего развития личности студента, формирования общечеловеческих и общегосударственных ценностей, в том числе на основе удовлетворения потребности студента в саморазвитии и самореализации.

Подчёркивается, что «смысл образования в XXI в. заключается в том, чтобы воспитать человека, обладающего личностным суверенитетом, свободного и творческого, способного самоопределяться не только и не столько по текущим целям деятельности, сколько по общечеловеческим ценностям, "устремлённого быть", осуществиться в полноте своей субъектности» [5].

Н. М. Борытко рассматривает воспитание в образовательной организации высшего образования как «обращённость к человеческой сущности, к качественным изменениям человека, к его самоопределению и самоутверждению в социокультурной и профессиональной среде» [4, с. 103]. Для определения целей

воспитания обучающегося следует исходить из сформированности его внутренней позиции, «степень субъектности которой определяется способностью студента осознанно выбирать и реализовы-вать эффективные в конкретной ситуации ориентиры деятельности» [3, с. 32].

Для достижения данной цели воспитательная работа в педагогическом вузе должна носить комплексный характер и включать в себя целый ряд направлений воспитания, таких как гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое, экологическое, трудовое, культурно-просветительское, научно-образовательное.

В этом контексте гражданское воспитание будет направлено на развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры у студентов через включение в общественно-гражданскую деятельность.

Патриотическое воспитание будет включать формирование у студентов чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему с целью замотивировать будущих профессионалов на реализацию и защиту интересов Родины.

Духовно-нравственное воспитание, о котором много говорят в последние годы, должно быть направлено на развитие нравственных чувств, идеалов студентов и формирование у них крепкого нравственного стержня.

Экологическое воспитание позволяет формировать и развивать у студентов

экологическое сознание и экологическое поведение.

Трудовое воспитание мотивирует студентов к будущей профессиональной деятельности, способствует развитию психологической готовности к ней, а также профессиональных ориентиров, идеалов и ценностей.

Культурно-просветительское воспитание обеспечивает знакомство студентов с материальными и нематериальными объектами человеческой культуры и стимулирует развитие бережного отношения к объектам культурного наследия.

Научно-образовательное воспитание - особое направление воспитательной деятельности ООВО, которое вызвано необходимостью подготовки научных кадров и направлено на развитие у студентов исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности, этики исследования, цитирования и соавторства.

Важным направлением воспитательной работы является физическое воспитание студентов, что предполагает развитие у обучающихся культуры и навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, культуры профессионального здоровья и системы здоровьеориентиро-ванных ценностей.

Физическое воспитание в условиях педагогического вуза имеет свою специфику. Процесс физического воспитания студентов педагогического вуза не ограничивается только формированием внутренней потребности студентов в сохранении и укреплении индивидуального здоровья, а также навыков ведения здорового и безопасного образа жизни. Поскольку нынешние студенты педагогического вуза в перспективе станут работниками различных образовательных организаций, они должны не только уметь сохранять и укреплять своё здоровье, но и владеть теоретическими знаниями в области здоровьесозидания, практическими умениями и навыками использования средств, форм и методов физического

воспитания в будущей профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, физическое воспитание в педагогическом вузе способствует не только развитию общей культуры личности, но и её профессиональному становлению.

В исследованиях В. Е. Цибульниковой установлена взаимосвязь соматического здоровья молодых учителей (21-25 лет) и объёма их двигательной активности. У молодых педагогов с функциональными типами с низкой и лёгкой двигательной активностью выявлен (по методике Г. Л. Апанасенко) [1] уровень соматического здоровья «ниже среднего» [8, с. 152-181].

В. Е. Цибульниковой отмечается, что «педагогический труд отличается повышенной ответственностью, дефицитом времени и высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, наличием стрессовых ситуаций» [9, с. 93]. Особенности педагогического труда детерминируют риски профессионального здоровья, и «для молодых учителей высокими рисками здоровья являются профессионально-личностные и организационно-трудовые риски» [11, с. 3-4] на фоне попустительской позиции в отношении профессионального здоровья [10].

Таким образом, роль физического воспитания как ресурса повышения культуры профессионального здоровья обучающихся и направления воспитательной работы в современном педагогическом вузе является опережающим в профилактике рисков профессионального здоровья будущих педагогов.

Физическое воспитание студентов педагогического вуза также обеспечивает формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) по направлению «Педагогическое образование». Среди них можно выделить следующие компетенции: способность поддерживать необходимый уровень физической

подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; способность использовать психолого-педагогические технологии для индивидуализации воспитания обучающихся; способность организовывать совместную и индивидуальную воспитательную деятельность с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями. В этой связи в педагогических вузах стремятся подходить к проблеме физического воспитания студентов комплексно.

Реализация воспитательной деятельности физкультурно-спортивной направленности в ООВО невозможна без создания особой образовательной среды, которая бы обеспечивала систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В. А. Ясвин отмечает, что для создания качественной образовательной среды важно обеспечить взаимодействие и взаимопроникновение пространственно-предметного, социального и организационно-технологического компонентов образовательной среды [12]. Пространственно-предметный компонент характеризует материально-техническую обеспеченность воспитательной среды. Организационно-технологический компонент определяет то, как мы планируем организовать воспитательный процесс. Социальный характеризует то, каким образом будет выстроено социальное взаимодействие субъектов воспитательного процесса, и то, и как они будут влиять друг на друга.

«Воспитывающая среда является ин-тегративным механизмом взаимосвязи таких образовательных сред, как социокультурная, инновационная, акмеологи-ческая, рефлексивная, адаптивная, безопасная, благоприятная и комфортная, здоровьеформирующая и здоровьесбере-гающая, билингвальная, этносоциальная, киберсреда и др.» [7, с. 24]. Воспитыва-

ющий потенциал образовательной среды образовательной организации представлен духовным, социальным и материальным компонентами [6].

Воспитывающее воздействие на студентов может быть оказано в условиях учебной и внеучебной деятельности. В учебной деятельности физическое воспитание идёт в ногу с процессом обучения и профессиональной подготовки. Знакомство с профессиональными рисками в области здоровья, технологиями и упражнениями, обеспечивающими сохранение и укрепление физического и психического здоровья специалистов и обучающихся, нередко мотивирует студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и чтению специализированной литературы.

Воспитательная работа физкультур-но-спортивной направленности, организованная во внеучебной деятельности, отличается большей гибкостью, свободой и вариативностью. Достоинством реализации физического воспитания во внеучебной деятельности является то, что его могут реализовывать не только ответственные за воспитательную работу сотрудники вуза (заместители деканов / директоров по воспитательной работе, преподаватели), но и сами студенты. Они могут быть инициаторами создания спортивных клубов и объединений, где они смогут обмениваться опытом и помогать друг другу физически совершенствоваться.

Поскольку во внеучебной деятельности больше свободы для творчества, можно выстроить воспитательную работу, исходя из запроса студенческого сообщества. Если мероприятия физкуль-турно-спортивной направленности или организованные спортивные секции будут соответствовать их интересам и предпочтениям, у студентов будет больше возможностей для активного участия в них.

Таким образом, воспитательная работа физкультурно-спортивной направленности является неотъемлемой частью це-

лостного образовательного процесса вуза, а её организация должна происходить при тесном сотрудничестве работников вуза и студенческого самоуправления.

Материалы и методы исследования

В рамках эмпирического исследования:

- мы подвергли системному анализу ресурсный потенциал условий реализации воспитательной работы физкультур-но-спортивной направленности в современном педагогическом вузе;

- провели диагностику и оценку внутренней позиции студентов в отношении здоровья по методике: «Рейтинговый опросник "психологические риски для личностного здоровья руководителя школы" В. Е. Цибульниковой» [10, с. 221] и «Опросный лист "Внутренняя позиция личности руководителя школы в отношении своего здоровья" В. Е. Цибульнико-вой» [10, с. 228];

- провели анкетирование студентов (с использованием авторской анкеты), чтобы выяснить, что в рамках воспитательной работы вуза и института в наибольшей степени влияет на их физи-

Дисциплина "Физическая культура"

■ Изучение научной литературы в рамках курсового проектирования

Иные дисциплины, которые затрагивают проблемы

индивидуального здоровья личности.

профессионального здоровья,

здоровьесберегаюшнхиздоровьеформируюших

технологий, здоровьесозидаюшей деятельности

педагога

Ничего

■ Мероприятия физкулыурно-спортивной направленности института и вуза

■ Посещение секции

ческое воспитание и развитие, что они предпринимают для своего физического совершенствования, какова степень их осведомлённости в области здоровьесбе-режения, здоровьеформирования, здоро-вьесозидания.

База исследования: Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

Выборку исследования составил 81 студент бакалавриата (1-4 курсы) в возрасте от 18 до 22 лет.

Для обработки полученных эмпирических данных мы использовали контент-анализ и методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы узнать, какие мероприятия по физическому воспитанию студентов, организованные вузом и институтом, в наибольшей степени влияют на их физическое воспитание и развитие, мы задали студентам соответствующий вопрос. Ответы респондентов представлены на рисунке 1.

Рис. 1 / Fig. 1. Ответы респондентов на вопрос «Что в рамках воспитательной работы вуза в наибольшей степени повлияло на ваше физическое воспитание и развитие?» / Respondents' answers to the question "What in the educational work of the university has most affected your physical education and development?"

Из полученных результатов мы ви- эффект студенты ощущают от учебной дим, что наибольший воспитательный деятельности - 82%, в частности от ос-

воения дисциплины «Физическая культура» - 41%, от иных дисциплин, затрагивающих проблемы индивидуального здоровья личности, профессионального здоровья, здоровьесберегающих и здо-ровьеформирующих технологий, здоро-вьесозидающей деятельности педагога - 40%, от изучения специализированной литературы в рамках курсового проектирования - 1%. Всего 7% студентов указали, что на их физическое воспитание и развитие повлияла внеучебная деятельность, в частности участие в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности - 5%, занятия в спортивных секциях - 2%. Порядка 11% студентов не ощущают на себе воспитательного эффекта от воспитательной работы физ-культурно-спортивной направленности, организованной институтом и вузом.

Образовательная среда института не позволяет развивать работу по физическому воспитанию студентов во внеучеб-ной деятельности в полной мере. Недостаток воспитательного воздействия во внеучебной деятельности институт стремится компенсировать через воспитательное воздействие в условиях учебной деятельности.

Во-первых, институт не располагает помещениями и территориями, где можно было бы организовать мероприятия физкультурно-спортивной направленности, студенческие клубы или объединения и секции. Здание института достаточно старое, в нём нет спортивного зала. Даже очные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» для студентов института проводятся в других корпусах университета. Территория института очень ограничена, поэтому у него нет своей спортивной площадки. К тому же в плотной застройке центра столицы практически отсутствует свободное пространство для проведения массовых физ-культурно-спортивных мероприятий.

Во-вторых, в институте нет необходимого количества как студентов и преподавателей, готовых активно развивать

внеучебную деятельность физкультурно-спортивной направленности в институте, так и студентов, готовых принимать в ней участие. Студенческий совет института в целом и Спортивный сектор Студенческого совета института в частности стараются привлекать студентов к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях и заниматься их просвещением в области ведения здорового образа жизни, но не могут достичь в этом серьёзных успехов.

Весной 2020 г., когда все обучающиеся были на дистанционном обучении из-за пандемии коронавируса, Студенческий совет института начал активно развивать страницы студенческих секторов в социальных сетях, чтобы компенсировать недостаток общения среди студентов и отсутствие массовых внеучебных мероприятий. Спортивный, Научный и Культурно-массовый сектора Студенческого совета организовывали мероприятия онлайн и готовили для студентов интересные информационные рубрики. На данный момент сектора Студенческого совета института продолжают развивать свои сообщества и регулярно создают информационный контент. При этом объём заинтересованной аудитории, которую охватывает сообщество того или иного сектора, существенно различается (см. табл. 1).

Мы видим, что интерес к контенту, который предлагают сообщества Спортивного сектора в социальных сетях, уступает интересу к контенту сообществ Культурно-массового и Научного секторов. Описанная ситуация отражает тенденцию, которую мы выявили в предыдущем исследовании. Студенческое сообщество института проявляет значительно больший интерес к творческим, просветительским и научным мероприятиям, чем к физкуль-турно-спортивным [2].

Таким образом, у института нет ни материально-технических, ни социальных ресурсов для организации внутренних физкультурно-спортивных мероприятий, спортивных объединений, клубов

Таблица 1 / Table 1

Охват аудитории сообществами в социальных сетях секторов Студенческого совета института педагогики и психологии (январь 2021 г.) / Audience coverage by social media communities of the Student Council sectors of the Institute of Pedagogy and Psychology (January 2021)

Сектор Студенческого совета института Охват аудитории в социальных сетях (чел.)

Instagram ВКонтакте

Спортивный сектор 62 30

Научный сектор 81 119

Культурно-массовый сектор 302 203

и секций или для подготовки конкурет-носпособной студенческой команды для участия во внутривузовских и межвузовских мероприятиях.

При этом мы не можем говорить о неблагополучной ситуации с физическим воспитанием в институте. Воспитательная работа в условиях учебной деятельности грамотно организована. В воспитательном процессе участвуют преподаватели института физической культуры, спорта и здоровья и преподаватели института педагогики и психологии, ко-

Источник: составлено автором.

торые обеспечивают, помимо теоретической и практической профессиональной подготовки, формирование здоровьеори-ентированных ценностных установок.

Среди опрошенных нами студентов большинство (89%) занимают сознательно ответственную позицию в отношении своего здоровья, что позволяет им объективно относиться к своему физическому здоровью, поддерживать его в норме и обеспечивать себе трудоспособность и ресурсы для социальной активности (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Процент студентов с различными видами внутренней позиции в отношении собственного физического здоровья / Percentage of students with different types of internal attitudes regarding their own physical health

Гиперактивная позиция Сознательно-ответственная позиция Пассивно-попустительская позиция Игнорирующая позиция

Доля студентов с определённой внутренней позицией 4% 89% 6% 1%

Студенты отличаются высокими показателями осведомлённости в вопросах здоровьесберегающей, здоровьеформи-рующей и здоровьесозидающей деятельности педагога. Результаты представлены в таблице 3. Суммарно более 70% сту-

Источник: составлено автором.

дентов отличаются высокой и средней степенью осведомлённости в области здоровьесбережения (74%) и здоровье-созидания (71%), более 60% - в области здоровьеформирования (63%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 / Table 3

Степень осведомлённости студентов в области здоровьесбережения, здоровьеформирования, здоровьесозидания / The degree of awareness of students in the field of health conservation, health formation, health creation

Высокая Средняя Низкая Отсутствует

Осведомлённость в области здоровьесберегающих технологиях в образовании 52% 22% 15% 11%

Осведомлённость в области здоровьеформирующих технологиях в образовании 52% 11% 26% 11%

Осведомлённость в области здоровьесозидающей деятельности педагога. 30% 41% 7% 22%

Источник: составлено автором.

Опрошенные нами студенты также скому развитию. Данные представлены в нередко предпринимают самостоятель- таблице 4. Порядка 67% самостоятельно ные попытки по собственному физиче- занимаются физической культурой.

Таблица 4 / Table 4

Виды деятельности, которые студенты осуществляют самостоятельно в целях своего физического развития и самосовершенствования / Types of activities that students carry out independently for the purpose of their physical development and self-improvement

Виды деятельности Доля студентов, вовлечённых в деятельность

Занятия физической культурой (в том числе зарядка, выполнение комплексов упражнений, спорт, фитнес, самостоятельные тренировки, тренировки с тренером) 67%

Правильное питание 22%

Двигательная активность 11%

Чтение специализированной литературы 5%

На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что студенты института отличаются развитой культурой здоровья, а условия, созданные в институте для реализации воспитательной работы физкультурно-спортивной направленности, можно считать достаточными.

Заключение

Физкультурно-спортивное направление является одним из актуальных направлений воспитательной работы в педагогическом вузе, так как не только способствует развитию культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, но и напрямую воздействует на профессио-

Источник: составлено автором.

нальную подготовку будущих педагогов. Для реализации физкультурно-спортив-ной воспитательной работы в учебной и внеучебной деятельности на базе вуза важно создать благоприятные материально-технические, кадровые и организационно-педагогические условия. Тесное взаимодействие сотрудников вуза с представителями студенческого самоуправления и опора на интересы студенческого сообщества позволяют выстроить качественную систему воспитательной работы, при которой студенты будут активно вовлекаться в деятельность по физическому развитию и совершенствованию.

Статья поступила в редакцию 25.02.2021

K4J

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология. 2006. № 1. С. 5-13.

2. Богатикова А. Н., Крылова Ю. С., Яковлева М. Ю. Студенческое самоуправление как условие формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся педагогического вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6. С. 111-116.

3. Борытко Н. М. Гуманитарная методология воспитания // Грани познания. 2015. № 7 (41). С. 31-38.

4. Борытко Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 2. № 2. С. 103-107.

5. Кирьякова А. В., Мосиенко Л. В., Ольховая Т. А. Развитие субъектности студента в аксиосфере университета // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 119-123.

6. Нечаев М. П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. М.: АСОУ, 2015. 151 с.

7. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е. А. Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. М.: ИИУ МГОУ, 2021. 208 с.

8. Цибульникова В. Е. Двигательная активность и соматическое здоровье учителя: нормирование, оценка, мотивация: монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. 224 с.

9. Цибульникова В. Е. Классификация психологических рисков во внутришкольном управлении в системе «руководитель - подчинённый» // Психология социальных и экологических рисков в современном обществе: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Научная книга, 2011. С. 92-98.

10. Цибульникова В. Е. Профессиональное здоровье директора школы: психологические риски и их последствия: монография. М.: Национальный книжный центр, 2015. 312 с.

11. Цибульникова В. Е. Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2. Ч. 1. С. 37-41.

12. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.

1. Apanasenko G. L. [Individual health: theory and practice]. In: Valeologiya [Valeology], 2006, no. 1, pp. 5-13.

2. Bogatikova A. N., Krylova Yu. S., Yakovleva M. Yu. [Student self-governing as a condition for the formation of personal and professional qualities of students of a pedagogical university]. In: Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2020, no. 6, pp. 111-116.

3. Borytko N. M. [Humanitarian methodology of education]. In: Granipoznaniya [The facets of knowledge], 2015, no. 7 (41), pp. 31-38.

4. Borytko N. M. [Technological foundations of professional education of university students]. In: Yaro-slavskiipedagogicheskii vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 2015, vol. 2, no. 2, pp. 103-107.

5. Kir'yakova A. V., Mosienko L. V., Ol'khovaya [Development of the student]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2013, no. 12, pp. 119-123.

6. Nechaev M. P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya vospityvayushchego potentsiala obrazovatelnoi sredy [Theoretical and methodological foundations for the development of the upbringing potential of the educational environment]. Moscow, ASOU Publ., 2015. 151 p.

7. Pevtsova E. A., Tsibulnikova V. E., Nikolaev M. V., Zinchenko A. S. Upravlenie sistemoi vospitatel'noi raboty v obrazovatelnoi organizatsii vysshego obrazovaniya: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya or-ganizatorov vospitatel'noi deyatel'nosti i professorsko-prepodavatelskogo sostava sistemy vysshego obrazovaniya Rossii [Management of the system of educational work in the educational organization of higher education: Teaching aid for organizers of educational activities and the teaching staff of the system of higher education in Russia]. Moscow, IIU MGOU Publ., 2021. 208 p.

8. Tsibulnikova V. E. Dvigatel'naya aktivnost' i somaticheskoe zdorov'e uchitelya: normirovanie, otsenka, motivatsiya [Physical activity and somatic health of a teacher: rationing, assessment, motivation]. Moscow, Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2020, 224 p.

REFERENCES

9. Tsibulnikova V. E. [Classification of psychological risks in intraschool management in the "managersubordinate" system]. In: Psikhologiya sotsial'nykh i ekologicheskikh riskov vsovremennom obshchestve: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychology of social and environmental risks in modern society: Materials of the international scientific and practical conference]. Saratov, Nauchnaya kniga Publ., 2011, pp. 92-98.

10. Tsibulnikova V. E. Professional'noe zdorove direktora shkoly: psikhologicheskie riski i ikh posledstvi-ya [Professional health of the headmaster: psychological risks and their consequences]. Moscow, Natsional'nyi knizhnyi tsentr Publ., 2015. 312 p.

11. Tsibulnikova V. E. [Risks of professional health of a teacher and head of a general education organization]. In: Kazanskiipedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2016, no. 2, p. 1, pp. 37-41.

12. Yasvin V. A. Shkol'naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [The school environment as a subject of measurement: expertise, design, management]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2019. 448 p.

Богатикова Анна Николаевна - аналитик группы мониторинга центра социально-политических исследований и информационных технологий Российского государственного гуманитарного университета;

e-mail: anuta.bogatikova@yandex.ru

Anna N. Bogatikova - Analyst of the Monitoring Group of the Center for Socio-Political Research and Information Technologies, Russian State University for the Humanities, Moscow, e-mail: anuta.bogatikova@yandex.ru

Богатикова А. Н. Потенциал условий реализации системы воспитательной работы физкультур-но-спортивной направленности в педагогическом вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 64-73. Э01: 10.18384/2310-7219-2021-2-64-73

Bogatikova A. N. The potential of the conditions for the implementation of the system of educational work of physical culture and sports orientation in a pedagogical university. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 2, pp. 64-73. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-2-64-73

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.