STUD NET
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«ОБРАЗОВАНИЕ»
ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL ACTIVITIES IN SCHOOLS IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL PROJECT " EDUCATION»
УДК-37.013
Зарывалова Наталья Валериевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 27, Россия, г. Сургут Мубаракшина Алсу Равиловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 27, Россия, г. Сургут Zaryvalova Natal'ya Valerievna, konduktor87@mail.ru Mubarakshina Alsu Ravilovna
АННОТАЦИЯ
Главным средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательной организации, является методическая служба. [3]
В современных условиях методическая работа заключается в разработке комплексно-целевой программы непрерывного образования и профессионального роста педагогов, целью которой является создание в ОО условий для совершенствования и повышения профессионального статуса каждым педагогом. Основными задачами методической службы: является создание системы профессионально-личностного самообразования педагогов в овладении ими современными педагогическими технологиями. [3]
В результате деятельности методической службы ОО ожидаются следующие результаты: разработка и внедрение комплексно-целевой программы непрерывного образования и профессионального роста педагогов и создание условий для непрерывного образования педагогов что должно способствовать высокому уровню профессиональной компетенции и готовности педагогов к инновационной деятельности.
Таким образом, повышение мастерства педагогов, осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы также за счёт этого пополняются их теоретические и практические знания, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Значимость такого подхода
в том, что он образует обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует отношения между педагогами подкреплённые положительными эмоциями. Основой данных форм работы с коллективом являются обсуждения, аргументация выводов, рассуждения, соревновательная конкуренция умов и талантов. [7]
ABSTRACT
The main means of improving the pedagogical skills of teachers, which connects the entire system of work of an educational organization, is the methodological service. [3]
In modern conditions, the methodological work consists in the development of a comprehensive target program of continuing education and professional growth of teachers, the purpose of which is to create conditions for improving and improving the professional status of each teacher in the OO. The main tasks of the methodological service are to create a system of professional and personal self-education of teachers in mastering modern pedagogical technologies. [3]
As a result of activity of methodical service OO expected results: development and implementation of complex target program of continuing education and professional growth of educators and the creation of conditions for continuous education of teachers that should promote a high level of professional competence and readiness of teachers to innovative activities.
Thus, improving the skills of teachers is carried out with the help of various forms of methodological work.this also contributes to their theoretical and practical knowledge, namely, using interactive forms and methods. The significance of this approach is that it forms feedback, a Frank exchange of opinions, and forms relationships between teachers supported by positive emotions. The basis of these forms of work with the team are discussions, reasoning conclusions, reasoning, competitive competition of minds and talents. [7]
Ключевые слова: методическая деятельность, педагогический коллектив, методическая помощь, профессиональный стандарт.
Keywords: methodical activity, teaching staff, methodological assistance, professional standard.
В новых условиях возрастает роль методической деятельности, которая является важнейшим средством повышения качества общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного и общего образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2020 году ФГОС всех уровней общего
образования, целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов. [1]
Вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических коллективов, внедрения в процесс образования новых методик и педагогических технологий, методической помощи в аттестации педагогов для образовательных организаций ключевыми.
Методическая работа в ОО - это один из видов содержательной и управленческой деятельности административно-управленческих работников общеобразовательной организации; систематическая деятельность педагогических работников по повышению теоретической и методической подготовки, профессионального мастерства в период между курсами повышения квалификации.
Таким образом, в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» методическая работы понимается:[2]
- как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации руководителей и педагогов образовательной организации, на их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования, повышении качества образования обучающихся;
- как способ сопровождения педагогического труда; как средство проектирования педагогических систем;
- как механизм управления процессами развития в образовательной организации;
- как средство развития педагогического творчества. [2]
Профессиональный стандарт утвержденный приказом Минтруда России
от 18.10.2013 № 544н является системообразующим механизмом и определяет объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволяет объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности через эффективный контракт. [1,6]
Профессиональный стандарт выступает в качестве основы для оценки квалификации педагога, а эффективный контракт - в качестве инструмента соединения интересов педагога и руководителя. [1,6]
Методическая работа в ОО должна быть направлена на повышение профессионального уровня каждого педагога, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие свойств и качеств личности.[4] Следовательно, целью деятельности заместителя директора по УВР, методиста, руководителя методического объединения, творческой
проблемной лаборатории является совершенствование содержания общего образования посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов.
Кроме планового повышения квалификации согласно Комплексной программе в специальных учреждениях, подготовка педагогов будет осуществляться перманентно в рамках системы внутри школьного повышения квалификации.
Задачами системы внутри школьного повышения квалификации станут:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессиональной компетентности педагогов;
- проектирование внутри школьной модели повышения квалификации, включающей такие формы, как деятельность методических объединений, творческих групп по каждому направлению, самообразование.
Внутри школьная модель повышения квалификации всего коллектива ОО создает возможности для более гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию в образовании. Регулярный характер обучения и повышения квалификации на рабочем месте в течение всей трудовой деятельности позволяет осуществлять не только предметную, межпредметную и внепредметную подготовку учителей, но и организовать командную работу педагогов.
Основным направлением развития системы внутри школьного повышения квалификации должно стать распространение опыта педагогов методическая помощь конкретным учителям по решению профессиональных проблем.
Следующие задачи придают особую значимость методической деятельности в OO:
- достижение развития общеобразовательной организации;
- обеспечение высокого качества образовательного процесса;
- разработка программ общего образования нового поколения;
- разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания;
- организация проведения опытно-экспериментальной работы;
- достижение высокого уровня развитие творческого потенциала учителей, выявление, обобщение и распространение опыта лучших педагогов.
Реализация данных целей и задач требует разработки плана методической работы образовательной организации, в котором должны найти отражение:
- предоставление педагогам нужной информации по развитию общего
образования, о программах, новых технологиях, а также литературы по проблемам обучения и воспитания;
- изучение, оценка результативности педагогического опыта;
- обобщение и передача передового педагогического опыта;
- помощь в подготовке педагогов к аттестации;
- прогнозирование, планирование и работа по значительному улучшению квалифицированности учителей;
- оказание поддержки педагогам при организации и проведении исследовательской работы;
- исследование образовательных потребностей педагогов;
- подготовка различных видов учебно- методических документов и материалов и др. [6]
Направления методической работы осуществляются в соответствии со следующими принципами: актуальность, научность, системность, комплексный, оперативность, гибкость, мобильность, творческий характер, последовательность, преемственность, непрерывность, конкретность, направленность, единство теории и практики.
Методическая работа организуется в образовательной организации самостоятельно. Главными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методические объединения, творческие проблемные группы и др.
В общеобразовательной организации организуется методическая служба, в состав которой входят представители администрации, заведующий методическим кабинетом, методист, руководители методических объединений, творческих проблемных лабораторий и др. Деятельность методическая служба нуждается в четко выстроенной системе, обеспечивающей планирование, организацию, прогнозирование, контроль, исполнение, регулирование и анализ.
Методическая работа может осуществляться через: научно-практические конференции, творческие отчеты, педагогические чтения и гостиные, круглые столы, проблемные семинары, мастер-классы и практикумы, школы передового опыта, школы молодого педагога, методические дни и другие формы.
В образовательных организациях сложились организационные, дидактические, групповые и индивидуальные формы методической работы, примерами которых могут служить:
- работа над единой методической темой и индивидуальными темами самообразования;
- выступления из опыта работы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- выставки тематических методических разработок;
- организация наставничества;
- ознакомление с новинками методической литературы;
- целевые взаимные посещения уроков, занятий и мероприятий с последующим анализом;
- заседания методического объединения;
- разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий;
- создание методической копилки;
- формирование информационного банка учебно-методической литературы;
- отчеты педагогов по самообразованию и др. [5]
Безусловно, главным в методической работе является мотивация учителей к изучению новой информации и профессионального опыта, организация условий для активизации приобретенных знаний и творческого их применения.[5] Учитель находится сегодня в значительно измененных условиях, для которых характерно:
- развитие возможностей получения информации;
- мобильность применения профессиональных качеств.
- изменение социальных функций педагога, модернизация системы ценностей;
- отсутствие жесткой регламентации в работе;
- расширение индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений.[8]
Методическая работа, направленная на профессиональную помощь начинающему педагогу, занимает особое место в образовательной организации. Это беседы по вопросам организации учебного и воспитательного процесса, наставничество, выбор образовательной программы, мотивация на самообразование и творчество.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.[6]
Значит, для улучшения деятельности образовательной организации требуется перестройка организации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:
- обеспечение системы общего образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики;
- оснащение педагогической деятельности необходимыми методическими средствами и информацией;
- совместная продуктивная деятельность методической службы школы и педагогов, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий, подсистемы информирования, просвещения и обучения кадров в образовательной организации и другие.[2]
Как следствие, реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должна способствовать достижению следующих результатов:
1. Разработка организационной структуры методической службы ОО с определением объектов и субъектов управления.
2. Углубление логического и дидактического единства учебного и воспитательного процесса, устранение дублирования программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности знаний, умений и навыков.
3. Совершенствование методического руководства уроками и занятиями подготовка методических рекомендаций по организации учебного и воспитательного процесса.
4. Организация работы с научными и методическими центрами, учебными заведениями разного уровня для организации инновационной работы по внедрению новых технологий обучения.
5. Использование и внедрение новых технологий обучения и воспитания, а также анализ эффективности.
6. Обеспечение учебного процесса современным оборудованием, техническими средствами обучения, учебной и методической литературой, и другими средствами обучения.
7. Оценки качества образования, системы диагностики и мониторинга для определения начального уровня и дальнейшего сопровождения развития обучающихся.
8. Организация и управление психологической службы для обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики учащихся.
9. Внедрение в практику проблемно-ориентированного анализа деятельности методической службы.
Несомненно, методическая работа в ОО должна быть направлена на достижение и поддержание достаточно высокого качества образования, основанной на современной педагогической науке, новом педагогическом мышлении, индивидуальности в профессиональной деятельности педагога, новейших педагогических технологиях. [7]
Методическая работа с педагогами - является главной составляющей успешной работы образовательной организации. Классические формы такой работы, такие, как педсовет, консультирование, семинар, практикум, давно известны всем, кто имеет представление о методической работе. [7]
На сегодняшний день традиционные методики работы, среди которых основное место отводилось докладам и выступлениям утратили свое значение.
В настоящий момент нужно использовать современные, активные формы работы, которым свойственно привлечение учителей в деятельность и диалог, предполагающий обмен мнениями. Они делятся:
по способу организации (коллективные, индивидуальные, групповые), а также по степени активности участников (пассивные, интерактивные, активные).
Всех их объединяет творческий подход и возможность организации деятельности с участием всех учителей.
Анализируя итоги, можно предположить, что хорошо построенная система интерактивных форм работы с учителями приведет к повышению уровня развития образовательной организации и объединит педагогический коллектив. Переход образования из «застоя» в режим развития меняет и стратегию управления. Управление из системы административных заданий и исполнительских решений переходит в разряд личностно-ориентированной деятельности. Управление методической деятельностью в современных условиях обозначается как новый, очень важный аспект управления методической службой - развитие личной и педагогической культуры педагога в рамках интегрального методического пространства на принципах интеграции, дифференциации, специализации и авторизации педагогического опыта.
Литература
1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28 мая 2014 г. N 3241п-П8)
2. Ларина Валентина Петровна. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Ларина Валентина Петровна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т]. - Самара, 2008. - 398 с.:
3. Методическая работа в образовательной организации: тематический список литературы / ГБОУ ДПО ИРОСО. - Южно-Сахалинск, 2016. -16 с.
4. Методический портфель заместителя директора: из опыта работы / авт.-сост. М.Б. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
6. Профессиональный стандарт. Педагог. - М: УЦ «Перспектива», 2014.
7. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ Эннанова Л.Ф., Хатипова А.С.В сборнике: Научный форум: тенденции развития науки и общества Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2020. С. 66-69.
8. Ставцева Юлия Гафурьяновна Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou (дата обращения: 16.05.2020).
Literature
1. a Comprehensive program for improving the professional level of teaching staff in General education organizations (approved By the government of the Russian Federation on may 28, 2014 N 3241p-P8)
2. Larina Valentina Petrovna. Scientific and methodological support of innovative activities of General education institutions as a means of developing the regional education system: dissertation ... doctors of pedagogical Sciences: 13.00.01 / Larina Valentina Petrovna; [a protection Place: Itself. GOS. PED. Univ]. Samara, 2008, 398 p.:
3. Methodological work in an educational organization: thematic list of literature / GBOU DPO IROSO. - Yuzhno-Sakhalinsk, 2016. -16 p.
4. Methodological portfolio of the Deputy Director: from work experience / author.- comp. M. B. Krylov. - Volgograd: Teacher, 2009.
5. Moiseev a.m., Moiseeva O. M. Deputy Director of the school for scientific
and methodological work (functions, powers, technology of activity): manual for heads of educational institutions / ed. by M. M. Potashnik. - Moscow: Pedagogical society of Russia, 2006.
6. Professional standard. Teacher. - M: UC "Perspektiva", 2014.
7. The ROLE AND VALUE of INTERACTIVE forms of WORK WITH the teaching STAFF DOE Annanova L. F., A. S. Hatipova In the collection: Scientific forum: trends in the development of science and society Collection of materials of the International scientific and practical conference. 2020. Pp. 66-69.
8. Stavtseva Yulia Gafuryanovna Methodological support of the pedagogical process in the DOW / / Gaudeamus. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou (accessed: 16.05.2020).