Научная статья на тему 'Научно-методическая работа в общеобразовательных организациях республики Крым: эффективность, критерии, показатели'

Научно-методическая работа в общеобразовательных организациях республики Крым: эффективность, критерии, показатели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННАЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SCIENTIFIC-METHODICAL WORK / INNOVATIVE / RESEARCH / EXPERIMENTAL AND EXPERIMENTAL ACTIVITIES / CRITERIA AND PERFORMANCE INDICATORS / GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацаюк Н.С.

В условиях модернизации образования в Республике Крым особенно актуальным является проблема качественной подготовки педагогических кадров для общеобразовательных организаций региона. Инновационный режим работы учебных заведений предполагает развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, формирование современной системы непрерывного обучения педагогов, создание условий для повышения квалификации учителей. Поэтому в данной статье рассмотрены вопросы совершенствования системы научно-методической работы, организация которой обеспечит профессиональный рост учителя, создаст условия для повышения квалификации работающих педагогов, сформирует готовность учителей к инновационной, научно-исследовательской, опытноэкспериментальной видам деятельности. В статье теоретически обоснованы границы применения понятия «эффективность» для педагогических процессов. Уточнено сущность понятия «эффективность научно-методической работы». Доказано, что оценка эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательной организации является необходимым условием для достижения поставленной цели. Обоснованы критерии эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым: системно-когнитивный, содержательнотехнологический, оптимально-информационный, мотивационно-рефлексивный и инновационнотворческий. Степень проявления выделенных критериев позволяет определить уровень организации научно-методической работы в общеобразовательной организации, которая является необходимой предпосылкой развития творческих способностей учителя, интегративным элементом его трудовой деятельности, необходимым условием роста педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: EFFICIENCY, CRITERIA, INDICATORS

In the conditions of modernization of education in the Republic of Crimea, the problem of qualitative training of pedagogical personnel for general education organizations of the region is especially topical. The innovative mode of work of educational institutions presupposes the development of the creative potential of the whole pedagogical collective, the formation of a modern system of continuous training of teachers, and the creation of conditions for the upgrading of teachers' qualifications. Therefore, in this article, the issues of improving the system of scientific and methodological work are considered, the organization of which will ensure the professional growth of the teacher, create conditions for improving the skills of working teachers, and form the teachers' readiness for innovation, research, experimental and experimental activities. The boundaries of the application of the concept of “efficiency” for pedagogical processes are theoretically justified in the article. The essence of the concept of “the effectiveness of scientific and methodological work” is clarified. It is proved that the evaluation of the effectiveness of the organization of scientific and methodological work in the general education organization is a necessary condition for achieving the stated goal. The criteria for the effectiveness of scientific and methodological work in the general educational organizations of the Republic of Crimea are substantiated: system-cognitive, content-technological, optimal-information, motivationally-reflexive and innovative-creative. The degree of manifestation of the selected criteria makes it possible to determine the level of organization of scientific and methodological work in the general education organization, which is a prerequisite for the development of the creative abilities of the teacher, an integrative element of his work activity, a necessary condition for the growth of pedagogical skill.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая работа в общеобразовательных организациях республики Крым: эффективность, критерии, показатели»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 1. С. 115-123.

УДК 3 78.9-028.77-025.33

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ

Хацаюк Н. С.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь

В условиях модернизации образования в Республике Крым особенно актуальным является проблема качественной подготовки педагогических кадров для общеобразовательных организаций региона. Инновационный режим работы учебных заведений предполагает развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, формирование современной системы непрерывного обучения педагогов, создание условий для повышения квалификации учителей. Поэтому в данной статье рассмотрены вопросы совершенствования системы научно-методической работы, организация которой обеспечит профессиональный рост учителя, создаст условия для повышения квалификации работающих педагогов, сформирует готовность учителей к инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной видам деятельности. В статье теоретически обоснованы границы применения понятия «эффективность» для педагогических процессов. Уточнено сущность понятия «эффективность научно-методической работы». Доказано, что оценка эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательной организации является необходимым условием для достижения поставленной цели. Обоснованы критерии эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым: системно-когнитивный, содержательно-технологический, оптимально-информационный, мотивационно-рефлексивный и инновационно-творческий. Степень проявления выделенных критериев позволяет определить уровень организации научно-методической работы в общеобразовательной организации, которая является необходимой предпосылкой развития творческих способностей учителя, интегративным элементом его трудовой деятельности, необходимым условием роста педагогического мастерства.

Ключевые слова: научно-методическая работа, инновационная, научно-исследовательская, опытно-экспериментальная виды деятельности, критерии и показатели эффективности, общеобразовательная организация.

Современный этап развития образования в Республике Крым характеризуется всесторонним обновлением образовательной системы, основные ориентиры которых отражены в Государственной программе развития образования [1]. Сегодня качество образования в республике должно соответствовать, во-первых, запросам населения, учитывая при этом этнокультурные особенности региона, во-вторых, приоритетным задачам развития крымского общества, в-третьих, изменениям инновационной экономики Крыма. В целом, модернизация системы образования республики предполагает глубокие преобразования в организации работы с талантливыми детьми и системы ранней профориентации, развитии инфраструктуры дополнительного образования, дистанционного обучения и системы непрерывного образования в течении всей жизни, а также повышение престижа системы образования региона [2].

Педагогические коллективы общеобразовательных организаций, находясь в инновационном режиме работы, сегодня нуждаются в обновлении структуры

115

управления, развитии творческого потенциала всего педагогического коллектива, формировании современной системы непрерывного обучения педагогов, создании условий для повышения квалификации учителей. Особенно остро, в условиях модернизации образования, стоит вопрос качественной подготовки педагогических работников, в частности учительских кадров республики. Поэтому совершенствование системы научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым, призванной обеспечить профессиональный рост учителя и сформировать готовность к инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельностям, особенно актуально. В связи с этим, на современном этапе важное значение приобретает проблема оценивания эффективности научно-методической работы, определение критериев и показателей с учетом особенностей крымского региона.

Анализ педагогической литературы, нормативных документов, опыта работы по выбранной проблеме свидетельствует о том, что хорошо спланированная и организованная научно-методическая работа способствует обновлению системы среднего общего образования, являясь необходимой предпосылкой развития творческих способностей учителя, интегративным элементом его трудовой деятельности, необходимым условием роста педагогического мастерства. Многочисленные исследования ученых-педагогов свидетельствуют об интересе к проблеме организации научно-методической работы. Так, вопросы эффективности научно-методического обеспечения в общеобразовательных организациях нашли свое отражение в исследованиях ведущих ученых: Ю. К. Бабанского, В. М. Лизинского, М. М. Поташника. Методическая работа становится объектом диссертационных исследований, среди которых наиболее близкими к проблемы исследования являются труды О. Ф. Гагариной «Условия повышения эффективности функционирования методической службы в системе повышения квалификации работников образования» (Ставрополь, 2005), Л. Н. Прониной «Педагогические условия повышения эффективности управления научно-методической работой в лицее» (Тула, 2008), Г. В. Яковлевой «Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении» (Челябинск, 2003).

Таким образом, работы современных ученых в некоторой степени раскрывают вопросы эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях, однако проблема остается в том, что отсутствует исследование, которое бы выделяло и обосновывало критерии эффективности научно-методического обеспечения в образовательных организациях, осуществляющих инновационную деятельность. Таким образом, имеет место противоречие между существующим социальным заказом на создание эффективной системы научно-методической работы в инновационных образовательных организациях Республики Крым и недостаточной разработанностью, и практической необходимостью определения критериев эффективности этой деятельности с учетом особенностей региона.

Цель данной статьи заключается в выявлении критериев эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики

116

Крым. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1) теоретически обосновать границы применения понятия «эффективность» для педагогических процессов; 2) уточнить сущность понятия «эффективность научно-методической работы»; 3) обосновать показатели эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым.

Реформирование общего среднего образования предусматривает реализацию принципа гуманизации образования, методологическую переориентацию процесса обучения с информативной формы на развитие личности человека. Основой качественного развития и совершенствования личностных, профессиональных и деловых качеств педагогичных работников, повышению их педагогического мастерства способствует эффективное функционирование научно-методической работы. Обращаясь к вопросу эффективности научно-методической работы в образовательных организациях, уточним границу применения понятия «эффективность» для педагогических процессов.

Как научная категория «эффективность» означает «степень приближения к максимальному или оптимальному результату при минимуме отрицательных последствий» [3, с. 29]. Понятие эффективности отражает дух современности, сегодня оно приобретает статус общенаучной дефиниции и активно применяется в повседневной практике. Эффективными называют такие действия или способы действий, которые приводят к результату, задуманному как цель. Эффективность выражает отношение между уровнями какой-либо деятельности и степенью приближения к поставленной цели.

Педагогическая наука исследует различные аспекты эффективности. Так, И. А. Зязюн выделяет два основных направления эффективности процесса учения: разработка комплекса средств, способствующих увеличению удельного объема усвоенной информации за единицу учебного времени и повышения качества знаний; В. Блинов анализирует эффективность обучения и характеризует ее как производную качества, одну из основных составляющих оптимизации обучения; В. П. Симонов изучает эффективность учебной деятельности учителя и определяет ее как достижение образовательных и воспитательных целей в оптимальные сроки при условии тесной связью с качеством обучения.

Таким образом, применяя дефиницию «эффективность» при оценивании педагогических процессов, определяем насколько качественно и обязательно количественно реализована теоретическая возможность достижения поставленной цели. Поэтому, стоит достаточно точно провести сравнение этой возможности с самой целью, но сначала необходимо выполнить измерения, а далее по определенному критерию осуществить сравнение [3].

Проанализируем сущность понятия «эффективность научно-методической работы» в научно-педагогической литературе. Педагогическая наука рассматривает эффективность научно-методической работы, с разных точек зрения. О. Ф. Гагарина полагает, что эффективность организации методической работы определяет проектный метод, включающий проектирование методической работы, совершенствование профессиональной компетентности педагога-методиста, внедрение новых форм методической работы [4]; Е. А. Шакуто считает, что

117

эффективность научно-методической работы определяется целостной организацией, педагогическими условиями, мотивацией педагогических кадров, комплексом мероприятий, которые обеспечивают повышение уровня знаний, умений и профессионально-личностных качеств учителей [5]; Г. В. Яковлева определяет эффективность методической работы через такие факторы, как создание организационных условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей учителей, рациональность организации системы методической работы, уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, соотношение качества образовательного процесса и инновационной педагогической деятельности

[6]. Разделяем точку зрения В. М. Лизинского о том, что эффективность научно-методической работы - это соотношение между целью научно-методической работы, ее заключительным результатом и развитием педагогического мастерства учителя

[7].

В теории управления персоналом оценка эффективности функционирования отдельных подсистем управления позволяет определить их вклад в общие результаты деятельности организации. Поэтому оценка эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательной организации является необходимым условием для достижения ее цели.

Таким образом, анализируя указанные подходы к раскрытию сущности «эффективности» делаем вывод, что это понятие используется как при оценке процессов, направленных на создание, трансформацию чего-либо без оценки результатов, так и при оценке уже достигнутых результатов. Установить прямую зависимость между целью научно-методической работы в общеобразовательной организации и ее результатом довольно трудно, ведь на заключительные результаты в большей степени влияют внешние факторы, в частности, качество подготовки учителей, совместная деятельность педагогических коллективов школ, методических кабинетов и отделов (управлений) образования, средства массовой информации, общественные организации.

Научно-методическая работа, в контексте исследования, представляет «специально организованную систему деятельности педагогического коллектива, которая обеспечивает целенаправленное непрерывное обучение учителей и повышение уровня их профессионального мастерства по осуществлению инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной

деятельностей» [8, с. 42].

Главной концептуальной идеей организации системы научно-методической работы в общеобразовательных организациях является, с одной стороны, обеспечение повышения эффективности этого процесса, приведение его в соответствие с требованиями современного учебного заведения, а с другой -направленность на формирование готовности учителей к инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностей. Поэтому для изучения эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательных организациях определяем систему показателей и разрабатываем критерии, обеспечивающие получение оценки эффективности научно-методической работы в двух направлениях: управленческо-организационном

118

и профессионально-компетентностном. Управленческо-организационное направление отражает системность организации, оптимальность поставленных целей и отобранных задач, глубину содержания, отбор форм, качество инновационной методической продукции; а профессионально-компетентностное направление -профессионально-педагогическую компетентность учителя, соответствие форм методической работы кадровому составу педагогического коллектива, владение учителями техникой организации и проведения инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.

Итак, в качестве критериев оценки эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательных организациях нами предложены: системно-когнитивный, содержательно-технологический, оптимально-

информационный, мотивационно-рефлексивный и инновационно-творческий.

При определении системно-когнитивного критерия, исходим из того, что важным условием функционирования научно-методической работы, в управленческо-организационном направления является системность ее организации, а в профессионально-компетентностном - профессионально-педагогическая компетентность учителей по теории и практике инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностей. Согласно основным положениям теории систем, научно-методическая работа в учебном заведении представляет сложное, относительно целостное образование, состоящее из подсистем, связанных между собой. Ее эффективность зависит от того, насколько качественно работают все структурные элементы системы, деятельность которых должна быть подчинена ее главной цели и отвечать признакам всей системы научно-методической работы. То есть, все элементы организационной структуры научно-методической работы должны быть направлены на достижение ее заключительной цели.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что профессиональная компетентность педагогических кадров является предметом детального научного исследования. Так, Н. А. Глузман доказывает, что профессиональная компетентность учителя является «интегративной характеристикой», а ее содержанием включает «готовность и способность личности решать профессиональные задачи воспитания и обучения» [9, с. 76.]; А. К. Маркова считает профессионалом такого учителя, который успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества выпускника с желаемыми качествами, лично тяготеет к профессии, мотивирован к работе [10].

Разделяя взгляды современных отечественных ученых считаем, что профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации формируется на таких уровнях, как: теоретический (знание особенностей анатомо-физиологического и психического развития обучающихся, законов, закономерностей и принципов педагогики и психологии), методологический (нормативно-правовые знания в области образования, научно-педагогические знания основ и категорий педагогики, закономерностей развития и социализации личности), методический (владение современными образовательными методиками и технологиями обучения и воспитания); технологический (внедрение форм и методов обучения и воспитания в

119

образовательный процесс), научно-исследовательский (знание основ педагогической инноватики, умение реализовывать инновационную, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельности).

Следующий критерий - содержательно-технологический, с позиции управленческо-организационного направления определяет глубину содержательного аспекта научно-методической работы, так как обеспечить личностное развитие и совершенствование профессионального мастерства учителя, высокий уровень готовности педагога к творчеству возможно при условии систематического отражения в содержании научно-методической работы сущности инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностей, ознакомление педагогических работников с новейшими достижениями психолого-педагогической отечественной и зарубежной науки и перспективного педагогического опыта. К параметрам, определяющим содержательный аспект, относим ориентацию содержания научно-методической работы на подготовку учителей к инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностям, обеспечение целенаправленного обучения педагогов, практическое наполнение содержания (научно-методических мероприятий, направленных на развитие творческих возможностей педагогов). Однако достичь высокого уровня эффективности организации научно-методической работы возможно также при условии владения учителем умениями выбирать и аргументировать тему исследования, определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы и этапы исследования. Поэтому с позиции профессионально-компетентностного направления определен критерий технологичности, то есть владение учителем техникой организации и проведения инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Оптимально-информационный критерий, с позиции управленческо-организационного направления, отображает оптимальную организацию научно -методической работы, направленной на достижение целей, задач при минимальных затратах сил, средств, времени и энергии; четкое определение прогнозируемых и конечных результатов; развитие инновационного потенциала учителя; учета качественного состава педагогов и их профессиональной компетентности при организации научно-методической работы. С позиции профессионально-компетентностного направления этот критерий характеризует владение учителем новой информацией и использования ее в условиях проведения эксперимента. С одной стороны, руководитель научно-методической работой должен владеть информацией относительно профессиональных потребностей и запросов учителей, их профессиональных трудностей в осуществлении инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностей, эффективности методических мероприятий; с другой - каждый педагог должен принимать участие в научно-практических конференциях, психолого-педагогических семинарах, дискуссиях, презентациях, умело использовать средства массовой информации, заниматься самообразованием, регулярно повышать квалификацию.

Мотивационно-рефлексивный критерий характеризует мотивационную направленность педагогического коллектива к проведению инновационной, научно-

120

исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностей и умение учителя осмыслить результаты этих видов деятельностей. Параметрами мотивационной направленности выступают инициатива, энтузиазм педагогов, желание заниматься экспериментальной работой, заинтересованность в высоком уровне профессиональных требований, потребности в поиске, исследовании, новизне, обновлении, желание проверить на практике результаты эксперимента. Считаем, что высокий уровень осмысления педагогом своей деятельности, в частности, самоанализ, самооценка собственных результатов, способность к осмыслению собственного опыта, реальная оценка себя и своих возможностей является предпосылкой педагогической рефлексии.

При определении инновационно-творческого критерия, с управленческо-организационной позиции, исходили из того, что использование альтернативных форм и интерактивных методов организации научно-методической работы способствует совершенствованию знаний педагогов, помогает им в развитии инновационного потенциала, позволяет сформировать индивидуальный творческий почерк учителя, развить его коммуникативные навыки и организаторские способности. С целью определения инновационного характера управления и организации, выделены следующие параметры: обеспечение с помощью альтернативных форм и интерактивных методов подготовки учителей к инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, целесообразность их использования, целеустремленность на позитивные изменения, качество использования современных информационно-коммуникативных технологий, учета интересов учителей, уровня их профессиональной подготовленности и дифференциация на этой основе научно-методических мероприятий. Считаем, что эффективность организации научно-методической работы прямо пропорционально зависит от творчества педагогов, поэтому, с точки зрения профессионально-компетентностного направления, выделяем такие параметры, как увеличением количества педагогических работников, заинтересованных внедрением перспективного педагогического опыта и участием в экспериментальной деятельности; наличием работ учителей, напечатанных в рецензируемых журналах, научно-методических изданиях; увеличением количества педагогов, которые принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах города (района), республики, страны; проявлением заинтересованности к современным образовательным проблемам обучения и воспитания.

Для оценки эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях определены системно-когнитивный, содержательно-технологический, оптимально-информационный, мотивационно-рефлексивный и инновационно-творческий критерии. Предложенные критерии следует использовать только в комплексе, учитывая при этом, что отдельно взятый элемент системы не может обеспечить объективность и глубину оценки научно-методической работы. Однако любому из сформулированных критериев присущи своеобразная характеристика и определенная особенность. Степень проявления выделенных критериев позволит определить уровень организации научно-методической работы в общеобразовательной организации.

121

Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов изученной проблемы. Перспективы исследования видим в обосновании уровней организации научно-методической работы и разработке методов измерения эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательных организациях.

Литература

1. Блинов В. М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике / В. М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976. - 192 с.

2. Гагарина О. Ф. «Условия повышения эффективности функционирования методической службы в системе повышения квалификации работников образования»: дис. ... к-та пед. наук: 13.00.08 / Гагарина Ольга Федоровна. - Ставрополь, 2005. - 186 с.

3. Глузман Н. А. Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов / Н. А. Глузман // Казанский педагогический журнал, 2014. - № 3 (104). - С. 73-80.

4. Лизинский В. М. О методической работе в школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 160 с.

5. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителей. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

6. Митина Э. А. Современное состояние и проблемы развития системы образования в Республике Крым / Проблемы современного педагогического образования, 2017. -№ 55-1. - С. 233-239.

7. Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым на 20162018 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Крым № 204 от 16.05.2016: http://edu.simadm.ru/media/uploads/userfiles/2017/01/31/204.pdf

8. Хацаюк Н. С. Организация научно-методической работы в условиях модернизации системы общего образования Республики Крым / Хацаюк Н. С. // Гуманитарные науки, 2018. - № 1 (41). - С. 41-46.

9. Шакуто Е. А. Информационно-образовательная среда в повышении эффективности научно-методической работы в колледже / Е. А. Шакуто, А. О. Прокубовская // Казанский педагогический журнал, 2013. - № 3. - С. 66- 70.

10. Яковлева Г. В. Оценивание качества методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Научно-теоретический журнал ЧИППКРО, 2009. - № 2. - С. 34-38.

UDC 378.9-028.77-025.33

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: EFFICIENCY, CRITERIA, INDICATORS Khatsayuk N.S.

In the conditions of modernization of education in the Republic of Crimea, the problem of qualitative training of pedagogical personnel for general education organizations of the region is especially topical. The innovative mode of work of educational institutions presupposes the development of the creative potential of the whole pedagogical collective, the formation of a modern system of continuous training of teachers, and the creation of conditions for the upgrading of teachers' qualifications. Therefore, in this article, the issues of improving the system of scientific and methodological work are considered, the organization of which will ensure the professional growth of the teacher, create conditions for improving the skills of working teachers, and form the teachers' readiness for innovation, research, experimental and experimental activities. The boundaries of the application of the

122

concept of "efficiency" for pedagogical processes are theoretically justified in the article. The essence of the concept of "the effectiveness of scientific and methodological work" is clarified. It is proved that the evaluation of the effectiveness of the organization of scientific and methodological work in the general education organization is a necessary condition for achieving the stated goal. The criteria for the effectiveness of scientific and methodological work in the general educational organizations of the Republic of Crimea are substantiated: system-cognitive, content-technological, optimal-information, motivationally-reflexive and innovative-creative. The degree of manifestation of the selected criteria makes it possible to determine the level of organization of scientific and methodological work in the general education organization, which is a prerequisite for the development of the creative abilities of the teacher, an integrative element of his work activity, a necessary condition for the growth of pedagogical skill.

Keywords: scientific-methodical work, innovative, research, experimental and experimental activities, criteria and performance indicators, general education organization.

References

1. Blinov V. M. Effektivnost obucheniya: Metodologicheskiy analiz opredeleniya etoy kategorii v didaktike / V. M. Blinov. - M.: Pedagogika, 1976, 192 p.

2. Gagarina O. F. «Usloviya povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya metodicheskoy sluzhby v sisteme povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya»: dis. ... k-ta ped. nauk: 13.00.08 / Gagarina Olga Fedorovna. - Stavropol, 2005, 186 p.

3. Gluzman N. A. Sistema formirovaniya metodiko-matematicheskoy kompetentnosti budushchikh uchiteley nachalnykh klassov / N. A. Gluzman // Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal, 2014, № 3 (104), p. 73-80.

4. Lizinskiy V. M. O metodicheskoy rabote v shkole. - M.: Pedagogicheskiy poisk, 2001, 160 p.

5. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya: kn. dlya uchiteley. M.: Prosveshchenie, 1993. - 192 s.

6. Mitina E. A. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya sistemy obrazovaniya v Respublike Krym / Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, № 55-1, p. 233-239.

7. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya obrazovaniya v R espublike Krym na 2016-2018 gody [Elektronnyy resurs]: Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Krym № 204 ot 16.05.2016: http://edu.simadm.ru/media/uploads/userfiles/2017/01/31/204.pdf

8. Khatsayuk N. S. Organizatsiya nauchno-metodicheskoy raboty v usloviyakh modernizatsii sistemy obshchego obrazovaniya Respubliki Krym / Khatsayuk N.S. // Gumanitarnye nauki, 2018, № 1 (41), p. 4146.

9. Shakuto Ye. A. Informatsionno-obrazovatelnaya sreda v povyshenii effektivnosti nauchno-metodicheskoy raboty v kolledzhe / Ye. A. Shakuto, A. O. Prokubovskaya // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2013, № 3, p. 66 - - 70.

10. Yakovleva G. V. Otsenivanie kachestva metodicheskoy raboty v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii / Nauchno-teoreticheskiy zhurnal ChIPPKRO, 2009, № 2, p. 34-38.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.