Научная статья на тему 'Занятия по робототехнике в системе отдыха и оздоровления детей как основа саморазвития личности'

Занятия по робототехнике в системе отдыха и оздоровления детей как основа саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / ROBOTICS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СИСТЕМА ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / SYSTEM OF CHILDREN''S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN''S RECREATION CAMP / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна

В статье рассматривается влияние занятий по робототехнике в детском оздоровительной лагере на саморазвитие детей и подростков. Проведен анализ учебно-методической литературы в области робототехники и опытно-экспериментальное исследование в условиях системы отдыха и оздоровления детей. Для проведения занятий по робототехнике были использованы конструкторы Vex, Lego Mindstorms NXT, Fischertechnik, языки программирования Скретч, ПервоРобот NXT. С помощью проведенной опытно-экспериментальной работы удалось доказать, что занятия по робототехнике оказывают положительное влияние на саморазвитие личности ребенка. При этом возрастает внутренняя мотивация к занятиям, расширяются мировоззренческие установки, возрастает роль применения активных и интерактивных методов обучения, не мало важную позицию занимает влияние личности педагога, его профессиональная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classes in robotics in the system of recreation and rehabilitation of children as the basis of self-development

The article deals with the influence of robotics classes in children's health camp on the self-development of children and adolescents. The analysis of educational and methodical literature in the field of robotics and experimental research in the conditions of recreation and rehabilitation of children. For training on robotics was used constructors Vex, Lego Mindstorms NXT, Fischertechnik, programming languages Scratch, Pervorobot NXT. With the help of experimental work it was possible to prove that classes in robotics have a positive impact on the self-development of the child's personality. At the same time, the internal motivation to classes increases, ideological attitudes expand, the role of the use of active and interactive teaching methods increases, the influence of the teacher's personality and his professional competence take an important position.

Текст научной работы на тему «Занятия по робототехнике в системе отдыха и оздоровления детей как основа саморазвития личности»

республики, страны; проявлением заинтересованности к современным образовательным проблемам обучения и воспитания.

Выводы. Для оценки эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях определены системно-когнитивный, содержательно-технологический, оптимально-информационный, мотивационно-рефлексивный и инновационно-творческий критерии. Предложенные критерии следует использовать только в комплексе, учитывая при этом, что отдельно взятый элемент системы не может обеспечить объективность и глубину оценки научно-методической работы. Однако любому из сформулированных критериев присущи своеобразная характеристика и определенная особенность. Степень проявления выделенных критериев позволяет определить уровень организации научно-методической работы в общеобразовательной организации.

Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов изученной проблемы. Перспективы исследования видим в обосновании уровней организации научно-методической работы и разработке методов измерения эффективности организации научно-методической работы в общеобразовательных организациях.

Литература:

1. Блинов В. М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике / В. М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976. - 192 с.

2. Гагарина О. Ф. «Условия повышения эффективности функционирования методической службы в системе повышения квалификации работников образования»: дис. ... к-та пед. наук: 13.00.08 / Гагарина Ольга Федоровна. - Ставрополь, 2005. - 186 с.

3. Глузман Н. А. Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов / Н. А. Глузман // Казанский педагогический журнал, 2014. - № 3 (104). - С. 73-80.

4. Лизинский В. М. О методической работе в школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 160 с.

5. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителей. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

6. Митина Э. А. Современное состояние и проблемы развития системы образования в Республике Крым / Проблемы современного педагогического образования, 2017. -№ 55-1. - С. 233-239.

7. Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Крым № 204 от 16.05.2016: http://edu.simadm.ru/media/uploads/userfiles/2017/01/31/204.pdf

8. Хацаюк Н.С. Организация научно-методической работы в условиях модернизации системы общего образования Республики Крым / Хацаюк Н.С. // Гуманитарные науки, 2018. - № 1 (41). - С. 41-46.

9. Шакуто Е. А. Информационно-образовательная среда в повышении эффективности научно-методической работы в колледже / Е. А. Шакуто, А. О. Прокубовская // Казанский педагогический журнал, 2013. - № 3. - С. 66- 70.

10. Яковлева Г. В. Оценивание качества методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Научно-теоретический журнал ЧИППКРО, 2009. - № 2. - С. 34-38.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (г. Москва)

ЗАНЯТИЯ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ В СИСТЕМЕ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние занятий по робототехнике в детском оздоровительной лагере на саморазвитие детей и подростков. Проведен анализ учебно-методической литературы в области робототехники и опытно-экспериментальное исследование в условиях системы отдыха и оздоровления детей. Для проведения занятий по робототехнике были использованы конструкторы Vex, Lego Mindstorms NXT, Fischertechnik, языки программирования Скретч, ПервоРобот NXT. С помощью проведенной опытно-экспериментальной работы удалось доказать, что занятия по робототехнике оказывают положительное влияние на саморазвитие личности ребенка. При этом возрастает внутренняя мотивация к занятиям, расширяются мировоззренческие установки, возрастает роль применения активных и интерактивных методов обучения, не мало важную позицию занимает влияние личности педагога, его профессиональная компетентность.

Ключевые слова: робототехника, информационные технологии, система отдыха и оздоровления детей, детский оздоровительный лагерь, саморазвитие.

Annotation. The article deals with the influence of robotics classes in children's health camp on the self-development of children and adolescents. The analysis of educational and methodical literature in the field of robotics and experimental research in the conditions of recreation and rehabilitation of children. For training on robotics was used constructors Vex, Lego Mindstorms NXT, Fischertechnik, programming languages Scratch, Pervorobot NXT. With the help of experimental work it was possible to prove that classes in robotics have a positive impact on the self-development of the child's personality. At the same time, the internal motivation to classes increases, ideological attitudes expand, the role of the use of active and interactive teaching methods increases, the influence of the teacher's personality and his professional competence take an important position.

Keywords: robotics, information technologies, system of children's recreation and health improvement, children's recreation camp, self-development.

Введение. На сегодняшний день автоматизация жизнедеятельности человечества достигла такого уровня, что технические объекты выполняют не только роль по обработке материальных предметов, но находят применение в планировании и обслуживании. Человекоподобные роботы могут выполнять функции официанта, повара, секретаря, т.е. находить применение во всех сферах человеческой деятельности.

Поэтому курс робототехники, на сегодняшний день, активно внедряется в учебную программу и находит широкое применение во внеучебной деятельности в системе отдыха и оздоровления детей.

Робототехника рассматривается как проектирование, конструирование и программирование различных роботов, как интеллектуальных механизмов, которые имеют модульную структуру и мощный микропроцессор.

Основная цель - это социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть основная цель - формирование ключевых компетентностей личности.

Главная задача системы образования - заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь детям и подросткам овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения [1, 2, 5].

Изложение основного материала статьи. В системе отдыха и оздоровления детей активно находит применение робототехника. Создаются специальные профильные программы лагерных смен, где проводятся занятия по робототехнике или отдельно взятые темы интегрируются в общую концепцию лагерной смены на уровне хобби-клубов [6, 7, 8].

В рамках дополнительного образования на уровне кружковой работы можно ставить и решать следующие задачи по Робототехнике:

- освоения среды программирования;

- развитие логического мышления;

- развитие творческих способностей;

- формирование образного и технического мышления;

- формирование навыков творческого подхода к решению нестандартных задач;

- формирование умения применять знания из различных областей науки;

- получение навыков экспериментальной работы [3, 4].

Выше перечисленные задачи позволяют максимально разнообразить тот большой спектр возможностей, которые ставит, на сегодняшний день, образовательное пространство для всестороннего, гармоничного, мобильного и конкурентно способного развития всех граней современной личности. Таким образом, идет перенос акцента на возрастание роли внеучебной деятельности, способной активизировать познавательные и интеллектуальные процессы в проектной области [10, 11].

Занятия по Робототехнике имеют индивидуальный подход и дифференциацию.

В качестве платформы для создания роботов на занятиях, в основном, используется конструктор Vex, Lego Mindstorms NXT, Fischertechnik, а язык программирования Скретч, ПервоРобот NXT. Данные роботы позволяют в интерактивной форме с помощью познавательной игры развивать навыки, связанные с автоматизацией, алгоритмизацией процесса управления и производства. Роботы находят применение в реальном мире, поэтому обучению способствует хорошая мотивация, нацеленная на исследовательский результат.

Занятия по робототехнике в системе отдыха и оздоровления детей способствуют развитию аккуратности, усидчивости, организованности, развитию технических способностей, нацеленности на результат. Все это оказывает положительное воспитательное воздействие на личность ребенка и являются важным рефлексивным аспектом для дальнейшего осмысления своей деятельности [9].

Анализ работ М.М. Поташника показывает, что существует четыре основных способа восприятия информации, способствующих воспитанию и развитию человека:

- с помощью содержания основ наук, где воспитываются основные мировоззренческие понятия - это познание человеком окружающего мира и самого себя, установление причинно-следственных связей в мире;

- с помощью методов обучения необходимо воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к друг, взаимоуважение, умение слушать чужое мнение, что основывается на деловом сотрудничестве;

- с помощью различных ситуаций, спланированных педагогом заранее или случайно возникших, которые встречаются в повседневной жизнедеятельности;

- с помощью личности педагога, способностью заинтересовать, методом личного примера.

Ярким примером такого воспитательного воздействия робототехники во внеучебной деятельности являются занятия в детском оздоровительном лагере.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в детском оздоровительном лагере "Star Club" р. Болгария и "Радуга" в Черногории с 2013-2015 гг. Занятия по робототехнике были организованы на уровне кружковой работы, куда приходили ребята, мотивированные на обучение и саморазвитие.

Целью опытно-экспериментальной работы являлось максимальное вовлечение детей к занятиям по робототехнике, развитие их мотивации к работе в информационно-коммуникативном образовательном пространстве, развитие навыков профессионального проектирования.

Задачи исследования:

- провести анализ мировоззренческих установок в информационно-образовательном пространстве;

- мотивировать детей к самостоятельному исследованию информационно-коммуникативной среды, оказывающей влияние развитие навыков робототехники;

- выявить наиболее эффективные методы обучения робототехнике;

- выявить степень влияния личности педагога на развитие интереса детей к занятиям.

Мы предположили, что эффективность обучения основам робототехники зависит не только от самой личности педагога, вернее его профессиональной компетентности, который мотивирует ребят к занятиям и саморазвитию, но и от организации занятий, проводимых с применением активных и интерактивных методов, по способу получения знаний:

- объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др); (В.П. Беспалько)

- эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.) (В.А. Оганесян)

- проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;

- программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

- репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

- частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

- поисковый - самостоятельное решение проблем;

- метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

Для внедрения вышеизложенных методов все дети были разбиты на контрольную и экспериментальную группы. На начальном этапе экспериментальной работы проводилось исследование мировоззренческих установок, внутренней мотивации к занятиям по робототехнике, применялись вышеизложенные методы обучения, выявлялось влияние самого педагога на мотивацию к занятиям (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Показатели образовательно-воспитательного воздействия занятий по робототехнике на начальном этапе опытно-экспериментальной работы

По данным, представленным в диаграмме 1, мы видим, что мировоззренческие установки в контрольной и экспериментальной группе отличаются не на много, внутренняя мотивация в экспериментальной группе изначально немного выше, а вот, методы обучения, которые наиболее приемлемые для занятий по робототехнике, в контрольной группе более известные и широко применимые. Многие ребята из экспериментальной группы изначально ответили, что пришли впервые на занятия только по причине, что на презентации данного хобби-клуба их заинтересовал своими знаниями педагог, который будет проводит занятия.

Затем на протяжении всей лагерной смены с ребятами проводились занятия по робототехнике. В контрольной группе дети изучали самостоятельно роботов и затем демонстрировали их работу, а в экспериментальной группе занятия проходили с помощью педагога, который сначала объяснял как правильно программировать и изменять соответствующие координаты, показывал обучающие видео, затем ставил проблемную задачу, решение которой ребята должны были найти и представить.

Если возраст детей от 7 до 10 лет, то в основном они не знакомы еще с языком программирования. В этом случае можно использовать интерактивную среду создания трехмерных игр с помощью визуального программирования Kodu Game Lab, где не надо писать текст. Для разработки игры требуется создание игрового мира, где все персонажи будут существовать по законам физики и взаимодействовать согласно правилам. Можно использовать предложения уже готовых миров, но каждый ребенок может создать свой собственным мир, внутри которого живут свои объекты, наделенные поведением. Можно также корректировать или создавать им новое поведение, например, при нажатии стрелки - подпрыгнуть.

Программа для создания 3D - объектов на основе виртуальных деталей конструктора - LEGO Digital Designer достаточно не сложная и ребенку легко можно в ней разобраться.

Среда OReal: Robots была разработана кафедрой системного программирования СПбГУ, создает графические программы для роботов, которые можно передавать через Bluetooth или с помощью USB, способна генерировать код по диаграммам с помощью языка Си и контролировать робота. Эта среда программирования свободно распространяется, является русифицированной, бесплатной, возможно ее применение как индивидуально, так и массово.

По окончании опытно-экспериментального исследования было проведено повторное тестирование, результаты которого представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Показатели воспитательного воздействия занятий по робототехнике на завершающем этапе опытно-экспериментального исследования

Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе возросла внутренняя мотивация занятий робототехникой, поменялись мировоззренческие установки, связанные с робототехникой в сторону расширения кругозора. Профессиональная компетентность педагога сыграла не мало важную роль в экспериментальной группе, где в отличие от контрольной, ребята самостоятельно изучали робототехнику. Применение интерактивных методов обучения сыграло важную роль в лучшем усвоении материала и применении на практике.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по робототехнике играют значительную роль в развитии, становлении и расширении кругозора, интеллекта, инженерного творчества, технического составляющего, креативного мышления, решения нестандартных задач, развивают навыки программирования, проектирования и коррекции собственной деятельности в информационно-образовательном пространстве.

Важной составляющей задачей в системе отдыха и оздоровления детей является продолжение занятий выбранным делом по окончании лагерной смены по возвращении домой. В детском оздоровительном лагере дается определенный ориентир к дальнейшему развитию и самосовершенствованию в определенной выбранной области или нескольких направлениях.

Литература:

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования" // М.: ИСМО РАО, 2015. - 225 с.

2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы // Курск: КГУ, Москва: МГПУ, 2013. - 222 с.

3. Морозова И.М. Методика применения технологии "Творческая мастерская" на занятиях по дисциплине "Педагогические коммуникации" // В Сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 121-126.

4. Морозова И.М. Способы формирования готовности к поиску, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 32. С. 157-160.

5. Реморенко И.М., Григорьев С.Г., Гришкун В.В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: "Умная аудитория" / И.М. Реморенко, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. - 2013, №4 (44), С. 59-68.

6. Царапкина Ю.М. Информационная среда подготовки вожатых к работе в системе отдыха и оздоровления детей: Монография / Ю.М. Царапкина. - М.: Образование и Информатика, 2018. — 202 с.

7. Царапкина Ю.М. Педагогические технологии в образовательной среде: Учебное пособие - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. - 200 с.

8. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном самоопределении как средство формирования коммуникативно-адаптивной компетенции обучающихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т.8. №1. С. 119-133.

9. Царапкина Ю.М., Петрова М.М. Рефлексивные технологии в информационно-коммуникативной среде как фактор саморазвития // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2018. №1. С. 72-75.

10. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 274-277.

11. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.

Педагогика

УДК: 796.386

преподаватель кафедры физической культуры Целовальникова Маргарита Сергеевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Дмух Оксана Валериевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

старший преподаватель кафедры физической культуры Никитина Лариса Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ИНФОРМАТИВНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ

ТЕННИСОМ

Аннотация. Настольный теннис одновременно является популярной развлекательной игрой и Олимпийским видом спорта. Важным аспектом учебно-тренировочной деятельности является методика спортивного отбора детей в секции по настольному теннису. Авторы исследовали степень информативности ряда тестов для отбора детей школьного возраста в секции по настольному теннису.

Ключевые слова: настольный теннис; девочки (7-11 лет); методика отбора; тесты; сравнительный анализ.

Annotation. Table tennis is both a popular entertainment game and an Olympic sport. An important aspect of educational and training activities is the methodology of sports selection of children in the table tennis section. The authors investigated the degree of in formativeness of a number of tests for the selection of school-age children in the table tennis section.

Keywords: table tennis; girls (7-11 years); selection methodology; tests; comparative analysis.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Проблемы качественного спортивного отбора детей и подростков в секции по различным видам спорта, занимают одно из ведущих мест в теории спортивной деятельности. Актуальность данных проблем связана с тем, что существующая во многих видах спорта практика отбора занимающихся, подвергается критике специалистов и не может быть признана полностью эффективной и соответствующей современным требованиям [11]. Выявить сильные стороны спортсмена необходимо на этапе предварительного спортивного отбора, чтобы уже на начальном этапе подготовки молодых и начинающих спортсменов подобрать оптимальную методику тренировочных воздействий [12]. Все вышеизложенное характерно и для настольного тенниса. С одной стороны настольный теннис является довольно популярной игрой, в которую с удовольствием играют все желающие. Элементы настольного тенниса включены в учебные программы физического воспитания современной молодежи: школьников и студентов [6; 10; 13]. С другой стороны настольный теннис - вид спорта, включенный в программу Олимпийских игр, и в данном виде спорта предъявляются повышенные требования к подготовке спортсмена. Теннисист должен обладать высоким уровнем физической и функциональной подготовленности организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, иметь хорошую технико-тактическую подготовку, развитые морально-волевые качества [5]. Не вызовет сомнений, что на этапе первоначального спортивного отбора тренеру довольно сложно определить оптимальный потенциал развития данных показателей в детях, пришедших в секцию [1; 4]. Выявлена негативная тенденция форсирования подготовки юных теннисистов, выраженная в большом объеме соревновательной деятельности для повышения рейтинга и диспропорции в освоении технических и тактических приемов, недостатке развития психических качеств [7; 8]. Специалисты отмечают, что для создания эффективной системы спортивного отбора в настольном теннисе необходимы комплексные, учитывающие различные (морфофункциональные, психические и др.) особенности, научные подходы [2]. Данные подходы должны определить спортсмена, способного в результате тренировочных воздействий достичь высоких результатов [3; 9; 12].

Подводя итог вышеизложенному, авторы определили основной целью исследований поиск информативных и объективных тестов для отбора детей 7-11 лет в секции по настольному теннису. Авторы статьи сравнивали результаты тестирования группы молодых теннисисток в течение 5 лет для определения основных критериев отбора в группы для занятий настольным теннисом.

Изложение основного материала статьи. Исследования, посвященные поиску объективных критериев спортивного отбора теннисистов, проводились авторами с 2014 по 2018 год. В исследованиях принимали участие девочки в возрасте 7-11 лет, пришедшие заниматься настольным теннисом в 2014 году. Для поиска объективных критериев отбора авторы использовали следующие тесты для оценки уровня физической подготовленности и свойств нервной системы девочек: бег 60 м, челночный бег 3x10 м, непрерывный бег в течение 6 мин, прыжки на скакалке в течение 45 сек, набивание теннисного мяча на ракетке (кол-во раз), развитие гибкости (наклон вперед в положении - сед ноги вместе), теппинг-тест Е.П. Ильина. Также применялся специальный тест - завершающий удар с измерением длины отскока теннисного мяча. Тестирования проводились в течение каждого года обучения: 1-3 год - этап начального обучения, 4-5 год -этап углубленной специализации. Количество основной группы тестируемых теннисисток - 20 чел. В результатах каждого теста определялось среднее значение для всей группы тестируемых. С 2015 по 2018 год результаты тестов основной группы девочек-теннисисток сравнивались с результатами девочек-новичков, пришедших на отбор в секции настольного тенниса. Достоверность результатов определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Основные результаты сравнительного анализа тестовых испытаний представлены на рисунках 1 - 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.