Научная статья на тему 'Опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым'

Опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Школа будущего» / эффективность научно-методической работы / инновационная образовательная среда / «Школа майбутнього» / ефективність науково-методичної роботи / інноваційне освітнє середовище

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацаюк Н. С.

В статье рассмотрен опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым, обоснованы организационно-педагогические основы ее организации, определен уровень создания инновационной образовательной среды в экспериментальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хацаюк Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Досвід організації науково-методичної роботи в «Школах майбутнього» Автономної Республіки Крим

У статті розглянуто досвід організації науково-методичної роботи в «Школах майбутнього» Автономної Республіки Крим, обґрунтовано організаційно-педагогічні основи її організації, визначено рівень створення інноваційного освітнього середовища в експериментальних навчальних закладах.

Текст научной работы на тему «Опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 3. С. 121-139.

УДК 37.011.31:37.018.58

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В «ШКОЛАХ БУДУЩЕГО» АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Хацаюк Н. С.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: h_natali@ukr.net

В статье рассмотрен опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым, обоснованы организационно-педагогические основы ее организации, определен уровень создания инновационной образовательной среды в экспериментальных учебных заведениях.

Ключевые слова: «Школа будущего», эффективность научно-методической работы, инновационная образовательная среда.

ВВЕДЕНИЕ.

Опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» изучался в учебных заведениях, которые функционируют в различных социокультурных, общественно-политических, экономических условиях, в частности Кировский УВК «Школа-гимназия» № 2 Кировского районного совета (Кировский УВК № 2) , УВК «Школа-гимназия» № 6 Джанкойского городского совета (Джанкойский УВК № 6), Петровская общеобразовательная школа I-III ступеней № 1 Красногвардейского районного совета (Петровская СОШ № 1), Почетнинский УВК «Школа-лицей» Красноперекопского районного совета (Почетнинский УВК), Сакская общеобразовательная школа I-III ступеней № 1 имени Героя Советского Союза В. Гайнутдинова Сакского городского совета (Сакская школа № 1). В школах, расположенных в сельской местности: Петровской СОШ № 1 и Почетнинском УВК происходит сокращение педагогической нагрузки учителей в связи с уменьшением численности учащихся.

Изучение и обобщение опыта работы экспериментальных учебных заведений по организации научно-методической работы проводилось с помощью следующих методов:

- прямое и косвенное наблюдение за научно-методической работой экспериментальных школ;

- интервью и беседы с директорами школ, их заместителями по научно-методической и учебно-воспитательной работе, практическим психологом, руководителями методических объединений, учителями по изучению организации научно-методической работы;

- проведение анкетирования с целью установления объективной оценки учителей по осуществлению научно-методической работы в учебном заведении, выявление значимости различных форм научно-методической работы в повышении профессионально-педагогической компетентности педагогов;

- проведение руководителями школ самооценки результативности деятельности собственного учебного заведения для определения его способности к изменениям и создания в нем инновационной образовательной среды.

В процессе изучения опыта организации научно-методической работы в «Школах будущего» использованы такие методы:

- сбора информации: наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, самооценка;

- обработки и анализа информации: ранжирование, метод столбчатой диаграммы; математические методы статистической обработки информации: определение средних показателей, вычисления интегрального индекса параметра мутабельности.

С целью обобщения опыта и разработки рекомендаций по организации научно-методической работы в экспериментальных учебных заведениях применены также теоретические методы, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция.

Опыт организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым изучался по следующим направлениям:

1) внутришкольное нормативно-правовое сопровождение научно-методической работы;

2) количественный и качественный состав педагогических работников;

3) организационно-педагогические основы организации научно-методической работы;

4) диагностическое сопровождение научно-методической работы;

5) оценка эффективности научно-методической работы.

1. ВНУТРИШКОЛЬНОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Внутришкольное нормативно-правовое сопровождение научно-методической работы исследованных учебных заведений представлены совокупностью нормативно-правовых актов, определяющих задачи и полномочия системы управления научно-методической работой. К ним отнесены приказы об организации и итоги научно-методической работы, годовые планы работы учебных заведений, планы работы методических объединений, творческих групп, школ молодого учителя, протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, методических объединений. Изучение школьной документации «Школ будущего» по организации и осуществлению научно-методической работы показало, что в конце учебного года заместителем директора проводится анализ итогов методической работы за текущий год, который находит отражение в соответствующем приказе; в начале учебного года - определяется методическая проблема, над которой будет работать педагогический коллектив, приоритетные задачи, утверждается структура научно-методической работы, основные формы ее организации, что также закрепляется внутришкольным приказом.

Так, в Джанкойском УВК № 6 приказом № 207 от 01.09.2011 г. «Об организации работы по непрерывному повышению квалификации педагогических

кадров» 2011-2012 учебный год определен годом научно-методической поддержки инновационной деятельности и экспериментальной работы. В Почетнинском УВК, приказом № 177 от 20.08.2011 г. «Об организации научно-методической работы с педагогическими кадрами» опорным направлением деятельности заведения также определена инновационная педагогическая деятельность; а в приказе «Об итогах методической работы в 2011-2012 учебном году» одним из основных направлений методической деятельности обозначено содействие активизации творческой деятельности учителей, стимулирование непрерывного специального и общего образования, повышения ответственности за результаты обучения и воспитания школьников.

Анализ выбранных научно-методических тем, над которыми работают педагогические коллективы школ, показал, что в большинстве учебных заведений они связаны с темами опытно-экспериментальной работы, а в Сакской СОШ № 1 тема научно-методической работы совпадает с темой экспериментальной деятельности (табл. 1).

Ознакомление с документацией по организации научно-методической работы в «Школах будущего» показало, что учебными заведениями разработаны отдельные локальные документы, которые обеспечивают нормативно-правовое сопровождение научно-методической деятельности.

Так, в Сакской СОШ № 1 разработано положение «О предметных кафедрах», в котором определены основные задачи и организацию работы кафедры, права и обязанности ее членов. В Почетнинском УВК - положение «О методическом кабинете», созданное для обеспечения творческой деятельности учителей, самообразования и самосовершенствования педагогического мастерства; «О методическом совете учреждения», в котором закреплены обязанности членов методического совета, в частности осуществление экспертной оценки предложенных для внедрения в УВК педагогических инноваций и оказание методической помощи по их реализации и «О методическом объединении и его руководителе». Методическим советом Петровской СОШ №1 утверждено положение «О методическом дне учителя», в котором указано, что для повышения педагогического мастерства учителей заведения предоставляется методический день, в который педагоги занимаются самообразованием: изучают законодательные акты и нормативные документы по вопросам образования и воспитания, знакомятся с педагогическими технологиями, разрабатывают методические материалы по учебному предмету, посещают библиотеки.

С целью стимулирования непрерывного повышения профессионального образования, выявления и поощрения учителей школы, занимающихся активным поиском педагогических методов, средств и форм обучения в Сакской СОШ № 1 разработано положение «О школьном конкурсе творческих проектов», в Джанкойском УВК № 6 - «О конкурсе педагогического мастерства педагогических работников».

Таблица 1

Темы научно-методической работы и экспериментальной деятельности «Школ будущего»

Название учебного заведения Тема научно-методической работы Тема экспериментальной деятельности

Джанкойский НВК № 6 Формирование ценностной ориентации учебно-познавательной деятельности учащихся методом включения личности в коллективные творческие дела, поощрением познавательной деятельности, а также внедрением электронных учебных курсов и дистанционной формы обучения в учебно-воспитательный процесс Научно-методические основы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе «1 ученик - 1 компьютер» на базе школьного нетбука (2009-2014 гг., всеукраинский уровень) Внедрение электронных учебных курсов и дистанционных форм обучения в учебно-воспитательный процесс (2009-2013 гг., региональный уровень)

Кировский УВК № 2 Метод проектов в системе интерактивного обучения и воспитания личности Школа - социокультурный центр воспитания компетентной и мобильной личности (20102012 гг., региональный уровень)

Петровская СОШ № 1 Качественное образование -основа самореализации личности Психолого-педагогические условия развития личности каждого ученика в условиях инновационной деятельности (2009-2012 гг., региональный уровень

Почетнинский УВК Педагогические инновации в системе работы по формированию личности компетентного выпускника в условиях поликультурного образовательного среды Формирования компетентной личности через внедрение информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий (2010-2012 гг., региональный уровень)

Сакская СОШ № 1 Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью развития ключевых компетенций субъектов педагогической деятельности школы Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью развития ключевых компетенций субъектов педагогической деятельности школы (2009-2012 гг., региональный уровень)

Итак, анализ внутришкольного нормативно-правового сопровождения научно-методической работы в «Школах будущего» показал, что каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывает внутришкольное нормативно-правовое обеспечение научно-методической работы в зависимости от определенной темы, целей и задач, организационно-функциональной структуры научно-методической работы. Однако считаем, что наличие локальных методических документов таких, как положение «О научно-методическом совете», «О предметной кафедре (методическом объединении)», «О методической работе учителя» должны быть обязательными в каждом учебном заведении. Учитывая особенности организации научно-методической работы в экспериментальных учебных заведениях, убеждены, что разработка локальных документов, которые обеспечат организацию индивидуальной экспериментальной деятельности учителя; работу творческих, проблемных групп, школы профессиональной адаптации молодого учителя является необходимой задачей администрации школы.

2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ

Внедрение педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс экспериментальных учебных заведений, их реализация невозможны без компетентного высокопрофессионального кадрового потенциала. Анализ статистических данных КРУ «Центр проблем образования» свидетельствует о достаточном уровне профессиональной подготовки педагогических кадров «Школ будущего» в Автономной Республике Крым. Так, 42,7 % учителей этих учреждений имеют высшую квалификационную категорию, 35,1 % - педагогические звания «Старший учитель» и «Учитель-методист» [3].

Осуществление анализа педагогических кадров «Школ будущего» (табл. 2) позволило сделать вывод, что качественные характеристики педагогического состава, который обеспечивает разработку и внедрение новейших моделей учебных заведений, достаточно высокий в Джанкойском УВК № 6, а именно: 74,2 % учителей высшей квалификационной категории, 58,1 % педагогов, которым присвоено звание «Старший учитель» и «Учитель-методист»; в Сакской СОШ № 1 - 69,2 % и 40,4 %, Петровской СОШ № 1 - 67,3 % и 60 % соответственно. Эти показатели значительно больше соответствующих данных по Автономной Республике Крым.

Качественный состав педагогических работников Почетнинского УВК существенно отличается от названных выше: количество учителей высшей квалификационной категории составляет 18,2 %, педагоги, которым присвоено звание «Старший учитель» отсутствуют. Это связано с ухудшением демографической ситуации в селе и уменьшением количества классов-комплектов. Так в 2011-2012 учебном году в школе обучалось 170 учеников, было открыто по одному классу в параллели. Уменьшение недельной нагрузки учителей привело к работе педагогов по двум-трем специальностям. В этом заведении актуальна кадровая проблема, связанная с высокой текучестью молодых учителей. Среди главных причин текучести молодых специалистов руководство Почетнинского УВК

видит недостаточную направленность вузовской подготовки к работе в школе, удаленность заведения от научно-методических и культурных центров, малая недельная нагрузка педагогов по специальности в соответствии с дипломом.

Таблица 2

Количественный и качественный состав педагогических кадров «Школ будущего»

Название учебного заведения Общее количество учителей Учителя-специалисты Учителя II категории Учителя 1 категории Учителя высшей категории Учителя, которые получили звание «Старший учитель» Учителя, которые получили звание «Учитель-методист»

чел. чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Джанкойс кий КВК № 6 62 3 4,8 7 11,3 6 9,7 46 74,2 22 35,5 14 22,6

Кировски й УВК №2 48 12 25 4 8,4 15 31,3 17 35,3 14 29,1 2 4,2

Петровска я СОШ №1 55 14 25,5 - - 3 7,2 37 67,3 17 31,1 16 29,1

Почетнин ский УВК 22 10 45,5 2 9,1 7 27,2 4 18,2 - - 2 9,1

Сакская СОШ № 1 52 7 13,5 4 7,7 5 9,6 36 69,2 19 36,5 2 3,8

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Проведенный анализ организационно-педагогических основ организации научно-методической работы в «Школах будущего» показал, что главной целью в Сакской СОШ № 1 является создание условий для профессионального роста педагогов; в Кировском УВК № 2 - повышение профессиональной компетенции учителей; в Почетнинском УВК - создание условий для реализации личностных функций педагога, повышение его профессионального статуса; в Джанкойском УВК № 6 - оказание действенной помощи учителям при внедрении новых педагогических технологий, обобщении перспективного педагогического опыта, повышении квалификации педагогических кадров; в Петровской СОШ № 1 -

совершенствование уровня профессиональной компетенции и методического мастерства учителей, внедрение новых педагогических технологий.

Итак, выбор научно-методической темы «Школ будущего» определяет направление развития учреждений, отвечает запросам педагогических коллективов, которые видят ее в создании в школе условий для развития и повышения профессионального мастерства педагогов, оказании им действенной помощи.

Основные задачи научно-методической работы, которые определены в «Школах будущего», направлены на реализацию научно-методической темы, над которой работает педагогический коллектив

Так, для совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью развития ключевых компетенций субъектов педагогической деятельности в Сакской СОШ № 1 основными задачами методической работы определены следующие:

- активизация работы по внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения на основе компетентностного подхода;

- обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов через проведение постоянно действующих семинаров, практических занятий;

- привлечение педагогических работников к активной методической работе.

С целью формирования ценностной ориентации учебно-познавательной деятельности учащихся, внедрения электронных учебных курсов и дистанционной формы обучения в учебно-воспитательный процесс приоритетными задачами методической работы в Джанкойском УВК № 6 педагогический коллектив считает:

- качественный уровень повышения квалификации педагогических кадров и работы научно-методических комиссий и методических объединений, методического совета, творческих групп учителей;

- методическое сопровождение и поддержка освоения инновационных процессов;

- внедрение информационных и тестовых технологий;

- разработка инновационных программ и курсов по выбору.

Получение статуса экспериментальной площадки «Школа будущего» позволило Кировскому УВК № 2, Джанкойскому УВК № 6 и Сакской СОШ № 1, возложить методическое и научное обеспечение экспериментально -исследовательской деятельности на заместителей директора по научно-методической работе. Однако в Петровской СОШ № 1, Почетнинском УВК научно-методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, что значительно усложняет решение основных вопросов методического руководства.

В условиях развития экспериментально-исследовательской деятельности в «Школах будущего» возникла необходимость в изменении традиционной структуры научно-методической работы. Кроме действующих структурных компонентов таких, как методический совет и методические объединения (методические кафедры, научно - методические комиссии) в большинстве учебных заведений для углубленного изучения научно-методической темы, внедрения новейших технологий и обеспечения их творческого применения организованы новые творческие объединения учителей.

Так, в Сакской СОШ № 1 создано четыре творческие группы педагогов, в которых учителя одной предметной кафедры в начале учебного года выбирают методическую проблему, над которой будут работать в течение года. В частности, учителя кафедр художественно-гуманитарных дисциплин изучают работу с одаренными учащимися, творческая группа учителей кафедр естественно-математических дисциплин работает над проблемой «Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования на уроках и во внеурочное время», педагоги начальных классов исследуют внедрения здоровьесберегающих технологий в практику своей работы, учителями кафедры физической культуры и здоровья создана творческая группа «Школа здоровья». В процессе работы творческой группы каждому учителю предоставлялась возможность поделиться опытом работы по выбранной проблеме, защитить свою педагогическую концепцию, подвести итоги работы над темой по самообразованию в виде творческого отчета, обсудить проблемы, возникшие в результате деятельности. Кроме того, до начала эксперимента для разработки программы опытно-экспериментальной работы и подготовки программы развития учреждения под руководством заместителя директора по научно-методической работы в школе была создана творческая лаборатория «К вершинам мастерства».

В Джанкойском УВК № 6, в отличие от Сакской СОШ № 1, в состав творческих групп входят учителя различных научно-методических комиссий и методических объединений, заинтересованных в выполнении определенной задачи, а руководят творческими группами члены администрации учебного заведения. Каждая творческая группа работает по одному из тематических направлений комплексного экспериментального исследования: «Компьютеризация учебно-воспитательного процесса», «Проектирование личностного развития школьников», «Формирование ценностных ориентаций в учебной деятельности», «Повышение сплоченности классного коллектива», «Школа раннего развития и преемственность» и «Внедрение модели обучения «1 ученик - 1 компьютер». По результатам деятельности творческих групп в школе проводятся декады открытых классных часов и уроков в рамках тематических педагогических советов.

С целью реализации экспериментально-исследовательской деятельности в Почетнинском УВК в структуре научно-методической работы организованы две творческие группы: классных руководителей 8-11классов, что работает над внедрением информационно-коммуникативных технологий в воспитательный процесс и учителей-предметников, которая оказывает помощь участникам учебно-воспитательного процесса по внедрению проектной технологии и группы мобильного реагирования, которые создаются из педагогов школы при подготовке педагогических советов, семинаров, педагогических консилиумов, изучении состояния преподавания учебных предметов, проведении конкурсов. Итоги деятельности творческих групп отражены в методических пособиях, которые издаются непосредственно в учебном заведении.

В Кировском УВК творческие группы учителей формируются на основе общих профессиональных интересов, связанных с личными качествами педагогов, общими интересами профессионального плана, способностями к определенной области

знаний. В творческие группы входят представители различных методических объединений, в которых совместимыми есть темы исследования, творческие планы. В процессе деятельности творческих групп проводятся методические семинары «Особенности реализации проектной культуры учителя» и «Инновационная деятельность при организации учебно-воспитательного процесса».

Однако, проведение экспериментальной деятельности в Петровской СОШ № 1 не изменило структуры научно-методической работы заведения. Главными звеньями в структуре методической службы школы остались только предметные методические объединения, на которых изучаются традиционные вопросы по организации учебно-воспитательного процесса, планируются предметные недели и обобщается опыт учителей, которые аттестуются.

Итак , анализ структуры научно-методической работы экспериментальных учреждений показал, что научно-методическая работа в Кировском УВК № 2, Джанкойском УВК № 6 , Почетнинском УВК и Сакской СОШ № 1 реализуется как двухкомпонентная система, высшим коллегиальным органом управления которой является методический совет; основными структурными подразделениями остаются методические объединения учителей-предметников, которые объединяют учителей с различными уровнем теоретической подготовки и практического опыта и проводят совместную организационно-методическую и творчески-поисковую работу с учителями соответствующих дисциплин, рассматривают актуальные проблемы методики преподавания предметов, организуют обмен опытом и внеклассную деятельность учащихся, анализируют результаты учебно-воспитательного процесса и динамические творческие объединения учителей, которые создаются для подготовки к проведению определенных методических мероприятий (педагогических советов, конференций, педагогических чтений, семинаров, консилиумов) или для изучения определенной научно-методической темы.

Структура научно-методической деятельности реализуется в различных формах методической работы, формах организации методической работы, формах обучения и формах административной работы с педагогическими кадрами. С целью определения указанных форм научно-методической работы, которые применяют экспериментальные учебные заведения, учителям этих школ было предложено назвать известные формы научно-методической работы и проранжировать (т.е. определить приоритетность) их по важности для педагогов в повышении профессионального мастерства и предоставлении им действенной методической помощи. Это позволило выявить особенности в организации научно-методической работы в экспериментальных учебных заведениях. Результаты ранжирования представлены в табл. 3 [5, 6].

Как видно из таблицы 3, преимущество в Джанкойском УВК № 6 предоставляется дистанционному обучению, авторским семинарам учителей и методологическим семинарам-практикумам. Последние места заняли научно-практическая конференция (18 место) и инструктивно-методическое совещание (19 место). Показательно, что в методической работе заведения преобладают групповые и индивидуальные формы научно-методической работы.

Таблица 3

Ранжирование форм методической работы, форм ее организации и проведения с учителями «Школ будущего» Автономной Республики Крым

Формы методической работы Место в рейтинге

Джанкойский УВК № 6 Кировский УВК № 2 Петровская СОШ № 1 Почетнинский УВК Сакская СОШ № 1

Формы методической работы

Открытые уроки 9 6 10 5 8

Защита творческих проектов и разработок 5 7 8 4 10

Мастер-класс 4 11 1 12 12

Методическая неделя 13 1 2 3 4

Наставничество 16 4 3 7 13

Научно-практическая конференция 18 12 11 13 14

Постоянно действующий семинар 1

Психолого-педагогический семинар 11 11

Самообразование 10 5 4 2 7

Школа молодого учителя 17 9 1 11

Формы организации методической работы

Авторский семинар 2

Веб-конференция 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурс педагогического мастерства 6 6 2

Методологический семинар-практикум 3

Педагогическая гостиная 8 16

Педагогическая мастерская 3 15

Педагогические чтения 15 17

Психологические тренинги 12 10 9 10 3

Семинар-практикум 6 6

Творческий отчет учителя 14 8 7 7 9

Формы обучения

Дистанционное обучения 1

Формы административной работы

Инструктивно-методическое совещание 19 2 5 9 5

Дистанционное обучение является ведущей формой обучения педагогов учреждения, ее отметили как учителя высшей и первой категории (96% педагогов)

так и учителя-специалисты, имеющие стаж до 5 лет (100 % респондентов заведения). Это объясняется тем, что в 2008 году учебное заведение заключило соглашение с компанией Google о предоставлении услуг всем участникам учебно-воспитательного процесса, что позволило педагогическим работникам школы пользоваться электронной школьной почтой; совместно планировать работу, мероприятия и встречи в календарях; вместе создавать разнообразные формы проведения опросов, документы, таблицы и презентации, работать над ними в режиме реального времени в окне браузера; индивидуально или коллективно создавать собственные сайты; вести фотоальбом, блог; получать дистанционное обучение через Интернет.

Изучение состояния дистанционного обучения в Джанкойском УВК № 6 показало, что охвачено 100 % учителей заведения, благодаря созданному сайту школы. Вопросы организации научно-методической деятельности размещены на личном сайте заместителя директора по научно-методической работе А. Говоровой. Для ознакомления учителей с новинками научно-методической литературы, повышение уровня их профессионального мастерства на сайте размещена электронная библиотека, содержащая необходимую учебно-методическую литературу по курсам педагогики, психологии, учебных предметов; банк портфолио учителей заведения и методические рекомендации по созданию собственного портфолио; сайты научно-методических комиссий, которые позволяют учителям ознакомиться с нормативно-правовой документацией, планами научно-методической и воспитательной деятельности, разработками уроков, внеклассных мероприятий, презентациями, поисковыми и творческими работами учащихся.

Для учителей заведения, в частности молодых и малоопытных, в рамках Школы молодого учителя, на сайте школы организован методический дистанционный курс «Современный урок», материалы которого помогают каждому педагогу раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того , какой предмет он преподает; проверить свои знания с помощью теста по теории обучения; ознакомиться с проведением нестандартных уроков, таких как уроки с измененными способами организации, уроки с игровой состязательной основой, уроки после изучения предложенных учебных тем.

В. Сухомлинский отмечал, что суть руководства современной школой состоит в том, чтобы в самой деле на глазах у учителей создавался, созревал и утверждался лучший опыт, который воплощал бы в себе передовые педагогические идеи [4]. Показательно, что авторский семинар, на котором презентуется перспективный педагогический опыт учителей заведения, занимает вторую позицию среди учителей Джанкойского УВК № 6. Педагоги отмечают, что наиболее ценным является тот опыт, который сформировался в своем учебном заведении, ведь он создавался, совершенствовался в одинаковых для всех педагогических работников условиях.

Третью позицию заняли методологические семинары-практикумы, организуемые для учителей по теме экспериментального исследования и ориентированные на совершенствование методического мастерства педагогов по основам создания компьютерных презентаций и электронного обучения с

использованием документов Google и LMS Moodle. Эти семинары-практикумы проводятся учителем информатики и заместителем директора по научно-методической работе.

Последнее место занимает инструктивно-методическое совещание. Это объясняется тем, что в заведении ознакомление учителей с директивными документами, новыми инструкциями, методическими письмами, достижениями в педагогике, психологии, методикам преподавания происходит дистанционно, через сайт заведения, поскольку занятия в школе организованы в две смены и достаточно трудно собрать одновременно всех педагогов школы для проведения такого совещания.

Дальнейший анализ таблицы 3 свидетельствует о том, что наибольшей популярностью у педагогических работников Сакской СОШ № 1 пользуются постоянно действующие семинары, конкурсы педагогического мастерства, психологические тренинги, направленные на развитие ключевых компетенций педагогов школы. Экспериментальное исследование показало, что 92,4 % учителей постоянно действующие семинары поставили на 1-2 место, 87,6 % педагогов - 2-4 место отвели конкурсам педагогического мастерства и 90,8 % учителей - 2-5 место психологическим тренингам. Для обеспечения непрерывного профессионального развития личности учителя, ознакомления с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и перспективного педагогического опыта в Сакской СОШ № 1 организовано три постоянно действующих семинара, характерной особенностью которых является органическая взаимосвязь теории и практики. Одним из стержней всех вопросов научно-методической работы является подчинение форм ее организации решению методической темы заведения «Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью развития ключевых компетенций субъектов педагогической деятельности школы».

Так, результатом работы семинара «Совершенствование профессионализма учителей путем повышения их педагогической культуры и педагогической техники» является теоретическое изучение и практическое внедрение учителями школы традиционных и инновационных форм работы на уроках, новейших дидактических приемов. В процессе деятельности семинара «Инновационные технологии обучения и воспитания как способ развития творческой активности учащихся» педагоги знакомятся с современными педагогическими технологиями и учатся внедрять их в практическую деятельность. Проведение третьего семинара направлено на повышение информационной компетентности учителей по двум уровням подготовки: «Введение в информационные технологии» и «Возможности интерактивной доски при организации современного урока». Проведение постоянно действующих семинаров, на взгляд администрации учреждения, создает условия для перевода учителя с позиции «урокодателя» в позицию педагога- исследователя и педагога - экспериментатора.

Наиболее эмоциональной, благодатной коллективной формой организации методической работы учителя школы считают школьные конкурсы педагогического мастерства, проходящих ежегодно. Подготовка к конкурсу охватывает весь педагогический коллектив, дает возможность автору дополнительно работать над

ростом уровня своего профессионального мастерства. В 2011-2012 учебном году был также проведен конкурс творческих проектов, на котором учителя продемонстрировали собственный опыт использования современных педагогических технологий.

Заслуживает внимания у педагогов такая форма организации методической работы, как психологические тренинги, которые проводит практический психолог школы. Тренинговые занятия для педагогов направлены на изучение принципов эффективного взаимодействия, профилактику конфликтов между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Проведенное исследование показывает, что важным звеном в системе научно-методической работы Почетнинского УВК является деятельность школы молодого учителя, самообразование и проведения методической недели. Это объясняется тем, что учителя-специалисты составляют почти половину педагогического коллектива. Однако следует отметить, что такую форму проведения методической работы, как школу молодого учителя на 1-2 место отнеслись как учителя-специалисты (96,4 % респондентов), так и учителя высшей, первой и второй категорий (75,7 % педагогов). Существенным отличием школы молодого учителя в заведении является то, что ее участники нуждаются в конкретной помощи и совершенствовании, прежде всего, методического уровня, а не профессионального. Поэтому содержание методической работы охватывает вопросы дидактики и психологии общения.

Преимущество среди индивидуальных форм научно-методической работы предоставляется самообразованию. Показательно, что эту форму выделили на 2-4 место все учителя высшей и первой категорий и только 41,5 % учителей-специалистов. Самообразовательная работа осуществляется учителем в соответствии с составленной им самообразовательной программой, в которой определен перечень педагогической и учебно-методической литературы, которая будет обработана педагогом, указано тему индивидуального педагогического исследования на учебный год, и, обязательно, форма ее завершения, например, выступление, написание реферата, выполнение творческой разработки или презентации. Самообразовательная программа учителя согласовывается с руководителем методического объединения и утверждается приказом директора школы. С целью оказания помощи учителям по самообразованию, в Почетнинском УВК есть опыт проведения краткосрочных тематических семинаров, групповых консультаций.

Проведение методической недели заняло третье место среди форм научно-методической работы Почетнинского УВК. В практике работы заведения в начале проведения методических недель проводится инструктивно-методическое совещание в соответствии с выбранной темы; дальше педагоги проводят открытые уроки, внеклассные мероприятия, причем начинают их учителя высшей и первой категорий, далее участвуют учителя второй категории и специалисты; завершается неделя днем молодого учителя с проведением круглого стола и консультацией для молодых учителей.

Педагогические работники Петровской СОШ № 1 среди важных коллективных форм научно-методической работы выделили мастер-класс и методические недели,

а среди индивидуальных - наставничество. Проведение мастер-класса выделено 92 % учителей высшей и первой категории и 86 % учителей-специалистов. Деятельность мастер-класса в школе проводится в виде акции «Приглашаю к себе на урок», в рамках которой педагоги делятся опытом с коллегами, демонстрируя уроки высокого методического уровня с использованием педагогических технологий. Определенный учебный год в школе посвящен одной педагогической технологии. Так, 2010-2011 учебный год определен годом технологии критического мышления, 2011-2012 учебный год - годом технологии обучения в сотрудничестве. Результатом работы мастер-класса является проведение более 130 открытых уроков в год, определение и награждение победителей среди опытных и молодых учителей и выпуск школьного научно-методического пособия «Сильная образование - это наша мечта», содержащий разработки лучших уроков мастер-класса.

Традиционной формой научно-методической работы в школе является проведение методических недель (второе место, а в Почетнинском УВК - третье), которые позволяют как ученикам, так и учителям раскрыть свой творческий потенциал. Администрация заведения считает, что эта форма работы сложная в подготовке, поскольку представляет особую, авторскую учебно-методическую разработку, требует длительной усиленной подготовки, активного участия и взаимодействия всех педагогов учреждения.

Изучение состояния научно-методической работы в «Школах будущего» показало, что такая форма как наставничество введена во всех учебных заведениях, однако только в Петровской СОШ № 1 85 % респондентов ее выделили на третье место. Наставничество, убеждены в заведении, раскрывает сущность педагогических, психологических и методических позиций коллектива учителей, способствует духовному сближению, закрепляет дружеские связи между учителями школы, влияет на психологический климат педагогического коллектива.

Отметим, что в рейтинге внутришкольных форм научно-методической деятельности, педагогами Петровской СОШ № 1 не определена школа молодого учителя, поскольку обучение молодых специалистов организовано при методическом кабинете Красногвардейской районного совета.

4. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

Анализ научных источников по теме исследования свидетельствует о том, что одной из важных задач организаторов научно-методической работы является постоянное изучение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, их интересов и запросов, индивидуальная работа с учителями путем проведения диагностирования. Так, с целью ознакомления с опытом диагностического сопровождения научно-методической работы было осуществлено изучение школьной документации (планов работы администрации школы, психологической службы, имеющихся диагностических материалов), наблюдения и опроса учителе-предметников и руководителей школ.

Количество и качество представленных диагностических материалов свидетельствует о разном уровне организации диагностической деятельности в

«Школах будущего» региона. В частности, диагностической работе в Сакской СОШ № 1 и Джанкойском УВК № 6 уделяется больше внимания, чем в других заведениях. В Сакско1 СОШ № 1 заместителем директора по научно-методической работе ежегодно составляется диагностическая карта успешности учителей школы, в которой по итогам опроса определяются наиболее актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности педагогов для дальнейшего планирования научно-методической работы. Проведение диагностики в Джанкойском УВК № 6 направлено на психологическую диагностику и анализ личностного развития педагогического коллектива с помощью лечебно-аналитической компьютерной программы «Персонал». Практическим психологом на основе этой программы определяются социально-психологические особенности развития педагогического коллектива, его проблемы и потенциальные возможности, складывается психологический портрет учителя.

Во всех исследуемых учебных заведениях проводилось диагностическое обследование по результативности учебно-воспитательного процесса. Но к сожалению вопросы относительно уровня профессиональной компетентности учителей, результативности научно-методической работы и ее влияния на учебно-воспитательный процесс, оптимальности форм и методов научно-методической работы, целесообразности и результативности определенных научно-методических мероприятий, оптимальности условий для участия учителей в методических мероприятиях в «Школах будущего» не изучались.

Одним из условий успешного осуществления экспериментально-исследовательской деятельности является формирование инновационного потенциала школы. Поэтому проведение диагностики уровня развития инновационного потенциала учебного заведения, изучение настроенности учителей по реализации экспериментально-исследовательской деятельности является необходимой задачей администрации учебного заведения. Отметим, что в Сакской СОШ № 1 изучения инновационного потенциала проводилось по таким показателям: уровень восприимчивости педагогического коллектива к нововведениям; мотивационная готовность педагогического коллектива к усвоению нововведений; антиинновационные барьеры учителей, препятствующих освоению нововведений; уровень новаторства учителей в школьном коллективе. В Почетнинском УВК изучался уровень готовности педагогического коллектива к творческой деятельности. В Петровской СОШ № 1 было проведено анкетирование педагогического коллектива с целью выявления проблем, стоящих перед учителями школы в процессе осуществления экспериментально-исследовательской деятельности. Диагностирование педагогических работников в Кировском УВК и Джанкойском УВК № 6 не проводилось.

Считаем, что для организации научно-методической работы в «Школах будущего» на диагностической основе необходимо, прежде всего, повысить компетентность организаторов научно-методической деятельности, в частности, ознакомить их со структурой готовности учителя к экспериментально-исследовательской деятельности.

5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕКОЙ РАБОТЫ

Ознакомление с опытом работы «Школ будущего», проведение собеседований с директорами школ, их заместителями по научно-методической и учебно-воспитательной работы, изучение документации показало, что вопросы эффективности научно-методической работы в заведениях не изучалось. Деятельность администрации этих школ сконцентрирована на изучении заключительных результатов научно-методической работы, в частности на сборе информации о результативности деятельности учителей. Так, в Петровской СОШ № 1 педагогические работники самостоятельно (на основе предложенной схемы) оценивают собственную методическая деятельность, а именно, определяют динамику успеваемости учащихся, указывают личные трудности в педагогической работе и предложения по организации методической работы. Анализ полученной информации служит предпосылкой для составления годового плана работы школы и планов работы методических объединений.

Учителя Сакской СОШ № 1 также оценивают уровень своего профессионализма самостоятельно, однако путем составления собственного портфолио - методической папки учителя, в которой представляют инструктивно-методические документы, методическую работу, аналитические материалы, организацию работы с учащимися и карты профессиональной деятельности, включающие 10 индикаторов участия педагогов в методической работе и 7 индикаторов результативности работы учителя. Заместителем директора по научно-методической работе на основе этих карт подводятся итоги результативности профессиональной деятельности учителей заведения.

Педагоги Джанкойского УВК № 6 демонстрируют свое мастерство в виде электронного портфолио, которое размещают на сайте школы.

С целью определения объективной оценки учителей по осуществлению научно-методической работы проведено анкетирование, в котором приняло участие 218 педагогических работников «Школ будущего». Программа оценки научно-методической работы составлена на основе квалиметрической модели, разработанной А. Касьяновой [2].

Обобщенные результаты оценивания состояния научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики показали, что совершенствование научно-методической работы требует прежде всего содержание научно-методической деятельности, которая должна ориентироваться на профессиональные запросы педагогических работников и обеспечивать целенаправленное перманентное обучение учителей.

Показательно, что не все педагогические работники видят в научно-методической работе перспективы собственного профессионального роста, а участие в ней рассматривают как профессиональный долг. Особого внимания требуют также формы и методы научно-методической работы, поскольку они, по мнению учителей, не формируют положительную мотивацию участия педагогов в мероприятиях научно-методического направления, не всегда обеспечивают целевую направленность на методическую тему и необходимость решения ее на практике.

Требует коррекции и результативность научно-методической работы, в частности осознание учителями перспектив собственного профессионального роста в научно -методической работе. Неоспоримым является мнение, что эффективность внедрения инноваций в учебно-воспитательную деятельность зависит от способности учебного заведения к созданию инновационной среды.

С целью изучения опыта работы «Школ будущего» Автономной Республики Крым по созданию инновационной образовательной среды для учебной деятельности была использована методика, разработанная О. Боднар [1]. Для этого директорам школ было предложено самостоятельно оценить результативность деятельности собственного учебного заведения по параметру мутабельности. Параметр мутабельность определяем, как способность учебного заведения к восприятию изменений, трансформации и модернизации их в соответствующие структурные элементы деятельности с целью создания инновационной образовательной среды. То есть, чем выше коэффициент мутабельности, тем быстрее учебное заведение создаст инновационную образовательную среду.

Так, в Джанкойском УВК № 6 коэффициент мутабельности приближен к единице, это означает, что в заведении фактически создана инновационная образовательная среда, что сказывается в оперативном реагировании заведения на качественные изменения в образовательной политике, отслеживании администрацией заведения изменений в правовом поле образования, что отражено в приложениях в уставе, протоколах педсовета, приказах, приложениях к планированию; в наличии концепции развития школы, с помощью которой состоялся перевод учреждения в более высокое состояние; в обнародовании результатов деятельности учреждения во всеукраинской и республиканской прессе; в поддержке отношений с другими учебными заведениями через систему Интернет; в активной поддержке и наличии системы стимулирования научно-исследовательской работы учителей; в применении современных маркетинговых и фандрайзинговых методов экономического развития системы школы; в функционировании органов управления школой, в частности общественной организации «Доброе дело», попечительского совета и совета школы; в коллективном принятии решений относительно изменений, отсутствия конфликтов.

Однако в Петровской СОШ № 1, Кировском УВК и Почетнинском УВК состоялись лишь незначительные изменения в учебно-воспитательной деятельности после получения этими школами статуса экспериментального учебного заведения, значит администрации и педагогическому коллективу этих школ надо работать над созданием инновационной образовательной среды, что позволит обеспечить последовательный рост инновационного потенциала и профессионального мастерства педагогических работников.

В процессе определения уровня создания инновационной образовательной среды в «Школах будущего» Автономной Республики Крым установлено, что 43,4% учреждений показало низкий уровень, 48,2% школ - средний, и только 8,4% учебных заведении - высокий уровень инновационной образовательной среды.

ВЫВОДЫ

Изучение опыта организации научно-методической работы в «Школах будущего» Автономной Республики Крым позволило установить, что учебными заведениями в зависимости от определенной темы, целей, задач, организационной структуры разработано нормативно-правовое обеспечение научно-методической работы, в частности положения о методическом совете учреждения, предметные кафедры, методический кабинет, школьный конкурс педагогического мастерства учителей, методический день учителя.

Реализацию моделей развития «Школ будущего» обеспечивают 59,6% учителей высшей квалификационной категории, 45,2% педагогов, которым присвоено звание «Старший учитель» и «Учитель-методист». Научно-методическая работа реализуется как двухкомпонентная система, основными структурными подразделениями которой являются методические объединения учителей-предметников и динамические творческие группы педагогов, что отражается в таких формах методической работы с педагогическими кадрами, как: авторский семинар, дистанционное обучение, методический неделю, мастер-класс, психолого-педагогический семинар, самообразовательная деятельность, педагогическая мастерская.

Однако диагностическое сопровождение научно-методического обеспечения в «Школах будущего» направлено лишь на изучение результативности учебно-воспитательного процесса; вопросы относительно готовности педагогических работников к осуществлению экспериментально-исследовательской деятельности и эффективности научно-методической работы требуют соответствующего внимания.

Список литературы

1. Боднар О. С. Критери експертного оцшювання навчально-виховно! дшльносл загальноосвпшх шкш: навчально-методичний поибник / О. С. Боднар. - Тернопшь: СМП „Тайп", 2007. - 116 с.

2. Касьянова О. М. Мониторинг в управлшш навчальним закладом / О. М. Касьянова // Управлшський супровщ мониторингу якост освгги. - Х.: Основа, 2004. - 96 с.

3. Об итогах республиканского мониторинга деятельности органов управления образованием по организации инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым (аналитическая справка) // Проблемы образования. - 2009. -№ 3. - С. 18-50.

4. Сухомлинський В. О. Павлиська середня школа / В. О. Сухомлинський // Вибраш твори: в 5-ти тт. / В. О. Сухомлинський. - К.: Рад. шк., 1976 - 1977. - Т. 4.: Павлиська середня школа. Розмова з молодим директором школи. - 1977. - 640 с.

5. Хацаюк Н. С. Форми оргашзацп науково-методично! дшльносп в „Школах майбутнього" Автономно! Республши Крим: матерiали мiжнародноl наук.-практ. конф. [,Дроблеми та перспективи педагогжи i психологи у сучасному суспшьстт"] (Кжв, 26 счня 2013 р.). - Кжв: ГО „Кжвська наукова оргашзащя педагопки i психолоп!", 2013. - С. 26-28.

6. Khacayuk N. Organization forms of scientific-methodological work in „School of future" of Autonomous Republic of Crimea: traditions and novation's / Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basics and innovative approach. Research articles Vol. 3 Psychology Pedagogics. L&L Publishing Titusville, FL, USA. - 2012. - P. 256-258.

Хацаюк Н. С. Досввд оргашзацй' науково-методично1 роботи в «Школах майбутнього» Автономно!" Республ1ки Крим / Н.С. Хацаюк // «Вчеш записки Тавршського нацiонального унiверситету iM. В. I. Вернадського», серiя «Проблеми педагогжи середньо! i вищо! школи» - 2014. -Т. 27(66), № 3. - С. 121 -139.

У статт розглянуто досвiд оргашзацй науково-методично! роботи в «Школах майбутнього» Автономно! Республжи Крим, обгрунтовано оргашзацшно-педагопчш основи !! оргашзацй, визначено piBem створення iнновацiйного освiтнього середовища в експериментальних навчальних закладах. Kmwei слова: «Школа майбутнього», ефектившсть науково-методично! роботи, шновацшне освггне середовище.

Khacayuk N. S. Experience of the organization scientific-methodical work in the "School of the future" Autonomic Republic of Crimea / N. S. Khacayuk // «Scientific notes of Taurida National V.I. Vernadsky University», series «Issues of Secondary and Higher School Education». - 2014. - Vol. 27(66), No.3. - P.121 - 139.

In the article describes the experience of scientific-methodical work in the «School of the Future» of the Autonomic Republic of Crimea, disclosed organizational and pedagogical bases its organization, identified the level of an innovative educational environment in the experimental educational establishment. Keywords: «School of Future», scientific-methodical work effectiveness, innovative educational environment.

Поступила в редакцию 01.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.