Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность педагога как условие повышения качества образования'

Исследовательская деятельность педагога как условие повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3508
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ / INNOVATION ACTIVITIES / RESEARCH / INNOVATIVE SCHOOL / MODERN EDUCATION STRATEGY / SCHOOL EXPERIMENTAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загривная Тамара Александровна

В статье представлены итоги организации опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Раскрыты особенности исследовательской и инновационной деятельности учителя и учащихся в реальной образовательной практике современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загривная Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s research activity as the condition for improving the quality of education

The article presents the results of the organization of experimental activities in the educational institution. The features of teacher’s and students’ research and innovation activities in real educational practice of modern school are revealed

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность педагога как условие повышения качества образования»

Т. А. Загривная

(Санкт-Петербург)

Исследовательская деятельность педагога как условие

повышения качества образования

В статье представлены итоги организации опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Раскрыты особенности исследовательской и инновационной деятельности учителя и учащихся в реальной образовательной практике современной школы.

Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом профессиональной деятельности, ведущим критерием педагогического творчества, источником роста преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта, условием для развития, социализации и самоопределения обучающихся [2]. Педагоги-практики отмечают, что в ряду профессиональных трудностей, которые им приходится преодолевать, серьезные сложности возникают в проведении исследования, организации мониторинга, а также при обработке и интерпретации полученных результатов. Особые проблемы у педагогов вызывают анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности коллег, а также оформление и представление результатов индивидуальных исследований.

Несомненно, что педагогический труд -это особый вид деятельности, требующий высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Только от учителя, его инициативности, желания заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех инновационных преобразований в школе. Если школа живет в режиме развития, то для нее характерны исследования, опытно-экспериментальная работа, творческий поиск. Именно в ходе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности создается новый опыт, рождаются оптимальные решения сложных проблем.

Если учитель в ходе своей практической деятельности сумел внедрить новое содержание, получить высокие результаты обучения на основе использования эффективных технологий, сумел выявить научные закономерности, обосновать принципы, обобщить свой опыт и диссеминировать его в реальную об-

разовательную практику, то его можно назвать исследователем. Правда, в данном случае необходимо помнить, что научно-исследовательская работа в школе, проводимая учителем отличается от истинно научной работы, целью которой является творение нового знания. Педагогические исследования в школе должны носить прикладной характер и направлены на разработку и освоение новшеств, обеспечивающих повышение результативности образовательного процесса.

На протяжении последнего десятилетия стратегия развития школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Тихвина Ленинградской области включала различные инновационные направления, которые касались изменений в методах обучения: освоение и внедрение личностно-разви-вающих, информационных технологий, введение предпрофильного обучения, разработка авторских программ; в формах работы по повышению квалификации педагогов: создание творческих групп по проблемам; проведение конкурсов педагогического мастерства, введение элементов внутрифирменного обучения педагогов; в управлении системой школы: реформирование методической службы школы, организация опытно-экспериментальной работы и т.п.

В разработанной модели опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива школы отражены цели, объекты и направления исследовательской деятельности. Каждый объект исследования требует серьёзного осмысления и описания. Предлагаем некоторые материалы по организации исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе школы.

Целью данного эксперимента является разработка и реализация организационно-педагогических условий эффективного станов-

ления исследовательской деятельности педагогов в процессе профессиональной деятельности.

Основная идея эксперимента - гуманизация образовательного процесса через обеспечение научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учителей и учащихся, создание мотивационных условий для вовлечения учителей и учащихся в коллективную научно-исследовательскую деятельность, что в целом позволит обеспечить повышение качества образовательного результата школы.

В рамках эксперимента сформулированы педагогические цели, суть которых заключается в определении индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса и обеспечении адекватной реализации этих особенностей с помощью образования; в выявлении потенциала педагогов и обучающихся в исследовательской деятельности, который может быть реализован в условиях современной школы; в создании образовательного пространства для осуществления перехода от «человека знающего - к человеку умеющему» [3], в котором каждый обучающийся сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций; прогнозировать для себя цели разного уровня сложности, находить нестандартные решения, творчески воспринимать окружающую действительность, работать с любой информацией, понимать общечеловеческие ценности, адекватно реагировать на различные внешние воздействия. В процессе разработки программы экспериментальной работы определены ожидаемые результаты деятельности: создание системы опережающего управления образовательным учреждением; обновление системы научно-методической работы школы; разработка и корректировка нормативно-правовой базы как основы научного обеспечения эксперимента; создание экспертно-аналитического совета школы для реализации идей эксперимента; формирование единого научного сообщества учителей и обучающихся; повышение мотивации к исследовательской деятельности всех субъектов инновационного процесса; развитие научно-методической компетентности у педагогов школы; повышение профессионализма в работе; развитие исследовательских компе-

тенций у обучающихся; реализация творческого потенциала личности педагога и обучающегося; ориентация на гуманистические взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса и повышение качества образования в целом [11].

На основе рефлексии и хеджирования рисков экспериментальной работы сделан прогноз возможных отрицательных последствий: негативное отношение ряда педагогов к нововведениям в школе; отсутствие активности и снижение мотивации педагогов в ходе экспериментальной деятельности; отход участников от итоговой цели эксперимента - повышения качества образовательной деятельности к локальному результату - имитированию исследовательской деятельности в ходе текущей педагогической работы; психофизиологическая перегрузка участников эксперимента; неэффективное использование отдельными педагогами нового содержания образования и функций методической работы; негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения.

Если действовать превентивно, то можно избежать некоторых трудностей и ошибок, определив возможные пути предотвращения или преодоления осложнений: уточнение целей и задач каждого педагога через оформление с ним контракта на участие в эксперименте; повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций; рациональное планирование; система опережающих ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка эксперимента; психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами и обучающимися, консультации с координаторами эксперимента; создание системы морального и материального стимулирования участников экспериментальной деятельности, расширение PR кампании школы как площадки экспериментальной деятельности; активизация общения участников и организаторов эксперимента через средства электронной почты, сервисы Интернет; выявление негативных последствий эксперимента на каждом этапе его осуществления.

Для того чтобы учесть предполагаемые как позитивные изменения в образовательной деятельности школы, так и возможные риски, задачи эксперимента соотнесены с ос-

новными этапами опытно-экспериментальной деятельности и сгруппированы как:

- диагностические задачи (начало эксперимента): создание банка диагностических материалов для проведения эксперимента; диагностика качества образовательной деятельности в школе (на начало экспериментальной работы); диагностика уровня развития научно-методической компетентности у педагогов; исследование уровня развития исследовательских компетенций у обучающихся; диагностика мотивационной готовности педагогического коллектива к проведению эксперимента;

- разработческие задачи: проектирование и реализация программы развития исследовательской деятельности, способствующей повышению качества образования в современной школе; разработка критериев для оценивания уровня становления исследовательской деятельности субъектов эксперимента; проектирование системы научно-методического сопровождения исследовательской деятельности педагогов и обучающихся; разработка системы психолого-педагогического мониторинга эксперимента; разработка системы опережающего управления образовательной деятельностью школы в условиях эксперимента;

- формирующие задачи: опережающее управление образовательной деятельностью современной школы в условиях эксперимента, обеспечение системой научно-методического сопровождения исследовательской деятельности субъектов эксперимента; становление исследовательской деятельности субъектов эксперимента в соответствии с личностными запросами и возможностями; становление научно-методической компетентности у педагогов и исследовательских компетенций у обучающихся; раскрытие потенциала педагогов и обучающихся, их творческая самореализация, готовность к активной адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности и повышение качества образовательной деятельности;

- оценочные задачи (конец эксперимента): сравнительный анализ динамики становления исследовательской деятельности субъектов эксперимента и повышения качества образовательных результатов школы; разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме; прогнозирование деятельности школы на перспективу.

Результативность эксперимента оценива-

ется по показателям ресурсной обеспеченности: информационная открытость режима функционирования учебного заведения (анкетирование); нормативно-правовая обеспеченность деятельности управляющего совета (экспертные заключения); финансово-экономическая обеспеченность учебного заведения; материально-техническая обеспеченность учебного заведения; организационно-педагогическая обеспеченность процесса, а также результативность образовательного процесса школы в целом.

Оценка эксперимента осуществляется с учетом критериев качества диагностического инструментария [4]: валидности, надежности, объективности.

Статус образовательного учреждения как экспериментальной площадки требует от каждого педагога научно-исследовательского творчества. В начале каждого учебного года методические объединения утверждают план научно-исследовательской работы по основной методической теме школы на определенный период. В течение года на заседаниях методического совета, семинарах и конференции, педагогических советах учителя представляют результаты своих исследований. Чтобы исследовательская деятельность была успешной, необходимы два основных условия: во-первых, в школе должна быть соответствующая нормативно-организационная база. С этой целью разработаны Положения о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, научно-методическом совете, методическом объединении, Положение об ученическом научно-исследовательском обществе и др. локальные документы. Причем ежегодно локальная база обновляется и корректируется. Во-вторых, для научно-методического сопровождения опытно-экспериментальной работы должна быть создана соответствующая координирующая организационная структура. В школе эту работу координируют методический совет, методические объединения, творческие группы. Каждая подструктура имеет свои полномочия, права, ответственность, определяет содержание деятельности. Постоянное руководство научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой осуществляет методический совет.

В настоящее время 76% педагогов школы работают над индивидуальными и коллективными темами исследований. Их исследовательская деятельность направлена на раз-

витие отдельных компонентов сложной педагогической системы: содержание образования; совершенствование организации учебно-воспитательного процесса; внедрение новых и передовых технологий образования; внеучебная деятельность; руководство исследовательской деятельностью обучающихся.

Большинство учителей работают над своими исследованиями в течение 3-4 лет. Одним из результатов целенаправленной работы в непрерывном поисковом, опытно-экспериментальном режиме является совершенствование их профессионального мастерства. Все понимают, насколько это важно и для самого учителя, и для школы, и для общества в целом. Следует отметить, что более 76% учителей целенаправленно, системно и успешно занимаются исследовательской деятельностью. Учителями школы разработано 17 программ элективных курсов; программы факультативов: «Основы исследовательской деятельности» - 8 класс; «Основы проектной деятельности» - 6 класс и др. Ежегодно победителями районных конкурсов проектов становятся учащиеся, руководителями проектов которых являются учителя школы, занимающиеся экспериментальной деятельностью и участвующие в региональной Ярмарке инноваций.

Главным критерием успешного и системного внедрения исследовательской деятельности в работу учителей и в процесс обучения школьников является повышение результатов качества знаний обучающихся (на 37% в сравнении с предыдущим календарным годом, повышение величины среднего балла ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, информатике и ИКТ, истории, химии (до 100 баллов], биологии. Результаты ЕГЭ стабильно выше (каждый год] районного и областного уровня. Наблюдается повышение качественной успеваемости учащихся, рост числа учащихся, обучающихся на «отлично», рост интеллектуальных умений и навыков обучающихся.

Отмечается успешное участие учащихся в предметных олимпиадах: 72 учащихся школы являются призерами олимпиад и конкурсов районного и областного уровня. Ежегодно учащиеся старших классов являются призерами областной олимпиады по русскому языку и литературе, химии и черчению.

Динамика качества обучения за последние три года показывает, что коллектив школы

находится на верном пути. Диагностика полученных результатов происходит в форме: наблюдения; бесед; анкетирования; обмена опытом на педсоветах, семинарах; вычисления коэффициента самостоятельности; подведения итогов четвертей полугодий; сдачи экзаменов и ЕГЭ. Промежуточные диагностические срезы результатов опытно-экспериментальной работы показали, что исследовательская деятельность дает учителю возможность профессионального роста, эмоциональную удовлетворенность, возможность саморазвития, организации дифференцированного обучения, прогнозирования результатов обучения, ранней диагностики и коррекции учебных результатов. Педагоги стали активнее участвовать в различных конкурсах школьного и районного уровней. В результате апробации инновационных технологий в школе накапливаются банк педагогических идей, разработок уроков с применением различных инновационных технологий, методические разработки и комментарии, накопленные школьными МО по ОЭР, которые могут использоваться в рамках введения ФГОС [10 и др.].

Индивидуальные темы исследований учителей, коллективные темы исследований творческих групп ведут за собой непрерывное развитие творческого потенциала каждого субъекта образования, как учителя, так и учащегося. Системная исследовательская деятельность учителя невозможна без освоения теоретических, научно-методических и методических знаний об образовательном процессе, что заставляет моделировать процесс повышения квалификации учителей прямо в школе. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений; усиливается воспитывающая функция урока, углубляется культурологический феномен, что говорит об усилении приоритета общечеловеческих знаний; происходит процесс гуманизации образования.

Таким образом, экспериментальная работа школы - яркий пример тому, как выстроенная система экспериментальной работы переходит в научно поставленный коллективный педагогический опыт, который, проникая во все звенья педагогической системы, способствует развитию школы, обогащая её инновационный потенциал.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ори-ентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 17-24.

2. Загривная Т. А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности : учеб.-ме-тодич. пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - 166 с.

3. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. - М.: Экономика, 1974.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

5. Ильенков Э. В. Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 276-277.

6. Хуторской А. В. Педагогическая инновация. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 59-63.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // МОО «Информация для всех» : [сайт]. - URL: http://www.ifap.ru/of-docs/rus/rus006.pdf

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р (Опубл. 3 января 2012 г. на Интернет-портале «Российской газеты»). - URL: http://www.rg.ru/2012/ 01/03/innov-razvitie-site-dok.html

9. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы : постановление правительства РФ от 7 февраля 2010 г. № 61 (Опубл. 9 марта 2011 г. на Интернет-портале «Российской газеты»). - URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

10. Виноградова В. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций... [Электронный ресурс]. - URL: http://www. selskie-vesti.ru/news/530/n530_7766.html

11. О ходе эксперимента «Исследовательская деятельность учителя как условие повышения качества образования» / МОУ СОШ №9, г. Тихвин Ленинградской обл. ; рук. ОУ В. В. Шарикова ; науч. консультант Т. А. Загривная. - 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://rushkolnik.ru/docs/index-19913303.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.