Т. А. Загривная
(Санкт-Петербург)
Исследовательская деятельность педагога как условие
повышения качества образования
В статье представлены итоги организации опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Раскрыты особенности исследовательской и инновационной деятельности учителя и учащихся в реальной образовательной практике современной школы.
Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом профессиональной деятельности, ведущим критерием педагогического творчества, источником роста преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта, условием для развития, социализации и самоопределения обучающихся [2]. Педагоги-практики отмечают, что в ряду профессиональных трудностей, которые им приходится преодолевать, серьезные сложности возникают в проведении исследования, организации мониторинга, а также при обработке и интерпретации полученных результатов. Особые проблемы у педагогов вызывают анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности коллег, а также оформление и представление результатов индивидуальных исследований.
Несомненно, что педагогический труд -это особый вид деятельности, требующий высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Только от учителя, его инициативности, желания заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех инновационных преобразований в школе. Если школа живет в режиме развития, то для нее характерны исследования, опытно-экспериментальная работа, творческий поиск. Именно в ходе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности создается новый опыт, рождаются оптимальные решения сложных проблем.
Если учитель в ходе своей практической деятельности сумел внедрить новое содержание, получить высокие результаты обучения на основе использования эффективных технологий, сумел выявить научные закономерности, обосновать принципы, обобщить свой опыт и диссеминировать его в реальную об-
разовательную практику, то его можно назвать исследователем. Правда, в данном случае необходимо помнить, что научно-исследовательская работа в школе, проводимая учителем отличается от истинно научной работы, целью которой является творение нового знания. Педагогические исследования в школе должны носить прикладной характер и направлены на разработку и освоение новшеств, обеспечивающих повышение результативности образовательного процесса.
На протяжении последнего десятилетия стратегия развития школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Тихвина Ленинградской области включала различные инновационные направления, которые касались изменений в методах обучения: освоение и внедрение личностно-разви-вающих, информационных технологий, введение предпрофильного обучения, разработка авторских программ; в формах работы по повышению квалификации педагогов: создание творческих групп по проблемам; проведение конкурсов педагогического мастерства, введение элементов внутрифирменного обучения педагогов; в управлении системой школы: реформирование методической службы школы, организация опытно-экспериментальной работы и т.п.
В разработанной модели опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива школы отражены цели, объекты и направления исследовательской деятельности. Каждый объект исследования требует серьёзного осмысления и описания. Предлагаем некоторые материалы по организации исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе школы.
Целью данного эксперимента является разработка и реализация организационно-педагогических условий эффективного станов-
ления исследовательской деятельности педагогов в процессе профессиональной деятельности.
Основная идея эксперимента - гуманизация образовательного процесса через обеспечение научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учителей и учащихся, создание мотивационных условий для вовлечения учителей и учащихся в коллективную научно-исследовательскую деятельность, что в целом позволит обеспечить повышение качества образовательного результата школы.
В рамках эксперимента сформулированы педагогические цели, суть которых заключается в определении индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса и обеспечении адекватной реализации этих особенностей с помощью образования; в выявлении потенциала педагогов и обучающихся в исследовательской деятельности, который может быть реализован в условиях современной школы; в создании образовательного пространства для осуществления перехода от «человека знающего - к человеку умеющему» [3], в котором каждый обучающийся сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций; прогнозировать для себя цели разного уровня сложности, находить нестандартные решения, творчески воспринимать окружающую действительность, работать с любой информацией, понимать общечеловеческие ценности, адекватно реагировать на различные внешние воздействия. В процессе разработки программы экспериментальной работы определены ожидаемые результаты деятельности: создание системы опережающего управления образовательным учреждением; обновление системы научно-методической работы школы; разработка и корректировка нормативно-правовой базы как основы научного обеспечения эксперимента; создание экспертно-аналитического совета школы для реализации идей эксперимента; формирование единого научного сообщества учителей и обучающихся; повышение мотивации к исследовательской деятельности всех субъектов инновационного процесса; развитие научно-методической компетентности у педагогов школы; повышение профессионализма в работе; развитие исследовательских компе-
тенций у обучающихся; реализация творческого потенциала личности педагога и обучающегося; ориентация на гуманистические взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса и повышение качества образования в целом [11].
На основе рефлексии и хеджирования рисков экспериментальной работы сделан прогноз возможных отрицательных последствий: негативное отношение ряда педагогов к нововведениям в школе; отсутствие активности и снижение мотивации педагогов в ходе экспериментальной деятельности; отход участников от итоговой цели эксперимента - повышения качества образовательной деятельности к локальному результату - имитированию исследовательской деятельности в ходе текущей педагогической работы; психофизиологическая перегрузка участников эксперимента; неэффективное использование отдельными педагогами нового содержания образования и функций методической работы; негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения.
Если действовать превентивно, то можно избежать некоторых трудностей и ошибок, определив возможные пути предотвращения или преодоления осложнений: уточнение целей и задач каждого педагога через оформление с ним контракта на участие в эксперименте; повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций; рациональное планирование; система опережающих ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка эксперимента; психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами и обучающимися, консультации с координаторами эксперимента; создание системы морального и материального стимулирования участников экспериментальной деятельности, расширение PR кампании школы как площадки экспериментальной деятельности; активизация общения участников и организаторов эксперимента через средства электронной почты, сервисы Интернет; выявление негативных последствий эксперимента на каждом этапе его осуществления.
Для того чтобы учесть предполагаемые как позитивные изменения в образовательной деятельности школы, так и возможные риски, задачи эксперимента соотнесены с ос-
новными этапами опытно-экспериментальной деятельности и сгруппированы как:
- диагностические задачи (начало эксперимента): создание банка диагностических материалов для проведения эксперимента; диагностика качества образовательной деятельности в школе (на начало экспериментальной работы); диагностика уровня развития научно-методической компетентности у педагогов; исследование уровня развития исследовательских компетенций у обучающихся; диагностика мотивационной готовности педагогического коллектива к проведению эксперимента;
- разработческие задачи: проектирование и реализация программы развития исследовательской деятельности, способствующей повышению качества образования в современной школе; разработка критериев для оценивания уровня становления исследовательской деятельности субъектов эксперимента; проектирование системы научно-методического сопровождения исследовательской деятельности педагогов и обучающихся; разработка системы психолого-педагогического мониторинга эксперимента; разработка системы опережающего управления образовательной деятельностью школы в условиях эксперимента;
- формирующие задачи: опережающее управление образовательной деятельностью современной школы в условиях эксперимента, обеспечение системой научно-методического сопровождения исследовательской деятельности субъектов эксперимента; становление исследовательской деятельности субъектов эксперимента в соответствии с личностными запросами и возможностями; становление научно-методической компетентности у педагогов и исследовательских компетенций у обучающихся; раскрытие потенциала педагогов и обучающихся, их творческая самореализация, готовность к активной адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности и повышение качества образовательной деятельности;
- оценочные задачи (конец эксперимента): сравнительный анализ динамики становления исследовательской деятельности субъектов эксперимента и повышения качества образовательных результатов школы; разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме; прогнозирование деятельности школы на перспективу.
Результативность эксперимента оценива-
ется по показателям ресурсной обеспеченности: информационная открытость режима функционирования учебного заведения (анкетирование); нормативно-правовая обеспеченность деятельности управляющего совета (экспертные заключения); финансово-экономическая обеспеченность учебного заведения; материально-техническая обеспеченность учебного заведения; организационно-педагогическая обеспеченность процесса, а также результативность образовательного процесса школы в целом.
Оценка эксперимента осуществляется с учетом критериев качества диагностического инструментария [4]: валидности, надежности, объективности.
Статус образовательного учреждения как экспериментальной площадки требует от каждого педагога научно-исследовательского творчества. В начале каждого учебного года методические объединения утверждают план научно-исследовательской работы по основной методической теме школы на определенный период. В течение года на заседаниях методического совета, семинарах и конференции, педагогических советах учителя представляют результаты своих исследований. Чтобы исследовательская деятельность была успешной, необходимы два основных условия: во-первых, в школе должна быть соответствующая нормативно-организационная база. С этой целью разработаны Положения о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, научно-методическом совете, методическом объединении, Положение об ученическом научно-исследовательском обществе и др. локальные документы. Причем ежегодно локальная база обновляется и корректируется. Во-вторых, для научно-методического сопровождения опытно-экспериментальной работы должна быть создана соответствующая координирующая организационная структура. В школе эту работу координируют методический совет, методические объединения, творческие группы. Каждая подструктура имеет свои полномочия, права, ответственность, определяет содержание деятельности. Постоянное руководство научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой осуществляет методический совет.
В настоящее время 76% педагогов школы работают над индивидуальными и коллективными темами исследований. Их исследовательская деятельность направлена на раз-
витие отдельных компонентов сложной педагогической системы: содержание образования; совершенствование организации учебно-воспитательного процесса; внедрение новых и передовых технологий образования; внеучебная деятельность; руководство исследовательской деятельностью обучающихся.
Большинство учителей работают над своими исследованиями в течение 3-4 лет. Одним из результатов целенаправленной работы в непрерывном поисковом, опытно-экспериментальном режиме является совершенствование их профессионального мастерства. Все понимают, насколько это важно и для самого учителя, и для школы, и для общества в целом. Следует отметить, что более 76% учителей целенаправленно, системно и успешно занимаются исследовательской деятельностью. Учителями школы разработано 17 программ элективных курсов; программы факультативов: «Основы исследовательской деятельности» - 8 класс; «Основы проектной деятельности» - 6 класс и др. Ежегодно победителями районных конкурсов проектов становятся учащиеся, руководителями проектов которых являются учителя школы, занимающиеся экспериментальной деятельностью и участвующие в региональной Ярмарке инноваций.
Главным критерием успешного и системного внедрения исследовательской деятельности в работу учителей и в процесс обучения школьников является повышение результатов качества знаний обучающихся (на 37% в сравнении с предыдущим календарным годом, повышение величины среднего балла ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, информатике и ИКТ, истории, химии (до 100 баллов], биологии. Результаты ЕГЭ стабильно выше (каждый год] районного и областного уровня. Наблюдается повышение качественной успеваемости учащихся, рост числа учащихся, обучающихся на «отлично», рост интеллектуальных умений и навыков обучающихся.
Отмечается успешное участие учащихся в предметных олимпиадах: 72 учащихся школы являются призерами олимпиад и конкурсов районного и областного уровня. Ежегодно учащиеся старших классов являются призерами областной олимпиады по русскому языку и литературе, химии и черчению.
Динамика качества обучения за последние три года показывает, что коллектив школы
находится на верном пути. Диагностика полученных результатов происходит в форме: наблюдения; бесед; анкетирования; обмена опытом на педсоветах, семинарах; вычисления коэффициента самостоятельности; подведения итогов четвертей полугодий; сдачи экзаменов и ЕГЭ. Промежуточные диагностические срезы результатов опытно-экспериментальной работы показали, что исследовательская деятельность дает учителю возможность профессионального роста, эмоциональную удовлетворенность, возможность саморазвития, организации дифференцированного обучения, прогнозирования результатов обучения, ранней диагностики и коррекции учебных результатов. Педагоги стали активнее участвовать в различных конкурсах школьного и районного уровней. В результате апробации инновационных технологий в школе накапливаются банк педагогических идей, разработок уроков с применением различных инновационных технологий, методические разработки и комментарии, накопленные школьными МО по ОЭР, которые могут использоваться в рамках введения ФГОС [10 и др.].
Индивидуальные темы исследований учителей, коллективные темы исследований творческих групп ведут за собой непрерывное развитие творческого потенциала каждого субъекта образования, как учителя, так и учащегося. Системная исследовательская деятельность учителя невозможна без освоения теоретических, научно-методических и методических знаний об образовательном процессе, что заставляет моделировать процесс повышения квалификации учителей прямо в школе. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений; усиливается воспитывающая функция урока, углубляется культурологический феномен, что говорит об усилении приоритета общечеловеческих знаний; происходит процесс гуманизации образования.
Таким образом, экспериментальная работа школы - яркий пример тому, как выстроенная система экспериментальной работы переходит в научно поставленный коллективный педагогический опыт, который, проникая во все звенья педагогической системы, способствует развитию школы, обогащая её инновационный потенциал.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ори-ентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 17-24.
2. Загривная Т. А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности : учеб.-ме-тодич. пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - 166 с.
3. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. - М.: Экономика, 1974.
4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
5. Ильенков Э. В. Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 276-277.
6. Хуторской А. В. Педагогическая инновация. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 59-63.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // МОО «Информация для всех» : [сайт]. - URL: http://www.ifap.ru/of-docs/rus/rus006.pdf
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р (Опубл. 3 января 2012 г. на Интернет-портале «Российской газеты»). - URL: http://www.rg.ru/2012/ 01/03/innov-razvitie-site-dok.html
9. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы : постановление правительства РФ от 7 февраля 2010 г. № 61 (Опубл. 9 марта 2011 г. на Интернет-портале «Российской газеты»). - URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html
10. Виноградова В. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций... [Электронный ресурс]. - URL: http://www. selskie-vesti.ru/news/530/n530_7766.html
11. О ходе эксперимента «Исследовательская деятельность учителя как условие повышения качества образования» / МОУ СОШ №9, г. Тихвин Ленинградской обл. ; рук. ОУ В. В. Шарикова ; науч. консультант Т. А. Загривная. - 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://rushkolnik.ru/docs/index-19913303.html