Научная статья на тему 'Экспериментальная деятельность педагогов начального общего образования как ресурс повышения качества образования'

Экспериментальная деятельность педагогов начального общего образования как ресурс повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ / EXPERIMENTAL ACTIVITY / PRIMARY GENERAL EDUCATION / SCHOOL-LABORATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сипачева Елена Владимировна

В статье приводятся промежуточные результаты экспериментальной деятельности школ-лабораторий Донецкой Народной Республики по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения в рамках Государственного образовательного стандарта начального общего образования».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сипачева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article intermediate results of experimental activity of schools-laboratories of Donetsk People's Republic on the problem "Formation of universal educational actions by means of perfection of approaches to development of reading technique within the framework of the State educational standard of primary general education" are given

Текст научной работы на тему «Экспериментальная деятельность педагогов начального общего образования как ресурс повышения качества образования»

7. Петунин О.В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи : автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / О.В. Петунин. - Кемерово, 2010. - 44 с.

8. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников (Дидактические очерки) / И.Ф. Харламов. - Минск : Нар. асвета, 1975. - 208 с.

9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - Москва : Знание, 1979. -96 с.

10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие для студентов пединститутов / Г.И. Щукина. - Москва : Просвещение, 1979. -160 с.

Сипачева Елена Владимировна

заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

(г. Донецк, ДНР)

УДК371.321

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

EXPERIMENTAL ACTIVITY OF TEACHERS OF PRIMARY GENERAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR IMPROVING THE QUALITY OF

EDUCATION

В статье приводятся промежуточные результаты экспериментальной деятельности школ-лабораторий Донецкой Народной Республики по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения в рамках Государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Ключевые слова: экспериментальная деятельность, начальное общее образование, школа-лаборатория.

In the article intermediate results of experimental activity of schools-laboratories of Donetsk People's Republic on the problem "Formation of universal educational actions by means of perfection of approaches to development of reading technique within the framework of the State educational standard of primary general education" are given.

Key words: experimental activity, primary general education, school-laboratory.

Модернизация современной системы образования представляет собой

масштабный инновационный процесс, предусматривающий кардинальные

преобразования самой системы образования и ее отдельных элементов. Одним

из действенных механизмов её реализации является эксперимент.

72

Экспериментальная работа в общеобразовательной организации - это исследовательская деятельность, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Экспериментальная деятельность - это путь к самосовершенствованию, повышению результативности работы педагогов в образовательной деятельности. Повышение профессионального уровня педагога - важный этап в повышении уровня учебных достижений школьников. Особое место среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в Государственном образовательном стандарте начального общего образования занимают требования к метапредметным результатам обучающихся. Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [1, с. 13].

С целью содействия становлению и развития педагогической системы Донецкой Народной Республики, повышения уровня эффективности её функционирования и качества образовательных услуг, управленческой и профессиональной компетентностей педагогов начального общего образования в 2016 году были открыты школы-лаборатории под научным руководством сотрудников Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». Экспериментальный поиск начался по актуальной проблеме начального общего образования «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения в рамках Государственного образовательного стандарта начального общего образования». Субъектами деятельности стали:

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Специализированная физико-математическая школа № 35 города Донецка» (директор Маттенкова Л.М.);

- Горловский лицей № 85 «Гармония» (директор Афицкая И.А.);

- общеобразовательная школа I ступени № 4 администрации города Ждановка (директор Соколова Л.Н.);

- Новоазовская общеобразовательная школа 1-Ш ступеней № 1 администрации Новоазовского района (директор Бороденко С.Н.);

- Новосветская общеобразовательная школа 1-Ш ступеней администрации Старобешевского района (директор Стаминич Т.И.).

Сегодня в эксперименте принимают участие во всех субъектах: творческие группы учителей начальных классов, психолог, логопед, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, директор школы, учащиеся 1 -2 классов, родительская общественность.

Цель данной статьи - ознакомление с промежуточными результатами деятельности школ-лабораторий по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения в рамках Государственного образовательного стандарта начального общего образования».

В 2016/2017 учебном году в школах-лабораториях осуществлялась подготовительная деятельность. С целью обеспечения эффективного организационного и научно-методического сопровождения деятельности школ-лабораторий по созданию модели учебно-воспитательного процесса, повышающего качество образования посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения в ГОУ ДПО «ДонРИДПО» была принята программа организационного и методического сопровождения школ-лабораторий по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения». Задачи были определены следующие:

- создать целостную систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на разработку действенных механизмов использования педагогических образовательных технологий, методов и приёмов в начальной школе по формированию универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения;

- осуществлять научно-методическое сопровождение деятельности школ-лабораторий по проблеме;

- содействовать апробации модели учебно-воспитательного процесса с использованием современных педагогических образовательных технологий, методов и приёмов, обеспечивающих эффективные пути совершенствования подходов к развитию техники чтения с целью формирования универсальных учебных действий;

- сопровождать диссеминацию педагогического опыта по внедрению модели учебно-воспитательного процесса с использованием современных педагогических образовательных технологий, методов и приёмов, обеспечивающих эффективные пути совершенствования подходов к развитию техники чтения с целью формирования универсальных учебных действий.

В 2016 году педагоги школ мотивировались на инновационную деятельность, в коллективах создавался инновационный климат, способствующий осуществлению инноваций и самоопределению членов педагогического коллектива как деятелей инновации; продумывался и осуществлялся мониторинг хода реализации экспериментальной деятельности и процедур оценки её результатов, обеспечивалась постоянная обратная связь между участниками эксперимента.

Была проведена диагностика готовности педагогов к научно-исследовательской деятельности. Исследовательский потенциал педагогов, как правило, раскрывается в способности к саморазвитию и готовности осуществлению практико ориентированных научных исследований, проектов и технологий.

Анкетирование педагогов продемонстрировало, что большинство опрошенных понимают необходимость создания в школе условий, при которых возможна максимальная самореализация каждого ученика через раскрытие научно-исследовательского потенциала педагогов.

Сущность исследовательского потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей исследовательского потенциала включила в себя:

1) восприимчивость и отношение педагогов к научной информации;

2) подготовленность их к осуществлению научно-исследовательской деятельности;

3) уровень мотивационной готовности педагогов к научно -исследовательской деятельности;

4) уровень исследовательской активности педагогов.

С целью выявления уровня исследовательского потенциала педагогов и их готовности к исследовательской деятельности был разработан и апробирован комплект анкет для педагогов.

Оптимальный уровень степени восприимчивости к научной информации показали 58% педагогов; допустимый уровень - 49% педагогов; низкий уровень показали 3% педагогов; критический уровень показали 0%. Исследование показало, что все учителя начальных классов постоянно занимаются самообразованием и открыты новому, видят исследовательскую перспективу своей деятельности и стараются прогнозировать её.

Оптимальный уровень подготовленности к научно-исследовательской деятельности показали 64% педагогов; допустимый уровень - 32% педагогов; низкий уровень показали 4% педагогов; критический уровень показали 0%.

Оптимальный уровень мотивационной готовности к научно-исследовательской деятельности показали 53% педагогов; допустимый уровень - 41% педагогов; низкий уровень показали 6% педагогов; критический уровень показали 0%. Результат диагностики мотивационной готовности показал, что все учителя начальных классов нацелены на создание эффективной школы для детей.

Оптимальный уровень исследовательской активности показали 48% педагогов; допустимый уровень - 47% педагогов; низкий уровень показали 5% педагогов; критический уровень показали 0%. Результат диагностики показал, что учителя интересуются научными изысканиями, но не идут за ними вслепую.

В 2017/2018 учебном году осуществляется основной (практический) этап эксперимента. Усилия педагогов в этом году были сосредоточены на поиске эффективных технологий, методов и приёмов, которые способствовали бы формированию универсальных учебных действий у младших школьников посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения. Среди многообразия технологий, методов и приёмов в современных условиях участники эксперимента выделяют следующие:

- технология продуктивного чтения;

- технология создания и использования буктрейлеров;

- технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А.М. Кушнир);

- технология обучения оптимальному чтению (В.Н. Зайцев);

- технология развития оперативной памяти и внимания (И.Т. Федоренко);

- технология обучения динамическому чтению (О.А. Кузнецов, Л.М. Хромов);

- технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин);

- методику И.Г. Пальченко (система упражнений для развития навыка скорочтения);

- игровые методы;

- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух (скороговорки, чистоговорки, чтение с остановками, чтение перевёрнутого текста, чтение с решёткой);

- упражнения для развития сознательности чтения (чтение с пропущенными словами, «игра в прятки», мнимое слово, работа с «зашифрованным текстом», работа с ключевым словом, «фотоглаз», работа с деформированным текстом);

- использование тренажёра для снятия усталости и повышения остроты зрения В.Ф. Базарникова.

С целью помощи родителям в осознании ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания, интеллектуального ресурса развития личности ребёнка, залога их жизненного успеха, активизации родителей, вовлечения каждого родителя в решение проблемы в школах-лабораториях проводятся родительские собрания «Как привить любовь к чтению», «Папа, мама, я - читающая семья», осуществляется совместная деятельность с детскими библиотеками.

Продуктами деятельности школ-лабораторий в 2017/2018 учебном году стали: тексты для проверки техники чтения, сборник текстов по продуктивному чтению В.А. Сухомлинского, дидактические материалы к урокам обучения грамоте и др.

Промежуточные результаты эксперимента систематически освещаются на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», кафедре дошкольного и начального образования, отделе начального образования, школьных сайтах, на родительских собраниях и педагогических советах, курсах повышения квалификации педагогов начального общего образования. Работа школ-лабораторий будет продолжена в 2018/2019 учебном году согласно плану деятельности.

Таким образом, экспериментальная и инновационная деятельность в области образования - процесс, предусматривающий поиск и внедрение нового как в целом в системе образования, так и в практику работы образовательного учреждения и, конечно, педагога начального общего образования. Для достижения результатов необходима стройная система управленческого, научно-методического, организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения экспериментальной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-рг1ка2у/904-цо8иёаг81уеппу|-оЬга2Оуа1е1пу|-81апёаг1-пасЬа1поцо-оЬ8ЬсЬецо-оЬга2Оуап1уа-па-2015-2017-аа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.