Научная статья на тему 'Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении'

Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1741
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ. INNOVATIVE ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / PSYCHOLOGICAL MONITORING / PSYCHOLOGICAL CONSULTING / PSYCHOLOGICAL COMFORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадьина Наталья Петровна, Дементьева Лариса Анатольевна

В статье представлена система психологического сопровождения инновационной деятельности в образовательном учреждении, а также технология подготовки педагогов-психологов к психологическому сопровождению педагогических новаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадьина Наталья Петровна, Дементьева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Readiness of Teachers-psychologists to the Implementation of Psychological Support of the Innovation Activity in the Educational Institution

The article presents a system of psychological support of innovation activity in the educational institution, as well as the technology of preparation of teachers-psychologists for the realization of psychological support of pedagogical innovations.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении»

coftiUcre

Ч

УДК 159.9 ББК 88

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Бадьина Н.П., Дементьева Л.А.

Аннотация. В статье представлена система психологического сопровождения инновационной деятельности в образовательном учреждении, а также технология подготовки педагогов-психологов к психологическому сопровождению педагогических новаций.

The article presents a system of psychological support of innovation activity in the educational institution, as well as the technology of preparation of teachers-psychologists for the realization of psychological support of pedagogical innovations.

Ключевые слова: инновационная деятельность, психологическое сопровождение инновационной деятельности, психологическая экспертиза, психологический мониторинг, психологическое консультирование, психологическая комфортност ь.

Innovative activity, psychological support of innovation activities, psychological examination, psychological monitoring, psychological consulting, psychological comfort.

Инновационное развитие российского образования - один из приоритетов государственной политики РФ. В последнее время инновации в образовании приобретают все более системный и масштабный характер, что существенно меняет его организационные основы и содержание, и, с неизбежностью, сопровождается теми или иными инновационными рисками. Очевидно, что психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев их целесообразности, исходя из принципа природосообраз-ности образования. Психологическое благополучие и здоровье детей и взрослых - участников образовательного процесса - та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.

В этой ситуации роль службы психологического обеспечения образования, которая в течение двух десятилетий, сама являясь образовательной инновацией для российской обра-

зовательной практики, стала ее необходимым компонентом. Следует отметить, что несмотря на все сложности организации и развития психологической службы, она действительно дока -зала, что способна решать множество сложнейших проблем. Любой руководитель образовательного учреждения - детского сада, школы, профессионального училища, ВУЗа - в чьем коллективе работает действительно хороший психолог или создана эффективная психологическая служба, сможет привести аргументы в доказательство этого тезиса.

В современных условиях показателем эффективности и востребованности деятельности педагога-психолога должна стать его активность в реализации всех инновационных проектах ОУ, с целью, как оценки психологической безопасности вводимых новаций, так и популяризации психологических знаний и формирования психологической культуры участников образовательного процесса.

Не стоит забывать, что любые инновации, вводимые в ОУ, - это экспериментирование не просто над условиями и субъектами образова -ния, а, прежде всего, над живыми людьми. Это требует пристального внимания не только со стороны квалифицированного специалиста -педагога-психолога, но и всех педагогических работников.

В чем конкретно может раскрываться деятельность по психологическому сопровождению опытно-экспериментальной деятельности в ОУ?

На наш взгляд, она включает в себя:

- когнитивный аспект (психологическое просвещение по вопросам влияния инноваций на психическое развития обучающихся и др.);

- мотивационный аспект (формирование у педагогов, обучающихся и родителей мотивации участия в инновационном процессе);

- поведенческий аспект (обучение детей, педагогов, родителей конкретным умениям и навыкам, обеспечивающим повышение эффек-

тивности обучения и воспитания в условиях эксперимента, профилактики и преодоления возможных негативных последствий инновационной деятельности);

- оценочный аспект (осуществление психологической диагностики условий для проведения ОЭР, результативности опытно-экспериментальной работы, анализ результатов диагностики).

Выделенные аспекты психологического сопровождения инновационной деятельности имеют неодинаковое значение на разных этапах эксперимента.

Так, на подготовительном этапе эксперимента наибольшее значение имеют когнитивный, мотивационный и оценочный аспекты психологического сопровождения, на практическом этапе - мотивационный и поведенческий аспекты, на обобщающем этапе - оценочный аспект, на внедренческом - когнитивный.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности в ОУ включает ряд взаимосвязанных направлений:

I. Психологическая экспертиза программ экспериментальной деятельности.

На основании обобщения рефлексивного опыта экспертов можно выделить следующие основные функциональные компоненты экспертной деятельности [4]:

- информационно-аналитический;

- рефлексивный;

- прогностический;

- коммуникативный.

Все выделенные функциональные компоненты взаимодействуют между собой, но, тем не менее, могут быть описаны как относительно автономные единицы.

Информационно-аналитический компонент составляет начальный этап деятельности эксперта и включает в себя дующие действия:

- изучение запроса на экспертизу и представленных заказчиком материалов о ее объекте;

- обсуждение с заказчиком целей и задач экспертизы, определение конкретных задач и программы экспертного исследования, включающей выбор форм и средств измерения, показателей и критериев оценивания объекта экспертизы;

- реализацию программы экспертного исследования, обработку и оформление результатов измерений;

- анализ всей совокупности полученной об объекте экспертизы информации; выделение наиболее существенных значимых ее элементов.

Таким образом, в рамках информационно-аналитической деятельности экспертом решаются две основные задачи:

- получение по возможности полной и достоверней информации об объектах экспертизы;

- выделение в ней наиболее существен -ных с точки зрения целей и задач экспертизы единиц информации.

Рефлексивный компонент образует основное содержание экспертной деятельности и рассматривается нами в качестве центрального ее компонента.

В рамках рефлексивной деятельности осуществляются сбор и интеграция наиболее существенных признаков, выделенных в ходе информационно-аналитической деятельности в целостный индивидуальный образ изучаемого объекта. Однако главное заключается не столько в целостном представлении об объекте экспертизы, сколько в осмыслении его природы и сущности и понимании меры его уникальности, неповторимости.

Последовательность умственных действий в рефлексивной деятельности эксперта можно представить в виде следующей цепочки:

- создание целостного представления об объекте экспертизы;

- выбор или построение теоретической модели объяснения;

- «опознание» и представление объекта экспертизы средствами теоретической модели.

Важно особо подчеркнуть практическую направленность рефлексивной деятельности эксперта: она начинается с реальной практики образования и к ней же возвращается.

Прогностический компонент экспертной деятельности в наибольшей степени присутствует на завершающем ее этапе. В действительности деятельность эксперта не ограничивается только исследованием и осмыслением реального состояния того или иного инновационного явления, но и предполагает определение потенциала его развития, прогнозирование этого развития.

К основным методам осуществления прогностической деятельности эксперта можно отвести:

- изучение и анализ существующего опыта (в том числе исторического) реализации сходных образовательных проектов и идей;

- построение гипотез, связанных с экстраполяцией тенденций развития конкретного инновационного явления во время: прошлое, настоящее, будущее;

- создание прогностических моделей.

Коммуникативный компонент экспертной

деятельности рассматривается нами в качестве самостоятельного в силу его значительной роли на всех этапах проведения экспертизы. Деятельность эксперта в образовании осуществляется как деятельность совместная, т.е. предполагает общение и взаимодействие всех участников этого процесса. В качестве субъектов взаимодействия выступают, с одной стороны, члены экспертной группы (в ситуациях групповой экспертизы), а с другой - авторы инновационного проекта и все педагогические и управленческие работники, принимающие непосредственное участие в его реализации.

Что касается взаимодействия эксперта с авторами и педагогами, участвующими в реализации инновационного проекта, то одной из задач при этом выступает уяснение экспертом авторского замысла, понимание того, как сами педагоги представляют цели и задачи эксперимента, оценивают полученные результаты, видят перспективы развития. Решение этой задачи возможно только при наличии атмосферы сотрудничества и доверия, при которой отдель -ные неудачи не скрываются от эксперта, а становятся предметом конструктивного обсуждения и анализа.

Все компоненты образуют иерархическую структуру и могут быть рассмотрены как этапы экспертной деятельности. Каждый последующий компонент опирается на выполнение предыдущего. Исключение составляет коммуникативный компонент, который «сопутствует» всем остальным на протяжении всей деятельности эксперта. Такое представление последовательно выполняемых этапов (функциональных компонентов) является достаточно условным. В реальной экспертной деятельности оказываются задействованы смешанные механизмы.

II. Психологическая диагностика готовности и психологическая подготовка педагогического коллектива к реализации инновационной деятельности.

Еще одним важным аспектом психологического сопровождения инновационной деятель -ности ОУ является оценка готовности администрации и педагогических работников к участию в реализации инноваций.

Нами представляется разумным проводить психологическую диагностику готовности ОУ к реализации инновационной деятельности в двух направлениях: оценка степени возможности администрации в управлении инновационными процессами и слаженности деятельности коллектива как команды, с одной стороны, и диагностика психологической готовности педагогов к проведению инновационных изменений, с другой.

Психологическая оценка готовности педа-гогов к участию в инновационной деятельности предполагает, прежде всего, изучение личностной готовности, то есть, выявление уровня развития таких базовых свойств как вариативность мышления, креативность (способность к творчеству), перцептивность (способность к восприятию нового), коммуникативность (способность общаться, культура диалога), толерантность (терпимость к различным точкам зрения), синтонность (способность «настроиться на волну» другого человека: руководителя, коллеги, ребёнка, родителя), эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других.

В основу построения концепции подготовки учителя к инновационной деятельности положены системный, рефлексивно-деятельный и индвидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности учителя [6].

Инновационное поведение - не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Педагогам необходимо осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Развитие современной системы образования требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

В соответствии с идеями В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой нам представляется уместной следующая последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности [6]:

— Первый этап - развитие творческой индивидуальности учителя, формирование способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска.

— Второй этап - овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику.

— Третий этап - освоение технологии инновационной деятельности.

— Четвертый этап - практическая работа введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности.

Главным фактором инновационной подготовки учителя является развитие его индивидуального стиля деятельности, т.к. присвоение новшеств происходит на индивидуально-личностном уровне.

III. Мониторинг психологических показателей образовательной деятельности в инновационном ОУ.

Инновационная деятельность в образовательном учреждении требует непременного отслеживания и оценки результатов учебно-воспитательной работы. Среди многочисленных показателей мониторинга эффективности экспериментальной деятельности педагогу-психологу необходимо выделить наиболее значимые в контексте вводимых инноваций психологические показатели и обеспечить их регулярное или время от времени повторяющееся измерение.

С психологической точки зрения, наиболее общими показателями образовательного процесса в инновационном ОУ могут стать:

1. Интеллектуальное развитие обучающихся, поскольку основной задачей школы является обеспечение определенного уровня образованности, позволяющего школьнику успешно адаптироваться в современной образовательной и соци -альной среде. Составляющими интеллектуального развития являются не только предметные знания, умения и навыки (они с оставляют понятийную базу логического мышления), сколько умст -венные действия, реализация которых обеспечивается протеканием основных мыслительных

операций, складывающиеся в формы и методы мыслительной деятельности [3].

2. Ценностные ориентации обучающихся. Под ценностными ориентациями понимается система устремлений личности и характер этой устремленности, а также представления об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности человека. Динамика развития ценностных ори-ентаций проявляется в поведении обучающихся и их отношении к себе, к другим, к миру. Ценностные ориентации преимущественно влияют на значимые для личности оценки действительности [3].

3. Психологическая комфортность обучающихся в образовательном учреждении. Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворен -ности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем. К более конкретным показателям психологической комфортности можно отнести комфортность обучающихся в предметной среде ОУ и образовательном процессе, комфортность в учебной деятельности, комфортность в общении, внутриличностную комфортность в связи с пребыванием в образовательном учреждении [1].

Мониторинг общих психологических показателей образовательного процесса необходимо осуществлять вне зависимости от содержания инновационной программы, поскольку данные показатели являются индикатором состояния основных сфер психики ребенка в изменяющихся условиях.

Выбор частных показателей психологического мониторинга образовательного процесса в инновационном ОУ непосредственно обусловлен содержанием программы экспериментальной деятельности.

Так, в школе, реализующей на старшей ступени профильное обучение, важно выявлять и отслеживать динамику особенностей профессионального самоопределения и сформирован-ности профессионально значимых качеств интеллекта и личностных свойств обучающихся; в «школе успеха» - сформированность адаптивных качеств личности; в «школе здоровья» -сформированность ценностей здоровья и здорового образа жизни и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Общие психологические показатели образовательной деятельности

Частные психологические показатели образовательной деятельности

Интеллектуальное развитие обучающихся

Ценностные ориентации обучающихся

Психологическая комфортность обучающихся в образовательном учреждении

Рис. 1. Содержание психологического монитор

IV. Создание психологически комфортных условий в ОУ, реализующем инновационную деятельность.

Можно выделить следующие направления работы по созданию психологически комфортных условий в образовательном учреждении, реализующем инновационную деятельность:

1. Психологическая оптимизация эргономических и эстетических условий в ОУ.

2. Психологическая оптимизация учебной деятельности.

3. Оптимизация межличностных отношений в детских, педагогических коллективах.

4. Оптимизация эмоционально-личностного состояния, развития обучающихся.

В рамках указанных направлений предполагается применения широкого спектра психологических технологий, методов, приемов, техник.

V. Психологическое консультирование педагогов ОУ, реализующих инновационную деятельность.

Психологическое консультирование следует рассматривать как коммуникативный процесс, обеспечивающий субъекта образовательного пространства психологической информацией, что, в свою очередь, позволяет создать условия для его адекватной социально-психологической адаптации [5].

В образовательном учреждении инновационного типа целесообразно говорить не о единичных фактах консультирования, а о неком процессе консультативной психологической

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

га в ОУ, реализующем инновационный проект

поддержки педагога как важнейшего участника инновационного образовательного процесса.

Целью консультирования является формирование единого подхода и конструктивного отношения к административной, методической, психолого-педагогической деятельностей ОУ с учетом изменяющейся социальной ситуации при ориентации на достижения психолого-педагогической науки. В ходе такого консультирования осуществляется оказание помощи тем, кто задействован в решении и/или выполнении той или иной профессиональной задачи. Психолог-консультант отслеживает и систематизирует запросы со стороны руководителей и педагогов, что позволяет ему гибко перестраивать свою работу и прогнозировать развитие ситуации.

Консультативная работа психолога осуществляется методами просвещения, диагностики, прогноза и целенаправленного воздействия с целью регулирования явлений школьной жизни в условиях эксперимента.

На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки программ психологического сопровождения реализации инновационной деятельности в ОУ. Программа психологического сопровождения инновационной деятельности в образовательном учреждении, в сущности, сама является программой эксперимента, поэтому должна быть структурно представлена следующими компонентами:

Название программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы и исполнители программы.

Актуальность программы, исходные положения.

Цель и задачи программы.

Объект и предметы психологического сопровождения.

Методы реализации (в том числе психодиагностический инструментарий).

Критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз возможных негативных психологических последствий внедрения инновации и способы их предупреждения и нивелирования.

Признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности реализации программы.

Сроки и этапы реализации программы.

Содержательная, организационная и др. модели деятельности по реализации программы.

План-сетка конкретных мероприятий.

В ИРОСТ Курганской области был организован временный научно-исследовательский коллектив, целью которого стала разработка методических рекомендаций для педагогов-психологов по проблеме «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в ОУ». Усилия творческой группы были сосредоточены на следующих направлениях:

— разработка методических рекомендаций для педагогов-психологов по проблеме психологического сопровождения инновационной деятельности в ОУ;

— разработка пакета диагностических методик для отслеживания психологической безопасности и эффективности реализации инновационной деятельности.

В представленных методических рекомендациях раскрываются основные направления деятельности педагога-психолога на разных этапах эксперимента, раскрыты технологии психологического сопровождения, предложен конкретный диагностический инструментарий [2]. Использование методических рекомендаций позволит педагогу-психологу найти свое место в системе инновационной деятельности ОУ, реализуя собственную концептуальную модель психологической поддержки в аспекте актуальной для образовательного учреждения идеи.

С целью повышения квалификации педагогов-психологов по проблеме психологического

сопровождения инновационной деятельности в образовательном учреждении кафедрой психологии и здоровьесбережения ИРОСТ регулярно проводятся курсы, в рамках которых слушателями разрабатываются программы психологического сопровождения инновационной деятельности в конкретных ОУ. В помощь специалистам разработан электронный учебник.

Еще в ноябре 2008 года на базе ИРОСТ состоялась областная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении», где были обобщены первые достижения в решении психологических проблем, возникающих в образовательном учреж -дении в условиях инновационной деятельности.

Сегодня в образовательных учреждениях Курганской области имеется разнообразный и значимый опыт, как психологического сопровождения инновационных педагогических проектов, так и реализации нововведений собственно психологической проблематики.

В числе значимых достижений в реализации психологического сопровождения инновационных проектов в образовательных учреждениях следует отметить создание системы психологического мониторинга эффективности инновационной деятельности, учитывающего как общие, так и частные психологические показатели. Разнообразны формы и методы работы педагога-психолога с педагогическим коллективом и отдельными педагогами, реализующими инновационные проекты.

Активное включение педагогов-психологов в сопровождение инновационных педагогических проектов способствует обновлению содержания педагогических экспериментов областного уровня. Так, сегодняшние областные инновационные площадки имеют в своей структуре обязательный модуль (программу) психологического сопровождения вводимых инноваций, что обеспечивает психологическую безопасность экспериментальной деятельности и психологическую комфортность участников образовательного процесса на разных этапах эксперимента. Ряд образовательных учреждений области реализует инновационные проекты областного уровня с психологической проблематикой. Так, на базе МОУ «СОШ № 52», МОУ «Гимназия № 57», ГОУ КОЦ ДОД г. Кургана, МОУ «СОШ № 2» г. Шадринска, МОУ

«Сумкинская СОШ» Половинского района функционируют областные пилотные площадки; на базе ГОУ СПО «Куртамышское педагогическое училище» - областная внедренческая площадка; на базе МОУ «Брылинская СОШ»

Каргапольского района - областная стажерская площадка. Разнообразна психологическая проблематика инновационной деятельности на вышеназванных областных инновационных площадках:

№ Образовательное учреждение Тема инновационной деятельности

1 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» г. Кургана Формирование психологического здоровья обучающихся средствами комнаты психологической разгрузки

2 МОУ «Гимназия № 57» г. Кургана Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся

3 ГОУ КОЦ ДОД г. Кургана Психолого-педагогическая поддержка развития личности одаренных детей и детей с повышенной мотивацией обучения

4 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Шад-ринска Развитие личности одаренных детей в условиях ОУ средствами социального взаимодействия

5 ГОУ СПО «Куртамышское педагогическое училище» Деятельность студенческого консультативно-психологического центра как условие оптимизации социально-психологического климата в коллективе

6 МОУ «Брылинская СОШ» Кар-гапольского района Школа психологического комфорта

7 МОУ «Сумкинская СОШ» Половинского района Школа социально-психологической поддержки

Рис. 2. Образовательные учреждения, реализующие инновационные проекты

Обобщению и распространению инновационного опыта педагогов-психологов способствуют также конкурсы и фестивали профессионального мастерства.

Так, на городском конкурсе «Лучший ка-бинет психолога в сопровождении инновационного проекта ДОУ» высокий уровень профессионализма в реализации сопровождения педагогических экспериментов показали 10 педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г. Кургана. На городском Фестивале психологических идей «Признание» оригинальными профессиональными находками поделились более 30 педагогов-психологов.

В качестве наиболее значимых проблем в реализации психологического сопровождения инновационной деятельности в образовательных учреждениях сегодня можно выделить следующие:

- содержание и организация психологической экспертизы (экспертной деятельности педагога-психолога) на разных этапах реализации инновационных педагогических проектов;

- технологии психологического консалтинга участников образовательного процесса в условиях инновационной деятельности.

Данным проблемам были посвящены курсы повышения квалификации в ИПКиПРО «Организация консультативной и экспертной деятельности педагога-психолога в ОУ».

В настоящее время наиболее актуальными проблемами, требующими инновационного подхода, являются:

1) психологическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

2) психологическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных, воспитательных и иных программ;

3) психологическое обеспечение работы с детьми группы риска и с детьми с особыми образовательными потребностями;

4) психологическая поддержка интеллектуального и личностного развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией обучения;

5) психологическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся.

Литература

1. Бадьина, Н. П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении [Текст] / Н. П. Бадьина. - Курган, 2009.

2. Бадьина, Н. П. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении: методические рекомендации для педагогов, психологов ОУ [Текст] / Н. П. Бадьина, Л. А. Дементьева. -Курган, 2010.

3. Лукьянова, М. И. Психолого-педагоги-

ческие показатели деятельности школы [Текст] / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. - М., 2004.

4. Семаго, М. М. Экспертная деятельность педагога-психолога в образовательном учреж-дении [Текст] / М. М. Семаго. - М., 2005.

5. Семаго, М. М. Диагностико-кон-сультативная деятельность психолога образования [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. -М., 2004.

6. Сластенин В. А. Педагогика инновационной деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.