№ 358
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Май
2012
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 37.012+37.011
Н.Н. Абакумова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа выполнена в рамках реализации проекта «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона»
Рассматриваются инновационные проекты и программы профильного обучения через призму технологии педагогического мониторинга. Использование данной технологии позволяет выделить не только количественные и качественные характеристики инновационных проектов и программ, но и обозначить наиболее «узкие» места разворачивания инновационного содержания профильного обучения. Приведены результаты анализа конкурсных материалов на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты) в номинации «Инновационный образовательный проект организации профильного обучения (основного общего, среднего (полного) общего образования)».
Ключевые слова: педагогический мониторинг; инновационные проекты и программы; профильное обучение.
В современной образовательной практике содержится значительное количество инноваций (программ, проектов, технологий, методик и пр.), нуждающихся в описании, систематизации и оценке. В связи с введением различных инноваций в образовательный процесс были проявлены результаты, которые отличались от привычных знаний, умений и навыков. Продукты инноваций нуждались в описании, классификации, систематизации и диагностике, что позволило ввести в образование мониторинг как систему, способную обеспечить все перечисленные функции. За сравнительно небольшой отрезок времени мониторинг стал использоваться достаточно широко как в оценке происходящих изменений, так и в исследовательских процедурах.
Сложившаяся в образовании ситуация указывает на отсутствие единого и действенного механизма, обеспечивающего диагностику и способствующего продвижению инноваций. Эффективным решением может быть система мониторинга, успешно выполняющая функции диагностики, контроля, аттестации, повышения квалификации и пр.
Однако нами фиксируется ситуация отсутствия единого понятия мониторинга в образовании. На сегодняшний день мониторинг широко используется для фиксации и определения сложившейся ситуации в образовании, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций [1].
Использование педагогического мониторинга обусловлено тем, что он позволяет оставаться в социологической предметности исследования и обеспечивает
выход на закономерности инновационных процессов в образовании. Педагогический мониторинг - высокая гуманитарная технология, позволяющая улавливать такие образовательные результаты, которые говорят о новом качестве образования и позволяют оценивать эффективность инноваций.
В работе были использованы материалы конкурсного отборе на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты) в номинации «Инновационный образовательный проект организации профильного обучения (основного общего, среднего (полного) общего образования)».
Для проведения педагогического мониторинга за основу были взяты планируемые (или / и достигнутые) результаты реализации инновационных проектов и программ, а также механизмы реализации инновационных проектов и программ.
В современной педагогической литературе достаточно много исследований, ориентированных на анализ инновационных результатов, однако механизмы достижения этих результатов рассматриваются недостаточно полно и эклектично.
В конкурсе приняли участие 19 образовательных учреждений Томской области. Анализируя материалы конкурса можно выделить следующие механизмы, которые позволяют обеспечивать реализацию инновационных проектов и программ профильного обучения (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Механизмы реализации инновационных проектов и программ, представленные в конкурсных материалах образовательных учреждений
Образовательное учреждение Механизмы реализации инновационных проектов и программ
1 2
МОУ Академический лицей, г. Томск Рефлексивный обзор реализации проблемных зон Мониторинг индивидуальных личностных показателей лицеистов Методическое сопровождение Включение институтов общественного участия в управление программой Организационно-финансовое, научно-методическое и управленческое сопровождение организации системы мастер-классов
1 2
МАОУ Гимназия № 55, г. Томск Привлечение внешних консультантов и экспертов Привлечение партнеров по разработке и реализации инновационного проекта Привлечение спонсоров и заказчиков на разработку и реализацию проекта Научное руководство Тьюторское сопровождение
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 49, г. Томск Экспертиза (внутренняя и внешняя) Диагностика инновационных результатов и эффектов Презентация Семинары Дискуссии Консультации научного руководителя и куратора
МАОУ Сибирский лицей, г. Томск Научное руководство Научно-методическое сопровождение Финансовые механизмы Тематические педагогические советы Семинары
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 41, г. Томск Педагогические советы Работа творческой группы Организация взаимодействия со спонсорами
МОУ Гуманитарный лицей, г. Томск Заседания методических объединений по направлениям Совещания при директоре и завуче Педагогические советы
МАОУ Гимназия № 56, г. Томск Заседания научно-методического совета Консультации со специалистами ИДО ТГУ по формированию проблемно-творческих групп Нормативное сопровождение инновационной деятельности Участие в программах повышения квалификации и целевых программах
МОУ Гимназия № 24, г. Томск Заседания педагогического совета
МОУ Гимназия № 1, г. Томск Нормативное сопровождение Научно-методическое сопровождение Консультационное сопровождение Педагогические советы Творческие группы
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Томск Заседания педагогического совета Совещания при директоре Работа проблемно-творческой группы
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 84, ЗАТО Северск Заседания педагогического совета Работа проблемно-творческой группы
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 5, г.о. Стрежевой Педагогические советы Работа творческих групп Консультационное сопровождение
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г.о. Стрежевой Педагогические советы Работа творческих групп Консультационное сопровождение Научно-методическое сопровождение Социальное партнерство
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2, г.о. Стрежевой Педагогические советы
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Асино Педагогические советы Работа проблемно-творческой группы
МОУ Клюквинская средняя общеобразовательная школа, Верхнекетский район Педагогические советы
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Колпашево Педагогические советы Консультационное сопровождение Научно-методическое сопровождение
МОУ Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1, Кожевниковский район Педагогические советы Заседания предметных методических объединений Консультационное сопровождение
МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа, Первомайский район Педагогические советы Работа проблемно-творческой группы Консультационное сопровождение
Согласно экспертным оценкам лучшими в конкурсном отборе были признаны Академический лицей, Сибирский лицей, Г имназия № 1, Гимназия № 24, Гимназия № 55, Гимназия № 56, СОШ № 49, Первомайская СОШ, СОШ № 4 и СОШ № 5 г.о. Стрежевого.
Детальный анализ материалов вышеперечисленных образовательных учреждений позволил установить следующую последовательность этапов разворачивания инновационного проекта или программы профильного обучения (рис. 1). Указанные этапы направлены на фиксацию механизмов управления реализацией ин-
новационным проектом или программой. Как показывают результаты педагогического мониторинга, отсутствие в реализации инновационного проекта или программы какого-либо этапа не позволяет в полной мере проявить максимальное разнообразие механизмов реализации инновационного проекта (в том числе и специфические), что, в свою очередь, отражается на эффективности реализации инновационного проекта и программы, проявляется как отсутствие планируемого результата, несоответствие запланированного и результата получаемому.
1. Концептуальная представленность результатов инновационной деятельности
1
2. Разработка диагностического инструментария и его апробация
I
3. Фиксация изменений, связанных с реализацией инновационного проекта или программы
I
4. Выделение результатов, характеризующих специфику инновационной деятельности и (или) специфику образовательного учреждения
I
5. Обсуждение возможности нормативного закрепления инновационного результата проекта или программы
I
6. Институализация инновационных результатов
Рис. 1. Этапы реализации инновационного проекта или программы
Анализ инновационных проектов ОУ позволил выделить следующие существенные отличия в образовательных учреждениях. Необходимо указать те образовательные учреждения, которые в своем описании содержат указание на сформированные специфичные механизмы: Академический лицей, СОШ № 49, Гимназия № 55. В Академическом лицее как специфичные были определены мониторинговые исследования качества обучения и воспитания старшей школы. На основании мониторинговых исследований происходит управление в инновационном проекте. Такой вид управления - управление по результату - можно увидеть и в материалах инновационного проекта СОШ № 49. Механизмы проявления и фиксации инновационных результатов проекта проработаны в теоретическом и практическом пластах. Признаки инновационных результатов, предполагаемые механизмы их проявления и оценки заложены в концептуальных положениях «Школы совместной деятельности».
Необходимо указать, что образовательное учреждение определяет для себя как специфические показатели достижений результатов (разработка и реализация детьми индивидуальных образовательных программ), так и неспецифические, проявленные через учебные (ЕГЭ, ГИА, поступление и пр.) и образовательные (компетентности, виды деятельности, участие в образовательных событиях).
Таким образом, специфическим механизмом в реализации проекта будут выступать само его содержание (организация совместной деятельности), а также использование различных заинтересованных групп в обсуждении (экспертизе, проектировании и пр.) инновационных результатов через реализацию совместной деятельности в образовательном учреждении.
Кроме управления по результату, в материалах конкурса можно отметить линейно-матричную структуру управления инновационным проектом (Гимназия
№ 55), она реализована через организацию семинаров и формирование проектно-исследовательских и проблемно-творческих групп. Опыт данной школы показателен, так как именно в этих материалах наиболее полно отработан нормативный механизм реализации инновационного проекта: от внесения изменений в Устав до разработки новых документов. Конкурсная документация содержит указание на 22 нормативных документа и описание изменений, внесенных в устав учреждения.
Обращает на себя внимание конкурсный материал Гимназии № 24. Такое образовательное учреждение можно обозначить как «формально» открытое - в конкурсных материалах содержится указание на внутреннюю и внешнюю экспертную оценку, однако они не подтверждаются выраженными экспертными позициями.
Кроме того, конкурсные материалы позволяют сформулировать следующее противоречие: гимназия имеет сложившиеся взаимодействия с ТГПУ, ТПУ, ТОИПКРО, Международным центром ТГПУ, учебноэкзаменационным центром г. Томска, Ассоциацией языкового образования и международного сотрудничества ЛЬБІС; есть указание, что администрация и педагоги активно принимают участие в мероприятиях, на базе гимназии функционирует методический центр. Однако механизмы, обеспечивающие реализацию проекта, не представлены.
Схожая ситуация наблюдается в материалах Сибирского лицея; достаточно подробно описаны профильные направления реализации инновационного проекта. В разделе «Управление реализацией проекта» выделены механизмы:
1) научное руководство;
2) научно-методическое сопровождение;
3) финансовые механизмы;
4) тематические педагогические советы;
5) семинары.
Материалы конкурса содержат описание научного руководства и педагогических советов, что также указывает на формальность сложившейся ситуации.
Материалы Гимназии № 1 и Гимназии № 56 во многом схожи: в них четко определены направления реализации инновационных проектов, содержится указание на уникальность образовательного учреждения. В материалах конкурса представлен достаточно широкий спектр механизмов реализации инновационных проектов. Однако при такой детальной проработке проектного содержания в образовательных учреждениях не удается выделить специфичных механизмов реализации проекта.
В процессе работы над конкурсными материалами было выдвинуто предположение о влиянии средового фактора на этапы реализации инновационного проекта. Таким образом, материалы Первомайской СОШ, СОШ № 4 и № 5 г. о. Стрежевого подтверждают сделанное предположение. Представленные механизмы слабо выражены, некоторые материалы нуждаются в дополнительной формулировке и достаточно однообразны. Данные образовательные учреждения на практике не используют экспертизу как возможность вывести инновационные проекты на новый уровень, отрефлекси-ровать полученные инновационные результаты.
Группы образова
Технология педагогического мониторинга позволяет выделить такие показатели, как:
- типология инноваций (по В. А. Сластенину);
- используемые механизмы реализации инновационных проектов;
- распространение результатов инновационных проектов;
- научно-методическое сопровождение;
- экспертиза;
- уровень проработки нормативных документов;
- разработанность финансовых механизмов;
- участие в проектных группах разного уровня;
- участие в грантовых конкурсах и целевых программах;
- победители предметных олимпиад;
- победители неакадемических олимпиад. Использование этих показателей позволит выделить
наиболее общие механизмы реализации инноваций, а также сгруппировать образовательные учреждения по наиболее существенным признакам.
На основании проведенного анализа десять образовательных учреждений были объединены в 4 основные группы: открытые, частично открытые, «формально» открытые, закрытые (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
ьных учреждений
Показатели Открытые образовательные учреждения Частично открытые образовательные учреждения «Формально» открытые образовательные учреждения Закрытые образовательные учреждения
Типология инноваций в проектах и программах Абсолютные инновации Локальные инновации (по определенному направлению деятельности ОУ) Условные инновации в рамках предметного содержания Субъективные инновации
Используемые механизмы реализации инновационных проектов и программ Специфические и неспецифические Неспецифические Неспецифические Неспецифические
Распространение результатов инновационных проектов и программ Программы ПК, публикации в открытой печати, конференции, семинары, мастер-классы, сайт учреждения Программы ПК, публикации в открытой печати, конференции, семинары, мастер-классы, сайт учреждения, электронные ресурсы Публикации в открытой печати, конференции, семинары Публикации в открытой печати и семинары
Научно- методическое сопровождение Есть Есть Есть Нет
Экспертиза Внешняя и внутренняя Внешняя (только по выделенным направлениям) и внутренняя Внутренняя с приглашением внешнего эксперта в образовательное учреждение Нет
Уровень проработки нормативных документов Высокий Средний Средний Низкий
Разработанность финансовых механизмов Высокая Высокая (за счет внешних партнеров) Средняя Низкая
Участие в проектных группах разного уровня Большая часть педагогического коллектива Творческая группа педагогов, задействованных в разработке направления Отдельные педагоги (только по профильным направлениям) Нет
Участие в грантовых конкурсах и целевых программах Есть Есть Есть Есть
Победители предметных олимпиад Устойчивые высокие показатели Устойчивые высокие показатели (по отдельным направлениям) Неустойчивые высокие показатели Неустойчивые низкие показатели
Победители неакадемических олимпиад Устойчивые высокие показатели Устойчивые высокие показатели (по отдельным направлениям) Неустойчивые высокие показатели Неустойчивые высокие показатели
Выделение четырех групп на основании показателей педагогического мониторинга позволило наиболее полно описать механизмы реализации инновационных проектов.
1. Открытые образовательные учреждения. К данной группе будут относиться образовательные учреждения, в которых существуют концепция и программы развития. Данные документы содержат не только указание на планируемый инновационный результат, но и возможные варианты диагностического инструментария, способы его разработки, а также возможности презентации инновационных результатов. Учреждения данной группы отличаются широким и системным использованием механизма внешней и внутренней экспертизы. Данный механизм используется как в режиме управления по результату (СОШ № 49), так и в линейно-матричном управлении (Гимназия № 55). В учреждениях открытого типа очень четко определена специфика школы, что находит свое отражение в формируемых специфичных механизмах управления проектами или программами (например, Гимназия № 55 - тьюторское сопровождение). Данную группу образовательных учреждений можно определить как учреждения, ориентированные на создание истинных инноваций (принципиально новых идей, результатов, продуктов). Это подтверждается наибольшей разработанностью (относительно всех других групп) административных (финансовых и нормативных) механизмов. К данной группе могут быть отнесены СОШ № 49, Академический лицей и Гимназия № 55.
2. Частично открытые образовательные учреждения. Данный тип образовательных учреждений активно принимает участие в работе проектных групп, использует новые наработки, активно осваивает инновационный опыт. Необходимо отметить, что инновационной работой охвачена только часть педагогического коллектива, внедрение инноваций распространяется на определенное направление (например, Г имназия № 56 - использование ИКТ в образовательном процессе). Обсуждение и экспертиза результатов инноваций, а также их презентация проходят по выбранным направлениям. Такая ограниченность, по нашему мнению, не позволяет в полной мере отрефлексировать полученный опыт, представить его значимость в масштабах целого образовательного учреждения. Как следствие, в данных школах сформирован достаточно исчерпывающий набор механизмов управления инновационными проектами и программами, однако среди них отсутствуют специфичные механизмы управления. Это, на наш взгляд, не позволяет выйти образовательному учреждению на качественно новый уровень не только управления инновациями, но и понимания уникальности образовательного учреждения (Гимназия № 1, Гимназия № 56).
3. «Формально» открытые образовательные учреждения. К этой группе будут относиться учреждения с ярко выраженной профильной направленностью. Вся деятельность в таком учреждении подчинена (в большинстве случаев) предметному содержанию. Школы характеризуются особым характером взаимодействия - большое количество партнерских взаимоотношений, главным образом, с учреждениями высшего профессионального образования, активное
использование их ресурсной базы, преподавателей и пр. Однако школа не рассматривает этот ресурс как механизм реализации инновационного проекта. Отсутствуют экспертиза и широкое обсуждение полученных результатов. Косвенным образом это находит подтверждение в неустойчивых результатах как предметных, так и неакадемических олимпиад. Результаты, полученные от реализации инновационного проекта, достаточно специфичны для реализации в других образовательных учреждениях: специально созданные условия, уровень подготовленности обучающихся, специальная подготовка педагогического коллектива и пр. Необходимо отметить недостаточную проработанность нормативных механизмов (Гимназия № 24, Сибирский лицей).
4. Закрытые образовательные учреждения. Примечательно, что в данную группу были отнесены образовательные учреждения, находящиеся в значительной удаленности от областного центра. Удаленность можно рассматривать как ограниченность ресурса использования многих механизмов реализации инновационных проектов, например экспертизы. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на результативность реализации: неустойчивая результативность обучающихся по предметным и академическим олимпиадам, низкий уровень проработанности нормативных документов. Ограниченность ресурсов оказывает влияние на активность использования финансовых механизмов. Судя по материалам конкурса, используются исключительно внутренние ресурсы образовательного учреждения (Первомайская СОШ, СОШ № 4 и № 5 г.о. Стрежевого).
Заключение
Педагогический мониторинг образовательных учреждений, принимающих участие в конкурсе, позволил выделить и систематизировать следующие механизмы реализации инновационных проектов профильного обучения:
- административные (нормативные и финансовые);
- организационные (педагогические советы, совещания при директоре, конференции, семинары);
- сопровождения (научно-методическое, научное руководство, консалтинговое, экспертиза внешняя и внутренняя);
- диагностические (мониторинговые исследования, диагностика инноваций);
- психологические.
Педагогический мониторинг показал, что в большинстве образовательных учреждений отсутствуют концептуальные обоснования результатов инновационной деятельности, а это затрудняет подбор адекватного механизма управления реализацией инновационным проектом профильного обучения. В тех материалах, где представлены концепции образовательного учреждения, становится возможным выделить не только инновационный результат, но и соотнести результаты с механизмами реализации проекта. Концептуальные основания позволяют учреждению выходить на качественно новый уровень формирования механизмов реализации инновационных проектов, включая выде-
ление специфичных механизмов для образовательного учреждения.
Основываясь на конкурсных материалах образовательных учреждений, необходимо обозначить недостаточную определенность административного механизма в направлении формирования нормативной базы реализации проекта. В большинстве рассматриваемых конкурсных проектов и программ отсутствует достаточная представленность финансовых механизмов реализации инновационных проектов. Как правило, в материалах конкурса рассматриваются внутришкольные финансовые механизмы, затрагивающие непосредственно процесс реализации проекта и стимулирования работы педагогов. Однако данный механизм гораздо сложнее и представлен в образовательных учреждениях как участие в конкурсах грантовой поддержки, целевых программах. С одной стороны, это может быть рассмотрено как внешнее финансирование инновационного проекта, а с другой - как внешняя экспертная оценка профессиональным сообществом, актуальность и значимость реализуемой тематики.
Самыми сформированными и широко представленными, судя по конкурсным материалам, являются организационные механизмы (педагогические советы, совещания, конференции, семинары). В реализации инновационных проектов они прописаны достаточно подробно, с указанием тематики. Данный механизм можно отнести к категории неспецифичных. Оценка эффективности использования организационного механизма в реализации инновационного проекта возможна через:
- принятие решений педагогического совета;
- определение доли педагогов, принявших участие в конференциях, семинарах;
- определение количества публикаций в открытой печати по результатам реализации инновационного проекта.
Отдельно необходимо обозначить механизмы сопровождения реализации инновационного проекта. К ним будут отнесены научное руководство, научнометодическое сопровождение, консалтинговое сопровождение и экспертиза. Использование механизмов сопровождения играет большую роль как на этапе реализации проекта, так и на этапе оценки эффективности реализации проекта. Наиболее часто образовательные учреждения указывают на консалтинговое и научно-методическое сопровождение. Для нас представляет интерес использование экспертизы. Использование данного механизма говорит об уровне проработанности проекта, сформиро-ванности инновационного проекта, его открытости для презентации и обсуждения в экспертном сообществе.
Особого внимания заслуживают диагностические механизмы. Как правило, они проявлены в тех школах, где представлена концепция образовательного учреждения. Необходимость данного механизма очевидна, так как инновационные результаты нуждаются в проявлении, фиксации и диагностике. Материалы конкурса показали, что в образовательных учреждениях уровень проработанности диагностических механизмов находится на разных уровнях: от запланированных процедур разработки диагностического инструментария до реализации разноплановых мониторинговых исследований, предполагающих системную оценку инновационных результатов проекта.
Педагогический мониторинг материалов проектов указывает на отсутствие сформированного психологического механизма. На необходимость выделения данного механизма указывает следующее:
- несоответствие итоговых показателей качества и ожидания выпускников;
- мотивационная готовность педагогического коллектива к реализации инновационного проекта.
Для эффективной реализации инновационных проектов и программ необходимы следующие мероприятия:
1) организация образовательной и научной поддержки администрации и педагогов образовательных учреждений в процессе разработки и реализации инновационного проекта или программы профильного обучения;
2) привлечение внешних консультантов, экспертов для разработки и реализации инновационных проектов и программ профильного обучения, в проведении оценки достигаемых результатов, что позволит избежать излишних рисков;
3) привлечение спонсоров и заказчиков на разработку и реализацию инновационных программ и проектов профильного обучения, что будет способствовать консолидации в определении заказа на инновационные результаты;
4) создание специальных форм повышения квалификации и методической работы, способствующих обеспечению реализации инновационных программ и проектов в образовательном учреждении.
Подводя итоги, можно обозначить следующий круг проблем, решение которых позволит более эффективно продвигать инновации образовательных учреждений:
- переработка существующего нормативного сопровождения реализации инновационных проектов и программ профильного обучения;
- более широкое обсуждение финансовых механизмов реализации инновационных проектов и программ профильного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова Н.Н. Трансформация понятия мониторинга в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 3. URL: http://www.science-education.ru/97-4678
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 февраля 2012 г.