20/А'//
Н. С. Хацаюк
УДК 37.022:37.014.3(477.75)
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
тратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В Республике Крым на 2016-2018 годы принята Государственная программа развития образования, стратегической целью которой является модернизация образовательной системы региона [4]. Основное направление государственной политики - это повышение эффективности и качества образования, что предполагает несколько приоритетных направлений, в том числе обновление содержания, технологий образования и образовательной среды; развитие эффективной модели воспитания и социализации личности, создание условий для повышения квалификации работающих педагогов.
В условиях модернизации системы общего образования Республики Крым особенно актуальным является создание современной системы непрерывного обучения учителей, побуждение каждого педагога к повышению своего профессионального уровня, обеспечение в педагогическом коллективе духа творчества, стремление к поиску. Для этого в регионе сформирована сеть из 150 ресурсных, опор-
ных и базовых методических центров на базе общеобразовательных организаций республики, основной задачей которых является создание единого образовательного пространства в Республике Крым и интеграция в образовательное пространство Российской Федерации. В настоящее время в этих школах отсутствует единая и продуманная система повышения квалификации учителей, которая бы обеспечила сетевое взаимодействие педагогов, организацию квалифицированных консультаций и помощь в профессиональной деятельности. Поэтому вопросы организации научно-методической работы в базовых методических центрах республики особо актуальны. В связи с этим важное значение приобретает проблема создания модели научно-методической работы для ресурсных, опорных и базовых методических центров на базе общеобразовательных организаций Республики Крым, которая обеспечит выполнение поставленных задач.
Цель статьи - теоретически обосновать модель организации научно-методической работы ресурсных, опорных и базовых методических центров на базе общеобразовательных организаций Республики Крым.
Проведенный анализ научной педагогической литературы показал, что можно выделить несколько направлений, по которым осуществляются исследования по данной проблеме: определение дефиниции «научно-методическая работа» (В. А. Афанасьева, Р. И. Буд-никова, Е. И. Зорина, К. А. Нефедова, В. Т. Ро-гожкина, Е. П. Тонконогая), организация и содержание методической работы (Т. В. Абрамова, Л. В. Воробьева, Ю. А. Долженко, В. М. Ли-зинский, Т. В. Орлова, Т. И. Шамова), задачи, которые должна решать научно-методическая работа (Е. С. Березняк, Г. И. Горская, Т. И. Ша-мова), функции научно-методической работы (Ю. К. Бабанский, А. М. Моисеев, В. А. Попков, М. М. Поташник).
Методическая работа в школах приобрела статус научной в начале 1980-х годов в связи с усилением научности образования и предполагала проведение учителями научных исследований, разработку и внедрение учеб-
но-воспитательных программ. Сегодня «научность» методической работы предполагает включение учителей в три вида деятельности: инновационную, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную [1, с. 37]. Поэтому в контексте исследования под научно-методической работой будем понимать специально организованную систему деятельности педагогического коллектива, которая обеспечивает целенаправленное непрерывное обучение учителей и повышение уровня их профессионального мастерства по осуществлению инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание научно-методической работы определяется целью, поставленной перед учителями школы и конкретными задачами, обусловленными анализом деятельности учителей и педагогического коллектива.
Определение цели научно-методической работы в методических центрах нужно связывать с созданием в общеобразовательных организациях условий для роста педагогического мастерства каждого учителя, его готовности и способности адаптироваться к новым условиям; развитием системы мотивации педагогов к инновационным преобразованиям. Отметим, что эффективность научно-методической работы зависит, во-первых, от готовности учителей к осуществлению указанных видов деятельности и от создания в школе условий, обеспечивающих формирование инновационно-творческого мышления педагога, профессиональной компетентности, во-вторых, от накопления и реализации инновационного потенциала учебного заведения. Другими словами, в школе необходимо создать инновационную образовательную среду.
В контексте исследования под инновационной образовательной средой рассматриваем среду, в которой происходит непрерывное обучение педагогических работников и формируется их инновационный потенциал. Инновационный потенциал учителя - это творческая способность педагогов к продуцированию новых идей, владение ими механизмами инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, вы-
сокий уровень мотивации учителей к инновационным преобразованиям [5, с. 324].
Поэтому цель научно-методической работы методических центров заключается в создании в школе инновационной образовательной среды, обеспечивающей постоянный рост инновационного потенциала учителей и уровня их профессионального мастерства.
Для достижения поставленной цели методические центры на базе общеобразовательных организаций должны решать следующие задачи:
- организовать эффективную подготовку и включение учителей в инновационную, научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельности;
- создать систему методических услуг в соответствии с потребностями педагогов, направленную на обогащение учителей теоретическими знаниями и практическими навыками психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
- разработать программы повышения профессионального мастерства учителей;
- сформировать комфортную морально-психологическую атмосферу, которая будет способствовать реализации инновационного потенциала каждого учителя;
- организовать сетевое взаимодействие педагогов, квалифицированные консультации и помощь в профессиональной деятельности.
Решение основных задач научно-методической работы определяет ее содержание, которое регламентировано нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами, рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Республики Крым; концепцией инновационного развития учебного заведения, реализацией программы экспериментальной работы, внедрением передового педагогического опыта; государственными образовательными стандартами, рабочим учебным планом образовательного заведения; результатами диагностики, прогнозирования и мониторинга учебно-воспитательного процесса и научно-методической работы; уровнем методической подготовки учителей и подготовленностью к ин-
новационной как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом.
Итак, для создания в экспериментальном учебном заведении инновационной образовательной среды, раскрытия и развития инно-
Таблица 1
Содержание научно-методической работы
Направления деятельности Содержательный аспект деятельности
Диагностико-функциональное - изучение готовности учителя (педагогического коллектива) к инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; - диагностика профессиональных затруднений, образовательных потребностей, информационных запросов педагогических работников; - определение эффективности осуществления инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; - оценка результатов внутришкольной научно-методической работы.
Информационно-методическое - обеспечение учителей своевременной научно-методической литературой, учебно-методическое обеспечение; - ознакомление педагогов с новыми видами инновационной продукции; - информирование педагогов об инновационных событиях в сфере образования; - научно-теоретическое ознакомление учителей с основами инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Содержательно-образовательное - практическое ознакомление учителей с основами инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; - повышение качества профессиональной подготовки учителей путем использования новейших информационных технологий; - выявление, изучение и обобщение перспективного педагогического опыта учителей, воплощение его в практику; - проработка инновационных технологий, создание условий для их внедрения; - организация работы с одаренными учащимися.
Поисково-прогностическое - подготовка учителей к осуществлению инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; - проведение индивидуальной и коллективной научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в рамках образовательной организации; - участие учителей (педагогического коллектива) в Крымском республиканском конкурсе педагогических инноваций.
Исследовательское - осуществление сетевого взаимодействия педагогов; - организация квалифицированных консультаций и помощь в профессиональной деятельности учеными из высших учебных заведений региона и страны; - популяризация инновационного опыта работы учителей в научно-методических изданиях; - разработка методических рекомендаций по итогам работы; - презентация результатов работы на конкурсах.
20/6'//-
вационного потенциала учителей, подготовки учителей к инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности считаем необходимым выделить следующие направления содержания научно-методической работы: диагностико-функцио-нальное, информационно-методическое, содержательно-образовательное, поисково-прогностическое, исследовательское. Содержательный аспект деятельности научно-методической работы представлен в таблице 1.
Важное место для решения теоретических и практических задач научно-методической работы, обновления форм и методов организации, повышения ее эффективности занимает обоснование основных функций научно-методической работы. Разделяя точку зрения Л. Р. Хисматуллиной о том, что функции научно-методической работы должны быть связаны с формированием, развитием и совершенствованием профессионально-личностных качеств учителей, способствующих созданию индивидуальной высокоэффективной системы педагогической деятельности, выделяем следующие функции научно-методической работы [6, с. 428]:
- диагностическая, которая позволяет с помощью различных видов и методов диагностического исследования определить стартовый уровень подготовленности педагогов к инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, осуществить выбор оптимального варианта методических мероприятий с учетом особенностей педагогического коллектива и создать индивидуальную программу профессионального саморазвития учителя;
- прогностическая - приобретает особое значение в методических центрах, поскольку направлена на развитие и перспективу общеобразовательной организации и предусматривает определение знаний и умений, необходимых педагогическим кадрам в процессе реализации инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Заметим, что значительные достижения в деятельности учителя Н. В. Кузьмина [2], А. К. Маркова [3] связывают со способностью личности прогнозировать;
- стимулирующая - заключается в целенаправленной и систематической поддержке творческого стиля деятельности учителя, который характеризуется положительным отношением к профессии, готовностью к творчеству, устойчивостью педагогических действий, постоянным поиском новых идей;
- контрольно-информационная - предусматривает получение информации о результативности проведения инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, оценку соответствия фактически достигнутых результатов научно-методической работы запланированным, поиск, обработку, анализ и систематизацию информации о состоянии научно-методической работы, осуществление обратной связи и контроля;
- аналитико-рефлексивная - заключается в умении педагогов осознать и проанализировать собственную профессиональную деятельность, сосредоточиться на внутреннем мире путем самонаблюдения, предполагает осознание собственной творческой направленности в работе и мобилизации всех ресурсов на достижение поставленных целей и задач.
Таким образом, функции научно-методической работы отражают основные направления этой работы и раскрывают современные подходы к ее организации в ресурсных, опорных и базовых методических центрах общеобразовательных организаций Республики Крым.
Организация научно-методической работы ресурсных, опорных и базовых методических центров в Республике Крым должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности, сохранение и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, выработку инновационного стиля деятельности, подготовку учителей к инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с целью внедрения инновационных личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательный процесс.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены вопросы организации научно-методической работы
для ресурсных, опорных и базовых методических центров на базе общеобразовательных организаций Республики Крым, выделены основные направления научно-методической работы, отражающие ее содержание. Уточнены функции научно-методической работы, соблюдение которых будет способствовать формированию, развитию и совершенствованию профессионально-личностных качеств учителя, созданию индивидуальной высокоэффективной системы педагогической деятельности.
Ключевые слова: научно-методическая работа, инновационная образовательная среда, инновационный потенциал педагога, сетевое взаимодействие учителей, педагогическое мастерство.
SUMMARY
The article reveals the questions of the organization of scientific-methodical work for resource, support and basic-methodical centers on the basis of the general educational organizations of the Republic of Crimea. The main directions of scientific-methodical work, reflecting its content, are singled out. The functions of scientific-methodical work are clarified, observance of which will contribute to the formation, development and improvement of the teacher's professional and personal qualities, the creation of an individual highly effective system of pedagogical activity.
Key words: scientific-methodical work in the experimental school, innovative educational environment, innovative potential of the teacher, network interaction of teachers, pedagogical skills.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буров К. С. Методическая работа в образовательном учреждении // ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет». Человек. Спорт. Медицина. - 2007. -№ 6 (78). - С. 37-42.
2. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения училища. - М.: Высшая школа, 1989. - 167 с.
3. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
4. Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Крым № 204 от 16.05.2016. -URL: http ://edu.simadm.ru/media/uploads/userfi les/2017/01/31/204.pdf.
5. Хацаюк Н. С. Модель организации научно-методической работы в экспериментальной школе: методологический аспект // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46 (2). -С. 323-332.
6. Хисматуллина Л. Р. Анализ разных подходов к определению сущности понятия «научно-методическая работа» // Вестник Башкирского университета. -2008. -Т. 13 - № 2. - С. 426-428.