заданий.
Каким бы ни был конкурсный формат, стратегической целью любого профессионального конкурса в сфере образования является выявление талантливых, творчески работающих педагогов и коллективов, трансляция передового опыта лучших участников, пропаганда приоритетов современного образования. Не следует забывать, что конкурс - лишь один из способов повышения качества и оценки профессионального уровня педагогических кадров и учреждений, требующий для соответствия самым современным запросам и условиям системы образования постоянного совершенствования и поиска новых концептуальных и организационных форматов [3].
Литература:
1. Галуза Г.М., Леплетенко Н.П., Яценко В.Г. Инновационные ресурсы в педагогическом процессе. -Минск: Красико-Принт, 2013. - 128 с.
2. Ильиненко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003. - 56 с.
3. Митина Т.А. Профессиональные конкурсы педагогов: пересматриваем формат // Методист. - 2017. -№ 2. - С. 21-24.
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. проф. Образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
5. Федотова Т.В. Проектирование программы профессионального самообразования преподавателя // Методист. - 2016. - № 9 - С. 36-38.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Морозова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза); магистрант Тихонова Валерия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных организациях, вставших на путь внедрения инноваций.
В данной статье акцентируем внимание на разработке организации действенной и эффективной системы методической работы в профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: инновационные аспекты, структура системы методической работы, профессиональное образовании.
Annotation. The process of renewal of vocational education requires not only the reconstruction of the content of training and education, but also the improvement of methodological work in professional educational organizations that have embarked on the path of innovation. In this article we focus on the development of an effective and efficient system of methodical work in a professional educational organization.
Keywords: Innovative aspects the structure of the system of methodical work, professional education.
Введение. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов.
Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных организациях, вставших на путь внедрения инноваций.
Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, организация действенной и эффективной структуры системы методической работы в профессиональной образовательной организации является весьма актуальной.
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед профессиональной образовательной организацией проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические условия отбора форм и содержания методической работы.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования. Это противоречия между:
- возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного учреждения;
- необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в
реальной практике образовательных учреждений.
В педагогической литературе исследуемая проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Гузеева В.В., Кругликова Г.И., Омельяненко Б.Л., Шилова М.И., в которых выявляется сущность основных понятий теории профессионального обучения, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм методической работы.
Шилова М.И. считает, что многие вопросы, связанные с методической основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для осуществления на практике, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации методической работы преподавателя по конкретным причинам. Важнейшая из них - недостаточная научная разработанность многих вопросов методических объединений. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию работы.
Методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, П.В. Худоминского, Т.Н. Шамовой и др., Направления непрерывного повышения квалификации представлены в работах С.Г. Вершловского, Л.И. Луценко, Е.Е. Мамаевой, С.Г. Молчанова, Г.С. Сухобской, А.П. Шапошниковой, Т.Ю. Южаковой и др.
Изложение основного материала статьи. Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали условия для перестроечных процессов в сфере образования - это создание новых типов школ, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования.
Понятие «инновационная методическая работа» подразумевает часть профессионально - педагогической деятельности, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально - педагогической деятельности [3].
Сегодня, в условиях реформирования образования, не вызывает сомнений необходимость инновационных процессов в образовательном учреждении, ориентации учителя-практика на принятие, освоение и использование в собственной педагогической деятельности инноваций, на творческий характер деятельности, обеспечивающий субъектную самореализацию и личностное и профессиональное саморазвитие педагога.
Условия инновационной методической работы:
- повышение качества и уровня образовательных услуг;
- повышение уровня конкурентно - способности педагогов на рынке образовательных услуг;
- методическое и научно - методическое обеспечение образовательного процесса;
- дидактическое обеспечение образовательного процесса [1].
Однако на практике зачастую мы сталкиваемся с формальным отношением педагогов и руководства к внедряемым «сверху» инновационным проектам. Возникают многочисленные противоречия:
- между общественными интересами, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием у большинства учителей осознанного интереса к освоению инноваций, определяющего направленность их деятельности на творческое совершенствование педагогического процесса и профессиональное саморазвитие;
- между объективной необходимостью инновационных процессов в образовании и неготовностью учителей и администрации образовательного учреждения на местах к личностному принятию инновационных идей на ценностно-смысловом уровне как значимых для развития организации и педагогического коллектива, для совершенствования образовательного процесса;
- между необходимостью задействовать преподавателя и педагогический коллектив образовательного учреждения в инновационном процессе как его личностно вовлеченных субъектов и сохраняющейся в образовательном учреждении ориентацией управления на исполнительскую активность преподавателей;
- между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией управленческой деятельности в образовательном учреждении на коллективного субъекта педагогической (и, в частности, инновационной) деятельности [6].
Пути преодоления данных противоречий мы видим в связи с формированием интереса педагогического коллектива образовательного учреждения к осваиваемой инновации. На практике это может быть осуществлено через создание системы необходимых психолого-педагогических условий, включающих [7]:
1) организационно-системное обеспечение инновационного процесса;
2) психологическое обеспечение инновационного процесса;
3) личностно значимую направленность инновационной деятельности педагогического коллектива;
4) научно организованную деятельность руководителя по формированию интереса педагогического коллектива школы к инновациям.
В науке не разработано содержание понятий «интерес к инновациям», «интерес педагогического коллектива к инновациям» [8]. Анализ философских, социологических, психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам интереса и инновационной деятельности, позволил нам самостоятельно определить данные понятия. Интерес к инновации - мотивированная устойчивая избирательная направленность личности учителя на ценностное принятие инновационных процессов как личностно и социально значимых, активизирующая его участие в инновационной деятельности как субъекта инноваций и субъекта самореализации.
Интерес педагогического коллектива к инновации - свойство коллективного субъекта педагогической деятельности, отражающее переход объективных социальных потребностей в совершенствовании системы образования в ценностно-смысловую личностную сферу членов коллектива и проявляющееся в устойчивой направленности коллективной деятельности на освоение, использование и распространение новшеств, сопровождаемое устойчивым положительным эмоционально-ценностным отношением к процессу и результатам инноваций и высокой оценкой их социальной и личностной значимости. Такой интерес проявляется как эмоционально-оценочное отношение личности или коллектива к осваиваемой инновации, как побудительная причина выбора и осуществления такой деятельности, которая способствует творческому
преобразованию человеческого опыта, определяет качественные изменения системы и способы обеспечения её эффективности [8].
Следует подчеркнуть, что интерес педагогического коллектива к инновации не есть сумма интересов отдельных его членов. Индивидуальный и коллективный интерес взаимообусловлены не только как часть и целое, социальное и индивидуальное, объективное и субъективное. У интереса к инновации на личностно-индивидном и коллективном уровнях проявления разные критериальные основания. Интерес к инновационной деятельности, принимаемой учителем как ценность и смысл совершенствования образовательного процесса, проявляется как его готовность (мотивационная, информационная, деятельностная и рефлексивная) на основе рефлексии к отказу от известных способов осуществления педагогической деятельности и ценностному принятию сознательно избираемых и положительно оцениваемых более совершенных способов.
Интерес же коллектива определяется иными критериями: общностью социальных и индивидуальных интересов и ценностно-смысловым единством педагогического коллектива по отношению к инновации; восприятием индивидуальным, групповым и коллективным субъектами друг друга как необходимых условий для реализации личностных и профессиональных интересов и для повышения собственной эффективности; групповой дифференциацией и интеграцией в коллективе для решения задач инновационного процесса [4].
Таким образом, интерес коллектива образовательного учреждения к инновации будет сформирован,
если:
- имеются общие социальные и индивидуальные интересы, одновременно присущие и важные для группы из нескольких человек или всего педагогического коллектива;
- в коллективе (группе) учитываются и реализуются условия для удовлетворения интересов личности (индивидуальные и профессиональные, социальные); на основе этого люди со сходными интересами и потребностями объединяются в группировки или команды для решения конкретных практических задач;
- личность воспринимает группу, к которой себя относит, как среду и условие собственной безопасности, самоутверждения, эффективности, самореализации, самоактуализации;
- личность осознает, что ее индивидуальный интерес будет удовлетворен благодаря групповому взаимодействию, т.к. групповой потенциал обусловлен разнообразием позиций, точек зрения на пути и способы решения насущных задач; личность учитывает и на ценностном уровне принимает особенности и преимущества группового взаимодействия по сравнению с индивидуальной деятельностью;
- группа воспринимает отдельную личность с ее индивидуальным потенциалом как ценность и условие собственной эффективности, что является конкретным путем преодоления подавления личности группой;
- создана благоприятная внутренняя инновационная среда (и микросреда в группе, коллективе), а также обеспечено благоприятное влияние внешней инновационной среды, направленное на поддержание, развитие и реализацию как индивидуальных интересов, так и интересов всего педагогического коллектива, на развитие организации;
- возникает или целенаправленно создается ситуация принятия инноваций педагогическим коллективом колледжа, т.е. совокупность условий, обстоятельств, при которых внедряемая инновация становится личностно значимой для педагогического коллектива, осознается и принимается как ценность [8].
Ситуация коллективного принятия (СКП) инновации выступает как технологическая единица обеспечения процесса личностного вовлечения коллектива преподавателей в инновационную деятельность на основе ценностного принятия инновации. Поиск теоретических и технологических основ создания СКП (как типа личностно значимой ситуации) обусловлен, тем, что личностно значимая ситуация вообще является основным механизмом реализации личностно ориентированного образования. Современные исследователи (В.А. Болотов, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, В.И. Лещинский) рассматривают ее как центральное звено выстраивания процесса обучения и воспитания, обеспечивающего личностную вовлеченность индивида в то, что он изучает или делает. Также именно через личностно значимую ситуацию обеспечивается реализация субъектности индивида в образовательном процессе. Здесь же, выступая как СКП инновации, такая личностно значимая ситуация является механизмом реализации перечисленных выше условий формирования интереса педагогического коллектива к инновации. Однако в современных исследованиях не разработана личностно ориентированная технология формирования у преподавателей интереса к инновации в процессе педагогической деятельности (и тем более - у коллективного субъекта, которым является педагогический коллектив). Поэтому возникает необходимость осмысления возможностей личностно значимой ситуации (как технологической основы этого) в ее новом аспекте - как ситуации, ориентированной на особенного субъекта, которым выступает не отдельная личность, а коллектив (группа) [7].
Многообразие инновационных преобразований, происходящих в образовательных учреждениях, требуют серьезного научно-методического обеспечения.
Основная тенденция развития образования технологизация имеет глобальный характер и направлена одновременно на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов.
Основными задачами методической работы в инновационном образовательном учреждении являются: устранение методических ошибок и затруднений; организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики; выработка новых подходов к осуществлению руководства и контроля этой деятельностью; поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех членов управленческого звена [7].
Эта работа осуществляется в двух аспектах:
а) коррекционная работа, направленная на выявление и устранение недостатков и затруднений преподавателей;
б) их обучение навыкам экспериментально-исследовательской работы и развитие необходимых для этого способностей [2].
Организация инновационной деятельности коллектива требует соответствующих изменений и координации управленческой деятельности администрации и научных руководителей. Ее успешность зависит от оптимальности сочетания коррекционной и инновационной, предметной и внеурочной деятельности, разнообразия ее форм и т.д.
Основными направлениями инновационной методической работы современных образовательных
учреждений являются:
- изучение теории преподаваемого предмета, установление его связей с профилем образовательного учреждения;
- создание содержательных единых и инновационных методических комплексов, подчиненных целям и задачам учреждения;
- ознакомление с новыми достижениями науки и практики;
- отбор и апробирование новых обучающих систем и рекомендаций;
- определение целесообразных направлений углубленного изучения предмета;
- формирование базы данных об учебных и творческих способностях учащихся, способах их выявления и развития;
- решение вопросов комплектования и работы дифференцированных групп;
- отработка фрагментов педагогической техники, овладение современными технологиями обучения; выявление и устранение методических затруднений преподавателей; создание специфических систем воспитательной работы;
- овладение основами научной организации труда; выработка стратегий воздействия на учащихся;
- устранение собственных недостатков;
экспериментально-исследовательская работа [5].
Выводы. Таким образом, мы полагаем, что специфика образования как элемента социальной сферы заключается в опережающем характере его изменений. В силу этого профессиональные проблемы педагогов не могут быть рассмотрены в отрыве от тех преобразований, которые происходят ныне в обществе, в образовании.
Как показывает исторический опыт, инновационные процессы - необходимое и обязательное условие развития как педагогической науки, так педагогической практики. В этой связи процесс подготовки будущего учителя должен быть направлен на подготовку педагога, способного к творчеству, владеющего современными педагогическими технологиями.
Так, среди важнейших направлений построения программы подготовки учителя особое внимание должно уделяться формированию готовности педагога к участию в инновационных процессах. Решение данной задачи требует изменения акцентов в профессиональной подготовке.
Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.
Литература:
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика. М. Просвещение 2008
2. Бирюков, А.Л. Управление знаниями и инновационный маркетинг образовательных услуг / А.Л. Бирюков, Т.Л. Савостова // Инновации в образовании: журнал / Соврем.гуманитар. ун-т. - М., 2013. - №2. -С. 14-25.
3. Иванова, Е.О. Актуальные проблемы инновационного содержания общего среднего образования / Е.О. Иванова // Инновации в образовании: журнал / Соврем.гуманитар. ун-т. - М., 2011. - № 4. - С. 17-27.
4. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии, Ростов -на-Дону, "Феникс", 2009 год
5. Ларина, В.Н. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования / В.Н. Ларина // Педагогика: науч.-теорет. журн.. - М., 2013. - N 2. - С. 55-61.
6. Лысенко, Л.Н. Мотивационный контроль в управлении образовательного учреждения, ВИРО Методическая работа в школе: организация и управление, изд. второе, Москва, 2011 год
7. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ / сост.: И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 188 с. - (В помощь администрации школы).
8. Новикова, Т.Г. Эксперт по инновационной деятельности в образовании: качества, способы отбора / Т.Г. Новикова // Школьные технологии на-уч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2010. - N 6. -С. 124-133.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат филологических наук, доцент Мотигуллина Альфия Рухулловна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Голикова Гузяль Азгаровна
Институт развития образования Республики Татарстан (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТЛ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена современными тенденциями в области высшего образования, прежде всего, постоянным развитием и обновлением поликультурного образования в ситуации меняющегося многонационального социума. Здесь важную роль играет формирование у современного студента лингвокультурологической компетенции. Цель статьи заключается в исследовании возможностей концептуального анализа текстов разных народов на специальных занятиях с целью эффективного формирования данного вида компетенции студента.
Ключевые слова: поликультурное образование, концепт, ассоциативно-семантическая группа, волк, татарская литература, русская литература.
Annotation. The urgency of the problem under study is determined by the current trends in the field of higher education, above all by the constant development and updating of multicultural education in a situation of a changing multinational society. Here the formation of a modern student of linguistic and cultural competence plays an important role. The purpose of the article is to study the possibilities of conceptual analysis of the texts of different peoples in special classes in order to effectively form the linguocultural competence of the student.
Keywords: multicultural education, concept, associative-semantic group, wolf, Tatar literature, Russian literature.