нение ресурсного потенциала страны конкурентоспособными творческими кадрами, способными успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с приобретённой квалификацией.
В последнее десятилетие документами, характеризующими эталон качества образования, стали государственные образовательные стандарты. В системе высшего образования в настоящее время осуществляется не только дополнение, но и качественное обновление существующего комплекса государственных образовательных стандартов. В настоящее время педагоги вузов вынуждены работать по обеспечению учебно-методической документацией стандарты 3+, появившиеся во второй половине 2017 года, в летний период того же года вышли в свет обновлённые стандарты 3++. Стандарты по подготовке специалистов до перехода на бакалавриат имели логику обновления и имели чётко сформулированные критерии оценки знаний, умений и навыков (менялись не чаще чем раз в пять лет). В нынешней ситуации при постоянной смене стандартов и, естественно, изменении комплекса необходимых компетенций непонятно, чему и как обучать студентов. Для небольшого сравнения вспомним комплекс компетенций 3+ стандарта - это ОК, ОПК, ПК; в стандарте 3++ видим уже УК, ОПК, а ПК должны быть сформированы на основе «профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам)» [3].
Для конкретизации ПК учреждение высшего образования осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускника, из реестра. При определении профессиональных компетенций организация осуществляет выбор профессиональных стандартов,
Библиографический список
соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных и размещённых на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart. rosmintrud.ru). Из профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщённых трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников [2].
Смена стандарта влечёт за собой изменение учебного плана, рабочих учебных программ и другой регламентирующей и методической документации. Вследствие этого студент вынужден постоянно адаптироваться к новым предметам и дисциплинам, и соответственно к новым требованиям. В настоящее время возникает ещё одна проблема, связанная с утверждением нового стандарта - это невозможность разработки адаптированной образовательной программы, учебного плана и рабочих программ дисциплин, так как до сих пор ещё не разработаны и не размещены на сайте министерства образования примерные образовательные программы. Высшие учебные заведения на сегодняшний момент не могут приступить к формированию разностороннего учебно-методического обеспечения учебного процесса, отвечающего особенностям направления подготовки, по которой должна произвести набор абитуриентов 2018 года.
Подводя итоги сказанному, отметим, что в современное музыкальное образование необходимо внедрять идеи национального возрождения не только общероссийской, но и региональной культуры. Более пристальное внимание уделять профессиональным дисциплинам. Положительные результаты от внедрения в учебный процесс как традиционных, так и инновационных продуктов учебно-методического обеспечения могут быть достигнуты только при наличии полной адекватности их содержания установленным государственными образовательными стандартам и требованиям к уровню подготовленности специалистов, в частности, предусмотренному ими составу знаний и умений выпускников соответствующего направления подготовки.
1. Аракелова А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Магнитогорск, 2012.
2. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808). Available at: http://base. garant.ru/70828330/#ixzz55v95YXxo
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/15l/l50/24/103
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/25/126
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/news/6/1912
References
1. Arakelova A.O. Otechestvennoe obrazovanie v oblasti muzykal'nogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Magnitogorsk, 2012.
2. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. N 808). Available at: http://base.garant. ru/70828330/#ixzz55v95YXxo
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.04 iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/103
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 53.03.04 iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/25/126
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.04 iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/news/6/1912
Статья поступила в редакцию 22.02.18
УДК 378
Kurbanova A.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical
University, Head of Department of the SRD UDPO "Makhachkala Center for Improvement of Qualifications" (Makhachkala,
Russia), E-mail: tutor2014@mail.ru
Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: almara-2010@yandex.ru
ORGANIZATION OF METHODICAL WORK TO INCREASE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Currently, methodological work is carried out at all levels of general and vocational education. Improving the professional competence of teachers by means of organization of methodical work on a diagnostic basis due to the need to enhance the professionalism of teachers by increasing the number of knowledge about new methodologies, techniques, technologies and skills by copying them in their activities. The teacher, skillfully and effectively possessing new techniques, techniques, technologies, has a new style of thinking, fundamentally different approach to the assessment of problems arising, the organization of their activities.
Key words: methodical work, professional competence of teacher, educational institutions, innovative potential of teacher.
А.М. Курбанова, т. преп. каф. информационных и коммуникационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», начальник отдела НИР УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации», г. Махачкала, E-mail: tutor2014@mail.ru
Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: almara-2010@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В настоящее время методическая работа проводится на всех ступенях общего и профессионального образования. Повышение профессиональной компетентности учителя средствами организации методической работы на диагностической основе обусловлена необходимостью повышения профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Педагог, умело и эффективно владеющий новыми методиками, приёмами, технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Для внедрения новых методик, приемов, технологий и умений нового содержания необходимы компетентные педагогические кадры. В рамках этой задачи необходимо осуществить меры по повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений, а значит, в том числе профессиональную компетентность педагогов.
Ключевые слова: методическая работа, профессиональная компетентность учителя, образовательные учреждения, инновационный потенциал педагога.
В условиях модернизации образования рынок образовательных услуг требует от образовательных учреждений постоянного развития. Одним из главных ресурсов такого развития становится учитель, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен.
Радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.
Понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как:
- совокупность знаний и умений;
- объём навыков;
- комбинация комплекса знаний и личностных качеств;
- теоретическая и практическая готовность к труду, способностью к сложным видам действий;
- интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально- профессиональной жизнедеятельности;
- совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности;
- многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, интегратив-ные показатели его культуры [1, с. 125].
Современным образовательным учреждениям нужен учитель, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме, а не просто выполнять некие рутинные обязанности.
Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности необходимо менять методы руководства образовательным процессом. Главной задачей методической деятельности в образовательных учреждениях становится создание образовательной среды, где необходимо реализовывать творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. В новой образовательной среде на первое место выдвигается инновационная составляющая работы педагога, решение задач творческого характера, креативный подход к своей профессиональной деятельности [2, с. 19]. А это может быть достигнуто при условии непрерывного образования, развитии профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуализации стиля деятельности педагога.
Личность учителя как носителя знаний и проводника в образовательной среде имеет еще большее и решающее значение, чем в традиционной образовательной среде. Роль личности учителя и её значение будут только возрастать с внедрением и развитием новой информационно-коммуникационной образовательной среды [3, с. 92].
В свете постоянно растущих требований к деятельности педагога появляются дополнительные задачи по сохранению своего эмоционального здоровья, поддержания положительного корпоративного духа, слияния лично значимых целей педагога с целями учреждения.
Учитель стремиться достичь определенных профессиональных успехов, карьерного роста. Для реализации поставленных перед собой цели учителю необходима благоприятная среда, которую может создать методическая работа образовательных учреждений.
Методическая работа - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся [4].
Задачи методической работы в образовательных учреждениях:
1. Выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий формирования профессиональной компетентности учителя в образовательных учреждениях;
2. Разработать программно-методический комплекс, обеспечивающий процесс формирования профессиональной компетентности учителя образовательных учреждений.
Процесс формирования профессиональной компетентности учителя будет эффективным, если:
• создавать условия для реализации современных требований государства к образовательным учреждениям;
• создавать условия для самообразования и обучения непосредственно на рабочем месте;
• создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого учителя.
Методическая работа образовательных учреждений - это целостная система, которая основана на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса.
Методическая работа повышает уровень педагогического мастерства, как отдельно одного взятого педагога, так и всего педагогического коллектива, оказывает помощь в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта.
В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий необходимы профессиональные компетентные учителя. Потенциал учителя определяется его инновационными знаниями, инновационным опытом и личностными особенностями.
Инновационный потенциал педагога - это совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов, плюс желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании [5].
Современный учитель должен владеть современными педагогическими технологиями. Для того чтобы учителя внедряли активно информационные и коммуникационные технологии в практическую деятельность необходима специальная методическая работа, научно-методическое сопровождение процесса образования с новыми педагогическими технологиями.
Анализ нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы позволил нам выделить наиболее актуальные направления организации методической работы для повышения профессиональной компетентности учителей в образовательных учреждениях:
1. проектирование образовательного процесса с ориента-ций на новое содержание и результаты образования;
2. готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения;
3. инновационная деятельность учителя;
4. самообразовательная деятельность учителя;
5. организация учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
6. формирование УУД (универсальных учебных действий);
7. организация внеурочной деятельности обучающихся;
8. формирование здорового образа жизни обучающихся;
9. разработка рабочих программ по предмету с ориентацией на образовательные результаты (личностные, межпредметные, предметные);
10. разработка основных образовательных программ;
11. оценивание достижений обучающихся;
12. разработка подходов к итоговой оценке качества освоения обучающимися основной образовательной программы.
Методический совет школы определяет проект образовательного процесса с ориентаций на новое содержание и результаты образования, разрабатывает и обсуждает программы проведения мероприятий: семинаров, практикумов.
Одной из задач Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы является «Развитие современных механизмов и технологий общего образования», которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и подразумевает создание условий для
Библиографический список
развития организации методической работы средствами поддержки внедрения новых методик, приемов, технологий и умений.
Для внедрения новых методик, приемов, технологий и умений нового содержания необходимы компетентные педагогические кадры. Поэтому в рамках этой задачи необходимо осуществить меры по повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений, а значит, в том числе профессиональную компетентность педагогов.
Однако, как показывает практика, значительная часть педагогов не владеют в достаточном объеме знаниями, умениями и опытом деятельности, необходимыми для квалифицированной работы.
Этот факт подтверждается результатами проведенных анкетных опросов преподавателей вузов, учреждений среднего образования, учителей школ, а также студентов выпускных курсов педагогического университета.
В Махачкалинском центре повышения квалификации разработан проект: «Повышение профессиональной компетентности учителей образовательных учреждений средствами организации методической работы на диагностической основе».
В рамках проекта должны быть решены задачи, которые позволят в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016 - 2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Реализация проекта обеспечит повышение эффективности работы педагога в условиях активного внедрения средств организации методической работы в систему образования.
Для подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий необходимы профессиональные компетентные педагоги. Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами организации методической работы на диагностической основе принципиальным образом увеличивает возможности формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений.
1. Перспективы развития научных исследований в 21 веке: коллективная научная монография. Под общей редакцией д.п.н., проф. М.А. Сурхаева. Махачкала: НИЦ «Инноватика», 2016.
2. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов РМ. Инновации в работе современного учителя. Территория науки. Воронеж, 2015; 3: 17 - 22.
3. Сурхаев М.А., Мансуров Т.М., Новикова З.Н., Хатаева Р.С. Инновации в деятельности учителя в условиях новой образовательной среды. Вестник Московского городского педагогического университета: Серия: Информатика и информатизация образования. Москва, 2015; 2 (32): 91 - 94.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. Москва, 2010.
5. Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.). Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/04/rol-metodicheskoy-raboty-v-povyshenii-professionalnogo_
References
1. Perspektivy razvitiya nauchnyh issledovanij v 21 veke: kollektivnaya nauchnaya monografiya. Pod obschej redakciej d.p.n., prof. M.A. Surhaeva. Mahachkala: NIC «Innovatika», 2016.
2. Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Innovacii v rabote sovremennogo uchitelya. Territoriya nauki. Voronezh, 2015; 3: 17 - 22.
3. Surhaev M.A., Mansurov T.M., Novikova Z.N., Hataeva R.S. Innovacii v deyatel'nosti uchitelya v usloviyah novoj obrazovatel'noj sredy. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta: Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. Moskva, 2015; 2 (32): 91 - 94.
4. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennojshkole. Metodicheskoe posobie. Moskva, 2010.
5. Rol' metodicheskoj raboty v povyshenii professional'nogo masterstva pedagogov (samoobrazovanie, povyshenie kvalifikacii i dr.). Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/04/rol-metodicheskoy-raboty-v-povyshenii-professionalnogo
Статья поступила в редакцию 05.03.18
УДК 378.183; 37.017.922
Laptev I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State
University (Astrakhan, Russia), E-mail: ivgrigl@mail.ru
ON THE QUESTION OF IMPROVING THE SPIRITUAL WORLD OF A STUDENT. The article examines a problem of spiritual improvement of a student, his spiritual and creative trends in the value and moral sphere. From the perspective of aesthetic enlightenment, the musical art is studies, which serves the main purpose - the formation of the intellectual personality of a student with a high level of spiritual values, a high spiritual culture. The concept of spirituality is extremely diverse and its meaning is largely determined by the context of the structure of spiritual reality in the system of life of the modern student and determines the proportionality with it of the human personality and social life. An integral part of this process is the formation of artistic and spiritual culture by means of musical art.
Key words: student, spiritual values, musical-aesthetic education in a university.