Литература:
1. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000 г.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: 1978.
3. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. — 2005
4. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюников // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. - № 5. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы / В.С. Лазарев // Сельская школа. — 2003. — № 1.
5. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? / А.И. Орлова // Преподавание истории в школе. — 2006 — № 1.
6. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании / Н.И. Ерофеева // Народное образование. -2002. - № 5
7. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990. — с. 8.
8. Каменский, А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой / А. К. Каменский // Директор школы. — 2006. — № 3.
9. Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия / Е.Н. Руднев // Директор школы. — 2006. — № 8.
10. Лазарев, В.С. Управление нововведениями — путь к развитию школы / В. С. Лазарев // Сельская школа. — 2003. — № 1.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Педагогика и психология» Морозова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза);
магистрант Чарыкова Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. Управлять методической работой педагогического коллектива - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. В данной статье акцентируем внимание на проектировании и создании в учреждении образования системы методической работы.
Ключевые слова: управленческая деятельность, методическая работа, профессиональное образовательное учреждение, цикловые комиссии.
Annotation. Manage methodical work of the teaching staff-means to learn and identify patterns, progressive trends in the innovative educational process, to guide (plan, organize) the process in accordance with these trends, taking into account the objective capabilities of teachers. In this article we focus on the design and creation of a system of methodical work in the educational institution.
Keywords: management activity, methodical work, professional educational institution, cyclic commissions.
Введение. Управлять инновационной культурой педагогического коллектива - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Решение обозначенной проблемы лежит в области проектирования и создания в учреждении образования системы методической работы [4].
Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы.
Чтобы успешно решить задачи методической работы, следует определить все функциональные обязанности членов педколлектива. Для этой цели, в свою очередь, необходимо:
1) изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и регионов;
2) активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической
науки;
3) изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива;
4) создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции;
5) диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
6) стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
7) использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
8) выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педколлектива;
9) развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Вот основные функции и задачи методической службы. Их успешная реализация поможет, используя компенсаторные, адаптационные и развивающие возможности работы учителя, привести его к высотам профессионального мастерства.
Изложение основного материала статьи. Правильное определение целей и задач методической службы поможет выбрать оптимальные содержание и формы организации работы с педагогическим коллективом. Содержание методической работы должно формироваться на основе следующих источников:
1) законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов РФ, определяющих цели и задачи всей методической работы;
2) программы развития образовательного учреждения, стандартов и учебного плана, авторских программ, учебников и учебных пособий, позволяющих расширить, обновить традиционное содержание методической службы;
3) новых психолого-педагогических, психолого-физиологических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;
4) инноваций, нововведений, новшеств, по-новому раскрывающих содержание методической работы;
5) пролонгированной диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической работы и самообразования;
6) использования информации о массовом и передовом опыте методической службы, помогающей избавляться от ошибок;
7) максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.
Цели, задачи и содержание методической службы в образовательных учреждениях находятся в прямой
зависимости от ее форм — разнообразных занятий (заседаний). Они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации программы службы, либо обрекают ее на провал.
Формы работы методобъединений — кафедр могут быть коллективными и индивидуальными. Они должны оптимально сочетаться. К индивидуальным формам работы относятся индивидуальные консультации, стажировка, наставничество, самообразование, работа над личной творческой темой и т.д.
Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы работы.
Одной из важных, на взгляд автора, форм методической службы является работа над единой методической темой общеобразовательного учреждения.
Наиболее эффективными являются следующие формы работы: теоретические семинары, семинары практикумы, обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки, обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий, выставки и отчеты по самообразованию, обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению; конкурсы; научно-практические конференции; педагогические чтения; педагогические советы [2].
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях.
Методическая работа организуется в рамках предметных (цикловых) комиссий. Важным моментом ее организации является выбор содержания, направленного на последовательное создание методики преподавания конкретного учебного предмета, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность.
Методические поиски охватывают широкий круг проблем:
- анализ профессиональной деятельности специалистов (по конкретной специальности); выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения (разработка модели деятельности специалиста);
- моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (разработка модели профессиональной подготовки специалиста); разработка комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, определение их места в содержании обучения; внесение коррективов в учебные программы;
- отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, науки и производства (применительно к конкретной специальности);
- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности учащихся (формы и методы проблемного обучения);
- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательной активности и самостоятельности (формы и методы самостоятельной работы учащихся);
- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы и методы практического обучения);
- индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);
- разработка дидактических материалов (обучающих программ для программированного обучения, комплексов задач, заданий и упражнений, деловых игр, описаний производственных ситуаций для анализа) и других средств обучения.
Накопление в педагогическом (методическом) кабинете техникума разработанных тем уроков облегчает календарно-тематическое планирование, помогает в подготовке к учебным занятиям. Однако следует иметь в виду, что методические разработки через несколько лет устаревают и нуждаются в обновлении в связи с выходом новой специальной и педагогической литературы.
Более сложными являются методические разработки, ставящие своей целью обобщение накопленного опыта по какой-то отдельной проблеме организации учебно-воспитательного процесса. Они требуют осмысления и анализа всего учебно-воспитательного процесса, правильной его оценки. В ходе работы изучаются специальная литература, опыт работы коллег, анализируется собственный опыт, ставится педагогический эксперимент.
Методическая работа с элементами исследования - это следующий, более сложный этап в творческой
работе преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения литературы по исследованию педагогической деятельности.
Для того чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты-преподаватели того же техникума дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и использовать ее в работе, какая требуется доработка и в каком направлении следует вести дальнейший анализ и обобщение опыта преподавателей по данной проблеме [4].
Любые изменения, происходящие в стране, бесспорно, затрагивают и образовательный процесс. Модернизируются не только рабочие программы, учебники, технологии, методы и приемы, серьёзно изменяются подходы и отношение к образованию у студентов, родителей, общества в целом. Становятся иными приоритетные цели образования. Задача педагога не только обеспечить грамотное преподавание дисциплин, но и подготовить нового гражданина к самостоятельной жизни. Введение профессиональных стандартов в образовательный процесс требует от педагога постоянного профессионального роста. Как же добиться успехов в своей работе? Курсы повышения квалификации, переподготовка, взаимопосещение уроков, семинары, практикумы - важные составляющие развития преподавателя. Тем не менее, практика показывает, что наиболее мотивированным способом наращивания профессионального потенциала преподавателя является самообразование.
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Познавательная деятельность преподавателя осуществляется в соответствии с потребностями, возникающими на основе противоречий, планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Каждому педагогу необходимо выстроить программу индивидуального самообразования, выбрать этапы и способы собственного развития, для чего можно придерживаться предлагаемой инструкции:
1. обозначить круг педагогических проблем, решение которых станет необходимым для качественного преобразования профессиональной деятельности;
2. выбрать индивидуальный маршрут изменения педагогической практики;
3. ознакомиться с педагогической литературой по выбранным проблемам;
4. развить компетенции, направленные на решение социально-значимых образовательных задач;
5. определить критерии продуктивности индивидуально-личностной деятельности;
6. реализовать продукт индивидуальной деятельности в собственной педагогической практике.
Можно выделить следующие формы коллективной самообразовательной деятельности педагогов.
1. Творческая лаборатория индивидуального и коллективного самообразования организуется для решения актуальных педагогических проблем, например, проведения диагностики профессиональной компетентности педагога с целью определения и преодоления проблемных зон профессиональной деятельности, определения факторов оптимизации педагогической деятельности педагога, преодоления коммуникативного барьера между преподавателем и студентом и др.
Можно выделить направления работы творческих лабораторий, куда включаются технологии педагогической деятельности, работа по формированию компетенций преподавателя, вопросы возрастной психологии, разработка методической оснащенности программы или ее раздела, создание учебных пособий, методических рекомендаций и т.п.
2. Творческая группа преподавателей-предметников, объединенных решением конкретной педагогической задачи. В ходе деятельности творческой группы разрабатываются рекомендации по преодолению проблемных зон в теоретических знаниях преподавателя, например, навыков составления проекта урока-эссе, проведения самоанализа урока, организации рефлексивной деятельности студентов в конце урока и т.п. Продуктивность творческой группы зависит от проявления деятельностной инициативы каждого ее члена. Данная форма коллективного самообразования позволяет привлечь максимальное количество педагогов к работе над профессиональной проблемой.
3. Семинар как способ реализации самообразовательной деятельности ориентирован, в первую очередь, на сообщение необходимых теоретических знаний по организации интерактивных способов профессионального самообразования, способствующих формированию продуктивных профессиональных качеств педагога.
4. «Школа педагогического мастерства» немало способствует саморазвитию педагога и может быть ориентирована на формирование организаторских, коммуникативных навыков интерактивной деятельности. Именно данная форма организации самообразовательной деятельности помогает преподавателю оценить уровень индивидуально-личностных знаний и спроектировать индивидуально-личностную самообразовательную деятельность в рамках школы педагогического мастерства.
Сетевое педагогическое сообщество (мини-сайты, публикации на страницах фестивалей педагогического творчества) позволяет преподавателю делиться опытом с коллегами по всей России, делать определенные выводы на основе отзывов других участников сообщества по конкретным работам, самому участвовать в рецензировании работ.
Для оценки результативности самообразовательной деятельности можно использовать следующие параметры:
- уровень владение способами ведения самостоятельного научно-методического поиска;
- уровень владения методикой научно-педагогического исследования;
- уровень владения экспериментальной деятельностью;
- уровень владения способами распространения, обобщения, анализа передового педагогического
опыта;
- участие в формировании творческой и социокультурной среды;
- - уровень предметных достижений студентов (участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах и т.д.)
Выводы. Таким образом, профессиональные качества педагога формируются путем усвоения новых
знаний, конкретных умений, приобретаемых в процессе самообразовательной деятельности [5].
Профессиональное конкурсное движение в современной системе образования переживает невиданный расцвет.
Дистанционный конкурс в педагогической среде - явление относительно новое. Инновационность данного понятия определяется самим смыслом подходов к его реализации и содержанием конкурсных
заданий.
Каким бы ни был конкурсный формат, стратегической целью любого профессионального конкурса в сфере образования является выявление талантливых, творчески работающих педагогов и коллективов, трансляция передового опыта лучших участников, пропаганда приоритетов современного образования. Не следует забывать, что конкурс - лишь один из способов повышения качества и оценки профессионального уровня педагогических кадров и учреждений, требующий для соответствия самым современным запросам и условиям системы образования постоянного совершенствования и поиска новых концептуальных и организационных форматов [3].
Литература:
1. Галуза Г.М., Леплетенко Н.П., Яценко В.Г. Инновационные ресурсы в педагогическом процессе. -Минск: Красико-Принт, 2013. - 128 с.
2. Ильиненко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003. - 56 с.
3. Митина Т.А. Профессиональные конкурсы педагогов: пересматриваем формат // Методист. - 2017. -№ 2. - С. 21-24.
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. проф. Образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
5. Федотова Т.В. Проектирование программы профессионального самообразования преподавателя // Методист. - 2016. - № 9 - С. 36-38.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Морозова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза); магистрант Тихонова Валерия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных организациях, вставших на путь внедрения инноваций.
В данной статье акцентируем внимание на разработке организации действенной и эффективной системы методической работы в профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: инновационные аспекты, структура системы методической работы, профессиональное образовании.
Annotation. The process of renewal of vocational education requires not only the reconstruction of the content of training and education, but also the improvement of methodological work in professional educational organizations that have embarked on the path of innovation. In this article we focus on the development of an effective and efficient system of methodical work in a professional educational organization.
Keywords: Innovative aspects the structure of the system of methodical work, professional education.
Введение. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов.
Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных организациях, вставших на путь внедрения инноваций.
Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, организация действенной и эффективной структуры системы методической работы в профессиональной образовательной организации является весьма актуальной.
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед профессиональной образовательной организацией проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические условия отбора форм и содержания методической работы.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования. Это противоречия между:
- возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного учреждения;
- необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в