При реализации принципа от внешнего строения к внутреннему происходит обобщение всех имеющихся знаний учащихся. Основа в том, что при объяснении учебного материала сначала раскрывается внешнее строение того или иного организма, затем внутреннее строение. Например, при изучении морфологии листа следует обращать внимание на жилкование, форму и черешок. Дополнительно можно описать побег выбранного растения по существующей методике.
При реализации принципа показа организма в развитии не мало важно объяснить учащимся суть молекулярного развития растений. Продемонстрировать семена, проростки и вегетирующие растения. Провести сравнительный анализ наблюдаемого при традиционном способе выращивания и при выращивании in vitro.
Подводя итого вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что предложенный эксперимент по выращиванию растений in vitro полностью соответствует представлениям о проектной деятельности в школе как таковой. При выполнении проекта учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания по ботанике и молекулярной биологии, и другим смежным дисциплинам.
Выводы. Выпускники современной общеобразовательной школы должны соответствовать социально-экономическому укладу страны, а их профориентация - рынку труда. Проектные технологии способствуют увеличению интеллектуальной активности учащихся и более осмысленному выбору будущей профессии.
Следует отметить, что проведение предложенного эксперимента возможно в современной школе при реализации преемственности образования школа-ВУЗ. Обращение школьных учителей к специалистам в узкой области способствует активизации мотивационный сферы учащихся и расширит их кругозор, что в свою очередь позволит выполнить проект и углубить свои знания по выбранной науки. Сформировавшиеся компетенции по выполнению проекта полностью соответствуют компетенциям студентов ВУЗа.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают эффективность проектной технологии по выращиванию растений in vitro в школе. Выполняя работу, ребята знакомятся с базисными биологическим понятиями роста и развития растений. Реализация методических принципов происходит в полной мере, что ещё раз показывает не только эффективность, но и целесообразность внедрения подобной инновационной технологии проектной деятельности в современной российской школе.
Литература:
1. Бекшаев И.А., Иванов Р.Г. Разработка практического занятия по биологии в школе на тему: «Физиология клетки: осмотические свойства». // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 77-81.
2. Берсенева И.А., Дьячкова Т.В., Бекшаев И.А. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 28-33.
3. Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В. Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации при обучении биологии детей с ОВЗ. // Современные здоровьесберегающие технологии. 2017. №4. С. 268-277.
4. Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В. Двойная спираль: русский след в истории открытия структуры молекулы ДНК. // Биология в школе. - 2018. - №5, - с. 19-24.
5. Борисовская М.В. Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся средней школы. // Методист. 2012. №3. С. 60-63.
6. Бойцов А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе. // Человек и образование. 2013. №4 (37). С. 185-188.
7. Воронин Д.М., Завальцева О.А., Хотулёва О.В. Подходы к повышению эффективности обучения биологии в школе. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 7-10.
8. Клепиков В.Н. Проектная деятельность в современной школе. // Образование личности. 2015. №1. С. 126-136.
9. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности. // Вопросы образования. 2015. №3. С. 292-307.
10. Мишина О.С., Фролова Н.А., Иванов Р.Г. Алгоритм разработки школьного проекта по биологии на примере темы: «Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в нечерноземной зоне России с применением ФАВ» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. С. 222-225.
11. Мишина О.С., Иванов Р.Г. Разработка школьного проекта на тему: «Исследование воздействия растительного фиторегулятора урожайности (РФУ) на рост и развитие огурцов, выращенных гидропонным и традиционным почвенным способом». // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. С. 246-249.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Морозова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза); кандидат педагогических наук Дронова Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Одной из задач профессиональной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные формы организации обучения, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. В данной статье акцентируем внимание на разработке методических рекомендаций по применению инновационных форм обучения в высшей школе.
Ключевые слова: инновационные формы обучения, методические рекомендации, профессиональное образование, творческие способности.
Annotation. One of the tasks of the professional school is to reveal the potential of all participants of the pedagogical process, providing them with opportunities to demonstrate their creative abilities. The solution of these problems is impossible without the implementation of the variability of educational processes, and therefore there are various innovative forms of training that require deep scientific and practical understanding. In this article we focus on the development of guidelines for the use of innovative forms of education in higher education.
Keywords: innovative forms of training, guidelines, professional education, creativity.
Введение. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Изложение основного материала статьи. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Несомненно, что из всех форм общественной практики именно образование, и прежде всего -инновационное, пытается решать эту проблему. В подавляющем большинстве современных концепций и программ появляется, пока - очень осторожно, принципиально новое измерение - гуманитарно-антропологическое. Фактически речь идёт о постановке беспрецедентной для образования задачи: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность. Человек должен быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия [5].
Подготовка студентов к жизни, труду и творчеству закладывается в образовательном учреждении в процессе получения профессионального образования. Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций. Профессиональное образование - это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности (Б.М. Бим-Бад).
Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I. Причем на каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.
Для этого процесс обучения и организационная методика занятия должна быть построена так, чтобы широко вовлекать студентов в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Общие требования к учебному занятию кратко можно сформулировать так:
вооружать студентов сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у студентов прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повышать воспитательный эффект обучения на занятии, формировать у студентов в процессе обучения черты личности;
осуществлять всестороннее развитие студентов, развивать их общие и специальные особенности;
формировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
формировать у студентов положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению [7].
Однако осуществление обучения, предусматривающее выполнение перечисленных требований невозможно без знания и умелого использования разнообразных форм организации обучения.
Одним из средств повышения эффективности профессионального обучении является инновационная форма организации обучения. При этом следует особенно выделить инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании, несколько меняющие представление о традиционном занятии.
Для того чтобы в полной мере обозначить роль применения инновационных форм организации обучения, необходимо определиться с таким понятием как форма организации обучения.
Что же такое «форма организации обучения», какова ее сущность? В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам.
По мнению И.М. Чередова, форма организации обучения - это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
В.К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». Обучение - это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством [2].
Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и студентами. В зависимости от структуры учебного общения В.К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Понятие «организация» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения [5].
Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений преподавателя и студентов. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающее воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение студентами конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков, компетенций. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающее воспитательное значение, формирует у студентов системные знания и личностные качества [6].
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала студентами.
Многообразие форм и содержания - один из важнейших факторов бытия, возможность выбора из множества предлагаемых вариантов с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов студентов. И это многообразие должно в той или иной степени найти отражение в системах образования. Содержание науки и возрастные особенности студентов требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм, развивать их [4].
В настоящее время прочно утвердилось понятие «инновации». Русский аналог этому слову -нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационное занятие (занятие, предполагающее применение инновационных форм организации обучения) рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.
Таким образом, инновационная форма организации обучения представляет собой форму организации обучения, предусматривающую введение новшеств (инноваций) в цели, методы, средства и содержание обучения и воспитания, а также в порядок организации деятельности преподавателя и студента на занятии [9]. Инновационная форма организации обучения предполагает активизацию студента на занятии посредством применения новых методов, средств обучения, изменения содержания и способов подачи материала, а также организации нового порядка взаимодействия преподавателя и студента.
Применение инновационных форм организации обучения позволяет реализовывать в практике процесса профессионального обучения одну важную закономерность: человек запоминает 1/4 услышанного, 1/3 увиденного и услышанного одновременно и 3/4 материала, если он ко всему прочему вовлечен в активные действия. Это наглядно иллюстрируется "пирамидой познания" Дж. Мартина.
Не требует особых комментариев то, именно методы, обозначенные наиболее эффективными, составляют суть инновационных форм организации обучения: дискуссионные методы, практические действия и обучение других. Инновационные формы организации обучения, несомненно, обладают большим обучающим и развивающим потенциалом, способствующим становлению личности будущего профессионала. Обоснованием этой позиции стало исследование А. С. Зверева.
Инновационные формы организации учебного процесса в первую очередь позволяют сменить целевую установку занятия «дать образование» на установку «образование как самореализация». Происходит смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, определяющий такую основную задачу преподавателя, как определение того, что именно, какой образовательный продукт создадут студенты в ходе занятия.
Также значение инновационных форм организации обучения состоит в переходе от профессиональной подготовки, ориентированной на знания, умения и навыки на компетентностностный подход [2]. Этот процесс имеет место, если происходит включение в план проведения занятия выявление личностной и социальной значимости темы, способствующее образованию реальной заинтересованности студентов в
учебном материале, несущем практическую значимость [1]. В свою очередь это происходит благодаря замещению заданий, не предполагающих индивидуального решения, на эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения студента. Средством инновационного продвижения данного новшества выступают дистанционные эвристические олимпиады.
В то же время ограниченность содержания занятия рамками аудиторных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях - и подготовка к ним - средства для перехода к открытому, распределенному образованию.
Таким образом, сотрудничество студента и преподавателя, предполагающееся в инновационных формах организации обучения, приводит к тому, что усвоение знаний становится уже внутренней целью обучающихся - это и повышает эмоциональный уровень, интенсифицируя усвоение материала.
Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности слушателей и пригодность результатов к практическому внедрению способствует повышению значимости материала для студентов. А активное, творческое, инициативное участие студентов в процессе получения необходимых им знаний увеличивает интерес студентов к самому процессу обучения [2, 4].
Для этого нами разработан ряд методических рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения на занятиях английского языка в Пензенском государственном университете.
1. Инновационные формы на занятии осуществляются при обязательном участии всех студентов группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды) [10]. При этом на занятиях, предусматривающих групповую работу целесообразно формирование подгрупп таким образом, чтобы в ней находились и слабые и сильные студенты и организовывать их работу так, чтобы каждый студент в подгруппе выполнял определенную функцию. Это облегчит поддержание дисциплины и порядка. Также необходимо обеспечить условия, при которых каждый студент мог бы высказать свою точку зрения.
2. Выбор формы инновационного занятия педагогу необходимо учитывать множество факторов. В системе среднего профессионального образования сложились определенные подходы к выбору форм организации обучения в зависимости от конкретных обстоятельств. Выбор форм организации обучения определяется:
- общими целями обучения, воспитания и развития студента;
- особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
- целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
- временем, отведенным на изучение того или иного материала;
- уровнем образования и практического опыта обучаемого;
- уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
- уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретной формы организации обучения;
3. При планировании занятия с применением игровых форм организации обучения необходимо особенно четко обозначить временные рамки каждого этапа учебного занятия, а при реализации занятия - строго следить за выполнением студентами заданных временных норм. Организационные вопросы - такие как распределение ролей, выбор жюри и экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями, знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала и анализ материала целесообразно решать заранее, чтобы сохранить время для решения конкретных задач.
4. Применение инновационных форм организации обучения наиболее эффективно, как правило, на занятиях после изучения какой-либо темы или нескольких тем, они выполняют функции обучающего контроля и оценки знаний студентов. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку атмосфера на таких занятиях более непринужденная и способствует снятию психологического барьера, возникающего в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
5. При реализации занятия с применением инновационных форм организации обучения должна быть создана одновременно и рабочая атмосфера, а также присутствовать дух творчества и доверия.
6. Необходимо разработать определенные критерии оценки проявленных знаний и умений в процессе учебного занятия с применением инновационных форм организации обучения. Среди них необходимо обязательно выделять такие как: знание теоретического материала занятия; способность применить теоретические знания на практике; креативность мышления и умение находить нестандартные способы решения проблем; умение обобщать, систематизировать материал и делать собственные выводы, выражать и отстаивать свое мнение; а также степень самостоятельности при решении проблем, задач, заданий.
7. На занятиях с применением инновационных форм организации обучения целесообразно обозначить практическую значимость получаемых знаний, умений, навыков для студентов. Это позволит заинтересовать их в выполнении предложенной преподавателем работе.
8. Поддержание дисциплины на занятиях с применением инновационных форм организации обучения облегчится, если за нарушение дисциплины и порядка студент вместе с его подгруппой будут наделяться штрафными баллами и дополнительными заданиями повышенной сложности.
9. Не рекомендуется слишком часто обращаться к подобным формам организации обучения, поскольку это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения.
Выводы. Таким образом, мы полагаем, что соблюдение вышеперечисленных методических рекомендаций по планированию и реализации занятий с применением инновационных форм организации обучения будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.
Правильно организованное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия преподавателей и студентов на всестороннее развитие личности.
Литература:
1. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000 г.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: 1978.
3. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. — 2005
4. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюников // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. - № 5. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы / В.С. Лазарев // Сельская школа. — 2003. — № 1.
5. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? / А.И. Орлова // Преподавание истории в школе. — 2006 — № 1.
6. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании / Н.И. Ерофеева // Народное образование. -2002. - № 5
7. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990. — с. 8.
8. Каменский, А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой / А. К. Каменский // Директор школы. — 2006. — № 3.
9. Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия / Е.Н. Руднев // Директор школы. — 2006. — № 8.
10. Лазарев, В.С. Управление нововведениями — путь к развитию школы / В. С. Лазарев // Сельская школа. — 2003. — № 1.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Педагогика и психология» Морозова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза);
магистрант Чарыкова Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. Управлять методической работой педагогического коллектива - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. В данной статье акцентируем внимание на проектировании и создании в учреждении образования системы методической работы.
Ключевые слова: управленческая деятельность, методическая работа, профессиональное образовательное учреждение, цикловые комиссии.
Annotation. Manage methodical work of the teaching staff-means to learn and identify patterns, progressive trends in the innovative educational process, to guide (plan, organize) the process in accordance with these trends, taking into account the objective capabilities of teachers. In this article we focus on the design and creation of a system of methodical work in the educational institution.
Keywords: management activity, methodical work, professional educational institution, cyclic commissions.
Введение. Управлять инновационной культурой педагогического коллектива - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Решение обозначенной проблемы лежит в области проектирования и создания в учреждении образования системы методической работы [4].
Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы.
Чтобы успешно решить задачи методической работы, следует определить все функциональные обязанности членов педколлектива. Для этой цели, в свою очередь, необходимо:
1) изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и регионов;
2) активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической
науки;
3) изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива;
4) создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции;
5) диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
6) стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
7) использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
8) выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педколлектива;
9) развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Вот основные функции и задачи методической службы. Их успешная реализация поможет, используя компенсаторные, адаптационные и развивающие возможности работы учителя, привести его к высотам профессионального мастерства.