Научная статья на тему 'Методическая разработка школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro'

Методическая разработка школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / БИОТЕХНОЛОГИЯ / ФИТОГОРМОНЫ / ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ / ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ / SCIENTIFIC CIRCLE / SCHOOL PROJECT / BIOTECHNOLOGY / PHYTOHORMONES / HIGHER PLANTS / NUTRIENT MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Ольга Степановна, Иванов Роман Геннадьевич, Бекшаев Илья Алексеевич

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся разработки школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro. Особое внимание акцентируется на формирование у учащихся навыков работы с живыми объектами, лабораторным оборудованием. Предложена разработка проектной деятельности по изучению развития полученных растений-регенератов, на примере розы, которая может быть реализована в рамках работы научного кружка по биологии в старшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Ольга Степановна, Иванов Роман Геннадьевич, Бекшаев Илья Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL BIOLOGICAL EXPERIMENT ON THE CULTIVATION OF PLANTS IN VITRO

In the article the questions concerning development of school biological experiment on plant growing in vitro are considered. Attention is focused on the formation of students' skills in working with living objects, laboratory equipment. The development of design activities for the study of development in plant regenerates, for example, a rose, which can be realized within the framework of the scientific circle on biology in high school, is suggested.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro»

вариант действий также обсуждается, подвергается анализу, педагог подводит детей к оценке действий, при необходимости помогает исправить ошибки. Правильный вариант действий проигрывается в завершении работы над ситуацией. Перед разыгрыванием ситуаций проводится ряд практических работ: записи детьми в тетрадях алгоритма действий при конкретной криминальной ситуации, подготовка необходимой атрибутики для проигрывания ситуации и т. д.

Одним из направлений коррекционно-педагогической работы в процессе обучения являлось формирование у детей умений и навыков адекватного реагирования на ситуацию криминального характера. Важными составляющими данного направления работы было обучение детей навыкам преодоления стрессового состояния, возникающего при осознании опасности. Для реализации данного направления в занятия включалось обучение детей доступным приемам преодоления страха и паники, в частности: метод замедленного дыхания, метод «бумажного пакета», счет. Приемы данных техник отрабатывались на занятиях в форме практических упражнений.

Выводы. Апробация представленной выше программы внеурочных кружковых занятий в рамках формирующего эксперимента показала, что при соблюдении предлагаемых нами организационно-педагогических и методических условий ее реализации целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует формированию готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков. Дети, участвовавшие в занятиях кружка «Школа выживания», демонстрировали более высокий уровень сформированности как когнитивного компонента готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера, что проявилось в значительно более точной ориентировке в сущности и специфике ситуаций, представляющих угрозу личной безопасности подростка, так и деятельностного компонента готовности, что выражалось в их способности продемонстрировать правильные алгоритмы действий в криминально опасных ситуациях, позволяющих или избежать опасности попадания в них, или обеспечить эффективную самозащиту самостоятельно или обратившись за помощью.

Литература:

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.

2. Елисеева Н. В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Елисеева; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2007. - 23 с.

3. Лызь Н. А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Лызь; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Таганрог, 2006. - 399 с.

4. Минаева Н. Г., Миронова Е. В. Особенности формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Ялта : РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. -С. 96-100.

5. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. программы и метод. материалы: в 2-х кн. - Кн. 2 / под ред. А. М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 184 с.

6. Сорокина Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Сорокина; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2010. - 199 с.

Педагогика

УДК: 372.857

кандидат сельскохозяйственных наук,

старший преподаватель кафедры биологии и экологии Мишина Ольга Степановна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Бекшаев Илья Алексеевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО

ВЫРАЩИВАНИЮ РАСТЕНИЙ IN VITRO

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся разработки школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro. Особое внимание акцентируется на формирование у учащихся навыков работы с живыми объектами, лабораторным оборудованием. Предложена разработка проектной деятельности по изучению развития полученных растений-регенератов, на примере розы, которая может быть реализована в рамках работы научного кружка по биологии в старшей школе.

Ключевые слова: научный кружок, школьный проект, биотехнология, фитогормоны, высшие растения, питательные среды.

Annotation. In the article the questions concerning development of school biological experiment on plant growing in vitro are considered. Attention is focused on the formation of students' skills in working with living objects, laboratory equipment. The development of design activities for the study of development in plant regenerates, for example, a rose, which can be realized within the framework of the scientific circle on biology in high school, is suggested.

Keywords: scientific circle, school project, biotechnology, phytohormones, higher plants, nutrient media.

Введение. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию базисных качеств личности школьников. При реализации проектной деятельности создаётся конкретный продукт. В современной российской школе главной задачей проектного обучения является: научить ребёнка совершать учебную деятельность [5].

Научные кружки должны функционировать в школе и их деятельность связана с привлечением школьников в исследовательскую работу. Современный рынок труда диктует новые правила для

современных выпускников. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования характеризует выпускника средней школы как креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, владеющий основами научных методов познания окружающего мира.

Если правильно построить образовательный процесс по биологии в школе, то можно заинтересовать учеников изучаемым предметом [1]. Одним из способов решения этой проблемы является использование инновационных методов и средств обучения, например, исследовательского и проектного. В мире всё большее внимание уделяется развитию биотехнологии. Все больше выпускников стараются поступать в ВУЗы, которые готовят специалистов для этой области человеческой деятельности. Разрабатываемый проект может быть реализован обучающимися в рамках работы школьного научного кружка по биологии или в процессе внеурочной деятельности [1, 5]. Без сомнения, для организации практико-ориентированного обучения создание проектов по развитию интереса к ведущим профессиям современности является актуальной и представляет большой практический интерес.

Изложение основного материала статьи. Тема данного проекта выбрана не случайно. Школьникам интереснее будет работать над проектом только в том случае, когда они будут осознавать практическое значение своей деятельности. Инновационная педагогическая технология, а именно, проектная деятельность позволяет учитывать индивидуальные психологические особенности ребят. Однако несмотря на то, что на протяжении многих лет в практике преподавания естественнонаучных дисциплин накопился большой методический опыт, проектная деятельность реализуется не на всех уровнях образования.

Биотехнология является интегральной дисциплиной, концентрирующая в себя все основные предметы, предусмотренные основной образовательной программой. При выполнении проекта учащиеся знакомятся с основами микробиологии, углубляют и совершенствуют знания по химии, цитологии, гистологии, ботаники, физики [2, 5].

Цель исследования: разработать школьный биологический эксперимент по выращиванию растений in vitro.

Объект исследования: проектная деятельность по биологии в школе.

Предмет исследования: особенность организации деятельности учащихся по проведению предлагаемого эксперимента.

Задачи исследования:

- Рассмотреть теоретические аспекты проектной деятельности по биологии в школе;

- Изучить возможность внедрения биологического эксперимента по выведению растений in vitro в образовательную среду школы;

- Дать оценку получаемым знаниям, умениям и навыкам в ходе выполнения эксперимента у учащихся.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны учителям, ведущим научно-

исследовательскую деятельность с учащимися в школе.

Последняя информация о биологических системах, проникает в сущность первичных процессов образования клеточных структур. За последние годы в физиологии и биохимии растений накопилось недостаточно информации, раскрывающей суть простейших биологических моделей [2, 3].

К более приближенному методу выяснения основных закономерностей протекания биологических процессов служит внедрение в контролируемый эксперимент - культуры растительных клеток, органов и тканей в условиях in vitro. Метод культуры тканей в настоящее время является общепризнанным и внедряется во многие страны для решения проблем биологии [2].

Выращивание растений in vitro предлагается по методике микроклонального размножения. Для понимания сути метода учащимся предстоит освоить основные понятия и методы работы с растительными объектами, которые они усваивали в теории, а именно:

1. Стерилизация посадочного материала и введение в культуру.

2. Массовое размножение in vitro;

3. Укорение, полученных растений;

4. Адаптация регенератов к почвенно - климатическим условиям.

Стерилизацию посадочного материала можно проводить безопасными для здоровья дезинфицирующими агентами, например, перекись водорода, гипохлорит кальция и др. Здесь ребята знакомятся с принципами микробиологии, со строением бактериальной и растительной клетки, с химическими веществами, которые подавляют рост и размножение фитопатогенных микроорганизмов [2, 3].

Помимо стерилизации растительного материала, школьникам предстоит освоить процесс приготовления питательных сред. Питательная среда - однокомпонентный или многокомпонентный питательный состав, пригодный для культивирования клеток бактерий или высших организмов. Основу всех питательных сред для выращивания культур тканей растений составляют: макро- и микроэлементы, источники железа и углеводов, органические добавки, а их гормональный состав является ключевым фактором для их культивирования. Для сокращения времени выполнения проекта среды можно покупать в готовом виде. Существует несколько типов питательных сред, наиболее распространена питательная среда по прописи Мурасиге-Скуга (MS).

Процесс приготовления питательной среды:

1. Для приготовления 1 л жидкой среды в стакан объёмом 1 л помещают 30 г сахарозы, доливают дистиллированной водой примерно до 400 мл.

2. После растворения сахарозы добавляют необходимое количества маточных растворов макросолей, микросолей, мезоинозита, глицина, витаминов (таблица).

3. Дистиллированной водой доводят объём доводят до 950 мл.

4. Измеряют рН раствора. С помощью 0,1 н NaOH или HCl доводят его до уровня 5,7-5,8.

5. Переносят среду в мерный цилиндр или колбу объёмом 1 л доводят объём до метки дистиллированной водой.

6. Разливают среду порциями (100-250 мл) в чистые конические колбы, добавляют агар, закрывают сверху алюминиевой фольгой и автоклавируют.

У роз в качестве исходного материала для введения в культуру могут служить разные части и органы растения. Выбор экспланта чаще всего определяется задачами исследования. Если из кончика изолированного корня всегда вырастает только корень, то из изолированного зародыша семени или кончика

стебля вырастают целые растения. Культивируемая среда должна содержать набор питательных и регулирующих веществ, которые могу обеспечить прохождение всех стадий ещё недифференцированного экспланта и его последующий рост [2].

Модельную культуру для изучения роста и развития растений можно получить из каллусной ткани. В качестве источника каллусной ткани можно взять или кусочек органа, содержащий разные ткани -меристему, паренхиму, ткани сосудисто-волокнистых пучков, или вычленить строго определенную ткань. Ткани следует выращивать в широких пробирках, конических, широкогорлых колбах. Обычно хорошо растущая ткань за 30 дней увеличивается в 100 раз.

Для определения роста ткани в культуре применяют методы взвешивания сырой массы, выросшей за определенный промежуток времени, определяют её сухой вес, а также подсчитывают число клеток в пересчете на весовую единицу и на всю ткань, выросшую в колбе.

Как известно каллусная ткань образуется как следствие травмы на раневой поверхности любого органа растения путем деления и роста клеток. Для получения индуцированного органогенеза и эмбриогенеза используют физиологически активные вещества. Наиболее активными из них являются ауксины и цитокинины. Для изучения влияния фитогормонов на рост и развитие растений с учащимися в школе можно применять различные концентрации препаратов.

После получения растений-регенератор учащиеся должны адаптировать их к нестерильным условиям. Процесс адаптации для большинства растений к почвенно-климатическим условиям длителен и трудоёмк. На этой стадии теряется значительное количество растительного материала.

Большинство растений адаптируют в теплицах, где нет проблем с созданием для растений повышенной влажности. Формирующаяся в условиях in vitro корневая система часто характеризуется слабым развитием и отсутствием корней второго порядка [2, 3].

Перед посадкой полученных растений в почвогрунт следует отмыть корни от остатков питательной среды. После высадки растений им необходима повышенная влажность и достаточное количество света. Для большинства растений в качестве субстрата используют торф, песок (3:1). Приготовленным заранее почвенный субстратом заполняют пикировочные ящики. Горшочки с растением накрывают стеклянными банками, которые постепенно открывают для полной адаптации растений. Дальнейшие развитие растений соответствует принятой агротехнике для каждого индивидуального вида.

Таким образом, исследовательская деятельность содержит постановку вопроса о том, какие знания нужно получить. При этом важно понимать, что решение исследовательской задачи может осуществляться внутри проектной деятельности. Например, при проектировании нового агротехнического приёма выращивания растений с использованием новейших методов, предложенных современной наукой. Перед учащимся встаёт проблема в необходимости проверки научных суждений, которые дадут знания, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Без сомнения, подобные проекты вызовут у учащихся неподдельный интерес. Для проведения такого рода эксперимента необходима соответствующая квалификация учителя биологии и материально-техническое оснащение школы [4].

Разрабатываемый проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал учащегося, осуществить раннюю профориентацию, углубить знания учащегося в этой области и наконец заинтересовать ученика предметом биология. Немаловажную роль при выполнении работы необходимо отводить учителю, без помощи последнего ученик не справится с поставленной задачей. Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное, самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности [5].

Данный проект направлен на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, направленный на решение научно значимой задачи [6].

Бесспорно разрабатываемы проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Выполнение исследования может быть пролонгировано. Учебный план, согласно новому ФГОС, предусматривает выполнение индивидуального проекта в течении двух лет в рамках учебного времени. Поскольку проект подразумевает под собой моделирование биологической системы, образовательная организация должна создать условия, обеспечивающие возможность для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельность, моделированием и техническим творчеством [7].

Проект позволит оценить метапредметные результаты учащихся, ведь согласно ФГОС защита индивидуально исследовательского проекта-новый способ оценки метапредметных результатов.

Выводы:

1. В процессе выполнения предлагаемого исследовательского проекта по биологии учащийся знакомятся со всеми аспектами жизни растения, начиная от бесформенной клеточной массы, заканчивая сформировавшимся объектом.

2. Предлагаемы проект является интегративным, поскольку позволят оценить все сформировавшиеся компетенции выпускника старшей школы.

3. Подобранная тематика проекта является весьма актуальной и имеет большое практическое значение.

4. С помощью предлагаемого проекта педагог способен оценить склонности и таланты учащихся к определенному виду профессиональной деятельности.

Таким образом, считаем, что предлагаемый эксперимент может быть реализован в исследовательской деятельности по биологии школьниками.

Выполняя работу, ребята знакомятся с такими понятиями как рост, развитие, минеральное питание растений, систематизируют знания по микробиологии, анатомии и морфологии растений, главное понимают, что их деятельность носит социальное, научное и народнохозяйственное значение.

Образовательный результат выполнения проекта по выращиванию растений in vitro заключается в том, что учащиеся углубляют и систематизируют знания по естественно-научным дисциплинам. Как уже было сказано, работа над этим проектом позволяет развивать более точные метапредметные результаты, заставляет анализировать, сравнивать и формулировать выводы.

В завершении хочется отметить, в процессе проектной деятельности получается замыкать индустрию, науку и образование вокруг поиска и решения актуальных задач.

Литература:

1. Берсенева И.А., Дьячкова Т.В., Бекшаев И.А. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии. - Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-4. С. 28-33.

2. Бутенко Р.Г. От свободноживущей клетки - к растению. - Москва: Колос, 1971. - 95 с.

3. Бутенко Р.Г. Экспериментальный морфогенез и дифференциация в культуре клеток растений. -Москва: Наука, 1975. - 51 с.

4. Васильева Н.Н., Дмитриева Е.А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе обучения биологии // Ярославский педагогический вестник. 2012. №4. С. 68-72.

5. Мишина О.С., Иванов Р.Г. Разработка школьного проекта на тему: «Влияние природной органики на рост и развитие растений» / Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-8. С. 110-116.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012. №413. минобрнауки.рф. [Электронный ресур] (Дата обращения: 23.10.2018)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры огневой и технической подготовки Моисеенко Андрей Андреевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул)

О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ФЕНОМЕНА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Аннотация. Статья посвящена анализу соотношения понятий профессиональная ориентация, профессиональная пригодность и профессиональная готовность, а также выделению составляющих профессиональной готовности и их значения в деятельности субъекта.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональная пригодность, мотивы деятельности, профессиональная готовность.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the corrélation of the concepts of professional orientation, professional suitability and professional readiness, as well as the allocation of the components of professional readiness and their importance in the activities of the subject.

Keywords: Vocational education, vocational orientation, vocational fitness, motives of activity, professional readiness.

Введение. Развитие общества на современном этапе все более интенсивно использует достижения науки и знания, которые влияют на все сферы жизни. В таких условиях процесс подготовки кадров способных эффективно решать возникающие задачи, должен подстраиваться под требования и нужды работодателей. Ориентированность профессионального образования на подготовку специалистов, способных в условиях динамично меняющихся требований успешно выполнять свои обязанности - одна из приоритетных задач. Конечно, для постоянного совершенствования уровня квалификации специалистов существует система непрерывного образования, которая предполагает на этапе послевузовского образования периодические прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки. Но для эффективного послевузовского образования необходим высокий уровень базовой подготовки, полученный в ходе обучения в вузе, который в психолого-педагогической литературе определяется понятием «профессиональная готовность».

Формулировка цели статьи. Целью статьи является обобщение материалов исследования, раскрывающее сущность и содержание понятия «профессиональная готовность» в педагогической литературе.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная готовность тесно связана с профессиональной ориентацией и профессиональной пригодностью. Появлению теорий профессиональной ориентации и профессиональный пригодности предшествовали теории профессионального выбора и развития.

Одним из первых разработчиков проблемы профессионального выбора был Фрэнк Парсонс [9], который в 1909 г. предложил теорию профессионального выбора:

- человек по своим индивидуальным качествам и профессионально значимым способностям подходит только к единственной профессии;

- профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

- профессиональный выбор сознательный и рациональный процесс, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий [9].

В середине ХХ века появилась теория развития Д. Сьюпера, который в 1952 году сформулировал следующие положения:

- люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия - ряду индивидов;

- в зависимости от времени и опыта человека меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает профессиональный множественный выбор;

- профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий;

- особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т. д.;

- на разных стадиях развитием можно управлять, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции;

- профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.