Научная статья на тему 'Формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью на внеурочных занятиях'

Формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью на внеурочных занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / СИТУАЦИИ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / READINESS FOR SAFE BEHAVIOR / SITUATION OF CRIMINAL CHARACTER / MENTALLY RETARDED TEENAGERS / AFTER-HOUR WORK / CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK / KRUZHKOVY OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Миронова Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью. В статье охарактеризована программа танцевального кружка, раскрыты дидактические принципы и организационно-методические аспекты проведения занятий, особенности коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых школьников, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Миронова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR SAFE BEHAVIOR IN SITUATIONS OF CRIMINAL CHARACTER AT MENTALLY RETARDED TEENAGERS ON AFTER-HOUR OCCUPATIONS

Article is devoted to a problem of improvement of contents and the organization of the correctional and pedagogical work directed to formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded teenagers. In article the program of a dancing circle is characterized, the didactic principles and organizational and methodical aspects of training, features of the correctional and pedagogical work directed to formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded school students are disclosed the methods, forms, means used for correction are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью на внеурочных занятиях»

16. Щуркова, Н.Е. Педагогика высокого полета: методические указания / Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, С.И. Попова, Л.Т. Потанина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.

Педагогика

УДК 376.42 (045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Миронова Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИТУАЦИЯХ

КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА

ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью. В статье охарактеризована программа танцевального кружка, раскрыты дидактические принципы и организационно-методические аспекты проведения занятий, особенности коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых школьников, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции.

Ключевые слова: готовность к безопасному поведению, ситуации криминального характера, подростки с умственной отсталостью, внеурочная работа, коррекционно-педагогическая работа, кружковые занятия.

Annоtation. Article is devoted to a problem of improvement of contents and the organization of the correctional and pedagogical work directed to formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded teenagers. In article the program of a dancing circle is characterized, the didactic principles and organizational and methodical aspects of training, features of the correctional and pedagogical work directed to formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded school students are disclosed the methods, forms, means used for correction are considered.

Keywords: readiness for safe behavior, situation of criminal character, mentally retarded teenagers, after-hour work, correctional and pedagogical work, kruzhkovy occupations.

Введение. Проблема безопасности личности и вопросы формирования безопасного поведения у школьников в опасных ситуациях является значимой и достаточно широко рассмотренной в литературных источниках. Одним из видов опасных ситуаций, в которые могут попасть подростки, относятся ситуации криминального характера, или криминогенные, имеющие особую значимость с учетом возросшего количества преступлений в отношении детей. Криминогенные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни, связаны с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением. Состояние безопасности основывается на устранении самих источников опасности или нейтрализации их действия с привлечением неких внешних для рассматриваемого человека сил, однако в то же время личная безопасность человека как субъекта опасной или экстремальной ситуации является результатом его собственных усилий, оперативно предотвращающих или минимизирующих негативное воздействие этой ситуации. То есть у человека должна быть сформирована готовность к безопасному поведению, рассматриваемая Н. В. Елисеевой, Н. А. Лызь, Л. А. Сорокиной и др. учеными как личностное образование, выражающее сформированность определенной системы качеств, необходимых для успешного обеспечения безопасности [2; 3; 6]. Под готовностью к безопасному поведению в ситуациях криминального характера нами понимается свойство личности подростка, характеризующееся направленностью на обеспечение личной и общественной безопасности и позволяющее эффективно и адекватно взаимодействовать с опасными ситуациями криминального характера, возникающими в повседневной жизни. Структура готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера включает ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, рефлексивный и регулятивный компоненты (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко; Н. В. Елисеева; Л. А. Сорокина и др.) [1; 2; 6].

Ряд особенностей умственно отсталых детей обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. п. Основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников, однако из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Органическое поражение головного мозга приводит к резкому снижению компенсаторных возможностей, ограничивает возможности как общего развития, так и развития способностей умственно отсталых детей. Вопросы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей широко рассмотрены в работах отечественных дефектологов. Несмотря на то, что процесс формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у детей данной категории мало охвачен в исследованиях, выявленные учеными особенности их психофизического развития позволяют предположить, что он будет сопряжен со значительными трудностями. Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы по изучению готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков подтвердили данное предположение. Эксперимент, проведенный на базе ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» с учащимися 6-7 классов с заключением ПМПК: «F 70» (умственная отсталость легкой степени) в количестве 1б человек, показал низкую сформированность у них как теоретических знаний о ситуациях криминального характера, представляющих опасность для детей школьного возраста, так и умений адекватно действовать в них. Подростки были мало информированы о преступлении как о явлении социальной жизни, широко не осведомлены о разновидностях преступлений, в том числе о тех преступлениях, жертвами которых могут стать дети. Не все представленные в экспериментальных сериях ситуации криминального характера

расценивались ими как опасные, учащиеся оказались неспособны предвидеть возможные негативные последствия данных ситуаций или дать им верные объяснения. Продемонстрированные испытуемыми практические действия в смоделированных криминально опасных ситуациях преимущественно носили неправильный или частично правильный характер, демонстрировали излишнюю доверчивость, медленную реакцию на происходящие события, что в реальной жизни может привести к плачевным последствиям [4].

Процесс формирования готовности обучающихся к безопасному поведению в различных ситуациях повседневной жизни с целью обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей является достаточно сложным и должен быть организован комплексно и целенаправленно. Формирование безопасного поведения рассматривается учеными в рамках различных подходов: личностно-ориентированного, культурологического и поведенческого. Задача формирования готовности к безопасному поведению умственно отсталых подростков является значимой, но недостаточно разработанной проблемой. В содержание предметных областей, согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, включены лишь отдельные аспекты такой подготовки, что не позволяет осуществлять данную работу системно и развернуто. Одним из путей совершенствования подготовки умственно отсталых школьников в данном направлении является, на наш взгляд, организация внеурочных занятий.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - раскрыть содержание и организационно-методические аспекты формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков на внеурочных кружковых занятиях.

Изложение основного материала статьи. С целью совершенствования содержания и организации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с умственной отсталостью, направленной на формирование у них безопасного поведения, в частности, готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера, нами был проведен формирующий эксперимент.

Он проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья». В эксперименте принимали участие ученики 6-7 классов, с которыми ранее был проведен констатирующий эксперимент. Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация содержания и организации внеурочных занятий, направленных на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков. Для ее реализации нами была разработана программа внеурочных кружковых занятий «Школа выживания» для умственно отсталых подростков, были определены организационно-методические аспекты проведения коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у обучающихся с умственной отсталостью.

Содержание формирующего эксперимента разрабатывалось с использованием Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с умственной отсталостью, образовательной программы А. С. Девяткова «Основы безопасности жизнедеятельности (5-11 классы)» для учащихся специальных школ для детей с умственной отсталостью [5]. При разработке программы нами было учтено содержание программы курсов «Основы социальной жизни», «Обществоведение» по интересующей нас тематике и отраженное в разделах: «Охрана здоровья», «Мораль, право, государство», «Права и обязанности граждан России». Вместе с тем на занятиях сообщались новые сведения по соответствующим темам, не рассмотренных ранее в рамках уроков.

Разработанная нами программа включала два раздела - «Общие правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера» и «Отдельные виды ситуаций криминального характера и особенности безопасного поведения в них». Освоение обучающимися программы кружка «Школа выживания» предполагало достижение детьми следующих планируемых результатов по формированию готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера. В рамках когнитивного компонента готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера: обучающиеся должны знать виды криминогенных ситуаций, которые могут возникнуть в доме, в подъезде, лифте, лестничной клетке, квартире, признаки, по которым можно определить возможную криминогенную ситуацию; иметь представление об основных категориях людей, представляющих опасность (маньяки, уголовники-рецидивисты, люди в состоянии алкогольного опьянения, наркоманы, хулиганы); знать возможные неблагоприятные последствия каждой криминогенной ситуации; правила общения с незнакомыми взрослыми в конкретных криминогенных ситуациях и основные правила поведения человека в криминогенных ситуациях; правила предосторожности, необходимые для предотвращения возникновения криминогенной ситуации, способы избегания нападения в подъезде, в лифте, на неосвещенных улицах, при проникновении грабителей в квартиру; знать, к кому необходимо обратиться за помощью: к соседям, к милиции, родителям, к окружающим. В рамках деятельностного компонента готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера: у обучающихся должны быть сформированы готовность и способность правильно действовать в криминогенных ситуациях различного характера, возникающих дома, в подъезде, лифте, на улице; определять, представляет ли угрозу незнакомый человек, вступающий в контакт; по возможности избегать попадания в опасную ситуацию; привлечь внимание взрослых, которые могут оказать помощь и защиту в опасной ситуации; осуществлять связь с диспетчером лифтовой службы, обращаться по телефону за помощью к милиции, соседям и т. д.; при нападении применить элементарные навыки самообороны.

Организационные условия проведения кружковых занятий: особенности группы детей - данная программа рассчитана на детей с умственной отсталостью в возрасте 11-13 лет; общее количество часов - не менее 12 академических часов; периодичность и продолжительность занятий - 2 раза в неделю, не менее 1 часа; наполняемость группы - не более 12 учащихся; организационные формы - групповая и индивидуальная. Место проведения занятий - спортивный зал. Выбор данного места проведения занятий был обусловлен тем, что основным методом формирования практических навыков безопасного поведения в ситуациях криминального характера является моделирование реальных ситуаций, специфика которых требует просторного помещения (для моделирования ситуаций нападения и обороны, бегства от нападающего человека и др.); кроме того, в содержание занятий включены подвижные игры.

Занятия кружка, организованные в рамках формирующего эксперимента, имели теоретико-практический характер. Такая форма их проведения обусловлена содержанием обучения: предлагаемая школьникам теоретическая информация о конкретной криминогенной ситуации не включает сложных терминов, классификаций, имеет небольшой объем по каждой конкретной теме, тесно связана с реальной жизнью,

поэтому имеются все условия для ее неотсроченного закрепления и отработки соответствующих практических навыков безопасного поведения в изучаемой ситуации. Занятия кружка имели следующую структуру: 1. Организация учащихся. 2. Сообщение темы и задач занятия. 3. Сообщение или повторение теоретических сведений. 4. Физкультурная пауза. 4. Практическая часть занятия. 5. Подведение итогов. Остановимся на краткой характеристике ключевых этапов.

На этапе изучения теоретического материала осуществлялось сообщение новых теоретических сведений о ситуациях криминального характера, уточнение представлений учащихся о конкретных ситуациях, расширение имеющихся знаний, их углубление и систематизация, а также первичное закрепление. В работе широко использовались такие методы, как рассказ, объяснение и беседа в сочетании с демонстрацией наглядных пособий (плакаты и схемы, иллюстрирующие ситуации криминального характера, а также способы выхода из этих криминогенных ситуаций). Также при проведении занятий кружка широко использовался просмотр учебных кинофильмов. На теоретическую работу на занятиях отводилось до 15 минут времени.

Следует отметить специфику применения указанных методов. Вопрос обучения детей основам личной безопасности достаточно сложен, это касается даже нормально развивающихся школьников. Некоторые теоретики и практики дискутируют о необходимости данного обучения, считая, что информирование детей о возможной опасности, например, разбойного нападения, ограбления, насильственных действий и прочего может негативным образом повлиять на психику ребенка, повысить его тревожность. Вместе с тем, мы разделяем точку зрения их оппонентов, которые придерживаются в решении данной проблемы принципа «предупрежден - значит, вооружен». Готовность к возможной неблагоприятной ситуации и умение найти выход из нее формирует у ребенка уверенность в себе, в своих силах, а отработка правильных действий на модели подобной ситуации может помочь избежать самого факта попадания в нее, что особенно важно. Однако, учитывая сложный, зачастую негативный характер сообщаемой детям информации, необходимо подчеркивать во всех приводимых примерах, что знания о правилах поведения помогают человеку либо вообще не попадать в такие ситуации, либо выходить из них с минимальными потерями. В приводимых примерах, как правило, должен присутствовать так называемый «счастливый конец», например, как ребенку удалось убежать от пытавшегося заманить его незнакомого мужчины, предотвратить ограбление квартиры и т. д. Но при этом обязательно подчеркивать и «мораль» истории - если бы участником ситуации не были предприняты адекватные действия, то последствия имели бы плачевный характер. Обязательным условием подбора примеров и другой информации является их адаптация, переработка с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников. Действенным и интересным приемом подачи информации является прием обращения к «свидетелям» криминально опасных ситуаций и их «участникам», которые делятся пережитыми впечатлениями, рассказывают, как благодаря уверенным и правильным действиям спаслись от опасности; в процессе занятий для реализации этого приема организовываются встречи с реальными людьми, демонстрируются видеозаписи интервью, зачитываются письма участников криминально опасных ситуаций. Так, в одном из занятий принимал участие сотрудник милиции, который проводил с детьми беседу о ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых, рассказывал об основных категориях лиц, которые могут представлять опасность для детей школьного возраста.

Следующим важным этапом занятия являлась физкультурная пауза, в ходе которой с детьми проводились специально организованные подвижные игры и упражнения, направленные на снятие возможных негативных переживаний, формирование у обучающихся умений адекватно реагировать в ситуациях криминального характера, преодолевать страх, управлять своим психологическим состоянием. На данный этап отводилось до 10 минут, в зависимости от характера игр и упражнений.

Практическая работа занимала большую часть занятия (до 25 минут). В качестве основных форм работы использовалось моделирование реальных ситуаций. Моделирование реальных ситуаций относится к группе игровых методов, в его основе лежит ситуация, которая представляет собой совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Для нее характерно наличие сюжета; действующих лиц; воссоздание реальных отношений, выражающихся в репликах, действиях; обстановка, приближенная к реальной.

При организации практической работы использовались ситуации двух типов: 1) ситуации, в которых участвуют два человека: «пострадавший» и «нападающий», затем ученики меняются; 2) ситуации с выбором решения, в которых участвуют несколько человек, произносятся реплики и выполняющих разнообразные действия (например, во время инсценировки ситуации нападения шумной подростковой группы).

Моделирование ситуаций организовывалось следующим образом: все школьники делятся на две группы - «актеров» и «зрителей». Вначале ситуации разыгрывала группа «актеров», «зрители» внимательно наблюдали за их действиями. Далее обязательно проводилось обсуждение проигранных ситуаций (первыми о своих ошибках высказывались «актеры», а затем свое мнение высказывали «зрители»). Затем они менялись, и уже другая группа «актеров» пыталась проиграть ситуацию без допущенных ранее ошибок. Обязательным моментом являлся анализ проигранных ситуаций.

В ходе обучения использовался дифференцированный подход: с некоторыми школьниками проводилась предварительная работа, они заранее разучивали роли, планируя действия и обговаривая реплики; другим детям достаточно было оказать помощь организационного характера, подсказать название действий, перспективу деятельности.

В ходе обучения важно было создать ситуацию, близкую к реальной, чтобы учащиеся почувствовали риск, с которым они могут столкнуться в реальной жизни. Для более полного понимания учащимися ситуаций педагог использовал комментирование проигрываемых событий. Для того, чтобы дети научились понимать и оценивать потенциальную опасность ситуации, предвидеть ее возможные негативные последствия, использовался прием «2-х актов»: 1-й акт - начало ситуации, ее исходные условия. Например: незнакомый взрослый подходит на улице к школьнице, возвращающейся домой после занятий; незнакомец заговаривает с девочкой; предлагает вместе с ним пойти в зоопарк. После проигрывания первого акта организовывается обсуждение с участием как «зрителей», так и «актеров». Педагог обращается к учащимся с вопросами: Является ли данная ситуация опасной для девочки? Почему дети так думают? Какие действия незнакомого взрослого вызывают у них подозрения? После подробного анализа потенциальной опасности ситуации обсуждаются ее возможные последствия: что может случиться, если девочка согласится пойти в зоопарк с незнакомым человеком? Затем проигрывался «2 акт» - действия в данной ситуации. Предложенный

вариант действий также обсуждается, подвергается анализу, педагог подводит детей к оценке действий, при необходимости помогает исправить ошибки. Правильный вариант действий проигрывается в завершении работы над ситуацией. Перед разыгрыванием ситуаций проводится ряд практических работ: записи детьми в тетрадях алгоритма действий при конкретной криминальной ситуации, подготовка необходимой атрибутики для проигрывания ситуации и т. д.

Одним из направлений коррекционно-педагогической работы в процессе обучения являлось формирование у детей умений и навыков адекватного реагирования на ситуацию криминального характера. Важными составляющими данного направления работы было обучение детей навыкам преодоления стрессового состояния, возникающего при осознании опасности. Для реализации данного направления в занятия включалось обучение детей доступным приемам преодоления страха и паники, в частности: метод замедленного дыхания, метод «бумажного пакета», счет. Приемы данных техник отрабатывались на занятиях в форме практических упражнений.

Выводы. Апробация представленной выше программы внеурочных кружковых занятий в рамках формирующего эксперимента показала, что при соблюдении предлагаемых нами организационно-педагогических и методических условий ее реализации целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует формированию готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков. Дети, участвовавшие в занятиях кружка «Школа выживания», демонстрировали более высокий уровень сформированности как когнитивного компонента готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера, что проявилось в значительно более точной ориентировке в сущности и специфике ситуаций, представляющих угрозу личной безопасности подростка, так и деятельностного компонента готовности, что выражалось в их способности продемонстрировать правильные алгоритмы действий в криминально опасных ситуациях, позволяющих или избежать опасности попадания в них, или обеспечить эффективную самозащиту самостоятельно или обратившись за помощью.

Литература:

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.

2. Елисеева Н. В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Елисеева; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2007. - 23 с.

3. Лызь Н. А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Лызь; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Таганрог, 2006. - 399 с.

4. Минаева Н. Г., Миронова Е. В. Особенности формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Ялта : РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. -С. 96-100.

5. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. программы и метод. материалы: в 2-х кн. - Кн. 2 / под ред. А. М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 184 с.

6. Сорокина Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Сорокина; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2010. - 199 с.

Педагогика

УДК: 372.857

кандидат сельскохозяйственных наук,

старший преподаватель кафедры биологии и экологии Мишина Ольга Степановна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Бекшаев Илья Алексеевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО

ВЫРАЩИВАНИЮ РАСТЕНИЙ IN VITRO

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся разработки школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro. Особое внимание акцентируется на формирование у учащихся навыков работы с живыми объектами, лабораторным оборудованием. Предложена разработка проектной деятельности по изучению развития полученных растений-регенератов, на примере розы, которая может быть реализована в рамках работы научного кружка по биологии в старшей школе.

Ключевые слова: научный кружок, школьный проект, биотехнология, фитогормоны, высшие растения, питательные среды.

Annotation. In the article the questions concerning development of school biological experiment on plant growing in vitro are considered. Attention is focused on the formation of students' skills in working with living objects, laboratory equipment. The development of design activities for the study of development in plant regenerates, for example, a rose, which can be realized within the framework of the scientific circle on biology in high school, is suggested.

Keywords: scientific circle, school project, biotechnology, phytohormones, higher plants, nutrient media.

Введение. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию базисных качеств личности школьников. При реализации проектной деятельности создаётся конкретный продукт. В современной российской школе главной задачей проектного обучения является: научить ребёнка совершать учебную деятельность [5].

Научные кружки должны функционировать в школе и их деятельность связана с привлечением школьников в исследовательскую работу. Современный рынок труда диктует новые правила для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.