3. Иванов, В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Иванов Василий Григорьевич. -Казань, 1997. - 448 с.
4. Кулиш, Н.В. Личностно-ориентированный контроль знаний как фактор самоопределения студентов университета: автореф. ... дис. ... канд. пед. наук : 1300.01 / Кулиш Наталья Викторовна. - Оренбург, 2012. - 24 с.
5. Прокопьева, Н.А. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в процессе проектного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Прокопьева Нина Анатольевна. - Новосибирск, 2005. - 215 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат сельскохозяйственных наук Мишина Ольга Степановна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук Дьячкова Татьяна Валерьяновна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
К ВОПРОСУ ОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ РАСТЕНИЙ IN VITRO
Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся соответствия методических принципов преподавания биологии в школе и их реализации в проектной деятельности по выращиванию растений in vitro. Авторы стремятся проследить процесс становления проектной деятельности в современной российской школе. Рассматриваются факторы, способствующие эффективному проведению научно-исследовательской работы с учащимися по биологии.
Ключевые слова: проектная деятельность, методические принципы, методика преподавания биологии, школа, растения, научно-исследовательская деятельность.
Annotation. The article deals with the main issues related to the compliance of methodological principles of teaching biology at school and their implementation in the project activities for growing plants in vitro. The authors seek to trace the process of project activity formation in the modern Russian school. The factors contributing to the effective conduct of research work with students in biology are considered.
Keywords: project activity, methodical principles, methodology of teaching biology, school, plants, research activity.
Введение. Под методическими принципами в современной дидактике понимают наиболее важные положения, которые являются фундаментальными закономерностями процесса обучения и воспитания при преподавании отдельного предмета. Без сомнения, дидактические принципы содержат ряд универсальных методических положений, без которых не возможен процесс преподавания. Следовательно, оба вида основных положений ведения педагогической деятельности не могут существовать друг без друга, а существуют в единстве.
Дидактические принципы при преподавании отдельных предметов в школе получили конкретизацию в виде методических принципов. Таким образом, все они отражают отдельные стороны одного и того же процесса. Все принципы биологического образования существуют взаимосвязано. Они реализуют основную направленность получения биологического образования в школе и обеспечивают связь биологии с жизнью.
Перед современной школой стоит задача научить ребенка критически мылить, проверять свои убеждения на практике. На этом основано введение проектной деятельности [5].
Цель исследования - оценить возможность проведения эксперимента в контексте реализации проектной деятельности по биологии при выращивании растений in vitro.
Объект исследования - школьный биологический эксперимент.
Предмет исследования - процесс реализации проектной деятельности по биологии в школе.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования:
1. Оценить возможность проведения эксперимента в современной школе;
2. Оценить соответствие предлагаемого эксперимента с главными методическими принципами преподавания биологии в школе;
3. Провести анализ соответствия предлагаемого эксперимента с основной образовательной программой по биологии в школе;
4. Оценить формирование знаний, умений, навыков и компетенций учащихся при проведении эксперимента.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны учителям-практикам, ведущим проектную деятельность по биологии в школе.
Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность в современной школе является одним из основных факторов ранней профориентации школьников [1]. Для точного понимания, что из себя представляет проектная деятельность, нужно обратиться к определению понятия «проект». Итак, проект - это совокупность определённых действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода проектного продукта. Необходимо также помнить, что это всегда творческая деятельность [3].
Безусловно, метод проектов представляет собой дидактическую активизацию познавательной деятельности школьников, необходимым инструментов для оценки и контроля метапредметных результатов учащихся. Проектная деятельность способствует проявлению и формированию основных базисных качеств личности [11].
При реализации проектной деятельности школьников в обязательном порядке должна реализовываться преемственность образования [10]. Для учащихся, обучающихся в 11 классе, результат деятельности должен представлять собой индивидуальные или групповые межпредметные проекты.
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения для школы значительное внимание уделено формированию метапредметных компетенций. Нет необходимости говорить о важности подобных компетенций, но тем не менее настораживает тенденция, которая складывается в школе: отсутствие современных технологий формирования метапредметных компетенций непосредственно при изучении отдельного предмета. Наиболее успешно проектная деятельность осуществляется в условиях интеграции учебных дисциплин. Таким образом, при выборе темы проекта необходимо учитывать процесс установления связей между информацией, знаниями, науки, обеспечение их целостности, охватывающей все компоненты изучения дисциплин.
Современная школа должна решать более широкий круг проблем, чем простая трансляция знаний. Метод проектов давно уже успешно реализуется во многих странах за рубежом. В России метод проектов был запрещен в 1932 г., и интерес к нему снова возник в конце прошлого века. В первую очередь это связано с новыми потребностями в обществе. Сегодня выпускники школ не обладают в должной мере способностью быть субъектом своей жизнедеятельности. Трудность состоит в том, что многие юноши и девушки не ориентируются на складывающийся социально-экономический уклад страны. Иначе, выпускники не способны предвидеть потребности и возможности будущей трудовой деятельности [8].
Опираясь на новые достижения науки можно с уверенностью говорить о том, что метод проектов вышел на качественно новый уровень по сравнению с прошедшими годами. С течением времени кардинально поменялось представление о методе проектов. Однако, главная цель осталась прежней: это развитие интеллектуальных способностей, поиск и решение проблем, стоящих перед современным обществом [9].
При реализации проектной деятельности необходимо опираться на важнейшие методические принципы. Надлежащий уровень компетентности в проектной деятельности должен достигаться к концу 10-го класса. Темы работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями и должны находиться в области самоопределения учащихся [2]. По мнению многих педагогов и психологов, в старшей школе целесообразно выполнение работ с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкой использование разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
К одной из ключевых компетенций выпускников средней школы по ФГОС относится научное мировоззрение и способность критически мыслить. Выпускник должен быть ориентирован на инновационную деятельность и на образование в процессе всей жизни. Предлагаемая проектная деятельность по выращиванию растений in vitro позволяет сформировать все вышеприведенные знаний, умения и навыки. В процессе выполнения работы ребята знакомятся со строением растительных организмов, их роли в биосфере планеты [7]. На конкретных задачах, которые должен предлагать учитель, учащиеся стараются решить и найти новые механизмы реализации и поиска путей развития технологий, повышающих продуктивность растений [9]. Стараются проследить молекулярные механизмы становления растительных сообществ. Основная роль учителя при реализации проектной технологии состоит в том, чтобы реализовать заложенный потенциал детей в конкретный продукт, который в дальнейшем пригодится при обучении в высшей школе. Зачастую дети выбирают практикоориентированные проекты, которые в дальнейшим так или иначе будут связаны с их профессиональной деятельностью [3].
Опираясь на основные методические принципы, к которым относится: принцип типичности, связи строения с выполняемой функцией, связи организма со средой обитания, показа организма в развитии, принцип связи от внешнего строения к внутреннему и др., можно с уверенностью говорить о том, что предложенная проектная технология полностью соответствует основным методикам преподавания биологии в школе [4]. Вопреки строящимся представлениям в обществе, в настоящее время основным показателем, на который ориентируется школа, являются результаты ЕГЭ, возникает дилемма, может ли он в полной мере служить индикатором знаний выпускников, а также основным показателем дальнейшей успешности их трудоустройства.
Предлагаемая модель реализации проектной деятельности позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории для учащегося. Помимо формирования общечеловеческих компетентностей, в процессе выполнения эксперимента формируются основные профессиональные знания и навыки работы в лаборатории с живыми объектами. Происходит систематизация и алгоритмизация знаний в процессе обучения.
Практика проведения подобных экспериментов показывает, что в отличии от других форм образовательных продуктов, результат деятельности обладает потенциалом воздействия на окружающий мир [6]. В этом заключается социокультурная миссия предложенного проекта.
Возвращаясь к методическим принципам, следует рассмотреть каждый принцип по отдельности, применительно к проекту по выращиванию растений in vitro. Итак, принцип типичности предполагает изучение особенностей строения, развития на типичных представителях, которые имеют для данной группы живых организмов признаки, встречающиеся в данном регионе. При реализации предлагаемого эксперимента по выращиванию растений in vitro следует актуализировать знания учащихся по произрастающей флоре. При выборе объектов исследования необходимо ориентироваться на наиболее типичные растения, которые не вызывают трудностей в определении систематических единиц и которые являются космополитами в определенной области.
Принцип строения с выполняемой функцией полностью реализуется в рамках проведения экспериментальной работы. Суть состоит в том, что при объяснении строения следует обращать внимание на выполняемые функции. Например, часто для объекта размножения in vitro применим важный орган растения, - лист. При проведении работы необходимо обобщить знания учащихся по технике микроскопирования. Важно для закрепления знаний зарисовывать свои наблюдения в тетрадь. Здесь для учителя раскрывается огромный потенциал действий.
Принцип связи организма со средой обитания важен для понимания физиологических процессов, которые протекают в растениях. В ходе выбора объекта исследования внимание учащихся следует обращать на длину корневой системы, листорасположение, высоту растения. В зависимости от местообитания данные показатели могут существенно варьировать.
При реализации принципа от внешнего строения к внутреннему происходит обобщение всех имеющихся знаний учащихся. Основа в том, что при объяснении учебного материала сначала раскрывается внешнее строение того или иного организма, затем внутреннее строение. Например, при изучении морфологии листа следует обращать внимание на жилкование, форму и черешок. Дополнительно можно описать побег выбранного растения по существующей методике.
При реализации принципа показа организма в развитии не мало важно объяснить учащимся суть молекулярного развития растений. Продемонстрировать семена, проростки и вегетирующие растения. Провести сравнительный анализ наблюдаемого при традиционном способе выращивания и при выращивании in vitro.
Подводя итого вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что предложенный эксперимент по выращиванию растений in vitro полностью соответствует представлениям о проектной деятельности в школе как таковой. При выполнении проекта учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания по ботанике и молекулярной биологии, и другим смежным дисциплинам.
Выводы. Выпускники современной общеобразовательной школы должны соответствовать социально-экономическому укладу страны, а их профориентация - рынку труда. Проектные технологии способствуют увеличению интеллектуальной активности учащихся и более осмысленному выбору будущей профессии.
Следует отметить, что проведение предложенного эксперимента возможно в современной школе при реализации преемственности образования школа-ВУЗ. Обращение школьных учителей к специалистам в узкой области способствует активизации мотивационный сферы учащихся и расширит их кругозор, что в свою очередь позволит выполнить проект и углубить свои знания по выбранной науки. Сформировавшиеся компетенции по выполнению проекта полностью соответствуют компетенциям студентов ВУЗа.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают эффективность проектной технологии по выращиванию растений in vitro в школе. Выполняя работу, ребята знакомятся с базисными биологическим понятиями роста и развития растений. Реализация методических принципов происходит в полной мере, что ещё раз показывает не только эффективность, но и целесообразность внедрения подобной инновационной технологии проектной деятельности в современной российской школе.
Литература:
1. Бекшаев И.А., Иванов Р.Г. Разработка практического занятия по биологии в школе на тему: «Физиология клетки: осмотические свойства». // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 77-81.
2. Берсенева И.А., Дьячкова Т.В., Бекшаев И.А. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 28-33.
3. Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В. Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации при обучении биологии детей с ОВЗ. // Современные здоровьесберегающие технологии. 2017. №4. С. 268-277.
4. Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В. Двойная спираль: русский след в истории открытия структуры молекулы ДНК. // Биология в школе. - 2018. - №5, - с. 19-24.
5. Борисовская М.В. Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся средней школы. // Методист. 2012. №3. С. 60-63.
6. Бойцов А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе. // Человек и образование. 2013. №4 (37). С. 185-188.
7. Воронин Д.М., Завальцева О.А., Хотулёва О.В. Подходы к повышению эффективности обучения биологии в школе. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 7-10.
8. Клепиков В.Н. Проектная деятельность в современной школе. // Образование личности. 2015. №1. С. 126-136.
9. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности. // Вопросы образования. 2015. №3. С. 292-307.
10. Мишина О.С., Фролова Н.А., Иванов Р.Г. Алгоритм разработки школьного проекта по биологии на примере темы: «Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в нечерноземной зоне России с применением ФАВ» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. С. 222-225.
11. Мишина О.С., Иванов Р.Г. Разработка школьного проекта на тему: «Исследование воздействия растительного фиторегулятора урожайности (РФУ) на рост и развитие огурцов, выращенных гидропонным и традиционным почвенным способом». // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. С. 246-249.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Морозова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза); кандидат педагогических наук Дронова Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Одной из задач профессиональной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные формы организации обучения, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. В данной статье акцентируем внимание на разработке методических рекомендаций по применению инновационных форм обучения в высшей школе.