Sdj = ^ = ü+p = 351
Сумма по столбцу и контрольная сумма равны между собой, значит, ранжирование проведено правильно.
Теперь отметим те направления, которые являются нетипичными, в данном случае - отрицательными. Сумма рангов «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т:
T=£Rt=1.5+15+22.5+15+1.5=55.5
По таблице Приложения находим критические значения для Т-критерия Вилкоксона для n=26:
Ткр=84 (p<0.01)
Ткр=110 (p<0.05)
Зона значимости в данном случае простирается влево, действительно, если бы "редких", в данном случае положительных, направлений не было совсем, то и сумма их рангов равнялась бы нулю.
В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр (0,01).
Таким образом, делаем вывод, что гипотеза H0 верна. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опыта.
Опираясь на полученные данные можно сказать, что после проведения логоритмических занятии с детьми, действительно выявляются различия у испытуемых до и после занятий. После обработки данных, было отмечено, что произошли положительные изменения. Артикуляционная моторика и объемом движений пришли в норму. У 3% школьников отмечается снижение фонематического восприятия и наблюдается мономорфная форма дислалии. Этим детям рекомендованы индивидуальные логопедические занятия.
Выводы. Логоритмическая работа по исправлению речевых нарушений у младших школьников проходит успешно, если учитывать механизм и структуру речевого нарушения, развивать координацию между слуховыми и речевыми анализаторами через формирование речевого дыхания и регуляцию темпа речи; развивать общую моторику средствами музыки. Применять комплексность и поэтапность работы с использованием постепенно усложняющихся музыкально-ритмических, логоритмических упражнений. Успешность коррекционной работы обеспечили такие средства логоритмики как пластические и двигательные импровизации, элементы дыхательной гимнастики, музыкальная артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, чистоговорки, пальчиковая гимнастика, инструментальное музицырование на шумовых музыкальных инструментах.
Литература:
1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с: илл.
2. Волкова Г.А, С.Н. Шаховская. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
3. Далькроз. Э.Ж. Ритм. - М.: Классика-XXI, 2001. - 248 с.
4. Кольцова М. Ребёнок учится говорить - 2-е издание переработанное и доп. - М., 1979. - 122 с.
5. Музыкотерапия в образовании. Жиганова, К.С., Фалетрова, О.М. Методические рекомендации / Ярославль, 2011. - 49 с.
6. Сеченов, М.И. Избр. произведения. М. - Л., АН СССР, 1952, т. 1.
7. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: Пер. с нем. / Под ред. Л.А. Баренбойма. -Ленинград: Музыка. 1970. - 160 с.
8. Фалетрова, О.М., Таранова, Н.Н. Преодоление алекситимии у школьников средствами музыкотерапии. Журнал Гуманитарные науки (Ялта), №1 (45), 2019 г., С. 105-110.
9. Хомская, Е.Д. Х. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
Педагогика
УДК:378.2
магистрант 1 курса факультета биологии, химии и экологии Федоскина Мария Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Фролова Наталья Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ПО БИОЛОГИИ
Аннотация. Рассмотрены возможности организации научно-исследовательской деятельности в школе по биологии. Разработан план проведения научно- исследовательской работы для установления эффекта от обработки биологически активными веществами на семена, проростки и вегетирующие растения гречихи сорта «Даша» в условиях лабораторного опыты. На основании проведённой работы были сделаны выводы и даны рекомендации.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, гречиха посевная, биологически активные вещества, физиологические показатели роста и развития семян, проростков.
Annоtation. Possibilities of the organization of research activity at school on biology are considered. A plan of research work to establish the effect of the treatment of biologically active substances on seeds, seedlings and vegetating plants of buckwheat varieties "Dasha" in laboratory experiments. Based on the work carried out, conclusions and recommendations were made.
Keywords: research activity, buckwheat sowing, biologically active substances, physiological indicators of growth and development of seeds, seedlings.
Введение. Современные требования к содержанию образования - научить обучающихся использовать методы, которые в дальнейшем будут способствовать формированию у них навыков самостоятельного добывания новых знаний, анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
В процессе обучения школьник должен не только приобрести предметные знания, но и развиваться как самостоятельная творческая личность. Поэтому в школах необходимо применять и использовать одну из важнейших форм организации деятельности обучающихся - внедрение и проведение научно-исследовательской работы.
Активное внедрение в учебно-воспитательный процесс исследовательской деятельности дает значительные возможности для творческого развития учащихся и поднятия образовательного уровня. Современная школа требует творческого подхода к преподаванию школьного курса биологии, что создало бы качественные предпосылки для повышения заинтересованности учащихся материалом. Это тот школьный курс, в котором существуют реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Очень важно, чтобы мышление учащихся основывалось на исследовании, поисках...» [6].
Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования могут и должны стать неотъемлемой частью преподавания предмета, которыми ученики могут заниматься не только на уроках, но и во внеурочное время.
Таким образом, данная проблема является очень актуальной, так как именно биологический эксперимент развивает детей, а также прививает любовь к биологии [3].
Изложение основного материала статьи. Работа над научно-исследовательскими работами может осуществляться через различные научные объединения школьников, которые носят исследовательскую направленность, различные исследовательские кружки [1]. Выделяют следующие виды НИР по организации деятельности.
- Научно-исследовательская работа в учебном процессе. Такая работа выполняется непосредственно прямо на уроках, которые носят исследовательский характер;
- Организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, круглые столы, игры);
- Научно-исследовательская работа во внеурочное время [2].
Существуют разнообразные формы научно-исследовательских работ по биологии. По количеству участников выделяют: индивидуальную - где можно наблюдать тесное сотрудничество ученика и учителя, и массовую или групповую [1].
По продолжительности выделяют следующие научно-исследовательские работы: краткосрочные, период выполнения такой работ от нескольких недель до нескольких месяцев и долгосрочные, например, когда исследование или эксперимент проводится в течение года или даже нескольких лет [1].
Различают научно-исследовательские работы по видам деятельности: реферативные - такие работы оформляются в реферат, основной деятельностью является сбор информации по определенной теме [2].
Экспериментальные работы (проведение опыта, эксперимента) - сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии с пятого по одиннадцатый класс, например, работа с микроскопом, работа с микропрепаратами, определение биологических объектов.
Описательные работы - основой таких работ является наблюдение и описание, каких-либо явлений в окружающем мире.
Исследовательские работы - является одной из высших ступеней научно-исследовательской деятельности. Ученики, овладев знаниями и методиками, имея практические знания и умения, могут проводить различные исследования, результаты которых необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы.
Это также могут быть различные уроки-исследования, в ходе которых ученики обсуждают проблемы по определённой теме, принимают различные решения, анализируют информацию, делают выводы, учатся работать в команде, публично выступать и высказывать своё мнение.
Домашние задания довольно часто носят исследовательский характер. Это способствует непрерывной исследовательской деятельности, как в школе, так и дома. Это в свою очередь приводит к дополнительному всестороннему развитию, увеличению интереса к биологии, дополнительному воспитанию творческих способностей, развитию самостоятельности. Примером таких домашних заданий является: наблюдение за природными явлениями, наблюдения и уход за растениями, домашними животными, наблюдение и уход за своим организмом и членами семьи.
Задания на лето тоже могут носить научно-исследовательский характер, что способствует непрерывному всестороннему развитию личности. Выделить можно следующие формы работ: наблюдения за природными явлениями, составление и сбор различных коллекций, гербариев.
Научно-исследовательская работа подразумевает наличие следующих основных этапов: подготовительного, основного, завершающего. Для достижения успеха и для получения качественной работы в первую очередь необходимо правильно и грамотно спланировать и организовать свои действия, важно выполнять исследование поэтапно.
В задачи подготовительного этапа входит:
- Отбор учеников заинтересованных научно-исследовательской деятельностью;
- Определение области исследования;
- Выбор темы;
- Формулировка цели и задач;
- Выбор объекта и предмета исследования;
- Составление плана работы;
- Определение источников информации;
- Подготовка средств исследований;
- Выбор и подготовка учебно-опытного школьного участка.
Второй этап - основной или исследовательский этап. Его подразделяют на теоретический и экспериментальный. Теоретический этап включает в себя - изучение заранее подобранной литературы. Экспериментальный этап включает в себя - проведение эксперимента или научно - поставленного опыта.
Третий этап заключительный или завершающий. В ходе данного этапа происходит подведение итогов, формулируются выводы, происходит построение структуры работы.
Особое внимание надо уделить выбору темы научно-исследовательской работы, которая должна быть актуальной и имела практическое значение. Мы предлагаем рассмотреть организацию и проведение научно-исследовательской работы на примере темы: «Влияние биологически активных веществ на рост и развитие растений гречихи», которая может использоваться в качестве темы для научно-исследовательской работы в школе.
Гречиха посевная является одной из важнейших сельскохозяйственных культур, поэтому улучшая и внедряя новые технологии возделывания культуры, среди которых используют биологические активные вещества, которые способны повышать устойчивость к неблагоприятным факторам, обеспечивать ускоренный рост, увеличение урожайности и качества продукции, имеют большое хозяйственное значение [7].
В связи с вышесказанным предложенная тема, которую можно использовать в качестве научно-исследовательской работы в школе, представляет интерес и является актуальной.
Цель предложенного исследования: установить эффект от обработки биологически активными веществами на семена, проростки и вегетирующие растения гречихи сорта «Даша» в условиях лабораторного опыта.
Экспериментальные задачи:
- Установить эффект воздействия биологически активных веществ БАВ на всхожесть семян в условиях лабораторного опыта;
- Собрать и проанализировать данные, установить эффект от обработки исследуемым препаратом по таким показателям как длина и масса (сырая и сухая) корневой системы и проростков в условиях лабораторного опыта.
Объект исследования: биологически активное вещество «Этофосф», семена гречихи сорта «Даша», проростки сорта.
Предмет исследования: физиологические показатели роста и развития семян, проростков гречихи, обработанных биологически активными веществами.
Практическая значимость: полученные результаты, могут быть использованы специалистами в области сельского хозяйства. Также данная информация может пригодиться учителям, ведущим научно-исследовательскую работу в школе.
Для определения влияния данного препарата на семена и проростки гречихи был проведён лабораторный опыт по соответствующим ГОСТ. Препарат использовали в трех различных концентрациях 10-6, 10-7 и 10-8 мг/мл. В условиях школы данный опыт можно поставить либо в лаборантской, либо в домашних условиях, при этом ребята должны вести дневник наблюдений и фиксировать результаты [7].
На 3, 5, 10-е сутки постановки опыта, мы проводили измерения длин надземных органов проростков и их корневых систем. Соответственно [ГОСТ 12038-84] на четвёртые и на восьмые сутки нами было определена энергия прорастания и всхожесть. Анализируя и устанавливая соотношения полученных показателей опытных проростков к показателям взятых за контроль, которые были выращены на дистиллированной воде и принятых за 100%, мы определяли эффект от применения БАВ.
Прорастание и всхожесть семян это одни из важнейших процессов, которые влияют на качество будущего растения и количество его плодов. Поэтому, вначале нашей научно-исследовательской работы были проведены лабораторные опыты для установления эффективности обработки препаратом БАВ на всхожесть семян, что является важным показателем продуктивности растений [4].
На основании полученных результатов, мы сделали следующий вывод: прорастание и всхожесть семян значительно увеличились и превосходят в образцах, замоченных в БАВ в концентрациях 10-6 (75%), 10-7 (76%), 10-8 (87%). Эти образцы значительно превосходят образцы, которые были замочены в дистиллированной воде (39%) в качестве контроля. Это говорит нам о том, что БАВ в данных условиях положительно влияет на всхожесть и прорастание семян гречихи.
Стабильность роста проростков и корневых систем также в свою очередь очень значимый показатель, который влияет на рост будущего растения, на его морфобиологические характеристики, на устойчивость к неблагоприятным условиям, на урожайность [7]. На основании полученных данных, мы сделали следующий вывод, что обработка БАВ существенно повлияла на длину корневых систем и длину проростков. На пятые сутки длина корневых систем и длина проростков значительно превышала в образце, обработанном препаратом БАВ в концентрации 10-6, образцы обработанные препаратом БАВ в концентрациях 10-7, 10-8 незначительно уступали, но все же длина корневых систем и длина проростков превышали контрольные образцы. На десятые сутки длина проростков в образце, обработанном препаратом в концентрации 10-6, значительно превышала все остальные образцы. В остальном картина не изменилась по сравнению с прошлыми замерами, образцы обработанные препаратом в концентрациях 10-7, 10-8 не сильно опережали контрольные образцы [7].
Также мы провели измерения массы корневых систем и массы проростков. По полученным данным сделали следующие выводы: обработка БАВ положительно повлияло на массу корневых систем и массу проростков, в образце, обработанном БАВ 10-6 масса бала наибольшая. Образцы, обработанные БАВ в концентрациях 10-7, 10-8 имели результаты схожие с контрольным образцом.
Отсюда можно сделать вывод о положительном влиянии обработки БАВ семян растений гречихи, которое влияет на массу, рост корневой системы и длину проростка. Такой усиленный рост обладает следующим рядом преимуществ. Это дополнительное укрепление растения в почве, и усиленное поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Усиленный рост проростка влияет на продуктивность процесса фотосинтеза.
Выводы. Таким образом, по результатам лабораторного опыта экспериментально была подтверждена эффективность обработки БАВ, которая способствовала интенсификации ростовых процессов, что в конечном итоге приведёт к увеличению урожая. Наблюдая данный эффект от обработки препаратом ребята убеждаются в возможности управления ростом и развитием растений.
Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: Школьный эксперимент по биологии является основой формирования практических умений и навыков учащихся и играет важную роль в решении учебно-воспитательных задач[5]. В ходе выполнения научно-исследовательской работы, обучающиеся способны реализовывать и раскрывать свои способности, применять имеющиеся знания на практике. Благодаря такой работе школьники развиваются, как творческие личности, у них формируются коммуникативные и ораторские навыки. Также осуществляется всестороннее развитие личности, расширяется кругозор, происходит знакомство с первичными профессиональными навыками.
Литература:
1. Алексеенко А.Н. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по экологическому воспитанию школьников. - Тула, 2014. - 56 с.
2. Батюта Е.А. Мотивация исследовательской деятельности школьников. - 2015.
3. Мишина О.С., Иванов Р.Г., Разработка школьного проекта на тему: «Влияние природной органики на рост и развитие растений». Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 8. - С. 110-116
4. Нефедьева Е.Э., Белопухов С.Л., Верхотуров В.В., Лысак В.И. Роль фитогормонов в регуляции прорастания семян // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2013. №1. С. 61-66.
5. Мишина О.С., Иванов Р.Г., Бекшаев И.А., Методическая разработка школьного биологического эксперимента по выращиванию растений in vitro. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч. 4. -С. 226-229
6. Чиркова Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана // Исследовательская работа школьников. - 2004. №1.
7. Фесенко А.Н., Фесенко И.Н. Результаты селекции, динамика производства и рынок зерна гречихи (анализ многолетних данных) // Земледелие. - 2017. - №3. - С. 24-27
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Фирсова Светлана Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола); кандидат педагогических наук, доцент Гарифуллина Флюра Зинатовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)
ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. Для соответствия глобальным вызовам нового тысячелетия выпускники инженерных специальностей нуждаются в постоянно расширяющемся спектре навыков. Мягкие навыки, владение английским языком, знание проблематики межкультурной коммуникации являются важным компонентом обучения будущего инженера. В статье обсуждается возможности развития коммуникативных навыков в техническом университете. Особое внимание уделено формированию поликультурной позиции студентов. Авторы определяют этапы и методы поликультурного взаимодействия.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, глобальный инженер, мягкие навыки, межкультурная коммуникация, обучение английскому языку в техническом вузе, поликультурная среда, поликультурное взаимодействие.
Annotation. Engineering graduates need an ever-increasing range of skills to meet relevance with the global challenges of the new millennium. Soft skills, the English language, cross-cultural communication are important component of a future engineer's training. The article considers the development of communication skills at a technical university. Particular attention is paid to the formation of students' cross-cultural position. The authors determine the stages and methods of multicultural interaction.
Keywords: higher professional education, global engineer, soft skills, cross-cultural communication, English training at a technical university, multicultural environment, cross-cultural cooperation.
Введение. Процессы глобализации, происходящие во всех сферах современного общества, оказывают влияние и на систему компетенций, необходимых для инженера завтрашнего дня. Современный инженер должен не только владеть знаниями в области математики, естественнонаучных и инженерных дисциплин, проводить комплексную инженерную деятельность с использованием практических знаний о применяемых материалах, оборудовании и инструментах, процессах и технологиях, но также отслеживать информацию о новейших достижениях науки и техники в своей области, выполнять обязанности в качестве члена национальных и международных команд, эффективно взаимодействовать c представителями своей профессии независимо от их национальностей, места проживания, культурных особенностей. Данные вызовы определяют новые требования к системе подготовки инженеров.
В академических кругах обсуждается необходимость получения дополнительных междисциплинарных навыков для решения поставленных задач. В зарубежной литературе появилось новое понятие «глобальный инженер», обладающего, помимо традиционных знаний, спектром коммуникативных навыков, владеющего иностранным языком, использующего знания межкультурной коммуникации. Это особенно актуально, учитывая, что инженерные проекты все чаще планируются и осуществляется через национальные и культурные границы.
Изложение основного материала статьи. Специалисты особо отмечают, что перспективные профессии будущего потребуют от своих претендентов не только профессиональных умений, но и комплекса неспециализированных навыков, способных повлиять на успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность, а именно: способности к творчеству, лидерству, концентрации, критическому