Научная статья на тему 'Формирование экологической компетенции гимназистов через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов'

Формирование экологической компетенции гимназистов через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Виктория Раисовна

В статье представлен опыт работы учителя биологии ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова» по формированию экологической компетенции учащихся гимназии через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов биологического образования и принципов этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетенции гимназистов через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов»

Все наши удачи и неудачи увидеть, принять участие в жизни класса могут и родители как в личном общении, так и на блоге класса.

Умение решать проблемы - не единственное, что требуется сформировать у ученика для того, чтобы он адаптировался в непрерывно меняющемся окружающем мире. Активная жизненная позиция предполагает ЖЕЛАНИЕ самостоятельно решать возникшие проблемы (а не прятаться от них, не перекладывать на кого-то другого). Существенная трудность заключается и в том, чтобы научить человека ВИДЕТЬ, ОБНАРУЖИВАТЬ проблемы вокруг себя. Это требует умения устанавливать связи, отслеживать возможные результаты происходящих событий, на что и будет направлена моя дальнейшая работа с детьми. Библиографический список

1. Рубина Н. В., Шкала для талантов. Диагностика развития творческого мышления / Научно-практическая конференция «ТРИЗ-Фест 2009»: сборник трудов конференции. СПб., 2009. - 302 с.

2. Нестеренко А. А. Опыт овладения инструментами анализа и решения проблем через синтез творческих текстов (по материалам ТРИЗ-эксперимента) /А. А.Нестеренко // Педагогические технологии.-2005.-Ы 2.-С.7-32.

3. Нестеренко А. А. Дидактические инструменты для обучения применению модели "Элемент - имя признака - значение признака" /А.А.Нестеренко // Педагогические технологии.-2006.-Ы 4.-С.90-108.

Исхакова Виктория Раисовна,

учитель биологии ГБОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан feva35.raisovna@vandex.ru

Формирование экологической компетенции гимназистов через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя биологии ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова» по формированию экологической компетенции учащихся гимназии через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов биологического образования и принципов этнопедагогики. Ключевые слова: экологическая компетенция, проектная деятельность, региональный компонент, этнокультурный компонент, этнопедагогические принципы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 236 от 04.02. 1994 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и современной «Экологической доктриной Российской Федерации» экологическое образование признано одним из важнейших направлений государственной политики в области экологии.

Взаимоотношения человека и природы в современном обществе часто складываются на основе экономической выгоды. Глобальные экологические катастрофы, вызванные нерациональным, безнравственным, потребительским отношением людей к природе; установки на овладение силами природы и подчинение их человеку - результат потери духовных ценностей, естественной взаимосвязи «человек-природа».

Состояние здоровья школьников в последнее время также вызывает серьезную тревогу. За годы обучения в школе возрастает процент нарушений зрения, осанки, заболевания органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

«Существует ряд факторов, определяющих здоровье человека:

окружающая среда - 20-25%;

генетическая предрасположенность - 15-20%;

образ жизни - 50-55%;

здравоохранение - 8-10%». [1]

Самый значимый фактор - образ жизни человека, поэтому у учащихся необходимо формировать с самого раннего возраста бережное отношение к своему здоровью.

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность.

Для того чтобы изменить сознание общества в сторону природосообразного поведения, научить сохранять своё здоровье и остановить разрушение биосферы под воздействием антропогенных факторов, необходимо формировать экологическую компетенцию каждого человека. Низкий уровень экологической культуры вызывает необходимость ее формирования в период становления личности на школьной ступени образования. В связи с этим мы должны сформировать у выпускника школы экологическую компетенцию, которая позволит ему оптимально взаимодействовать с окружающим миром, сохраняя свое здоровье и целостность природных экосистем.

«Экологическая компетенция это способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации

экологически безопасной деятельности в учебных социально проблемных экологических ситуациях, здоровья человека и безопасности жизни» [2]

«Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:

- научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);

- ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);

- нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);

- деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера)» [3]

С 2006 года ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова» является Республиканским ресурсным центром по направлению «Развитие этнокультурного образования в Республике Хакасия».

Кафедра естественных наук ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова», которая объединяет учителей биологии, химии и физики, работает над темой «Развитие духовно-нравственной личности учащихся через интеграцию этнокультурного образования в предметы естественнонаучного цикла».

Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Экологическая компетенция гимназистов это один из аспектов духовно-нравственной личности

В законе "Об образовании" (статья 7) закреплены два компонента стандарта - федеральный и региональный.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования.

Целью введения регионального компонента в биологическое образование является: расширение, углубление и конкретизация содержания федерального компонента по биологии.

Региональный компонент биологического образования включает несколько аспектов:

- социокультурный (природосообразные традиции народов, населяющих регион, состояние здравоохранения, сельского хозяйства, виды хозяйственной деятельности, уклад жизни, возникших как результат адаптации человека к окружающей среде на территории Хакасии;

- биоразнообразие флоры и фауны Хакасии, районированных пород животных, сортов культурных растений; охраняемые и исчезающие виды живых организмов региона,

- региональная экология; памятники природы, особо охраняемые природные территории

- экология человека (здоровьесберегающая среда и здоровый образ жизни, экология жилища, вредные привычки, правильное питание)

- прикладная биология (селекция, биотехнология, медицина, здравоохранение и др.).

Отбор содержания регионального компонента проводился с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить интегративные знания по этнокультуре, экологии, биологии для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, собственного здоровья, необходимые в повседневной жизни, практической и профессиональной деятельности.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой народа, проживающего в регионе, то есть этнокультурного компонента. Это особенно важно для национальной школы, так как её значение сохранить традиции, культуру, родной язык, самобытность. Этнокультурный компонент образования способствует духовно-нравственному развитию личности, самоидентификации, что ведет к личностному росту учащихся.

Содержание регионального и этнокультурного компонентов биологического образования имеет большой потенциал для формирования экологической компетенции учащихся гимназии. Экологическая компетенция гимназистов это один из аспектов духовно-нравственной личности. Использование этнокультурных знаний способствуют лучшему пониманию взаимоотношений природы и человека, повышает уровень социальной активности учащегося.

При формировании экологической компетенции гимназистов необходим системный подход, то есть взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, творческий подход к применению разных методов и форм деятельности. Особое внимание следует уделять поисковой и исследовательской деятельности школьников в образовательном процессе, создавать учебно-практические ситуации, в которых школьник приобретает опыт самостоятельной познавательной деятельности, необходимой для развития экологической компетенции.

Для этих реализации этих условий подходит проектная технология.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию таких личностных качеств гимназистов, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их интересы и потребности, что соответствует принципам личностно - ориентированного подхода.

В процессе выполнения группового учебного проекта возможно выявление разных видов одаренности детей (организаторской, художественной, интеллектуальной и др.) с целью их оптимального развития.

При применении проектной технологии реализуются принципы сотрудничества учителя и ученика, субъектного обучения, деятельностного подхода, практическая направленность обучения, что способствует повышению учебной мотивации учащихся и развитию навыков самостоятельной работы.

Проектная технология обучения приводит к оптимизации и, как следствие, гуманизации условий обучения, так как основная часть проекта выполняется вне урока, в индивидуальном темпе.

Таблица 1

Этапы работы над проектом_

Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность педагога

1. Организационный Определение темы (проблемы); формулирование цели; организация работы в группах (от 2 до 5 человек) или индивидуально. Уточняют информацию; обсуждают задание в группе или с учителем. Мотивирует учащихся; формулирует проблему; объясняет цель проекта.

2. Планирование Анализ проблемы; постановка задач; определение источников информации; выбор критериев оценки результатов; распределение ролей в команде. Формируют задачи; уточняют информацию (источники); выбирают свои критерии оценки. Консультирует и корректирует работу учащихся

3. Исследование Сбор информации, изучение методики исследования; обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта деятельности. Выполнение проекта. Работают с информацией. Проводят анализ и синтез полученной информации. Выполняют теоретическое и экспериментальное исследование; работают над проектом. Консультирует и корректирует работу учащихся

4. Обобщение результатов Организация «мозгового штурма» или другой формы, обсуждения результатов Анализ и обобщение результатов; формулирование выводов; Оформляют результаты проекта. анализ полученных результатов; формулирование выводов; оформление результатов;

5. Защита проектов или представление продукта проекта Подготовка доклада; презентации; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов; защита проекта. Оценка Защищают проект. Участвуют коллективной оценке результатов проекта. Участвует в анализе и оценке результатов проекта.

6. Рефлексия Анализ достижения поставленной цели, полноты выполнения проекта, достигнутых результатов и причин. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Направляет процесс анализа.

Таблица 2

Место, форма и вид представления результатов работы над проектом_

Место представления результатов Форма мероприятия Вид представления результатов

Урочная деятельность Урок изучения нового материала Доклад

Презентация PowerPoint

Слайд-шоу

Закрепление изученного материала Инсценировка

Ролевая (деловая) игра Доклады с обсуждением

Конференция Доклады с обсуждением

Внеучебная деятельность на разных уровнях (гимназический, муниципальный, региональный, всероссийский -Интернет) Конкурс Защита проектов с презентацией PowerPoint, фильм, Газета (стенгазета), букле

Интернет конкурс Презентация PowerPoint, Слайд-шоу, стендовый доклад.

Олимпиада по экологии Защита исследовательских проектов с презентацией PowerPoint на практическом туре по экологии

Научно-практическая конференция школьников Защита исследовательских проектов PowerPoint с презентацией

«Гайд-парк» Стендовый доклад, реклама антиреклама

Изучив литературу по этнопедагогике, я пришла к выводу, что при использовании проектной технологии в обучении соблюдаются такие принципы этнопедагогики как: гуманизация, индивидуализация, деятельностный характер обучения и воспитания; сотрудничество ученика и учителя; природосо-образность (естественность в отношениях «человек - природа», «человек-человек»).

«Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [4]

«Этнопедагогизация - решающий факт интеграции обучения и воспитания. ...целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных. культур с современными воспитательными системами., создающими воспитательную среду (этнопедагоги-ческое пространство)» [5]

При формировании экологической компетенции гимназистов, как аспекта духовно-нравственной личности, необходимо применять принципы этнопедагогики с ее богатым многовековым опытом, своеобразными методами регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы. Народные экологические традиции «хранят опыт и мудрость предков, учат уважительному отношению к природе, рациональному использованию ее даров» [6]Их изучение и применение поможет в формировании экологической компетенции современных школьников. Использование принципов этнопедагогики в экологическом образовании способствует формированию духовно-нравственной, творческой личности; способной к организации экологически безопасной деятельности; способной чувствовать ответственность за судьбу своей семьи, народа, страны.

Результаты работы по проектной технологии:

- ежегодное участие в республиканской научно-практической конференции школьников по экологии (2011-2012 «Болезни хлеба», «Пагубное влияние курения на здоровье подростков»; 2012-2013«Радиация вокруг нас», «Плесень или высолы ?»);

- печать исследовательской работы «Болезни хлеба» в сборнике работ «Традиционная хакасская культура глазами учащейся молодежи. Исследования Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова» Новосибирск: НГУ, 2012. 305 с.;

- 6 учащихся 6-го класса с исследовательскими проектами «Вода на космической станции», «Хлорофитум на космической станции», «Бактерии на космической станции», «Средства психологической разгрузки (снятия стресса) космонавтов на орбите», «Шум-неизбежность космического быта», «Хлорелла в космосе» по теме «Быт и досуг космонавтов» стали победителями в Интернет - конкурсе «Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Цифровой континент-2011»;

- 1 призёр в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников олимпиаде по экологии 2011-2012 уч.г. (практический тур - защита исследовательского проекта)

- 2 команды - призеры с проектами «Диета и анорексия», «Режим дня гимназиста, как эталон здорового образа жизни» во Всероссийском дистанционном Конкурсе «Все о здоровье» (ноябрь 2012 г)

- 4 команды участники с проектами «Правильное питание для беременных», «Хакасская национальная кухня», «Коварный фаст-фуд», «Вегетарианство» во Всероссийском дистанционном Конкурсе «Все о здоровье» (ноябрь 2012 г)

- созданы и пополняются тематические коллекции презентаций по биологии;

- практико-творческие проекты по озеленению кабинетов, жилых комнат, рекреаций способствовали созданию здоровьесберегающей среды в гимназии.

Работа над проектами по внутришкольному озеленению, озеленению пришкольной территории позволяет увидеть учащимся необходимость природоохранной деятельности каждого, создание здоровьесбе-регающей среды для учебы и жизни в интернате. Проектная деятельность, дискуссии, уроки-конференции по темам «Здоровый образ жизни», «Глобальные экологические проблемы», «Экологические проблемы Хакасии» формирует личное ценностное отношение учащихся к экологическим проблемам.

Проекты с краеведческим содержанием «Охраняемые растения Хакасии», «Охраняемые млекопитающие Хакасии», «Охраняемые птицы Хакасии», «Ядовитые растения Хакасии», «Ядовитые животные Хакасии», «Съедобные и несъедобные грибы Хакасии», «Лекарственные растения Хакасии» и т. п. помогают понять и полюбить свою малую Родину и бережно относиться к её природным богатствам.

Участие в олимпиадах, конкурсах, экологических мероприятиях, повышает уровень экологической компетенции, мотивированность обучения, интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Для формирования экологической компетенции в рамках современной действительности необходим комплексный подход с применением разнообразных форм, методов, воздействие на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение. Эффективность экологического образования и воспитания зависит от ряда факторов: непрерывность, систематичность, последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; использование народных традиций, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, творческий подход к применению разных методов и форм деятельности. Экологическая компетенция школьников является интегрированным общекультурным показателем, результатом многосторонней учебно-воспитательной работы. Библиографический список

1. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Учебно-методический комплекс Составители: Гольдерова А. С.-ст. преподаватель, Платонова Н. А. - ст. преподаватель, Яковлева А. П. - ст. преподаватель, Степанова А. Д.- ассистент. Кафедра Основы здорового образа жизни и экологии человека МИ ЯГУ. Якутск, 2003 - 11Р1_ http://gendocs.ru/

2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - N 2. - С. 11-16

3. Гарифзянов А. Р., Брызжева Н. В. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения биологии // Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса : сб. научно-методических статей / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 315 с.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М: Изд. центр «Академия», 1999.- 168 с.-с.4

5. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - с.4

6. Кокова Л. Д. Экологические аспекты традиционного мировоззрения хакасов // Педагогика любви: Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». 8-12 июля 2009г. / под науч. ред. П 24 А.С.Шаалы, Г. Д. Сундуй - Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг» Института развития национальной школы. - 2009. - 280с.

Киселева Юлия Сергеевна,

учитель английского языка МБОУ «СОШ №64», г. Новокузнецк

vuliaa@hotmail.ru

Козликина Ольга Геннадьевна,

учитель математики МБОУ «СОШ №64», г. Новокузнецк ufvidf@mail.ru

Современные педагогические технологии воспитания и обучения в общественно активной школе Аннотация. Статья посвящена вопросу современных педагогический технологий воспитания и обучения в общественно активной школе. В качестве основных компонентов рассматриваются педагогические технологии и игровые технологии. Автор подчеркивает, что использование педагогических и игровых технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и во внеучебной деятельности и добиваться высоких образовательных результатов. Ключевые слова: технология, педагогическая технология, современные образовательные технологии, игра, игровая технология.

Содержание образования - это король, а технологии образования - это Бог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. П. Тихомиров

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе[6] Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики остановимся на педагогических технологиях (образовательных технологиях)[1,2]

Причиной выбора является следующее:

- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;

- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

- педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная)технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата[4,5]

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

- однозначное и строгое определение целей обучения и воспитания (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного и воспитательного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения и воспитания (с помощью чего);

- а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);

- и объективные методы оценки результатов обучения и воспитания (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

- диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения и воспитания;

- экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения и воспитания в сжатые промежутки времени;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.