Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке студентов-бакалавров к организации исследовательской деятельности школьников'

Компетентностный подход к подготовке студентов-бакалавров к организации исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / NETWORK INTERACTION / CLINICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Аркадьевна

В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода к подготовке студентов к организации исследовательской деятельности школьников. Материал излагается с позиции новых стандартов. Обсуждаются инновационные формы организации образовательного процесса сетевое взаимодействие школы и вуза и клиническая практика студентов. Представлен опыт успешного взаимодействия педагогического вуза и школы г. Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY APPROACH TO PREPARATION OF STUDENTS-BACHELORS TO THE ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN''S RESEARCH ACTIVITIES

In the article questions of the competence approach to preparation of students for the organization of research activity of schoolchildren are considered. The material is presented in terms of new standards. Innovative forms of the organization of the educational process are discussed network interaction between the school and the university and the clinical practice of students. The experience of successful interaction between a pedagogical university and a school in Nizhny Novgorod is presented.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке студентов-бакалавров к организации исследовательской деятельности школьников»

6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2017 с.: ил. -(Коррекционная педагогика).

7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

8. Филичева Т. Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Социальное образование. - 2012, №1. - 139 с.

9. Флёрина Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении. [Метод. пособие для воспитателей] / Е. Флерина и Е. Шабад. - Москва: Учпедгиз, 1939. - 94 с.

Педагогика

УДК 378.1

магистр естественнонаучного образования, учитель биологии, преподаватель кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Зайцева Ольга Аркадьевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород),

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода к подготовке студентов к организации исследовательской деятельности школьников. Материал излагается с позиции новых стандартов. Обсуждаются инновационные формы организации образовательного процесса - сетевое взаимодействие школы и вуза и клиническая практика студентов. Представлен опыт успешного взаимодействия педагогического вуза и школы г. Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, профессиональные компетенции, сетевое взаимодействие, клиническая практика.

Annotation. In the article questions of the competence approach to preparation of students for the organization of research activity of schoolchildren are considered. The material is presented in terms of new standards. Innovative forms of the organization of the educational process are discussed - network interaction between the school and the university and the clinical practice of students. The experience of successful interaction between a pedagogical university and a school in Nizhny Novgorod is presented.

Keywords: research activity, professional competence, network interaction, clinical practice.

Введение. В настоящее время возрастает потребность в воспитании мобильных, социально-активных граждан, способных успешно развиваться в техногенном обществе, решать новые актуализируемые временем проблемы [2]. В связи с этим изменяются требования, предъявляемые к подготовке будущих членов общества. Организация активной творческо-исследовательской деятельности обучающихся, направленной на самостоятельный поиск, осмысление, преобразование информации, создание нового продукта, с точки зрения ФГОС ООО, должна стать приоритетной задачей современной системы образования. Развитию инновационного обучения, стимулированию активной творческой исследовательской деятельности обучающихся посвящен также текст ряда документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Фундаментальное ядро содержания общего образования и др.). В соответствии с этим подготовка выпускников педагогического вуза должна быть направлена на формирование качеств, способствующих эффективной организации исследовательского творчества школьников.

Отметим, что, несмотря на создание основательной нормативно-правовой базы, стандартов, регламентирующих процесс обучения, большой опыт организации исследовательской деятельности обучающихся существует ряд фактов, указывающих на недостаточную эффективность проведения педагогических воздействий. По мнению многих исследователей [2, 3, 7, 10, 14], современные педагоги испытывают значительные трудности при организации научного творчества обучающихся: не владеют способами решения научно-исследовательских задач, не могут перейти от «монологовой трансляции знаний» к стимулированию самостоятельной образовательной деятельности школьников [10]. Некоторые исследователи отмечают такие проблемы, как формализм организации научно-исследовательской деятельности [17], низкую мотивацию педагогов к внедрению инновации [10, 12]. Одной из причин этого явления, по мнению ряда учёных, считается образование, полученное педагогами по традиционной лекционно-семинарской системе обучения [2, 10, 11].

Всё вышесказанное указывает на недостаточную проработку проблемы на теоретико-методологическом уровне, вследствие чего вопрос поиска инновационных путей, способствующих развитию у студентов педагогического вуза компетенций, благоприятствующих успешной деятельности по организации поискового творчества школьников, кажется нам актуальным.

Изложение основного материала статьи. По мнению А.И. Савенкова, современная система образования требует не просто «фрагментарного включения методов исследовательского обучения в образовательную практику» вузов, а специально организованной подготовки педагогов к решению задач исследовательского характера, развитию навыков исследовательского качества у обучающихся [16]. Видеть «удивительное в обыденном», создавать проблемные ситуации для детей, организовать экспериментальную деятельность в разнообразных лабораторных и «полевых условиях», поддерживать высокую мотивацию к обучению и исследовательскому творчеству, управлять интересами детей - это качества, которые должны быть присущи выпускнику педагогического вуза [16].

Переход российской высшей школы на многоуровневую систему, изменение требований к выпускнику школы и вуза, практическая ориентированность школьного образования привели к изменениям в содержании подготовки студентов педагогических вузов, что нашло отражение в образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС ВО 3++), имеющих в своей основе компетентностный подход, подразумевающий формирование у участников образовательного процесса определённых качеств (универсальных,

общепрофессиональных и профессиональных компетенций), обеспечивающих возможность осуществления самостоятельной успешной профессиональной и исследовательской деятельности. Компетентностный подход, по мнению В.А. Болотова не сводит содержание образования «к знаниево-ориентированному компоненту, а предлагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций и социальных ролей, компетенций» [1].

В целом, понятие компетентности можно определить, как совокупность проявляющихся в личностно-значимой для субъекта деятельности знаний, умений и способностей [10, 15]. Базовые (универсальные) компетентности включают в себя основы современного научного знания, принципы и закономерности явлений действительности [5, 6, 7]. Профессиональные компетентности - интегративное качество личности, включающее «систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности» [7]. По мнению А.В. Хуторского, компетенция определяется как «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [18]. Некоторые отечественные авторы (Л. Н. Болотов, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков и др.) считают синонимами понятия «компетенция» и «компетентность» [2]. Проанализировав ряд литературных источников, можно сказать, что основная идея компетентностного подхода в образовании заключается в том, что именно способность и готовность человека к «эффективной и продуктивной деятельности в социально-значимых ситуациях» [7], приобретение разностороннего опыта деятельности на основе индуктивного подхода, а не отдельные знания, умения и навыки являются ключевыми задачами педагогического процесса [9]. Наличие этих качеств у выпускника вуза является залогом его конкурентноспособности и эффективного профессионального становления [7].

По мнению А.С. Зуевой, Л.А. Казариной, исследовательская компетентность служит показателем готовности личности к осуществлению исследовательской деятельности, а исследовательская компетенция направлена на мобилизацию имеющихся знаний, умений и навыков, качеств личности (составляющих компетентности) при решении конкретной задачи, познании и преобразовании окружающей реальности [7, 10]. Развитие исследовательской компетентности и организаторских качеств личности у студента являются показателями готовности к успешной педагогической деятельности в современных условиях.

В свете важности проблемы поиска эффективных решений, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих педагогов к организации исследовательской деятельности школьников, принципиальное значение имеет обращение к сетевому формату взаимодействия образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций создаёт ряд преимуществ для участников партнёрских отношений: формирование единого научно-образовательного пространства с использованием ресурсов всех образовательных организаций, входящих в сетевое сотрудничество, возможностью совместных научных разработок, академическую мобильность студентов и преподавателей [4, 8, 13], дополнительные возможности для реализации инновационного подхода к организации педагогических практик студентов. По мнению нижегородских учёных (Е.Л. Агеевой, М.А. Картавых, В.В. Николиной, Г.А. Папутковой, И.В. Прохоровой и др.), реализующих с 2013 года на базе ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина» проект «Клинические базы практик», интегрированная клиническая педагогическая практика с элементами организации проектно-исследовательской деятельности школьников, организованная в рамках сетевого взаимодействия вуза и школы, является ключевым фактором формирования профессиональных компетенций будущего педагога. В процессе такой практики студенты получают возможность раннего погружения в профессию, участвуют в совместных с социальными партнёрами научно-исследовательских проектах, конференциях, создают учебно-методические разработки, что способствует процессу непрерывного формирования профессиональных компетенций. Сочетание учебной деятельности бакалавров с решением практических задач приводит к «движению мысли от теоретических, абстрактных форм к практическому, деятельному мышлению», «обогащению» студента, как исследователя, так и будущего специалиста [7].

В рамках сетевого сотрудничества на базе МАОУ СШ №151 г. Нижнего Новгорода и НГПУ им. К. Минина в 2017 -2018 гг организована совместная деятельность учителей, обучающихся школы, студентов 4 курса профиля подготовки «Биология и химия», преподавателей кафедры биологии, химии и биолого-химического образования (БХ и БХО), затрагивающая вопросы научно - исследовательского проектирования в условиях инноваций естественнонаучного образования: семинары и мастер-классы, разработка и реализация элективного курса по генетике, создание методологической разработки по переформатированию традиционных уроков биологии в старшей школе в систему научно-исследовательских проектов по темам: «Введение в общую биологию», «Уровни живого», «Организм - единое целое», «Генетика», «Изменчивость». Данные проекты были успешно апробированы в процессе клинической практики.

Научная деятельность в рамках созданного на базе кафедры БХ и БХО студенческого клуба «БИОС», объединяющего студентов, работающих над собственными исследовательскими проектами, также стала частью общей экспериментальной работы школьников и студентов. Основными направлениями совместной научно-исследовательской деятельности являются: биоиндикация наземных экосистем и урбоэкосистем, анализ генотипического и фенотипического полиморфизма растений и животных Нижегородской области, анализ половой структуры популяций беспозвоночных и позвоночных животных Нижегородской области в зависимости от условий обитания.

В рамках работы студенческого клуба «БИОС» под кураторством студентов-бакалавров НГПУ были подготовлены и успешно представлены на городской конференции НОУ «Эврика» исследовательские проекты обучающихся: «Использование живых организмов в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды», «Возрастная обусловленность встречаемости аллергозов у жителей Советского района г.Н.Новгорода», «Генетическая и средовая детерминация наследования признаков у монозиготных и дизиготных близнецов», «Полиморфизм нижегородцев по некоторым расовым признакам», «Мониторинг наземно-воздушной среды по состоянию популяции клопа-солдатика».

О результатах проведённой работы сообщалось на заседании кафедры БХ и БХО, Проектно-аналитической студенческой экспресс-сессии факультета естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. К. Минина «Презентация опыта научно-исследовательской деятельности студентов естественнонаучного направления» (30 ноября 2017 года г. Н. Новгород), на Международной научно -

практической конференции «Проблемы эффективного использования научного потенциала общества» (г. Новосибирск, 12 января 2018 года).

В рамках нашего исследования определялся первоначальный уровень (начало эксперимента - НЭ) теоретической подготовки 56 студентов 4 курса профиля подготовки «Биология и химия» НГПУ им. К. Минина, необходимой для проведения исследовательской деятельности и педагогического эксперимента, а также исследовалась эффективность теоретической и практической подготовки к организации исследовательской деятельности школьников, приобретенной студентами в рамках сетевого сотрудничества (окончание эксперимента - ОЭ) (таблица 1). Ряд обобщающе-аналитических мероприятий, проводимых среди учеников школы - участников эксперимента (итоговый тест по оценке качества знаний обучающихся школы по биологии в экспериментальном и контрольном классе, а также исследование степени мотивации к изучению биологии, уровня сформированности проектных умений), показал следующие результаты (таблица 2).

Таблица 1

Определение уровня знаний и умений студентов-бакалавров 4 курса профиля подготовки «Биология и химия» НГПУ им. К. Минина, необходимых для проведения эксперимента и организации

исследовательской деятельности школьников

Показатели НЭ ОЭ

Процент студентов, проявивших активно-положительное отношение к научно-исследовательской деятельности в школе 92% 98%

Процент студентов, имеющих высокий и средний уровень знаний методики проведения и оформления эксперимента 67% 82%

Процент студентов, имеющий высокий и средний уровень развития исследовательских умений и навыков организации исследовательской деятельности обучающихся 62% 83%

Таблица 2

Результаты экспериментальной работы, проведённой среди обучающихся МАОУ СШ №151 в рамках клинической практики студентов-бакалавров 4 курса профиля подготовки «Биология и химия» (контрольная группа обучающихся - КГ, экспериментальная группа - ЭГ)

Показатели КГ ЭГ

Качество знаний по биологии по результатам итогового теста 66% 75%

Процент обучающихся, имеющих высокий и средний уровень мотивации к изучению биологии 54% 76%

Процент обучающихся, показавших высокий и средний уровень сформированности проектных умений 61% 87%

Выводы. Формирование профессиональных компетенций студентов-бакалавров является достаточно эффективным в рамках сетевого взаимодействия вуза и школы и организованной в рамках этого инновационного подхода педагогической практики, подразумевающей непосредственное включение студентов в учебно-воспитательный процесс школы без отрыва от обучения в вузе. Проведенные нами исследования показали, что активное включение школьников в творческо-поисковую деятельность, организованное с использованием ресурсов высшей школы, при участии активной деятельности студентов-бакалавров способствовало развитию познавательного интереса школьников и формированию устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности обучающихся и процессу обучения в целом.

Литература:

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

2. Бычкова А.С. Профессиональная подготовка бакалавров и магистров к организации исследовательской деятельности учащихся основной школы (на предмете физика): дис...канд.пед.наук.13.00.08. / Бычкова А.С. - Томск, 2014. - 178 с.

3. Горовая В.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности / В.И. Горовая, С.И. Тарасова. -М.: Илекса, 2002. - 128 с.

4. Дорожкин, Е.М., Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия. // Высшее образование в России, 2013. - №11.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 284 с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

7. Зуева, А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза: дис.канд.пед.наук. 13.00.08 / А.С. Зуева - Екатеринбург, 2014. - 226 с.

8. Капустин, В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/kkapustin.htm (дата обращения 06.02.2018).

9. Кадырова, Ф.М. Современные технологии формирования гуманитарных ценностей / Ф.М. Кадырова // Казанский педагогический журнал. - 2006. -№2. - С. 20-23.

10. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис...канд.пед.наук. 13.00.01 / Л.А. Казарина - Томск, 2016. - 193 с.

11. Лазарев В.С. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: монография / B.C. Лазарев, Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 171 с.

12. Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. - С. 44.

13. Новиков, Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. - М.: ИПУ РАН, 2003 - 102 с.

14. Попова, А.А. Анализ современного состояния вопроса об исследовательской деятельности учителя / А.А. Попова // Теория и практика развивающего обучения. - 2001. - Вып. 11. - C. 103-112.

15. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

16. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. - 2007. - № 3. - С. 14-24

17. Савина Н.Н. Типичные недостатки исследовательских работ школьников // Приволжский научный вестник. 2013. №8-1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnye-nedostatki-issledovatelskih-rabot-shkolnikov (дата обращения: 26.07.2018).

18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Педагогика

УДК: 371.321+378.147

кандидат педагогических наук Зотова Татьяна Юрьевна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СПОРУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье представлена общая характеристика модели обучения будущих учителей педагогическому спору как профессионально значимому высказыванию, описан ход формирования у студентов специальных знаний и умений, связанных с комплексной оценкой ситуации спора с точки зрения его жанровых параметров и моделированием эффективного и корректного речевого поведения в конкретных условиях педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, методика обучения, педагогический спор, жанровые признаки педагогического спора, учебно-речевая ситуация.

Annotation. The article presents the general characteristic of the model of teaching future teachers to the pedagogical dispute as a professionally significant statement, describes the course of the formation in students of special knowledge and skills associated with a comprehensive assessment of the situation of the dispute from the point of view of its genre parameters and modeling of effective and correct speech behavior in specific conditions of pedagogical interaction.

Keywords: professional competencies, teaching technique, pedagogical dispute, genre features of a pedagogical dispute, educational-speech situation.

Введение. В системе профессиональных компетенций будущих учителей значимое место занимают коммуникативные компетенции, которые связаны с организацией и реализацией педагогического общения и собственного речевого поведения в рамках учебно-воспитательного процесса. К числу таких компетенций следует, на наш взгляд, отнести и те умения, которые необходимы учителю в ситуации педагогического спора как одной из самых частотных и сложных в его профессиональной практике, тем более что, по мнению Н. И. Махновской, «...умение аргументировать свои взгляды и действия в различных ситуациях педагогического общения и составляет в большей мере сущность педагогики сотрудничества» [2, с. 4].

Как показывают наблюдения за речевой деятельностью педагогов, уровень сформированности их аргументативных и дискуссионных умений, специальных коммуникативных умений (оценивать степень конфликтности ситуации; учитывать психологические особенности адресата; отбирать уместные аргументы и речевые тактики в зависимости от условий ситуации спора и др.) недостаточен для успешного моделирования речевого поведения в условиях учебно-речевой ситуации спора; основные трудности в ведении педагогического спора вызваны отсутствием специальных знаний о жанровой природе педагогического спора [2]; несмотря на частотный характер возникновения ситуации спора и различные условия его функционирования, учителя, а вслед за ними и практиканты, чаще всего используют деструктивные речевые тактики в качестве способов «экстренного» решения ситуации спора на уроке, что связано, очевидно, с преимущественно авторитарным стилем профессионального общения педагогов и стереотипностью их поведения в конфликтах. Таким образом, конструктивному аргументативному поведению в ситуации педагогического спора, в первую очередь в условиях урока как основной единицы образования, необходимо целенаправленно обучать еще в вузе в рамках коммуникативной подготовки будущего учителя.

Цель статьи - охарактеризовать некоторые условия реализации методики обучения студентов педагогическому спору и кратко представить ход формирования необходимых коммуникативно-жанровых умений.

Изложение основного материала статьи. Чтобы совершенствовать профессиональную коммуникативную подготовку будущих учителей-словесников, нами была разработана программа опытного обучения, направленная на формирование аргументативной речи в процессе профессионально значимого спора с учащимися (отметим, что данная программа носит универсальный характер и может быть применима в подготовке других учителей-предметников). Обучение включало 2 аудиторных занятия и было связано с изучением жанровых особенностей педагогического спора и его разновидностей. Общая цель занятий -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.